Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20020311_essering.html

Глобалистские штучки
Дмитрий Эссеринг

Дата публикации:  11 Марта 2002

Нужно ли России вступать во Всемирную торговую ассоциацию - вопрос до сих пор, кажется, открытый. Открыт он в том смысле, что его интеллектуально-дискуссионный потенциал еще не иссяк окончательно и еще снабжает энергией местных ораторов. И это несмотря на то, что Россия в ВТО все-таки вступает, вопреки воплям немногочисленных зеленых, стенаниям отечественного автопрома и прочих лоббистов. Познает она-таки все прелести свободного рынка и честной конкуренции. Но поле интеллектуальное и поле реальное, как это часто бывает в России, в данном вопросе друг с другом если и связаны, то как-то боком, гранями какими-то. Так что дискуссии продолжают плодиться и размножаться.

Про ВТО я вспомнил, конечно, не случайно. Надо сказать, что последние несколько недель отечественная интернет-тусовка активно готовится к самому главному тусовочному интернет-событию - шестому Российскому интернет-форуму.

В целях приобретения нужной формы виртуальные тусовщики перетекают с одной конференции на другую, дружески похлопывают друг друга во всевозможных банкетных залах и обсуждают насущные вопросы электронной жизнедеятельности. Удивительно, но такая насыщенная жизнь не только, кажется, не надоедает нашим уважаемым героям, но даже вполне идет им на пользу.

Напомню, что центральная тема предстоящей мегатусовки сформулирована следующим образом: "Интернет - среда делового общения". Что конкретно подразумевали РИФовские функционеры под столь всеобъемлющей формулой - не знаю, но знаю, что подразумевать можно все что угодно. Можно, к примеру, подразумевать "интерактивный маркетинг", о котором если не в подмосковном пансионате, то в самом центре Москвы, на Смоленской площади, рассуждали на минувшей неделе деятели интернет-движения.

Про РИФ я тоже вспомнил совсем не случайно. Потому что на конференции "Интернет-медиа XXI: Интерактивный маркетинг" дух РИФа был вполне осязаем, про него с любовью вспоминали и его с удовольствием предвкушали - и правильно, заявленные-то темы ведь больно схожи. Да и докладчики, кажется, тоже.

Честно признаюсь, про интернет-медиа в привычном для меня понимании (как средство массовой информации, представленное в интернете) я на конференции ничего не услышал, даже немного разочаровался - название было больно завлекающим. Взамен узнал много для себя нового. Так, выяснилось, что интернет - идеальная маркетинговая среда, в которой можно достаточно просто изучать потенциальных потребителей и приспосабливать свой маленький бизнес к их большим потребностям. В интернете, благодаря специальным программам и соответствующим службам всевозможных интернет-холдингов и компаний, можно узнать, какие продукты интересны пользователю А и какие товары безразличны пользователю Б. Здесь, в этой удивительно дружелюбной маркетинговой среде, можно даже что-то продавать и, если правильно выстроить бизнес-модель, получать от продаваемого прибыль. И т.д. и т.п. Одним словом, не среда это, а чуть ли не рай маркетинговый.

Впрочем, вы и сами все вышеперечисленное отлично знаете, со всем хорошо знакомы и неплохо представляете, что штука совсем в другом.

Штука, собственно, в том, что потенциальные заказчики с большим скептицизмом относятся к тем возможным интернет-дивидендам, которые сулят им вполне адекватные и искренне верующие в возможности интернета слушатели и докладчики интернет-форумов и конференций. С каким-то подозрительным скептицизмом относятся потенциальные клиенты к твоим логичным доводам, честным раскладам и разумным цифрам (с телевидением, с глянцем в этом пунктике и не сравнить!) - не верят, что ли.

А вдруг потом поверят? А мы пока промеж собой разберемся, для чего этот интернет нужен и как с ним работать. Возможно. Я, кстати, отчаянно вертел головой, пытаясь усмотреть в креслах конференц-зала хоть кого-нибудь из тех несчастных, для пользы которых все произносимое обдумывалось и разрабатывалось. Наверное, вертел не в ту сторону.

Но вернемся к началу. К ВТО, реальности и виртуальности. Точней, к услышанной на конференции реплике о том, что со вступлением в ВТО экономический потенциал рунета значительно возрастет. Иностранные инвесторы вновь вспомнят о российской паутине, российские бизнесмены захотят интегрировать в мировой бизнес - и тут, наконец, вспомнят об интернете, а российские пользователи вприпрыжку побегут в интернет-кафе изучать лайфстайл победившего глобализма. И все это - благодаря ВТО! Картина грандиозная, если не сказать больше. Но подискутировать есть о чем - РИФ впереди, друзья.

P.S. Еще в Москве по случаю юбилея одной провайдерской компании представили самую большую в мире интернет-карту (1,88х3 метра). Карта была действительно гигантской, действие - достаточно глупым, но пресс-релиз к происходившему оказался очень содержательным, с экскурсом в историю. Например, знаете ли вы, что первым периодическим изданием, вышедшим в интернет со своей электронной версией, была "Учительская газета" (случилось это в марте 1995 года)?

А еще имело место быть 8 марта, и по этому случаю, наверное, в ЦДЖ была проведена симпатичная конференция под названием "Женский образ интернета: за пределами порносайтов, без рукоделия и кулинарии" и с подзаголовком "Эксклюзивный феминизм".

Одним словом, весна.