|
||
/ Net-культура / < Вы здесь |
Все о поэзии 86 Написать в гостевую Дата публикации: 18 Января 2002 получить по E-mail версия для печати Глуповатоcть Пушкин в одном из писем - кажется, Вяземскому - выдвинул тезис о том, что "поэзия должна быть глуповата". С тех пор вот уж почти 200 лет идет дискуссия: что же это он имел в виду? Ходасевич, например, целую статью посвятил этому вопросу: "В чем же дело, однако? Неужели поэзия - "религии сестра земная" - не только может, но и должна быть глуповата? Неужели сам Пушкин думал, что лишь божественный глагол И поэт станет говорить глуповатости? И как мог сам он отдать всю жизнь делу, для него заведомо глуповатому? Или он лгал, притворялся? И если лгал, то когда: тогда ли, когда писал о глуповатой поэзии, или когда писал "Пророка"? Как примирить все это? Или же попросту Пушкин в своем афоризме сболтнул, не подумав: сам, ради красного словца, сказал глуповатое, если не вовсе глупое, - и притом как раз о предмете, в котором он почитается великим авторитетом?" Ходасевич приходит к выводу, что под "глуповатостью" нужно понимать отказ в поэзии от норм здравого смысла: "В мире поэзии автор, а вслед за ним и читатель, вынуждены отчасти отказаться от некоторых мыслительных навыков, отчасти изменить их: в условиях поэтического бытия они оказываются неприменимы. Так, критерий достоверности отпадает вовсе и заменяется критерием правдоподобности (и то с известными оговорками). Затем постепенно и в разной мере начинают терять цену многие житейские представления, в сумме известные под именем здравого смысла. Оказывается, что мудрость поэзии возникает из каких-то иных, часто противоречащих "здравому смыслу" понятий, суждений и допущений. Вот это-то лежащее в основе поэзии отвлечение от житейского здравого смысла, это расхождение со здравым смыслом (на языке обывателя входящее как часть в так называемое "воображение поэта") и есть та глуповатость, о которой говорит Пушкин. В действительности это, конечно, не глуповатость, не понижение умственного уровня, но перенесение его в иную плоскость и соответственно перемена "точки зрения". По-моему, все это, конечно, весьма мудрено, но, я думаю, неправильно. Я думаю, под глуповатостью имеется в виду способность утверждать очевиднейшие и общеизвестнейшие факты как некое откровение, только сейчас вот обнаруженное. Что зимой - холодно, что летом - тепло и т.д. Способность это вдруг, со страшной силой, неожиданно обнаружить и пережить - ну а затем не стыдиться с жаром и пылом делиться этим с людьми. Способность всерьез упиваться самыми банальными банальностями, иначе говоря. Пригов, например, в своих лучших проявлениях:
Или:
Или:
И тому подобное. Ну и я сам пытаюсь по мере сил:
*** М.Гаспаров: "Философская лирика - игра в мысль, демонстрация личного переживания общих мест: ср. ПАРТИЙНОСТЬ, где тоже не свое подается как свое". ("Записи и выписки", с. 180). Гаспаров, вроде бы, осуждает. А по-моему это вот - способность к личному переживанию общих мест - это вот и есть та самая глуповатость по Пушкину, которая, действительно, в поэзии необходима. *** Еще Гаспаров: "Молодые люди всегда одарены, это вроде возрастной болезни" - Брехт; "Пушкин нам кажется старше себя, а Лермонтов моложе, потому что он глупее, глупость очень молодит". Как раз, как раз. Потому и одарены (молодые): потому что пока молодой - еще довольно глупый, вот и есть задор ломиться в открытые двери. Собственно, это одна из польз поэзии: что она - именно потому, что глуповата, - как бы является тем самым как бы консервированная молодость: употребляя, молодеешь.1 Со временем ума прибавляется, начинаешь понимать, что, в общем, все тысячу раз сказано и высказано, и остается только либо совсем замолчать, либо
о которой см. сообщ. Бормотание художественное (Вообще, все это верно не только для отдельного человека, но и для культур в целом: каждая начинает с молодости и глуповатости, ей же - глуповатостью в форме бормотания - и кончает.)
Глупость А вот это совсем другое, нежели вышерассмотренная "глуповатость". "Глуповатость", это... ну, см. выше. А вот глупость - это просто глупость, глупость как таковая. Ходасевич хорошо это сформулировал: "поэзия должна быть глуповата - но поэт должен быть умен". *** Баратынский писал об этом еще в 1828 году:
Птичка моя, это прочтя, захохотала. - Что, такое смешное стихотворение? - Да ведь сейчас у "капусты" есть еще один смыл! Но про капусту у Баратынского не очень удачно сказано: сказывается классово-дворянская ограниченность автора и низкопоклонство перед заграницей: импортный лавр, дескать, это очень хорошо и благородно, а родная капуста - Баратынскому представлялось, что это есть овощ позорный и смешной. Сейчас данное противопоставление нерелевантно: ничего ни позорного, ни смешного в капусте никто уже не видит. Поэтому лучше было бы что-то вроде
*** Линия торжествующей глупости в русской поэзии: Бенедиктов (говорят - не читал) - Бальмонт - Северянин - Вознесенский. Надо бы ее рассмотреть - да лень. Примечания: 1 Также потому люди и водку пьют: чтобы поглупеть - и тем самым приобрести задору и всего в этом духе. То есть, поэзия и водка есть две вещи одного толка.
поставить закладку написать отзыв
|
nemiroff@au.ru URL |
|
||