Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 8
Дата публикации:  2 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Попугай Кеша

Это талантище!

Талант Кеши может состоять в умении вести продолжительную насыщенную беседу изящными и безупречными с точки зрения стихосложения четверостишиями. Попугай Кеша может прославиться умением улаживать любые споры с помощью легкого искрометного и необидного юмора. Умение увлечь весь чат или форум какой-то новой ролевой игрой или экспромтом награждать присутствующих неколкими, но точными эпиграммами, равно как и способность часами увлекательно рассказывать о своем предмете (будь то размножение инфузорий-туфелек или поведение кристаллов аммония при электролизе), да так, что добрая половина е-сообщества потом неделями ходит под впечатлением - и жаждет продолжения... Да, на все это требуется талантище, каких мало. Их мало - но и такие попадаются подчас.

Кеша внезапно вкатывается в то или иное е-сообщество и тут же становится его самой крупной жемчужиной. Его талант легок, изящен и совершенен, а обладатель этого таланта начисто лишен таких качеств, как бахвальство или зависть, и не выказывает никаких стремлений плести интриги: пусть расцветают все цветы!

Порой через крайне непродолжительное время чатланам обычно становится известен и какой-то его серьезный недуг, или, точнее, особенность: Кеша может быть инвалидом, обладать заведомо отталкивающей внешностью (всякое бывает), жить где-нибудь в окрестностях Ферганы или Рейкъявика (что заведомо исключает общение с ним в реале), да и просто быть еще ребенком по возрасту. Разумеется, Кеша этого не скрывает (но и не выпячивает). Ему вообще, кажется, не до ковыряния в личностных взаимоотношениях, он просто творит - и чат или форум, втайне затаив дыхание, фиксирует каждый новый такт его бесконечной сонаты, каждый новый мазок его необъятной картины, каждую новую строчку его вечной поэмы.

Заранее позиционируя себя, таким образом, вне конкуретного поля привычных чатовско-форумских спорщиков-"тяжеловесов", он умудряется очаровать большую часть из них. Ну а о женской части и говорить нечего: чатланки относятся к нему по-матерински, если никак нельзя иначе. А обычно можно (Кеша ведь вполне может обойтись и без упомянутого выше "недуга").

Первые кешины проблемы начинаются где-то через 6-9 месяцев его пребывания в конкретном е-сообществе. Потихоньку-полегоньку Попугай Кеша убеждается в верности старой как мир истины: все проходит, постоянны лишь перемены...

Нет! Его талант по-прежнему сверкает всеми своими присущими ему красками, но... где эволюция, дружок? Каким бы ни было многочисленным твое е-сообщество, оно все-таки естественным образом ограничено - и все эти люди тебя уже достаточно наслушались. Что новенького скажешь, Кеша? Ты такой молодец, ты даже берешь пресловутое "верхнее ля"... Но нам бы чего-нибудь посвежее, что ли... А, парень? Может, возьмешь для разнообразия парочку септаккордов на своем аккордеоне?

А Кеша, признаться, об этом как-то вообще не задумывался. Он пел! Он разрисовал, кажется, Сикстинскую капеллу! Он создал двенадцатикилометрового Будду на Юпитере - и мановением руки заставил плясать вокруг него всех окрестных лягушек и бегемотов! А вы теперь предлагаете воткнуть Будде сосиску в рот и якорь в задницу - чисто-сугубо для разнообразия?! О, как вы мелки...

Казалось бы, чат - не реал. В чат ежедневно приходит уйма нового народу, меняются поколения... Новые чатлане нашего Кешу вряд ли где слышали, да и вряд ли когда еще услышат. Вот аудитория, бери! Но... по известному закону подлости, Кеше с ними неинтересно, равно как и им с Кешей. Это новые поколения, у них свои герои, свои идолы, свои поэты и борзописцы... Для них песня раненого в самую душу старого (sic!) Попугая разве что забавна: они не знают, да и не желают знать всей предыстории. Они пишут свою - и пусть она будет в чем-то победнее, зато с собственным пьедесталом почета и позорным столбом. Ибо они тоже творят.

Эх, Кеша. Не были мы ни в какой Таитии - нас и здесь неплохо кормят.

И наступает Зима. И муза отлетает вместе с душой. И остается только Попугай Кеша. Когда-то удачно слетевший с какого-то балкона на крики "прелестно!".

Дантес

Это тупик. Из состояния Дантеса я пока не видел ни одного выкарабкавшегося. Хотя не исключаю, что кое-кому такое и удавалось - ценой тотальной смены окружения, среды и, возможно, сбрасывания своего модема с шестнадцатого этажа. Дело в том, что обычно на запасном аэродроме спустя непродолжительное время начинается то же самое, что и на покинутом основном. А начинается вот что.

До поры до времени Дантес благополучно сидит в любимых чатах и форумах, постепенно обсасывая известный клубок проблем жития-бытия, потихоньку обрастая жирком и имея заслуженную репутацию солидного, вдумчивого и основательного собеседника.

Затем на сцене стремительно появляется Пушкин.

Дальнейшее чаще всего скрыто от посторонних глаз и ушей - ибо на 9/10 происходит внутри самого Дантеса... Спустя некоторое время ему начинает казаться, что Пушкин де-факто стремительно занимает нишу, которую он прежде считал своей. Спустя еще какое-то время Дантес болезненно замечает, что уже не может настолько свободно, как раньше, обсуждать ряд тем: теперь ему следует считаться с присутствием талантливого самозванца.

Обрывки случайных фраз собеседников (которые, быть может, и не настолько уж случайны, а быть может, и да) для Дантеса складываются в целостную мозаику: ему становится понятно, что к Пушкину все охотнее обращаются - и как раз по тем вопросам, по которым раньше обращались к нему, Дантесу. Больше того, к нему, Дантесу, начинают относиться все более пренебрежительно и легковесно. Любую, даже самую безобидную шутку любого из вчерашних друзей Дантес воспринимает все тяжелее, а отвечает на нее все злее - причем норовит при этом лишний раз заодно ущипнуть и талантливого неофита.

Искренне недоумевающий Пушкин, тем временем, быстро ориентируется в пространстве и решает лишний раз не тревожить такого урода. И не то чтобы его сильно тревожили колкие нападки Дантеса - Пушкин вполне разумно руководствуется народной мудростью не портить себе и другим настроение и не будить лиха, пока оно спит тихо.

Впрочем, редкая дискуссия обходится без развернутой демонстрации сторонами своих мнений - и все чаще как-то так оказывается, что мнение Пушкина диаметрально противоположно мнению Дантеса, причем даже в тех вопросах, в которых до сих пор особой активности Дантеса замечено не было, - так что мелких пограничных столкновений и некоторого искрения оголенных контактов сторонам так или иначе избежать не удается. Дантес прямо-таки нарывается на открытый конфликт. Ну а друзья - те просто пожимают плечами: "Ты что сегодня как говна поел, а? Расслабься, человече!" Знали бы они, сколько Дантес поел того говна вчера и позавчера - и сколько поест завтра!

А затем Пушкин в одном из своих вполне ординарных диалогов случайно - не нарочно - произносит Неосторожную Фразу. И с этого момента становится для Дантеса средоточием мирового зла и врагом навеки.

Справедливости ради надо признать, что отследить этот момент в 98% случаев не удается: ибо даже сам Дантес спустя месяц-другой вряд ли сможет констатировать, на каком именно этапе глухое неприятие перешло в фазу открытого противостояния. И уж подавно этого не смог бы констатировать ни Пушкин, ни остальные собеседники. Впрочем, путем косвенных улик мне удалось выяснить, что обычно в Неосторожной Фразе Пушкина Дантес усматривает намек на какой-то полузабытый эпизод своего далекого прошлого - искренне полагая, что для Пушкина его, дантесово, грязное белье представляет большой интерес.

Дальше Дантес ставит себе заведомо невыполнимую задачу: извести Пушкина. Чем и занимается годами, попутно теряя друзей и приятелей, большинство своих прежних увлечений, да и вообще интерес к жизни. Последнее - взаимно. Не будучи в состоянии уничтожить врага на дуэли, Дантес старательно вливает свою ложечку дегтя в любую бочку пушкинского меда. Особым шиком и своим долгом перед всем прогрессивным человечеством Дантес считает отваживать от Пушкина новых собеседников - заранее расписывая кошмарную сущность, действительные и мнимые прегрешения последнего.

Дантес теперь бегает за Пушкиным по любым чатам и форумам и старательно гадит в любые подвернувшиеся лунки, не особенно-то заботясь об уместности своих откровений в конкретном контексте конкретного малознакомого ему е-сообщества - для Дантеса важен уже сам факт.

