Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Коммуникация и наблюдение
Дата публикации:  11 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Сетевые жители обсуждают различные проблемы, спорят и соглашаются друг с другом в чатах, форумах, электронных письмах, материалах, публикуемых в онлайновых изданиях. Не в каждый процесс коммуникации возможно включиться сходу, а потому новичок нередко занимает позицию наблюдающего. После он может стать активным субъектом общения, но порой наблюдение остается основным способом его участия в процессе. В случае с сетевыми изданиями все вроде бы более или менее понятно: здесь наблюдающий за дискуссией, которую ведут постоянные авторы, всего лишь привычно выполняет роль читателя, игнорируя интерактивные особенности среды. Но что побуждает наблюдающего оставаться пассивным в тех сетевых коммуникативных ресурсах, где сравнительно низкий уровень текстов, посредством которых осуществляется обмен информацией, казалось бы, компенсируется лишь собственным участием в процессе коммуникации? Что такого интересного он видит?

Как ни странно, он может стать свидетелем повседневной и самой что ни на есть реальной жизни многих людей. Подавляющее большинство участников сетевых коммуникаций не следуют строго заданной роли, их карнавальные маски держатся совсем некрепко, а из-под них выглядывают вполне реальные лица. Как правило, у рядовых жителей Сети отсутствуют стимулы для того, чтобы поддерживать основательно продуманный образ, кардинально отличающийся от офлайнового, а если и есть желание приукрасить и видоизменить свой лик хотя бы виртуально, может не хватить изобразительных средств или самообладания. И мудрый, добрый старожил форума выходит из себя, теряя терпение, а либерально настроенный зануда визжит, прописными буквами набирая угрозы в адрес администраторов, не оградивших его от издевательств ехидных собеседников. Так разрушаются симулякры и эксплицируются особенности психики участников коммуникации. При этом участники редко удерживаются от соблазна рассказать о себе. И если в журналистском материале описание будней автора может вызывать некоторое недоумение, то в репликах сетевых жителей оно совершенно уместно, поскольку их коммуникация, как правило, не ограничивается рамками строго заданной темы и единственной, четко обозначенной цели.

Потому человек, регулярно и с неподдельным интересом читающий форум или гостевую книгу (за ними следить легче, чем за чатами), может узнать много подробностей из жизни самых разных людей, добровольно и не без удовольствия приоткрывающих завесу privacy. В сетевых коммуникативных ресурсах складываются отдельные компании, участники которых могут иногда пересекаться и в реале. Внимательный наблюдатель не пропустит множества биографических и прочих данных, сообщаемых участниками коммуникации, следит за развитием их отношений и нередко получает доступ не только к репликам, но и к фотографиям. Такое наблюдение не эквивалентно просмотру передачи "За стеклом" (хотя иногда может иметь с ним общие черты): субъекты сетевого общения живут не в искусственно созданной ситуации, а его продолжительность зачастую довольно велика. И наблюдатель узнает, что у веселой заводилы одной из компаний, стихийно сложившейся на форуме, украли компьютер, двое представителей другого сообщества решили жить вместе, один заработал денег, другой спивается, третий поехал учиться в Америку...

Вполне ли этично такое наблюдение, даже при том, что наблюдающий не имеет каких-либо коварных планов по использованию полученной информации о частной жизни наблюдаемых? Наблюдаемые сообщают множество сведений о себе по собственной воле, но ведь при этом не так уж мало они раскрывают помимо своего желания (скажем, в сетевых перепалках явно проявляются характеры дискутирующих), а кроме того, часто вовсе не сознают публичности своих реплик и того, какое количество информации о них набирается в совокупности. С другой стороны, так ли уж зловреден наш наблюдатель? Если ему не свойственно высокомерие, побуждающее его классифицировать сетевых жителей и редуцировать их голоса до такой степени, чтобы они соответствовали его представлениям об обитателях паноптикума, то наблюдатель может испытывать живой и совершенно бескорыстный интерес к людям, вступающим в коммуникацию. Какие они, как складываются их жизни? В повседневной, оффлайновой жизни приглядеться к другому человеку бывает куда как труднее, и не только потому, что не хватает желания обеих сторон, но и потому, что нет для этого условий. Проникновенные беседы за столом, залитым чем-то спиртным, нас не привлекают, а назойливо лезть в чужую жизнь (или рассказывать о своей) на трезвую голову тем более невозможно.

