Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20020205n.html

Все о поэзии 90
Написать в гостевую

Мирослав Немиров

Дата публикации:  5 Февраля 2002

Голимый

Есть такое слово. В середине 1990-х вошло в молодежный сленг и стало в нем весьма модным для обозначения крайней степени чего-либо: "кошмар голимый" - крайнее выражение кошмара; "металл голимый" - крайнее проявление музыки "хэви металл"; и т.д. Также входит в состав выражения "палево голимое" обозначающее что-то весьма неудачное, крайне не соответствующее представлениям говорящего о правильном и хорошем.

Так вот: выражение это по происхождению своему есть заимствование из тюменского диалекта; в Тюмени в начале 1980-х, когда я туда попал, среди типичных выражений местного простонародья ("потудова" и "посюдова" в значении "туда" и "сюда"; "имЯ" для обозначения всех косвенных падежей местоимений 3 лица множественного числа (их, им, у них), вот, среди этих местных слов и выражений сразу бросилось мне в уши высокочастное "голимый". "Простонародья", ну: чаще всего мной это слово - как и упомянутое "имЯ", "потудова" - слышаны мною были из уст веселой алкоголички Клавки, у которой я в 1980 году снимал комнату.

Нигде, кроме Тюмени, я этого слова прежде не слыхал, и потом, Тюмень покинувши, ни во второй половине 1980-х, ни в первой половине 1990-х, не слыхал тоже. А вот с середины этих же 1990-х стал встречать его, и где? В "Московском комсомольце", на странице, посвященной модной, "стильной" и клубной жизни!

Пути распространения этого слова из тюменского местного простонародного диалекта в речь столичной центровой тусовки? Мне предполагаются возможными два варианта:

1. Через тюменских музыкантов - "Инструкция по Выживанию", "Кооператив Ништяк", да и "Гражданская Оборона", которая длительное время более чем наполовину была тюменской (гитарист Игорь "Джефф" Жевтун, барабанщик Александр Андрюшкин, басист Аркадий Кузнецов, еще один гитарист Игорь Гуляев);

2. Через уголовников, сидевших в тюменских и тюменской области тюрьмах и лагерях, там это словцо и подхвативших. А перетекание слов и выражений из уголовной среды в модно-молодежный - процесс давно известный.

***

Приложение: склонение упомянутого в тексте местоимения "имЯ":

родительный падеж - был у имЯ (у них),

дательный - сказал имЯ (им);

винительный - видел имЯ (их);

творительный - встретился с имЯ (с ними)

предложный - говорили об имЯ (о них).

Говно

Так почему все-таки пишется через О?

А совершенно в согласии со школьными правилами орфографии! - Есть проверочное слово: множественное число: "гОвна".

"Гражданская Оборона"

Они же депрессию
Обратили в профессию!
Они из фрустрации
Извлекли ассигнации!

"Гражданская Оборона" и прочий "сибирский рок".

Подробнее см. Ангедония.

Гражданская поэзия

А что?

Ничем не хуже никакой другой - см. Агитационная поэзия.

Пример? Ну вот самый свежий, - не знаю, насколько высокохудожественный, но правдивый:

Что ж ты Путин, зверь безумный, вытворяешь?
То есть, тут намек на ТВ-6.
Произволу процветать ты дозволяешь!
Где же типа справедливость, совесть, честь?

Неужели правду сообщали,
Что сатрап являешься ты в душе?
Мы в то верить долго не желали,
Но не верить в это счас нельзя уже.

Вопиющее свершилось беззаконие!
........................... говнюки
........................... зловоние
................................. мудаки

Представление людей о справедливости
Нагло попрано, нисколько не стыдясь!
Нагло, именно демонстративно, всей стране продемонстрировано,
Что так и будут, чего хотят, то и воротить!

Неужели все опять теперь сначала,
Снова типа е&аный совок?
И, выходит, что из прошлого нимало
Так и не был вынесен урок?

Как же теперь жить в родной отчизне
Если гнусности такой царит разгул?
Негодяйство коль законом стало жизни,
..................................... караул

2002, 11 января

Недозарифмовано.

Да х@ли там зарифмовывать - и так все понятно.

Если в конце, как это было мне свойственно, пускаться в комикование, то можно было бы в конце написать что-то вроде того, что кто гордый человек, тот такой себе пощечины не должен просто так спускать, а нужно беспощадно мстить.

Что-нибудь вроде:

Газопроводы и самолеты блядь взрывать,
Подсыпать в муку толченое стекло,
Под откосы поезда е#аные пускать,
Прочее и остальное делать все назло;

Месть, отмщение, ярость, гнев -
Никакой б$ядь пощады сукам!
Полыхай теперь на х*й б&ядь все в огне -
Пусть им будет, козлам, наука!

и т.д.

Да неохота.


Стихи, короче, по типу набора "сделай сам". Я как-то в последнее время перешел на именно такие. Тут еще, в общем, более-менее стихотворение все-таки почти готовое, а так в принципе достаточно пары строк - показать, какой там ритм; заготовки рифм, которые сами за себя говорят, а остальное можно, в принципе и не писать: и так все понятно.

Деконструктивизм, в общем.

Последние две строфы куда более энергичны, чем первая часть. Кровожадные стихи вообще эффектнее получаются, нежели какие иные. Не потому ли - а не по иным каким причинам - футуристы и бросились в революцию: ради сугубо стихотворного драйва, который можно было извлечь из воспевания ее злодеяний.


Такой логики не бывает, как в этом стихотворении? Еще как бывает! Да вот прямо сейчас она материально осуществляется - в Аргентине: недовольны правительством - громят частные магазины.

***

Телевизора у меня нет, ТВ-6 я ни разу не видел, а лично Е.Киселева - последний раз видел году, наверно, в 1993-м. Так что мне закрытие ТВ-6, в общем, по барабану.

Но то, как это происходит, это - - -

Графомания

Нехороший, но красивый -
Это кто глядит на нас?
То мужик неторопливый
Сквозь очки уставил глаз.

Белых житниц отделенья
Поднимались в отдаленьи,
Сквозь окошко хлеб глядел,
В загородке конь сидел.

Тут природа вся валялась
В страшно диком беспорядке;
Кой-где дерево валялось,
Там - реки струилась прядка,

Тут стояли две-три хаты
Над безумным ручейком.
Идет медведь продолговатый
Как-то поздно вечерком.

А над ними в небе тихом
Безобразный и большой
Журавель летает, с гиком
Потрясая головой.

Из клюва развевался свиток,
Где было сказано: "Убыток
Дают трехпольные труды".
Мужик гладил конец бороды.

Николай Заболоцкий, начало поэмы "Торжество земледелия", 1929 - 1930.

Имитация графомании - одна из главных линий развития русской поэзии 20 века: обериуты, в первую очереди Заболоцкий, затем - концептуалисты, в первую очередь Пригов.

Ну, и я тоже.

Почему и зачем?

См. об этом сообщ. Глуповатость; Бормотание художественное, часть I, часть II.

***

Мне напоминают: Хлебников.

Хлебников, да; Хлебникова забыл.

А впрочем, не забыл.

Хлебников - не совсем из этого ряда; Хлебников не имитировал графоманию, он графоманом действительно был. Все его аграмматизмы, синтаксические неправильности, ритмические сбои - не специально для смеха или безумства, а он, судя по всему, просто искренне не понимал - а что здесь неправильного?

Нынче такого рода авторы проходят по разряду "творчество душевнобольных" .


Гаспаров, например, "Записи и выписки", с. 388:

"Входила в моду эйнштейновская теория относительности, Хлебников попросил Боброва ему ее объяснить. Бобров с энтузиазмом начал и вдруг заметил, что Хлебников смотрит беспросветно-скучно. "В чем дело?" - "Бобров, ну что за пустяки вы мне рассказываете: скорость света, скорость света. Это днем. А как же ночью?"

***

У Ходасевича есть очерк о графоманах "Ниже нуля" - про "гениев с другой стороны":

"С середины прошлого столетия в русской поэзии выработалось огромное количество отрицательных ценностей, из которых некоторые достигали поразительной величины. Являлись бездарности и невежды, по-своему соответствующие Пушкину и Лермонтову совершенно так, как Хлестаков соответствовал генералу - "с другой стороны". Я лично был знаком, например, с Е.А.М., почтеннейшим человеком, директором "Северного страхового общества", действительным членом московского Литературно-Художественного кружка, - автором поэмы об Иуде. Я положительно уверен, что это был настоящий гений, "да только с другой стороны", ибо надо быть своего рода гением, чтобы о гефсиманской ночи сказать так кратко и выразительно, как сказал Е.А.М.:

И вот свершилось торжество:
Арестовали Божество.

Черты той же гениальности нельзя не заметить и в описании смерти Иуды:

Повис Иуда на осине -
Сперва весь красный, после синий".

Затем Ходасевич описывает свою коллекцию графоманских книжек эмигрантских авторов, после чего переходит к положению дел в СССР.

"Произведения вышеозначенного стиля издательства и журналы, конечно, никогда не печатали. Авторы издавали их за свой счет. В советской России частное издательство уничтожено, поэтому все должно проходить через цензуру и редактуру советских чиновников. Настоящего понимания эти чиновники, разумеется, лишены, но все-таки они достаточно натасканы, благоразумны и осторожны для того, чтобы произведений, лежащих много ниже нуля, в казенные издательства и журналы не пропускать. За все время существования советской власти нечто разительное было напечатано только один раз - я имею в виду цикл стихов Заболоцкого, отрывки из которого приводились в "Возрождении" Гулливером. При этом все же еще не выяснено, не были ли эти стихи сознательной насмешкою над редакцией журнала, в котором они появились".

