Русский Журнал
/ Net-культура / www.russ.ru/netcult/20020205n.html |
Все о поэзии 90 Написать в гостевую Мирослав Немиров Дата публикации: 5 Февраля 2002 Голимый Есть такое слово. В середине 1990-х вошло в молодежный сленг и стало в нем весьма модным для обозначения крайней степени чего-либо: "кошмар голимый" - крайнее выражение кошмара; "металл голимый" - крайнее проявление музыки "хэви металл"; и т.д. Также входит в состав выражения "палево голимое" обозначающее что-то весьма неудачное, крайне не соответствующее представлениям говорящего о правильном и хорошем. Так вот: выражение это по происхождению своему есть заимствование из тюменского диалекта; в Тюмени в начале 1980-х, когда я туда попал, среди типичных выражений местного простонародья ("потудова" и "посюдова" в значении "туда" и "сюда"; "имЯ" для обозначения всех косвенных падежей местоимений 3 лица множественного числа (их, им, у них), вот, среди этих местных слов и выражений сразу бросилось мне в уши высокочастное "голимый". "Простонародья", ну: чаще всего мной это слово - как и упомянутое "имЯ", "потудова" - слышаны мною были из уст веселой алкоголички Клавки, у которой я в 1980 году снимал комнату. Нигде, кроме Тюмени, я этого слова прежде не слыхал, и потом, Тюмень покинувши, ни во второй половине 1980-х, ни в первой половине 1990-х, не слыхал тоже. А вот с середины этих же 1990-х стал встречать его, и где? В "Московском комсомольце", на странице, посвященной модной, "стильной" и клубной жизни! Пути распространения этого слова из тюменского местного простонародного диалекта в речь столичной центровой тусовки? Мне предполагаются возможными два варианта: 1. Через тюменских музыкантов - "Инструкция по Выживанию", "Кооператив Ништяк", да и "Гражданская Оборона", которая длительное время более чем наполовину была тюменской (гитарист Игорь "Джефф" Жевтун, барабанщик Александр Андрюшкин, басист Аркадий Кузнецов, еще один гитарист Игорь Гуляев); 2. Через уголовников, сидевших в тюменских и тюменской области тюрьмах и лагерях, там это словцо и подхвативших. А перетекание слов и выражений из уголовной среды в модно-молодежный - процесс давно известный. *** Приложение: склонение упомянутого в тексте местоимения "имЯ": родительный падеж - был у имЯ (у них), дательный - сказал имЯ (им); винительный - видел имЯ (их); творительный - встретился с имЯ (с ними) предложный - говорили об имЯ (о них). Говно Так почему все-таки пишется через О? А совершенно в согласии со школьными правилами орфографии! - Есть проверочное слово: множественное число: "гОвна". "Гражданская Оборона"
"Гражданская Оборона" и прочий "сибирский рок". Подробнее см. Ангедония. Гражданская поэзия А что? Ничем не хуже никакой другой - см. Агитационная поэзия. Пример? Ну вот самый свежий, - не знаю, насколько высокохудожественный, но правдивый:
Недозарифмовано. Да х@ли там зарифмовывать - и так все понятно. Если в конце, как это было мне свойственно, пускаться в комикование, то можно было бы в конце написать что-то вроде того, что кто гордый человек, тот такой себе пощечины не должен просто так спускать, а нужно беспощадно мстить. Что-нибудь вроде:
Стихи, короче, по типу набора "сделай сам". Я как-то в последнее время перешел на именно такие. Тут еще, в общем, более-менее стихотворение все-таки почти готовое, а так в принципе достаточно пары строк - показать, какой там ритм; заготовки рифм, которые сами за себя говорят, а остальное можно, в принципе и не писать: и так все понятно. Деконструктивизм, в общем. Последние две строфы куда более энергичны, чем первая часть. Кровожадные стихи вообще эффектнее получаются, нежели какие иные. Не потому ли - а не по иным каким причинам - футуристы и бросились в революцию: ради сугубо стихотворного драйва, который можно было извлечь из воспевания ее злодеяний. Такой логики не бывает, как в этом стихотворении? Еще как бывает! Да вот прямо сейчас она материально осуществляется - в Аргентине: недовольны правительством - громят частные магазины. *** Телевизора у меня нет, ТВ-6 я ни разу не видел, а лично Е.Киселева - последний раз видел году, наверно, в 1993-м. Так что мне закрытие ТВ-6, в общем, по барабану. Но то, как это происходит, это - - - Графомания
