Русский Журнал
/ Net-культура / www.russ.ru/netcult/20020409.html |
Line. Часть первая: на этом берегу Татьяна Мерсадыкова Дата публикации: 9 Апреля 2002 Название родилось не от страсти к иностранным словам, а всего лишь как обозначение рубикона, разделяющего 2 мира: on-line и off-line. Этот рубикон лежит и на пути друг к другу, и на пути к себе. Привлекает он своей чуть меньшей условностью, чем граница между душой и телом, между физическим существом и его духовным продолжением. Смею предположить, что само создание виртуального мира во многом обязано старой сумасшедшей идее: если не перейти эту границу, то хотя бы ее обозначить. Во всяком случае, Сеть развеяла спасительную для многих иллюзию, что таковой нет в природе. Мы общаемся с человеком в реальной жизни, а в случае надобности обмениваемся информацией через Сеть - ну не диктовать же по телефону адрес сайта! Наши коллеги и друзья, живущие в других городах, - личности для нас на 90% времени виртуальные - независимо от того, переписываемся мы с ними, перезваниваемся или просто вспоминаем иногда. Общение с ними перешло в электронную почту и "аську" - быстро, удобно, трудно что-нибудь не расслышать или забыть. Кроме оперативности повышается и информативность: цитируем вопрос (а не пересказываем оный, искажая до неузнаваемости) и отвечаем прямо без лишних слов, имеем копии (вернее - оригиналы!) собственных писем... Да чего уж тут нахваливать, вы сами знаете, что почтальон Печкин постепенно забывает тропинку, ведущую к вашей калитке. Если ваш корреспондент не имеет Интернета, можно воспользоваться услугами Напиши.ру и написать какую-нибудь ру... Во всем вышеперечисленном масса достоинств, но никакого флера таинственности, никакой метафизики выхода в другие пространства. Просто удобное средство связи. Совсем другое ощущение - от предстоящей реальной встречи с чисто виртуальным персонажем, с человеком, знакомым только по сетевому общению. Мне предстоит такая встреча в ближайшее время, поэтому хочется зафиксировать состояние "до того" и обозначить интригу, которая может и не состояться. Вопреки законам всех жанров, использующих интригу, раскрою карты сразу: это встреча не только с границей, но и с собой тоже, поскольку в ней участвует, по крайней мере, 6 существ. Тут требуется некоторое разъяснение. Речь идет не о тех, кто просто встречается в Сети: статьи, заметки, реплики в форумах, деловое общение, флейм в рассылках. Их интереснее учитывать какой-нибудь типологией. Открещусь сразу и от виртуальных романов - любовь тут вообще ни при чем. Жила-была деловая переписка... - Журнал читают люди, которые лучше, чем ты, знают чем баг отличается от фичи. Все дела люди придумали для того, чтоб пообщаться друг с другом. Когда все еще жили в одной пещере и охотились вместе, но язык уже вышел за рамки обмена сигналами, необходимое общение перестало быть достаточным. Тогда придумали религиозные обряды. Так родилась культура, говорят. Когда было натуральное хозяйство и общение сводилось к дамскому клубу у колодца и мужскому - на лесоповале, придумали народные праздники. И этого оказалось недостаточно, пришлось ввести разделение труда. Общение снова стало необходимым, но, как всегда, недостаточным. Каждое изобретение человек приспосабливал для удовлетворения разрастающейся потребности: письменность - чтоб передать мысль на расстояние, колесо - чтоб поехать в гости и ее уточнить, телеграф - чтоб известить о приезде... И наконец придумали Интернет, чтобы делать все это одновременно и чтоб делать всего этого было не надо. А дела остались делами. Мы по-прежнему играем в эту игру - понимаем, для чего она, нет ли - но играем. - Это ересь? Однако, мы отвлеклись от сюжета. Жила-была деловая переписка. Можно написать: "нижеследующим уведомляю Вас..." или "просим предоставить нам...". Но эти обороты речи как-то не прижились в Сети. Наверное, потому, что люди там подобрались не самые скучные. Гораздо приятнее оказалось, посылая человеку что-то вполне серьезное, в "сопроводительном документе" рассказать байку, анекдот или просто подурачиться словесно. Тогда и ответ получишь веселый. И вот однажды оказалось, что в письмах рассказывается немножко иное, чем то, о чем "толкуют после обеда". И о человеке, которого я никогда не видела, я знаю значительно больше, чем о соседе, встречаемом ежедневно. - Рабинович, почему вы всегда отвечаете вопросом на вопрос? Сложился образ, модель? Нет. Даже если я видела фото, у Него нет внешности. Нет запаха, тембра голоса, жестов и привычки чесать нос. Есть только набор символов. Одно из сочетаний таковых - это его имя. Ему я и улыбаюсь после проверки почтового ящика. Он - человек? Несомненно. Я общаюсь с Ним? И да, и нет. Да, поскольку письма мне Он пишет (надеюсь) сам. Нет, поскольку нет всего вышеперечисленного, а встретив случайно на улице, я Его не узнаю. Я общаюсь с Ним-Виртуальным. Происходит то самое разделение, которое в реале недостижимо, поскольку я не знаю, что мне больше нравится в человеке: его искрометное остроумие или манера прикасаться к руке во время разговора. Итак, нас уже четверо: я, Он и Он-виртуальный-для-меня и я-виртуальная-для-него. Но общаюсь с Ним (с ними) тоже не совсем я, а скорее - я-виртуальная-для-себя. Перечитываю свои письма и смотрюсь в зеркало. Нет, это не одно и то же существо. С его стороны - аналогично. А если добавить к этому его (и мои) тексты... Трудно представить, что общаясь с человеком пишущим, я статей его не почитаю. Их пишет тоже Он, но другой: матерится меньше и слова не коверкает, мысли витиевато-кокетливо излагает - то ли всем понравиться хочет, то ли всех раздразнить, то ли - и то и другое одновременно. - Как тебя зовут? Вот и собирается на эту встречу целая толпа существ разной степени реальности. Где уж до нашей компании шизофренику с его раздвоением личности! Психиатр: Сольются или не сольются? Удастся ли хоть на миг ту самую границу - line - почувствовать? Что останется от виртуальных участников встречи? Всех вопросов не перечислить, но еще один задать хочется: успею ли познакомиться с собой-виртуальной-в-его-представлении? Постараюсь честно ответить на них во второй части "На том берегу", если не стану виртуальной окончательно. |