Почему бы тогда и самому не вступить в коммуникацию, чтобы все было честно и взаимно? Пропадает чувство блаженной защищенности от агрессии и чужого вмешательства, наблюдатель сам становится объектом чьего-то, может, не слишком пристального и при этом не всегда доброжелательного наблюдения, зато он получает шанс на взаимность - во внимании, симпатии, понимании.

Наблюдаемый высказывается, излагая свои суждения и одновременно - сведения о самом себе. Иногда он ведет свой онлайновый дневник, регулируя степень его публичности: думается, ограничение доступа к личным сведениям (в том же Live Journal) может быть вызвано не только стремлением почувствовать себя частью некоей виртуальной элиты или упиваться контролем, но и желанием обезопасить себя от ненужного наблюдения и враждебных реплик. В чатах и IRC также, как правило, существуют приватные сообщения, отсутствующие в форумах и гостевых книгах. Вне зависимости от степени публичности коммуникативного ресурса наблюдаемый, раскрывающий свою душу, часто ищет отклика, необязательно всеобщего признания собственной уникальности и значимости, но понимания со стороны тех, кто способен понять.

У наблюдаемого может быть и другой мотив: странным образом жизнь порой кажется лишенной смысла в случае отсутствия ее словесного выражения. Лишь запечатлевая свою жизнь, человек получает ощущение того, что он действительно живет. Этот же процесс способствует осмыслению произошедшего, целостному восприятию себя и других. Вести дневник в традиционном смысле этого слова представляется вполне бессмысленным, на это не находится ни сил, ни времени, более удобно зафиксировать свою жизнь, рассказывая о ней другим - или другому - там, где это уместно.

Субъект наблюдения в его процессе может начать испытывать неподдельный интерес к другим, объект же нередко лишь в ходе коммуникации сознает себя в полной мере, в нем пробуждается интерес к себе - не инфантильный эгоцентризм, а именно интерес, внимание, влекущее за собой лучшее понимание. Контекст коммуникации влияет на уровень реплик и может послужить стимулом для развития участников.

Насытившись самовыражением, заставляющим воспринимать других участников коммуникации лишь как собственную аудиторию, наблюдаемый может частично возвратиться к позиции наблюдающего. Когда потребность в придании смысла собственному существованию путем его вербализации удовлетворена, наблюдаемому, кажется, уже ничто не мешает сочувственно приглядеться к другим людям. Возможно, что ему уже не захочется самому быть лишь наблюдаемым - да и позиция пассивного наблюдателя не будет его удовлетворять в полной мере. Не теряя приобретенного самоощущения, он вступает в контакт с другим - без страха и отчуждения. Тогда-то и начинается настоящая коммуникация.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Эссеринг, Глобалистские штучки /11.03/
ВТО, РИФ, интерактивный маркетинг и феминизм за пределами порносайтов.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 97 /07.03/
Джексон, Майкл. Джин-тоник. Джойс, Джеймс.
Миша Вербицкий, Покемоны писателя Житинского /05.03/
Пламенный консервативный революционер - в защиту Русских Покемонов от транснациональных корпораций. Глава из книги, не пропущенной цензурой Net-культуры. " В настоящий момент оккупированной территорией является - весь мир".
Мирослав Немиров, Все о поэзии 96 /04.03/
Джаз. жек дэниэлс".
Татьяна Мерсадыкова, Огло-бля /04.03/
Авторскому праву в Рунете посвящено 635894 страницы. А оглобле - всего 7459, что свидетельствует о значительно большей популярности авторского права.
предыдущая в начало следующая
Алена Абросимова
Алена
АБРОСИМОВА
alena-@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: