Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20020218_dorozhkin.html

Лохотрон в Сети
Александр Дорожкин

Дата публикации:  18 Февраля 2002

Криминал, теснимый нашими доблестными правоохранительными органами, забрался и в Интернет. Нет, я не о хакерах, которые взламывают сайты с целью поместить на первую страницу свою фотографию или какую-нибудь надпись о своем здесь пребывании. Речь пойдет о самых что ни на есть настоящих воришках, которые делают свой грязный бизнес в Сети.

На каждом или почти каждом сайте показываются баннеры. Причем на одной странице их часто бывает несколько. Баннеры показывают различные баннерообменные системы, такие как LBN, Interreklama, RLE и другие. Владелец сайта, на котором показывались баннеры этих систем, получает право на показы своих баннеров на других сайтах. Большинство этим правом пользуются. Другие же заработанные показы пытаются продать или на что-то обменять. И это никого не удивляет, ведь баннеры в Интернете - как валюта в жизни. Причем баннеры различных систем по-разному ценятся. Все зависит от того, какие сайты участвуют в этой обменной сети. Чем выше их качество, тем более ценны показы в этой сети.

На рынке баннерных показов царит полная анархия. Здесь нет начальников и нет подчиненных, нет и законов, регулирующих и регламентирующих баннерную торговлю. Все основано на договоренности покупателя и продавца. Договорились - сделка состоялась, не договорились - бог вам судья.

Фирма - герой нашего рассказа - накопила 300 000 показов баннеров сети RLE категории Gold. Эти баннеры очень высоко ценятся на вторичном рынке, и поэтому фирма решила их продать. Дали объявление о продаже и стали ждать, когда созреет клиент. "Настоящий" клиент, который предложил устраивающую стороны цену, появился не сразу. В посленовогодний период цены на баннеры упали. Было слишком большое скопление показов в руках желающих продать их. И продавать показы первому попавшемуся покупателю было нерентабельно. Пришлось ждать более выгодных условий обмена. Наконец фирма получила предложение, которое решила принять. Покупатель представился представителем Новосибирской фирмы AplhaNet.

Определившись с ценой, покупатель предложил перевести показы на аккаунт фирмы Agava. В компьютерном и в Интернет-сообществе это довольно известная фирма. К тому же она активно работает на рынке вторичных баннерных показов. Поэтому продавец без раздумий перевел их в эту фирму и переслал по просьбе покупателя системное сообщение обменной сети RLE с указание суммы и даты перевода. Покупателю сообщили адрес, по которому нужно приехать за деньгами. Все получалось как нельзя лучше.

Если бы знать заранее, что так получится. Покупатель предъявляет в фирму Agava реквизиты перевода. Ведь продавец им их выслал. В Agave, конечно же, не возникает никаких сомнений: вот баннеры, вот продавец с "чеком". И деньги получают представители фирмы "Альфа-Нет".

Представители фирмы - продавца баннеров поехали по полученному адресу за деньгами, но, как вы уже догадались, никого они там не нашли. На изумленные письма с вопросом: "А как же деньги?" ответа не было. Началось расследование своими силами. Выяснили, что деньги от компании Agava покупатель получил по системе Webmoney. Это ничего не давало, а наоборот заводило расследование в тупик. Система Webmoney в плане совершения денежных операций анонимна и никогда не предоставит сведений о своих клиентах. Также удалось выяснить несколько электронных адресов мошенников, но это тоже ничего не давало - E-Mail - это не прописка в паспорте, и что-либо узнать о человеке по нему трудно.

Пострадавший был не один. Выяснилось, что 19, 20 и 25 января 2001 г. в Санкт-Петербурге эти люди представлялись питерским филиалом фирмы "Альфа-Нет" и давали адрес действительно существующей фирмы "Альфа", к которой, как выяснилось, не имели никакого отношения. Прослеживается их след и в Самаре.

Эта организованная группа мошенников до сих пор продолжает действовать на вторичном рынке баннерных показов. Сперва они разыскивают информацию о покупателях и продавцах. Для этого используются различные доски объявлений и почтовые рассылки. Дальнейшие действия описаны выше. Ими выбраны фирмы, которые заслужили доверие годами честной работы. Под них они и маскируются. В Москве они упоминали фирму "Гидек", в Санкт-Петербурге - "Альфа".

Трудно в чем-либо обвинить фирму Agava - они получили баннеры и заплатили тому, кто предъявил на них свое право. Им не было известно, что они платят за украденное имущество. Надеюсь, что это послужит им уроком на будущее и они будут более ответственно подходить к определению владельцев баннеров.

Большее сомнение вызывает позиция обменной баннерной сети RLE. Служба технической поддержки на жалобы обокраденного продавца ответила: "Вся деятельность по купле-продаже на так называемом вторичном рынке - это дело только участников вторичного рынка продаж, а служба поддержки этим не занимается..."

Этот урок обошелся компании-продавцу в 165$. Общий ущерб, нанесенный этой группой мошенников, подсчитать трудно. Не каждая обворованная компания станет рассказывать о том, как она каталась на лохотроне. Причем не на обыкновенном, а на виртуальном. Это бесплатный урок нам всем - в Интернет пришел криминал!