Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20020318_borzenko.html

РИФ-2002: путешествие дилетанта
Андрей Борзенко

Дата публикации:  18 Марта 2002

Многое на Шестом Российском Интернет Форуме, проходившем с 12 по 15 марта в пансионате "Лесные Дали", мне было чуждо и малопонятно. Плохо я разбираюсь в проблемах хостинга, маркетинга и интернет-трейдинга. Поэтому спасительными казались две секции Форума: "СМИ в Интернете" и "Интернет и образование". Но вот беда - проходили они ровно в одно и то же время. Зато разделял два заседания всего лишь один лестничный пролет, так что можно было ходить туда-сюда, выбирая где интереснее.

Часть 1. Этаж 3

В своем вступительном слове ведущий - Иван Засурский - объявил, что заседания не будет. В традиционном понимании. Вместо заседания со сменяющими друг друга докладами и последующим обсуждением решено было провести более или менее стихийную дискуссию, общую тему которой можно обозначить как "СМИ в Интернете и СМИ вне Интернета". Основные выводы, сделанные на основе статистических изысканий Рамблера, таковы: лидеры веб-медиа перестали быть монополистами, появляются новые люди с новыми возможностями, как результат, с рейтингами успешных сетевых СМИ теперь сопоставимы показатели онлайн-версий "бумажных" газет и телепроектов. Из последних, естественно, наибольший "индекс цитирования" был у "За стеклом": то и дело речь заходила о том, хорошо или плохо ставить у себя на сайте "застекольные" баннеры - в какой-то момент на подсобный экран даже вывели страничку, где все эти баннеры собраны вместе. Почему возник этот вопрос, понятно: конфликт контента и рейтинга почти столь же банален, как конфликт долга и страсти. Кто-то считает, что рейтинг превыше всего, кто-то - нет, и между собой они никогда не договорятся.

Бесплодность спора отчасти компенсировалась его напряженностью: участники кричали и ругались нехорошими словами, однако содержательности, то бишь контента, от этого не прибавилось. Дискуссия крутилась вокруг одного-двух вопросов, а из-за условности докладов доля новой информации, мессэджа, была сведена к минимуму. В итоге едва ли не единственным человеком, взорвавшим эфир какой-то свежей мыслью, стал редактор интернет-версии "Спид-Инфо" Подколодный. Рассказывая о своем сайте, он поведал, что это - ресурс для всей семьи: у них имеется даже онлайновый магазин игрушек. А на вопрос о бизнес-модели своего СМИ ответил, что борется не за рейтинг, а за идею. А бизнес-модель простая: мы учим людей, как надо делать детей, они их делают, а потом покупают своим детям игрушки в интернет-магазине "Спид-Инфо".

В общем, если серьезно, предметом обсуждения оказались не СМИ в Интернете как таковые - их компетентность, содержание и прочее, - а их отношения с "традиционными" СМИ и между собой. В итоге получился строго инсайдерский разговор, своего рода приватный офлайновый чат, что вполне законно, нормально и соответствует духу Форума. Отдельные же попытки вывести разговор за рамки системы подмигиваний и умолчаний встречали ответы на уровне "сам дурак". Бессмысленно предъявлять руководителям интернетовских СМИ претензии в нежелании трудиться на благо сетевого отечества - Рунета. Не за этим они поехали в Лесные Дали. Так что надеяться на качественный скачок российских веб-медиа в результате РИФа-2002, наверное, не стоит.

А ведь, казалось бы, сейчас самое время для содержательного разговора об онлайновых СМИ. Оттого, что тема свободы прессы в России всем порядком поднадоела, проблема не становится менее актуальной, и в последнее время уже несколько раз прозвучали предложения типа "Уйдем в Интернет". Читай - всех не передушите. В этой ситуации онлайновые СМИ - явный кандидат на роль последнего оплота свободы слова и способны если не занять эту нишу, то хотя бы так себя позиционировать. Может, и рейтингам это бы не повредило... Но видимо, как раз из-за того, что их пока особо не трогают, представители веб-медиа могут спокойно чатиться, не обращая внимания на всякие внешние явления. Гром покамест не грянул, так что абсолютно прав был один из участников заседания, произнесший примерно следующее: "Мы здесь все профессионалы, все понимаем. А те, кто не понимает, - остались там, на улице". Опять "За стеклом"?

Часть 2. Этаж 4

Не находя ярких впечатлений на третьем этаже, я большую часть времени проводил на четвертом - на заседании секции "Образование в Интернете", ведомом Светланой Михайловной Авдеевой - директором Московского Центра интернет-образования. Всего участников было человек десять, причем почти все друг друга знали. Однако "образовательный" междусобойчик получился совсем другого рода, нежели "массмедийный". Что логично: образование - всегда больная тема, будь оно обычным или онлайновым. Пересказывать все услышанные доклады смысла нет: подробные по большей части тезисы лежат на РИФовском сайте. Доклады Светланы Авдеевой и Тамары Малых касались деятельности Федерации интернет-образования (ФИО): организация курсов интернет-ликбеза для школьных учителей, подготовка программно-методической базы для обучения с использованием образовательных электронных ресурсов и составление общественного рейтинга этих ресурсов. В общем, вариации на тему "Что можно сделать в области интернет-образования, когда есть деньги". Реальный опыт конкретной организации. Интересно, но денег все равно на всех не хватит.

Другой "узкоспециализированный" доклад сделал председатель правления Фонда Адаптации Инвалидов Андрей Снеговой. Здесь речь шла о возможности использования Интернет-технологий в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. К сожалению, возможности ограничены и у тех, кто хочет им помочь: пока что проект Фонда распространяется только на нескольких инвалидов-опорников, живущих в Москве. Лучше, чем ничего.

Доклад Сергея Христочевского - специалиста Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании - был посвящен определению, что такое Электронный образовательный ресурс и кто должен разработкой этих ресурсов заниматься. Кроме того, Христочевский сказал важную вещь: не надо путать давление коммерческих технологических структур (раскрутку идеи интернет-образования и т.п.) и реальные потребности сегодняшнего российского образования. Так что на этом заседании никому не пришлось доказывать, что в принципе Интернет и вообще компьютеры школе нужны: появился шанс решить, что конкретно на самом деле надо делать, чтобы на следующем РИФе участникам секции "Образование в Интернете" не было мучительно больно за бесцельно прожитый год. Обсуждением этого вопроса и предложил заняться проректор Университета Российской академии образования Александр Уваров, пожертвовавший возможностью зачитать уже опубликованный текст своего скорее теоретического доклада на тему "Информатизация школы и Интернет".

Участники секции говорили о необходимости создания принципиально новых методов обучения и программ, о том, что создавать их надо совместно с практикующими педагогами, а не просто переписывать в HTML привычные школьные учебники. Столь же бесспорным выглядело и утверждение, что не надо рассчитывать на помощь Министерства образования и что новые программы должно разрабатывать в соответствии с нынешними условиями. В итоге все пришли к тому, к чему не прийти не могли: проблемы Интернет-образования - это часть общих образовательных проблем, и внедрение новых технологий - это не выход из ситуации, а лишь одно из необходимых условий реабилитации российской образовательной системы. Насколько это условие первостепенно - другой вопрос. Но его выполнение возможно только при участии представителей "офлайнового" образования, которое на Интернет Форуме, естественно, минимально. Даже если бы какой-нибудь "просто хороший учитель", может даже - автор неплохого учебника, умеющий к тому же обращаться с компьютером, и захотел поехать на РИФ и поведать миру свои соображения - у него бы не хватило денег.

И здесь мы подходим к более общему вопросу: насколько вообще целесообразно обсуждение каких бы то ни было "гуманитарных", не чисто деловых проблем - будь то свобода слова или ситуация в образовании - на разнообразных конференциях, съездах и форумах. Выступают там, как правило, представители элиты, которым уже все давно понятно. Поговорили - разошлись. РИФ - яркий тому пример. Это - своего рода закрытый клуб, доступ в который во многом определяется имущественным цензом. Представители интернет-элиты вместе отдыхают, обсуждают деловые интересы. Менее преуспевающие деятели сетевого бизнеса стараются "засветиться" для дальнейшей раскрутки. Все нормально, все по делу. Но зачем включать в программу темы, заведомо не сводимые к цифрам, - непонятно.