Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20020318_mersadykova.html

На зеркало неча пенять
Татьяна Мерсадыкова

Дата публикации:  18 Марта 2002

В начале марта главный редактор популярного электронного журнала Internet.ru Алексей Ковалев заявил о своем уходе с занимаемой должности. Основной причиной, по его словам, послужили хронические невыплаты денег сотрудникам издания:

"У нас был постоянный "затык" с финансированием, а значит, страдали читатели и журналисты. Ну, вот что я должен говорить журналистам, если через неделю Новый год, а они еще за ноябрь зарплату не получили и неизвестно когда получат? А как я после этого могу их просить делать и переделывать материалы? А если такая или похожая ситуация повторяется из месяца в месяц? А если я к тому же из своей зарплаты вынужден оплачивать публикации внештатников, потому что на пути получения еще вчера такого железного бюджета возникают все новые и новые трудности? Как только я понял, что эта ситуация не изменится никогда, заниматься изданием стало в тягость".

Вплотную подошедший к порогу окупаемости "Нетоскоп" закрылся примерно в тот же день. События одновременные редко бывают невзаимосвязанными - особенно, когда главные их действующие лица занимаются одним и тем же делом: как зеркало, отражают процесс под названием Рунет. Зеркало разбить - дурная примета...

Сам Рунет - это даже не зеркало, а королевство кривых зеркал, отражающих мысли, знания и действа участников процесса под названием жизнь. И в то же время - это особый мир, род деятельности, также как и все остальное, имеющий свои отражения.

Я это вижу так. Бегает по улице свинья - живая жизнь. До яичницы с ветчиной она (к ее счастью) еще бесконечно далека. Но приходят добрые люди (новостные агентства) и переводят ее в категорию "мясо". Есть можно? В принципе - да, но нуждается в некотором приготовлении. Еще более добрые люди: Нетоскоп, Интернет.ру, Газета.ру, Лента.ру и другие - приготавливают из мяса ветчину (новости во вполне удобоваримом, а то и вкусном виде): хошь - так кушай, хошь - в яичницу или салаты добавляй, что и делают разнообразные аналитики, синтетики - короче, обозреватели. "Изготовители ветчины" без "поваров" могут, "кулинары" без "мясников" - нет. Читателю же надо и то, и другое (хлеба можно совсем не давать), но мы-то знаем, что питаться одной ветчиной нельзя, посему изголяемся в кулинарном искусстве: то травки добавим, то молочка... Пользуемся, опять же, тем, что коровы уже кем-то подоены, а трава выращена и собрана. Занимаются этим и шеф-повары крупных ресторанов (сетевые и оффлайновые издания), и хозяева частных кафе (независимые почти ни от кого обозреватели), и самостийные домохозяйки, желающие приготовить себе блюдо по собственному вкусу. Это нормально, хотя местами и несправедливо.

Несправедливость заключается в очень простой вещи: в Сеть мы вылезаем не для того, чтоб вылезти, а все-таки еще для чего-то. А платим только за то, что вылезаем, то бишь - провайдерам. Едем в театр на трамвае, платим кондуктору, а в театр идем бесплатно. Отсюда все проблемы театра (и наши в том числе). Что делать бедной актрисе, чтобы жить, работать, да еще и выглядеть красиво?

Вариант 1: продать что-нибудь ненужное - баннеропоказы, например. Что она и делает. Но, как известно, для этого надо купить что-нибудь ненужное - баннеропоказы, например. Купить на что? Опять же на вырученные от продажи деньги, номинал которых имеет свойство очень сильно зависеть от ситуации, коньюктуры и других факторов, происходящих от той же самой кривизны: деньги она получает не за то, что делает. Те, кто у нее покупает баннеропоказы, - скорее всего, тоже.

Вариант 2: пойти на содержание к богатому дяденьке-спонсору-инвестору. Но он тоже свой характер имеет: условия диктует (секса там или актерского мастерства требует противоестественного), а может и вовсе передумать финансировать по одному ему известным причинам. Если он спонсор, то платил за имидж. А имидж, как и пальто, надо иногда менять. Ежели он - инвестор, то ожидал прибылей. Откуда бы им взяться?

Вариант 3: зарабатывать на рекламе. Вы что прочитали - "на рекламе"? А я хотела написать "на панели". Ничего не имею против рекламы - особенно в Сети, где без нее никак... Но какое это имеет отношение к деятельности нашей актрисы? Это дополнительный заработок в лучших традициях самой древней профессии - продавать себя (по частям). И наконец:

Вариант 4: брать деньги за билеты со зрителей. Хотят - покупают, не хотят - не покупают. Чем интереснее пьесы и выразительнее игра - тем охотнее кошельки открывают. Что может быть проще? Согласны?

А вот теперь согласие наше закончится, не успев толком начаться. Предлагаю "выпрямить" экономику нашей актрисы - сделать пользование Сетью платным. Все очень просто: я покупаю карту, по которой на мой счет кладется некая сумма. Каждый сайт, который я посещаю, снимает с нее, допустим, 5 копеек (за хит или за хост - это уж как договоримся). Сразу посещаемость приобретет вполне материальное воплощение, а владелец сайта будет получать не за разворотливость своего рекламного агента, а за востребованность контента. Если данный сайт - сетевое СМИ, у редактора не будет проблем ни с оплатой труда авторов, ни с определением суммы гонорара. Никто не строит глазки и воздушные замки спонсорам и инвесторам, все заняты своим делом и получают деньги за результаты своего труда... Технически реализовать сей процесс, думаю, не многим труднее, чем контролировать время доступа, оплаченного интернет-картой. Все тикает исправно, считается до секундочки, а я могу в любой момент посмотреть: сколько осталось?

Такое вот невыгодное для рядового пользователя Сети предложение имею честь вам сформулировать. А почему, собственно, невыгодное? Мы приходим в магазин и не ожидаем, что книгу, журнал, газету, фотоальбом нам дадут бесплатно. Коммунизма пока нет, вряд ли его имеет смысл строить в отдельно взятом Интернете. На что надеяться? На капитализм? На интернет-бизнес? Во-первых, он работает на себя, а не на Нетоскоп, что не решает проблемы кривизны. А во-вторых... Послушайте вполне реальную историю.

Молодой человек по имени Леша любил девушку Марину, а девушка Марина любила "Формулу-1". К Леше она тоже относилась благосклонно, но сие к интернет-бизнесу отношения не имеет. А имеет вот что: решил Леша подарить Марине на день рождения флаг ее любимого спортивного клуба и обратился в соответствующий интернет-магазин. Ему было велено распечатать счет, оплатить его во вполне определенном банке и послать копию обычной почтой по столь же определенному адресу. После обильной переписки по электронной и обычной почте и месяца через 2 после дня рождения Марины, флаг был успешно получен и небезуспешно подарен. Хорошо, что праздников у нас много, а молодежь еще не утратила чувства юмора.

Вот такой интернет-капитализм. А зеркала бьются к неприятностям. Маленькие - к маленьким, а большие - наверное, к большим? Суеверие? Да. Вера помогает тогда, когда не хватает знаний, а суеверие - когда нет веры. Так почему бы к нему не прислушаться?