Николай Заболоцкий, начало поэмы "Торжество земледелия", 1929 - 1930. Имитация графомании - одна из главных линий развития русской поэзии 20 века: обериуты, в первую очереди Заболоцкий, затем - концептуалисты, в первую очередь Пригов. Ну, и я тоже. Почему и зачем? См. об этом сообщ. Глуповатость; Бормотание художественное, часть I, часть II. *** Мне напоминают: Хлебников. Хлебников, да; Хлебникова забыл. А впрочем, не забыл. Хлебников - не совсем из этого ряда; Хлебников не имитировал графоманию, он графоманом действительно был. Все его аграмматизмы, синтаксические неправильности, ритмические сбои - не специально для смеха или безумства, а он, судя по всему, просто искренне не понимал - а что здесь неправильного? Нынче такого рода авторы проходят по разряду "творчество душевнобольных" . Гаспаров, например, "Записи и выписки", с. 388:
*** У Ходасевича есть очерк о графоманах "Ниже нуля" - про "гениев с другой стороны":
Затем Ходасевич описывает свою коллекцию графоманских книжек эмигрантских авторов, после чего переходит к положению дел в СССР.
Вот так. Умный был человек Ходасевич, но обериуты лежали уже за пределами его понимания. "Советский чиновник", дозволивший Заболоцкого к печатанию, оказался обладателем более продвинутого вкуса и "настоящего понимания", нежели - - -
Тут он, кстати, совпадал с советской властью. В юности - в начале 1980-х - мне попался учебник начала 1930-х для вузов "Современная русская советская поэзия", вот жалко, не помню автора. Так вот: там всех, в общем, хвалят - не только Маяковского или комсомольских поэтов (Безыменский, Александров), но и конструктивисты там хорошие, и Есенин, Клюев, Клычков, в общем, ничего, и Ахматова с Мандельштамом - хотя и не понимают решений партии и правительства, но - "мастера", и даже о Крученых говорилось более-менее приязненно. Единственный, о ком там было написано не иначе, как о злобной вылазке классового врага был - Заболоцкий. А Заболоцкий как раз в начале 1930-х вовсе не был классовым врагом; процитированная выше поэма "Торжество земледелия" был написана вовсе не в целях насмешки, а как действительно гимн во славу коллективизации. Но - - - *** Да, а первый в этом ряду, конечно, Козьма Прутков. Не в тех стихах, где он заведомо пародиен, а в
С одной стороны это смешно и пародия, с другой это написано - как и Заболоцкий, как и Пригов, как и (кстати) Платонов - совершенно всерьез; графоманским идиотским языком автор пишет то и о том, что на самом деле он сам - а не персонаж-идиот - думает и чувствует. *** Из Пригова примеры привести? Ну, например:
или:
или:
или:
или:
Это юмор? Ну, это также и юмор - но в первую очередь это, грубо говоря, "Правда Жизни", изложенная ради нея самой - а уж кроме этого также и - для смеха. *** Про Хлебникова я там выше, цитируя Гаспарова, неправду написал. На самом деле у Гаспарова Хлебников говорит: "Ну что вы за пустяки мне рассказываете: скорость света, скорость света. Значит, это относится только к таким мирам, где есть свет; а как же там, где света нет?" Не удержался, чтобы не приврать. На самом деле Хлебников, конечно, был безумец, но не такой простой, каким я его вывел, а - в соответствии с духом эпохи - оккультного толка: параллельные миры, иные измерения... *** Слишком много и слишком часто Пригова цитирую? Приходится. Пригов, как ни крути, а - один из Величайших Поэтов Земли Русской и притом Пронзительный Лирик. А меж тем и по сей день чрезвычайно большое количество людей - и не просто людей с улицы, а и "культурологов", как, например, Илья Смирнов, и "выдающихся деятелей современной культуры" как, например, Дмитрий Быков, полагают, что Пригов - в лучшем случае персонаж из телепередачи "Аншлаг! Аншлаг!" - зубоскал во что бы то ни стало. Вот и приходится Пригова обильно цитировать - для восстановления справедливости и утверждения иерархии ценностей.
|