Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20020321_vereshkin.html

Российский Интернет Форум - 2002. Как это было...
Дмитрий Верешкин

Дата публикации:  21 Марта 2002

Уже вечером во вторник, накануне первого рабочего дня РИФа, на открытии, становится ясно, что на протяжении трех ближайших дней в стенах подмосковного пансионата "Лесные дали" пройдет действо, которое не разочарует никого из участников.

На открытии присутствуют министр связи России и руководители Российских представительств мировых компьютерных компаний. Количество белых рубашек, галстуков и деловых костюмов явно превышает количество джинсов, футболок и свитеров.

Беглый взгляд на список участников - и становится окончательно ясно, что в этот раз все будет происходить не так, как в прошлые годы. Место "дот-комов" - чатов, лент новостей, развлекательных сайтов, небольших электронных магазинов, одним словом тех, кто еще совсем недавно соревновались в количестве посетителей и хитов, в этом году занимают компании, смотрящие на Интернет как на среду, где можно вести обычный, традиционный бизнес. Их мало заботят хиты. Их работа - технологии, разработка решений, и собрались они в этом году, чтобы вместе подумать, как эти решения помогают зарабатывать деньги.

Главный спонсор - IBM. Он везде - на плакатах в зале заседаний, на стенде в фойе, вокруг сцены на улице перед главным корпусом. Даже погоду, по общему убеждению, заказал IBM - плюс 9, солнечно. Хочется, чтобы спонсор удивил еще чем-то. И он удивит, но вечером первого рабочего дня форума, когда полураздетые и явно замерзшие, девушки будут исполнять на улице танцы народов мира, а навязчивые скоморохи будут приставать к зрителям с предложением бесплатной текилы. Когда танцовщицы замерзнут окончательно, откуда-то из леса взметнется в небо фейерверк, которым и закончится вечер, а с ним и PR-акция IBM.

Программа каждого из трех дней форума одинакова: утром 2 пленарных заседания, во второй половине дня несколько секционных заседаний и вечером - круглый стол. Участникам приходится нелегко, поскольку темы всех секций звучат интересно и есть желание побывать на всех одновременно. Хорошо, что секции проходят в холлах на разных этажах здания, и лестница проходит как раз через холлы. Поэтому попасть с одной секции на другую просто, и поток людей на лестнице довольно плотный в обе стороны. Можно еще встать между этажами, тогда можно слушать два доклада или участвовать в двух дискуссиях сразу. Но это для тех, кто привык смотреть две программы на двух телевизорах одновременно.

Большой интерес, на время даже приостановивший поток людей на лестнице - люди приходили и оставались, - вызвал круглый стол "Готовность отраслей к крупным Интернет-проектам". Кирилл Бровкович из военно-страховой компании подробно объяснил присутствующим принципы, которыми его компания руководствуется при выборе решений и их поставщиков. Главной была названа возможность в любой момент отказаться от услуг компании-поставщика и продолжать проект самим или с привлечением другого партнера. Иными словами, стремление не только самим "не сесть на иглу", но даже более - держать поставщика в страхе потерять контракт.

Столь же большой интерес вызвала секция, которую вел Хачатур Арушанов из МТУ-Интел, посвященная тому, как еще интернет-проекты могут зарабатывать деньги, кроме как на рекламе. Оказалось, что способов много. Даже несмотря на то, что минувшей ночью переговоры проходили в местном баре "Пумба", и шум этих переговоров был слышен до 5 утра, количество людей в зале было едва ли меньше, чем на первых пленарных заседаниях. Анатолий Левенчук поведал о том, что точно так же, как не надо покупать телефоны по частям и собирать их воедино самостоятельно, так же не надо и самим создавать сайты, а вместо этого надо взять готовые кирпичики, предлагаемые точкой-ру, и за небольшую арендную плату получить сайт и хостинг одновременно. Здесь же представлялись готовые решения для построения call-centers и обсуждалось "где сегодня находится интернет".

Вообще, количество аналитических докладов было значительно больше тех, в которых выступающие повествовали о своих компаниях и продуктах. Правда, после выступлений, в кулуарах, речь все равно шла о продуктах и разработках, но это были уже частные беседы.

Нельзя не отметить круглый стол "Инвестиции в интернет". Ведущий Юрий Аммосов представил трех сидящих за столом на сцене и довольно скучно смотрящих в зал людей инвесторами, хотя зал с таким определением явно не согласился.

Я все же думаю, что Юрия Лопатинского, директора Рамблера, можно считать инвестором, поскольку в тот момент, когда инвестиционный банк First Mercantile Capital Group инвестировал в Рамблер, он был его управляющим. На всякий случай, г-н Лопатинский сам напомнил собравшимся об этом историческом факте.

Вопросов из зала было много. Чувствовалось, что тема инвестиций волнует всех. Например, очень хотелось узнать, чем это руководствовались инвесторы, когда вкладывали деньги в убыточные на тот момент (да и сейчас тоже) проекты и отметали те, которые были прибыльными. Ответ был дан в форме встречного вопроса и вызвал бурную реакцию зала: "зачем вкладывать деньги в проекты, которые и без того приносят прибыль?"

А на вопрос "кто были те консультанты, которые оценивали проекты?" был получен столь же исчерпывающий ответ: "ну, знаете ли, программистов в России много..." Это заявление было встречено улыбкой зала, и круглый стол вскоре завершился.

Форум был закрыт столь же торжественно, как и открылся - ужином, коньяком, вином, икрой и последними на форуме обменами визитными карточками под живую музыку и обещаниями встретиться через год на следующем РИФе.

Когда отъезжали автобусы с участниками Форума, кто-то зажег костер с установленным на нем чучелом масленицы. Кто зажег - неизвестно. Но радостно от этого было всем. Таков он, Интернет. И таковы люди, связавшие с ним свою жизнь. Никогда не знаешь, что в нем будет завтра, как он будет меняться. И не всегда знаешь, кто же первый сделал шаг, который затем повторили остальные.

Москва - Санкт-Петербург
12-15 марта, 2002