Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20020214_mersadykova.html

Опасные связи
Татьяна Мерсадыкова

Дата публикации:  14 Февраля 2002

Русским языком говоря, "история" - это двусмысленность. История - это рассказанная байка - и вместе с тем повод ее рассказать
Глеб Павловский.

В данном тексте речь пойдет об истории в первом смысле, ибо второй достоин отдельного рассмотрения. А каков первый смысл этого слова?

Независимо от того, задавали ли вы себе этот вопрос, историю изучать вам приходилось. А зачем? Карамзин ответил: "Историю необходимо знать для того, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье". В разные времена (в том числе, при изучении истории разных времен) этот термин определялся по-разному. С истории термина "история" начинается "Полный курс лекций по русской истории" С.Ф. Платонова.

История существовала в глубокой древности, хотя тогда она считалась не наукой, а искусством. Античные историки под историей понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах. Они стремились к правде и точности, но считали возможным украшать свое повествование сознательным вымыслом. Начиная с Геродота, в истории поселился прагматизм - желание связывать факты причинной связью - не только рассказывать их, но и объяснять из прошлого их происхождение.

В средние века от историков ждали такого изложения прошлой жизни человечества, которое бы объясняло события настоящего и задачи будущего, служило бы практическим руководством для общественных деятелей и нравственной школой для прочих людей. История есть наставница жизни (magistra vitae), скрижаль откровений и правил практического характера. С развитием западноевропейской философской мысли стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи. Вот некоторые из подобных определений: Боссюэ (1627-1704) и Лоран (1810-1887) понимали историю, как изображение тех мировых событий, в которых с особенною яркостью выражались пути Провидения, руководящего человеческою жизнью в своих целях. Итальянец Вико (1668-1744) задачей истории, как науки, считал изображение тех одинаковых состояний, которые суждено переживать всем народам. Гегель (1770-1831) в истории видел изображение того процесса, которым "абсолютный дух" достигал своего самопознания.

Философскую историю упрекают в том, что она руководящие идеи брала вне истории и систематизировала факты произвольно. От этого история не становилась самостоятельной наукой, а обращалась в прислужницу философии. Наукою история стала только в начале XIX века, когда начало господствовать убеждение, что жизнь человеческих обществ совершается закономерно, в таком порядке естественной последовательности, который не может быть нарушен и изменен ни случайностями, ни усилиями отдельных лиц. С этой точки зрения главный интерес в истории стало представлять изучение не случайных внешних явлений и не деятельности выдающихся личностей, а изучение общественного быта на разных ступенях его развития. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.

Прекрасные слова об истории: машина времени, работающая на логическом топливе - вы встретите в статье Р.Нудельмана "Кембрийский парадокс", где речь идет о лавинообразном возникновении многоклеточных организмов в кембрийскую эпоху (примерно 500 миллионов лет тому назад). Изучение истории тех времен основано на моделях, при этом любые выводы могут быть только логическими следствиями этих моделей. Относится ли сие только к тем временам, изучать которые иначе просто невозможно? Откроем "Учебник истории Советской власти для слаборазвитых детей" Аркадия Арканова:

"В XIX веке Россия считалась темным царством. Цари были темными. Крестьяне были темными. Нарождающийся рабочий класс был темным. Передовая высокообразованная интеллигенция была темной. Пушкин был не только темным, но и кучерявым. Ночи были темными. Светлыми были лишь проникшие из Германии марксистские идеи. Все общество делилось на богатых и бедных. При этом бедные всегда хотели стать богатыми, а богатые никогда не хотели стать бедными. Это приводило к целому ряду недопониманий".

Узнаете? Короче и вразумительнее трудно выразить мысль: история - это биография идеи, ея излагающего. Итак, история, которую мы учили в школе, соответствовала определению XVIII века. Только роль Провидения или "абсолютного духа" - сами понимаете, кто играл.

Исайя Берлин в работе "Естественная ли наука история" (Новое литературное обозрение, М., 2001) пишет: "Любой человек, который хотел бы заняться историей вплотную, сразу бы заметил, как много в исторических трудах фраз типа "неудивительно, что", "поэтому совершенно естественно", "неизбежные последствия не замедлили наступить", "события следовали своей неумолимой логике", "от этого было совсем недалеко до", приправленными к тому же почти незаметными предательскими словами вроде "таким образом", "следовательно" или "наконец". Если мы вдруг изымем из исторических учебников все эти мостики, то, я думаю, не будет большим преувеличением сказать, что логические переходы между фактами станут гораздо менее логичными".

На замечательном сайте "История сего дня" события, произошедшие в данный день, но в разные годы, поданы без этих мостиков, а мы их наведем. Получается вполне складный текст:

"2 февраля 1967 г. генерал Сомоса-младший стал президентом Никарагуа. Неудивительно, что в тот же день президент США Джонсон предложил прекратить бомбардировки Северного Вьетнама, а 22 года спустя не замедлили наступить неизбежные последствия этих событий: в Вене завершились переговоры о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Вполне естественным продолжением миротворческого процесса стали массовые выступления с требованием мирного урегулирования международных конфликтов: в 1991 году в лондонском Гайд-парке собрались более 40 тысяч человек, чтобы выразить протест против войны в Персидском заливе"... Пора остановиться, пока мы не дошли до логического следствия всеобщей борьбы за мир - наводнений, которые были зафиксированы на восточном (штат Флорида) и на западном (штат Калифорния) побережьях США в 1998 году... тоже 2 февраля.

Другой день - 6 февраля - может рассказать нам совсем другую, но не менее логичную историю об успехах демократии, приводящих к неизбежному экономическому росту.

"6 февраля 1959 г. христианский демократ Антони Сеньи при поддержке либералов и монархистов закончил формирование правительства Италии. Неизбежные последствия этого события не замедлили наступить: Англия и Франция пришли к соглашению о строительстве подводного туннеля, а через несколько лет состоялся запуск космического корабля "Союз ТМ-2". Поэтому совершенно естественно, что в 2000 году на президентских выборах в Финляндии впервые в истории страны избрана женщина - социал-демократ, министр иностранных дел Тарья Халонен".

Да чего там сочинять! Читайте Газету.ру: "Курилы уже дрожат": "После визита Игоря Иванова в Токио на Курилах началось землятресение...".

Даже если историков будут штрафовать за слова "следовательно" и "поэтому", самые толковые из них сумеют подобрать события так, чтобы эти мостики возникали в наших головах автоматически. Но это - "повод рассказать байку", а мы пока о самой байке по имени История. Живая ткань жизни - это бесконечный гипертекст, ведь события происходящие нельзя считать независимыми. Прочитать и понять его можно только при правильной расстановке гиперссылок. Связи - это и есть самое интересное, а произвольно поставленные... тоже начинают существовать и жить самостоятельной жизнью.

Закончить хочу двуми цитатами. Никак друг с другом не связанными.

Евгений Бунимович категорически против создания "единого" учебника истории. По его мнению, адекватный учебник не появится до тех пор, пока не стабилизируется ситуация в стране. Он считает наиболее приемлемым вариантом издание 3-4 учебников, причем их выпуск должен быть доверен серьезным издательствам, работающим в условиях серьезной конкуренции.

Писатели-фантасты о будущем Интернета: "многие поклонники Интернета хотели бы считать его центром вселенной в следующем столетии. Но давайте обратимся к историческим фактам: Римская Империя думала о себе то же самое в 33 году нашей эры. А вот событию, которое в огромной степени повлияло на развитие цивилизации, - обычной рутинной экзекуции, совершенной в далекой провинции Римской империи - распятию Христа, не было придано никакого значения"... Но это - уже о "поводах рассказать байку".