Разумеется, всеобщей реакцией является как минимум пожимание плечами и вопросы к Пушкину: слушай, а это что за чудо тут по твою душу приплыло? Как максимум Дантеса отстреливают - и в этом случае исчадием ада для него становится уже все е-сообщество, лишившее его возможности дальнейших испражнений на публике.

Одно из основополагающих свойств Сетки - каждый живет в ней ровно столько, сколько сам себе отмерит, и ни минутой больше или меньше, - штука обоюдоострая. Принципиальная непотопляемость Пушкина одновременно означает принципиальную непотопляемость Дантеса, для которого теперь весь мир делится на "свой" (где его еще слушают или хотя бы делают вид) и "чужой".

Особо талантливые и общительные пушкины, между тем, вынуждены порой таскать за собой по всей Сетке по целому выводку своих личных дантесов... Теоретически всю эту вакханалию можно было бы предотвратить простой сменой ника. Но Пушкин справедливо считает, что менять ник из-за какого-то очередного полоумного по меньшей мере странно - тем более, что уж ему-то, Пушкину, стыдиться своего сетевого прошлого нечего.

Знавал я и случаи смены ника. Отмечу, что в действительности от зоркого глаза и острого носа Дантеса эта мера спасает мало: тот чует своего Пушкина за сотни верст... Что меня при этом поражает особенно: вроде взрослые ж люди, блин, да? А вот поди ж ты...

Нытик

Самый легкий и распространенный случай проявления черт этого персонажа - призыв к окружающим быть более интересными. Ну развлеките же меня! Какие вы все скучные! Поговорите же кто-нибудь со мной, в конце концов... Словом, дело обычное и привычное, симптомы понятны и узнаваемы.

Лечатся эти иждивенческие настроения двояко: либо методом "сам такой" (с вариациями от "давай покрасим холодильник в черный цвет" до "в пути кормить не обещали"), либо шахтным методом полного погружения в породу и скрупулезного обсасывания тонкостей душевной организации Нытика. Не открою тебе ничего нового, если замечу, что самому объекту исследования это обычно становится интересно.

В большинстве случаев путем описанной полушутливой-полуциничной шокотерапии Нытик приходит в норму и проблемка так или иначе рассасывается. Но мы поговорим о меньшинстве случаев. Когда персонаж не знает иного средства привлечения внимания к своей особе, кроме перманентного изображения неудачливого охотника за обкурившимися улитками и смертельно ранеными черепахами.

Первичная разработка месторождения дает на выходе руду с явными прожилками Большой Личной Катастрофы. Спектральный анализ и пробы различными химреактивами выявляют, что потерпевший едва на ногах после произошедшего и нуждается в реабилитации...

Дальнейшее зависит от твоего таланта, природных навыков, впечатлительности и опыта шахтера человеческих душ. Сама по себе Большая Личная Катастрофа оригинальностью вряд ли отличается: любые сколь-нибудь значимые душераздирающие подробности давно и массово изложены в любовных и криминальных романах на книжных развалах - читай не хочу.

Кто там от кого и к кому ушел, а также кого и как при этом подставил, - всем и так ясно. Рецепты "что делать" давно известны и описаны в сотнях вариантов - от изящной словесности до вариантов для выпускников лесных школ. Главное, что их всех объединяет: необходимость волевого усилия... Но перед тобой - всамделешний живой человек, глубоко и искренне страдающий и... априори неспособный хоть на что-то активное.

Оставлю за скобками весьма распространенные случаи использования маски страдальца (страдалицы) для вымогательства денег, завлечения в религиозные секты и банального (порой международного! встречал и такое) пикапа сердобольных россиянок. Но как быть с оставшимися? Вроде бы и ничего человек не просит материального, и не клеится особенно-то, и не агитирует ни за что... но тает на глазах. Циники (а таких в любом чате и на любом форуме здоровое большинство) могут, конечно, громко фыркать. Но... а вдруг все это действительно правда? и Нытик действительно на грани?