Вот так.

Умный был человек Ходасевич, но обериуты лежали уже за пределами его понимания. "Советский чиновник", дозволивший Заболоцкого к печатанию, оказался обладателем более продвинутого вкуса и "настоящего понимания", нежели - - -

"Не были ли эти стихи сознательной насмешкой".

Тут он, кстати, совпадал с советской властью.

В юности - в начале 1980-х - мне попался учебник начала 1930-х для вузов "Современная русская советская поэзия", вот жалко, не помню автора. Так вот: там всех, в общем, хвалят - не только Маяковского или комсомольских поэтов (Безыменский, Александров), но и конструктивисты там хорошие, и Есенин, Клюев, Клычков, в общем, ничего, и Ахматова с Мандельштамом - хотя и не понимают решений партии и правительства, но - "мастера", и даже о Крученых говорилось более-менее приязненно. Единственный, о ком там было написано не иначе, как о злобной вылазке классового врага был - Заболоцкий.

А Заболоцкий как раз в начале 1930-х вовсе не был классовым врагом; процитированная выше поэма "Торжество земледелия" был написана вовсе не в целях насмешки, а как действительно гимн во славу коллективизации. Но - - -

***

Да, а первый в этом ряду, конечно, Козьма Прутков.

Не в тех стихах, где он заведомо пародиен, а в

Вянет лист, уходит лето,
Осень серебрится;
Юнкер Шмидт из пистолета
Хочет застрелиться.

Погоди, безумный, снова
Зелень возродится;
Юнкер Шмидт, честнОе слово
Лето возвратится.

С одной стороны это смешно и пародия, с другой это написано - как и Заболоцкий, как и Пригов, как и (кстати) Платонов - совершенно всерьез; графоманским идиотским языком автор пишет то и о том, что на самом деле он сам - а не персонаж-идиот - думает и чувствует.

***

Из Пригова примеры привести? Ну, например:

Вот что-то ничего не стало
В родимых полуфабрикатах
А может быть, пора настала
Что их упадка и заката
Но, может, что взойдет взамен
Иной какой там феномен
Может, уже нездешний совсем -
Четвертьфабрикат какой-нибудь

или:

Вот в очереди тихонько стою
И думаю себе отчасти:
Вот Пушкина бы в очередь сию
И Лермонтова в очередь сию
И Блока тоже в очередь сию
О чем писали бы? - о счастье

или:

В полуфабрикатах достал я азу
И в сумке домой аккуратно несу
А из-за прилавка совсем не таяся
С огромным куском незаконного мяса
Выходит какая-то старая блядь
Кусок-то огромный - аж не приподнять
Ну ладно б еще в магазине служила
Понятно - имеет права, заслужила
А то - посторонняя и некрасивая
А я ведь поэт, я ведь гордость России я
Полдня простоял меж чужими людьми
А счастье живет меж такими блядьми

или:

Вот устроил постирушку
Один бедный господин
Своей воли господин
А в общем-то - судьбы игрушка
Волю всю собравши, вот
Он стирать себя заставил
Все дела свои оставил
А завтра может и помрет

или:

Вот старый человек пивка
Выпить решил у магазина
Вот пьет он, а вокруг - грязина
И жизнь как тощая резина
Ну выпьет, выпьет он пивка
А дальше что? -
Я вас спрашиваю

Это юмор?

Ну, это также и юмор - но в первую очередь это, грубо говоря, "Правда Жизни", изложенная ради нея самой - а уж кроме этого также и - для смеха.

***

Про Хлебникова я там выше, цитируя Гаспарова, неправду написал.

На самом деле у Гаспарова Хлебников говорит: "Ну что вы за пустяки мне рассказываете: скорость света, скорость света. Значит, это относится только к таким мирам, где есть свет; а как же там, где света нет?"

Не удержался, чтобы не приврать.

На самом деле Хлебников, конечно, был безумец, но не такой простой, каким я его вывел, а - в соответствии с духом эпохи - оккультного толка: параллельные миры, иные измерения...

***

Слишком много и слишком часто Пригова цитирую?

Приходится.

Пригов, как ни крути, а - один из Величайших Поэтов Земли Русской и притом Пронзительный Лирик. А меж тем и по сей день чрезвычайно большое количество людей - и не просто людей с улицы, а и "культурологов", как, например, Илья Смирнов, и "выдающихся деятелей современной культуры" как, например, Дмитрий Быков, полагают, что Пригов - в лучшем случае персонаж из телепередачи "Аншлаг! Аншлаг!" - зубоскал во что бы то ни стало.

Вот и приходится Пригова обильно цитировать - для восстановления справедливости и утверждения иерархии ценностей.