Скажу так: обычно это состояние чем-то заканчивается - Нытик интуитивно чувствует, что хождение по одному и тому же кругу со временем приедается любому, даже самому терпеливому слушателю. Либо такой Нытик, сняв пенку сострадания с этого чата/форума, самопроизвольно утекает куда-то еще - за новыми сочувствующими. Либо Нытик решается на кардинальные меры, образуя таким макаром довольно примитивный, но зато вполне осязаемый мыльный сериал с якобы неясным пока финалом, отводя себе главную роль рабыни Изауры.

Оба этих случая неопасны - они лишь закаляют неокрепшие души слушателей и дают им необходимый опыт заготовки вилок для снятия с ушей лапши от будущих кандидатов в страдальцы, которые так или иначе им еще попадутся в Сетке. Опасен третий случай - когда Нытику становится недостаточно узкого круга "купившихся" и он начинает привлекать к себе внимание всего е-сообщества своеобразными акциями душевного эксгибиционизма. Апофеозом такого творчества становится дискуссия с публичным объявлением о своем намерении совершить самоубийство.

Шутки шутками, господа, но тут уж дела серьезные. Наиболее опытные админы решают вопрос не отходя от кассы и абсолютно верно: они ликвидируют персонаж на корню. Обычно метастаз Нытика не бывает и ситуация быстро рассасывается. Но таких опытных модераторов немного: большинство чатлан, терзаемое внутренними нравственными сомнениями, покупается. Каким бы ты ни был циником напоказ, а ничто человеческое ведь тебе не чуждо, верно?

Не стану расписывать методики переубеждения самоубийц (найди их в Сетке сам, только особенно не увлекайся, слышь?) - тем более что стопроцентно отследить результат все равно не удастся: ты здесь, а он (она) фиг знает где. Ограничусь кратким пересказом методики убеждения самого себя в том, что если ты благоразумно отвалишь, твоя совесть по отношению к Нытику останется чиста аки Божья слеза.

Просто и аккуратно войди в контакт с Нытиком (он тебе не откажет в беседе о себе любимом - особенно после заведения дискуссии о грядущем суициде) и затронь такую тему: а ведь уйти из жизни красиво нельзя... Какой способ ты ни возьми - твое тело и особенно лицо так или иначе будут обезображены смертью. Это только в фильмах показывают, как спокойно засыпает человек, наглотавшийся таблеток или пустивший себе кровь из вены в ванной... А ты лучше подежурь в приемном покое Склифа! Прикинь, что на самом деле доведется увидеть тем, кто тебя найдет: у тебя ж рожа будет, как...

Так вот, если Нытик предрасположен к самоубийству по-настоящему - его эта тема вряд ли сильно заинтересует. Но она заинтересует любого, кто рассчитывает прежде всего на публичный эффект, для кого угроза самоубийства лишь способ поиграть на чужих эмоциях. При этом картина, как именно он будет выглядеть после смерти, наверняка рисуется такому заигравшемуся Нытику иначе.

Освободи себя от сомнений, перестань грузиться ерундой и живи дальше.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Якутский, Глубина, я не твой? А чей? /02.04/
К чему паника? Мир давно болен множеством болезней, отводить Интернету роль новой кары небесной - неумно, по меньшей мере.
Николай Попов, Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 7 /29.03/
Доктор Джекилл всегда весел, общителен. Мистер Хайд внезапно бросается на любых встречных. - Секретарша готовится к собеседованию в институт. На платное отделение, конечно. - Наша беда, с точки зрения Клаксона, в том, что мы неспособны подняться над обыденностью.
Александр Якутский, Свобода с баяном /27.03/
Пришел Кирилл Воробьев из журнала "Огонек". И удостоверение, заметьте, при нем, все честь по чести. В ходе беседы присмотрелись: батюшки, да это же Баян Ширянов, растлитель и Дьявол во плоти, не к ночи будь помянут! Вышвырнули вон.
Татьяна Мерсадыкова, Глагол Интернет /27.03/
Скоро мы все будем жить в виртуальных странах, созданных по образу и духу своему. Вот тогда, наверное, и появятся прилагательные. А пока я нашла их только у детей.
Алексей Ковалев, Интернет премия: Интел ушел - херnR осталась /25.03/
Все совпадения имен и названий в данной статье случайны. Соседство слов Интел и херnR - трагическая случайность. Сама же статья необъективна, агрессивна и недостаточно глубока в силу умственной ограниченности автора.
предыдущая в начало следующая
Николай Попов
Николай
ПОПОВ
admin@redeyes.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: