Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20020531n.html

Все о поэзии 101
Написать в гостевую

Мирослав Немиров

Дата публикации:  31 Мая 2002

"пушкин" / руссру - 1

Юбилейное - сотое - "О Поэзии" вышло. Сотое! Е-мое! Я посмотрел по списку авторов руссру и узнал, что я, оказывается, самый главный его ветеран! Отрощенко - девяносто восемь публикаций, Линор Горалик - девяносто шесть, Курицын - 88, Роман Лейбов 77 (не считая старых выпусков "БС"), Агеев - 74 и т.д. То есть Курицын, Отрощенко или Горалик на службе состоят дольше, но по числу, так сказать, сыгранных за команду матчей - именно я. (У Обозрений Костырки стоит номер 106, но из них 70 были опубликованы не в руссру).

Самый матерый ветеран из ныне действующих и четвертый, что ли, за всю историю руссру. Первые три: Настик Грызунова - 234, Сергей Кузнецов - 178, Иван Давыдов - 172. Ну, до них мне, конечно - - -

А с чего начиналось! Стоп. Да вот сейчас я и опишу, с чего и как начиналось. Пожалуйста:

"пушкин", журнал

Я люблю тебя за ж%пу и за ум -
То и это сразу всякому бросается в глаза,
Выдающимся являясь и большим.
Потому отнюдь я не являюся угрюм,
Обнаруживая их поблизости сознанием своим.

Потому-то потому и потому
-- --- --- своему.
А ты думала - еще-то почему?
Вот поэтому, конечно, по всему.

Потому позволь строкой такою
Завершить стихотворение мне сей:
Дай же встретиться жопе с рукою!
Той - твоей, ну а этой - моей.

Такое стихотворение автор этих строк сочинил, посетив редакцию журнала "пушкин" (именно с маленькой буквы; почему - долго объяснять), существовавшего с осени 1997 по осень 1998, из которого и вырос руссру. Собственно, руссру первоначально был интернет-версией "пушкина", но бумажный отец-прародитель не перенес краха августа 1998 (см. "Рубль пал!"), а руссру да сих пор живет и процветает. 1

Вот история этого моего посещения редакции.

К осени 1997 для автора этих строк необходимость не просто сочинять разные сочинения, а - печатать их где ни попадя и обязательно за деньги была более чем пренаиназревшей. Лет мне было уже почти 37, социальное положение мое было таково: уже более 15 лет я считал себя профессиональным писателем - то есть ничем, кроме написания худож. сочинений, в жизни не занимался - ни единой строчки моей ни разу даже хоть в районной многотиражке опубликовано не было. Кое-какую в кое-каких кругах известность имели мои стихи - среди деятелей и любителей сибирского панка, одним из отцов-основателей которого я некогда был (см., напр., статью Ильи Кукулина "Как использовать шаровую молнию в психоанализе" в НЛО) - В целом к "сибирскому панку" можно отнести таких авторов, как Яна Дягилева, Егор Летов, Роман Неумоев, Олег "Манагер" Судаков, Кузя Уо (Константин Рябинов), Вадим Кузьмин и некоторые другие; сюда же может быть отнесен поэт Мирослав Немиров, живший в 80-е годы в Тюмени и впоследствии переехавший в Москву), и среди деятелей контемпорари арт, оно же "актуальное искусство" (см. "Актуальное искусство" в книге "А.С.Тер-Оганян, жизнь, судьба и контемпорари арт"); мои же "прозаические" сочинения лежали у Оганяна, который их не одобрял: фигней занимаешься, писал бы лучше стихи! "Тюменщики", изготавливаемые на принтере по 3-5 экземпляров по выпуску в год, - циркулировали опять же среди панк-рокеров, но надежды на их публикацию не было никакой.

Жили мы с Гузелью приживалами у сестры - в двухкомнотнй хрущевке, в одной комнате - она с дочерью, в другой - мы с Гузелью и нашими двумя кошками, на полном ее иждивении. Заработков не было нигде никаких, и непонятно было, где их взять. Она нас кормила и не попрекала, но денег в руки не давала ни копейки: считалось, что я эти деньги тут же потрачу на водку, и будет - - -. Частично это было правдой. Порой удавалось находить временный заработок (см. Брокгауз и Эфрон во "Все о Поэзии"), заработанные деньги в значительной степени именно прогуливались. Когда заработка найти не удавалось, я по рублику, по копеечке тырил мелочь из карманов сестры, и когда натыривал на бутылку водки, немедленно покупал ее и - - -.

Тут Макс Белозор (см. статью Белозор М. во "Все о Поэзии") мне и советует: небезызвестный Гельман (см. Гельман М.А. на персоны.ру) начал журнал издавать, "пушкин" называется. Про культуру там, про явления жизни, с ней связанные. Понеси им свое - они парни с различными явлениями в голове, может, им твое как раз и подойдет. Они по доллару за строчку платят!

И вот: я собрался с духом и понес.

При этом, в общем, я понимал, что они меня к себе не возьмут. Во всех этих изданиях, связанных с Гельманом и с вообще контемпорари арт - "ХЖ", а раньше "Декоративное искусство", и еще "Место Печати", и еще - бывший отдел культуры газеты "Сегодня", и еще все их каталоги к выставкам, и проч., и проч, и проч - во всех них основным содержанием являлось такое как бы подмигивание: "Мы-то - хо-хо! ох, не то что эти, не мы. Мы-то - ну, ты понимаешь, а эти, которые не мы, - те, сам понимаешь!" А я как раз и был очевидный тот самый, который "не то, что они", и более того - таким, как они, становиться именно что очень не желаю. Ни тем, который подмигивает, ни тем, которому подмигивают. На этой почве я и с деятелями контемпорари арт рассорился: за то, что все их искусство ориентировано на кучку своих, а не на человека с улицы. Но все-таки жадность взяла свое - доллар за строчку! - за журнальную публицистику! - и я в него пошел.

То есть, сам бы я даже и за доллар за строчку все-таки бы не пошел, но у меня есть птичка Гузель - ее я послал. Она большой мастер контактов с общественностью - ей и карты в руки. Она им образцы разных моих сочинений, отобранных ею по ее собственному усмотрению, и понесла.

2.

Некоторое время спустя, числа около 6-го примерно октября, имело место следующее явление жизни: я выпил водки, мне захотелось развлечений и похождений - поехали в "пушкин"! - сказал я птичке.

Гузель меня долго отговаривала:

- Да тебе там сильно не понравится! Ты рассердишься, закатишь скандал, потом будет стыдно.

Но похождений хотелось - а также и добавить - и я настоял.

И мы поехали.

Денег у нас не было даже на проход в метро, и добираться пришлось верхним транспортом - в нем можно ехать без билета. Страшно, конечно, - нынешние контролеры не старушки, подрабатывающие к пенсии, а крепкие парни, действующие группами и не стесняющиеся в средствах при выбивании штрафов из безбилетников, а уж тем более иногородних (жили мы тогда без прописки) - но можно. Поездка заняла поэтому часа два с половиной: ехать нужно было от Сходни до Пушкинской площади, с тремя пересадками, с ожиданием, по полчаса, на ужасному ветру и холоде, нужного номера троллейбуса. Но мы доехали.

И мне там, действительно, очень, правда, сильно не понравилось.

Что?

Все!

Все, вплоть до того, какие у них лица, прически, ботинки и компьютеры! (У меня компьютер был с 286-м процессором - есть среди читателей люди, которые помнят, что это такое? монитор был черно-белый; писал я в "Лексиконе" - был такой текстовый редактор отечественной разработки; никакая другая программа на сорокамегабайтном жестком диске, на котором в придачу живых было всего 16 мегабайт - компьютер был куплен с рук и был в крайне подержанном состоянии; куплен он был в 1995 году и, между прочим, за 200 долларов - такие тогда были цены.) Больше всего, конечно, мне не понравилось то, что они вернули мне обратно мои бумаги, вежливо сообщив все, что полагается сообщить в таких случаях: что очень интересно и замечательно, но у их журнала иная специфика, так что - - -

И, как и предрекала Гузель, я, будучи уже изрядно выпивши, я действительно очень рассердился.

Но вняв ее настойчивым напоминаниям о том, что потом стыдно будет, скандала устраивать не стал, а только спросил у них взаймы тридцать тысяч (по тем временам - как раз на бутылку водки).

А когда не дали, опять же от скандала воздержался, а только спросил тогда взаймы десять тысяч.

А и даже когда и десяти не дали, стерпел и это и молча пошел домой.

Вот я сколько выдающьс!

Опять же, хоть и всего полбутылки, но все-таки у меня с собой еще было: было чем смягчить ярость обиды. А то - не знаю, чем бы это кончилось. Точно потом было бы стыдно!

3.

И конечно, будь я немного глупей и еще немного личностью типа "совок", точно бы я тут же побежал бы к вопящим, что евреи русским парням ходу не дают, являть собой еще одно подтверждение этого.

Но являясь все же достаточно умен и не совок, я этого делать не стал, а только пил, едя назад, из прихваченной из дому крохотной рюмки - для экономии! - имевшийся у меня остаток водки и кричал, что Гельману - ох - это попомню! Ох, Гельману отомщу! Ох, Гельман еще будет локти кусать, да поздно будет! (Нужно сказать, Гельмана я, конечно, и в глаза не видел, имея дело с некоей Татьяной В.) И так я скрежетал зубами и сверкал очами и очками, пока Гузель не сказала печально:

- Бедный Гельман!

- Это чем он бедный?!! - возопил я, на что она ответила:

- Ну, как же. Сидит себе у себя в галерее на Полянке, думает, что кум королю и сват Лужкову, и не подозревает даже, что все про него уже решено, и ему уже пиздец.

Тут я, конечно, сразу развеселился, и допил остаток водки, крича:

- Верно! Пусть пожирует, пока ему тем временем уже "Мене Текел Упарсин", - после чего мирно доехал домой и мирно лег спать. А перед тем как лечь спать, это вот стихотворение, которое в заголовке, у меня, восхищенного умом моей птички, в ее честь и сочинилось.

Сестра моя очень не любит, когда я пьяный. А если бы я, даже у себя у себя в комнате прочел его птичке вслух, - а мое чтение таково, что оно слышно, - она тут же поняла бы, что я нетрезв, - чтение стихов началось, понятно, знаем! - и была бы крайне этим недовольна. Поэтому мне пришлось отвести птичку в ванную, включить воду погромче и под шум воды втихаря прочесть.

На этом пока о журнале "пушкин" все.

Продолжение - о Гельмане, руссру и т.д. - в следующем выпуске.

Пока же вот еще стихи тех дней - для полноты картины:

***

Б@ядь на$уяриться я на халяву водяры сильно хочу.
Я, впрочем, согласен и на свои, да откуда свои.
На табуретке стоя, телепатическим в форточку криком кричу,
Всяко братков призывая: братки! ой-ой-ой, братки!

Хуй там услышат братки. Братки
За миллион двести тысяч лету отсюда рублей,
Кто не в могиле; к тому же они, дураки, -
Поужзашиты из них не менее трех четвертей.

Было бы проще бы, Летов я будь е%анат.
Было бы ясно, виновен кто в том, что вокруг.
Было бы ясно: гад Ельцын во всем виноват.
Было бы ясно: тукдык его, суку, цурюк.

Сам виноват: не фиг иметь тридцать шесть
Лет, а не двадцать семь.
А коли столько уже оглянулся, а есть,
Одно остается: терпеть, и еще, и совсем.

4 июня 1997, Москва

***

Выходишь в ночь и возвращаешься в ночь -
Жизнь превращается в щель меж двух тьм.
На различное кое, которое если там протч.,
Отвечая уклончиво "хм-мм".

Меж тем природа извергать давай везде молекул холода
А говорят еще, что будет голода!
Поэтому, молекул краски и бумаги, денег в виде сплющенных, в кулак зажав пучок,
Пора скорей отправиться на Фомичевой улицу, где там имеется ларек,
Молекул жидких чтоб водяры там в объеме полулитра покупать,
Адсорбцию молекул жизни от уныния молекул ей осуществлять.

Ибо действительно, пора мой друг пора!
Пора, пора молекул жопы от молекул наконец дивана отсоединить!
А то совсем нисколько не ура,
И жизненная вся совсем провисла, фигурально выражаясь нить,
И только все "ильвэ-ильплэ", как будто я Верлен какой, хандра.

Пора мой друг, пора! Движенья сердце просит, -
Но только постоянного и равномерного -

Что, собственно, как доказала физика, есть равнофигственно покою,
Пора, пора ох отряхнуться от оцепененья скверного,
Налить в стакан водяры недрожащею рукою,
Протерши спиртом, обезжирить чтобы и очистить мозг,
Чтоб он с утра бы проявленья мира точно новенький воспринимать бы мог.

Октябрь 1997

Письмо в журнал "Итоги"

Господа! Стихи
Куда больше главней, чем кино.
Потому что стихи направляют мозги
У людей, а кино, что кино? Говно.

И, господа, поэтому,
Ежели хотите быть круты,
Публикуйте лучше (и с цитатами) обзоры, как там что чего сейчас с поэтами,
А не видеохуеты.

Сообщайте регулярно, если снова что Гандлевский спьяну учудил,
Или Кушнер трезвый мудрость произнес.
Это же куда поинтересней тарантин-мудил!
Пригов иль Кибиров-то и поумней, и побезумней, и поудивительнее сраных кинозвезд.

Выгоньте короче, Ю.Гладильщикова в киргуду,
А возьмите меня.
Я вам чики-чики это дело наведу.
Ведь обидно: неплохой журнал, а в нем такая вот попсовая фигня.

8 октября 1997, около 6 вечера

***

Отчего башка болит
Будто бил по ней болид?
Отчего уныние в ней завелося,
Что хоть Петрушевской отдавай его описывать?
И, такой отличной осенью, я весь позорный, как обоссанный,
Или, рифмы и приличья ради - как обписанный.

Отчего же, отчего фигня теперь такая
В моей бывшей забубенной голове?
- А вот знаю! А вот знаю! А вот знаю!
Потому что нету денег, хоп-йе-йе!

Нету денег сочиненья по журналам,
Развести, чтоб их публиковать,
Нету денег, впрочем, их сначала
Распечатать (картридж кончился билять, а денег нету заправлять!)

Нету денег даже прогуляться -
Ведь гуляя, пива хочется испить;
Нету денег даже на халяву с горя чтоб нажраться -
Ведь сначала нужно дружбанов из автомата обзвонить.

И совсем, короче стал я весь подобным
Экономике отчизны дорогой.
Где ж ты Сорос, Сорос, Сорос, волк позорный!
Инвестиции чего не вносишь, чтобы вкупе возродить ея со мной?

Начало октября 1997

***

Ракетоподобный образ жизни приходится мне вести.
"Рабочее тело" ракеты, то, кое в ней горит,
Есть кислород, как известно (кой жидок), но также еще, прости, -
Спирт.

Поэтому, птичка, не вздумай являться зла,
Не вздумай меня как обычно гнобить и козлить:
Ракеты цель, как известно не в том, чтобы пьяной быть,
Но, как известно, чтоб на орбиту спутники выводить,

Пущего для почитанья тобою меня уточняю: при этом сгорая! -
Что я, подруга, сказать фигурально, исправнейше исполняю -

Такие дела.

1997, октябрь

***

Я, умей на гитаре играть,
Я бы стал ее брать,
Стал по струнам рукой вдохновенной бряцать,
Стал бы я напевать:

- Опять нае@ли.
- Опять нае#али, опять.
- Опять нае$ли ай-люли,
Наебали ох сука-би%ядь,

Так я пел бы и пел нараспев,
И припев:
- Суки!
- Суки!
- Суки!
- Суки!
- Нае$ывают и нае%ывают.
- Как хочут так и нае#ывают.

Стал бы жаловаться на жизень
Вязкой, нудною ставшей в последние годы
Только водярой одною которую и разжижить
Не такою была чтобы клееподобной;

Стал бы плакать о том и о сем,
И вообще обо всем,
И начинал повторять:
- Опять нае@ли, опять.

Опять нае#али е$ать б%ядь копать,

Токовал бы как те- те- рЕв,
И припев:

- Нае&ывают и нае%ывают!
- Как хочут, так и нае$ывают!
Суки!
Суки!
Суки!

Июнь 1997

Комментарии к стихам

Б*ядь на*уяриться я на халяву водяры сильно хочу

"Стоя на табуретке" - только так там, у сестры, было дозволено курить: в кухне, стоя на табуретке, пуская дым в форточку.

"Миллион двести тысяч лету" - столько тогда, летом 1997, по мнению автора, стоил, в тогдашнем масштабе цен, авиабилет до Тюмени, где и обитают его основные братки. Сейчас - ?

"Летов" - герой подпольного панк-рока, в перестройку - ярый антикоммунист и сумасшедший обличитель КПСС, теперь - ярый коммунофашист, обличитель Е.Б.Н. и выступатель на анпиловских митингах с песней про Ленина, такого молодого.

"Поужзашиты" - вынуждены полностью отказаться от употребления спиртного и перейти в ряды абсолютных абстинентов.

К нынешнему лету 2002 - это, кроме А.Тер-Оганяна, и Ю.Шаповалов, и Е.Федотов, и В.Богомяков, и Д."Джейк" Пашкин, и Дм. Врубель, и А.Флоренский со всеми остальными митьками, и М. Белозор, который было расколдовывался, и даже сам автор этих строк! Который полгода был именно "зашит" препаратом торпедо, вот только в конце апреля срок его действия кончился.

А, кстати из всех остальных именно "защит" - то есть не пьет под страхом смерти из-за введенного в организм препарата, блокирующего правильный распад алкоголя в крови, - только Д.Пашкин и Дм.Врубель. Ну и Белозор, который "закодирован". Остальные же воздерживаются от употребления алкоголя одним усилием воли, и уже много лет им то удается: Флоренскому и митькам - с 1994 года, Тер-Оганяну - с 1997-го; и т.д.:

Ох! Ох! Ох! Ох!
Ох! Ох! Ох! Ох!
Ох! Ох! Ох! Ох!
Ох! Ох! Ох! Ох!

Вообще же это хорошее стихотворение: правдивое.

Нахуяриться, действительно хотелось ужасно, денег действительно не было совсем, и так вот мечась ночью по 4,5 метровой кухне, это стихотворение мой организм нечаянно и сочинил. До этого у меня стихи - серьезные, а не только для смеха - не сочинялись уж лет пять, и я думал, это дело уже вообще отмерло.

А тут как раз наступило и что-то около пяти с копейками утра, и я побежал к метро, которое открывалось в полшестого, и обманом в него проник без денег (когда проходишь через турникеты, нужно выносить руки вперед и немного вниз и быстро зажимать ладошками глазки фотоэлементов), и поехал к Оганяну на Бауманскую, единственному человеку, к которому я чувствовал себя вправе без звонка приехать в 5 утра.

И растолкал его, ведущего, в общем, ночной образ жизни и поэтому как раз только что легшего (чем он был крайне недоволен), все это ему прочел и потребовал водки.

Оганян, разбуженный чуть свет, да к тому времени уже и неоднолетний водконенавистник, был очень не рад, но важность момента осознал, поднялся с постели, оделся, поскреб по сусекам, нашел остатки денег и повел меня покупать мне упомянутую водку. Одного не отпустил: у нас район сомнительный, менты лютые, а у тебя вид совсем полного безумца.

И водки - купил.

И даже - две водки вышло!

Он пошел покупать в один отдел водку, а меня послал с тридцаткой в другой за закуской. А я, конечно, не будь дурак, купил, конечно, никакую не закуску, а - - -

И потом сидел со мной, пока я эти две бутылки пил (сам ни капли ни-ни-ни), и слушал мой пьяный бред, и потом уложил меня спать, и еще припрятал мне на опохмелку.

Вот какой человек Авдей Степанович Тер-Оганян!

Ну, правда, бывали случаи и обратного свойства, когда он среди ночи выгнал меня из дому из-за того, что я, якобы, насрал у него в коммунальном коридоре под дверью. - "Ну, не ты, так значит баба твоя! А кто еще? Не Аня же Бражкина!"

Но при этом опять же не просто выгнал, а дал сто пятьдесят рублей на такси, понимая, что куда и как же я пьяный в жопу посреди ночи.

Вот такой он человек.

А насрал, как оказалось, Макс Белозор. Было эту ночь его чего-то вдруг прошибло, и он насрал во многих местах, где-то около четырех.

Выходишь в ночь и возвращаешься в ночь

Молекулы, адсорбция - вышеупомянутая сестра автора в описываемый период училась в Полиграфическом институте и как раз готовилась к экзамену по химии. Отсюда вот и - - -

Еще лучше было бы точно указать, сколько именно молекул водяры автор собирается приобрести: взять да и вычислить, сколько их содержится в полулитровой бутылке водки: сколько именно, умноженных на 10 в какой степени. И автор этих строк давал такое задание своей сестре и даже указывал способ, каким это можно сделать, - при помощи числа Авогадро.

Но та поленилась.

Вообще же это стихотворения, как и другие того периода, содержит в себе попытку поменять манеру. А то прежняя - надоела.

В данном случае - уклон слегка в сторону Заболоцкого, которого я как раз в очередной раз интенсивно перечитывал, что и сказалось.

В дальнейшем меня снесло в этих попытках поменять манеру в более для меня привычную сторону лефо-конструктивизма.

***

Нехорошо, конечно, что разрешением заданного в стихе напряжения оказывается банальное решение пойти в ларек, а не там... ну, не знаю... что-нибудь типа там - - -; но что делать, если так все и есть? Если иного способа разрешать подобного рода проблемы мне не известно?

Так что - - -

То есть нет, знаю я, как правильно нужно поступать, знаю: в Церковь идти!

Да вот - - -

С другой стороны, можно и "философское" объяснение такому способу разрешения проблем найти: мол, это есть опыты погружения в черное беспамятство, темное подсознательное, пучину, бездну и дно, чтобы потом, через похмельные муки наутро, затем, уже обновленному - - -. "Путем зерна", которое не возродится, если не погибнет, - и проч. и проч. Апполон и Дионис, мол, происхождение трагедии из духа музыки и т.д. и т.п.

И более того: это я не для смеха такую концепцию излагаю, а так и есть, я много лет именно это и практиковал! И - действительно ведь получалось! Так ведь и было! Чему-чему, а работе моей пьянство мое нисколько не мешало, если не наоборот. Именно в состоянии похмелья самые художественного вида мысли мне в голову всегда и приходили!

Эх!

Господа! Стихи

"В киргуду" - вариант ради соблюдения приличия. На самом деле, конечно, там "блядь в пизду".

"Гандлевский спьяну учинил" - многочисленные образцы того, чего и как он спьяну учинял, описаны самим Гандлевским в "Трепанации черепа".

Не сбылось: Гладильщикова Ю. в киргуду так и не выгнали, меня вместо него не взяли.

А вот обзоры: что там как с поэтами - их помещать (и с цитатами!) как раз и начали. Не в "Итогах", так в "ЕЖ" и в других изданиях, и вот, и в этом самом руссру. Так что мои призывы оказались не напрасными. Хотя я его - стихотворение - тогда им так и не отправил: все суета, ерунда, так руки и не дошли.

Отчего башка болит

Стихотворение довольно так себе. Публикуется только из-за своей правдивости: оно правдиво описывает, до какой степени не было денег совсем.

"Болид" - вставлен сюда исключительно для рифмы. Ну, и для смеха.

Знакомство же с Соросом потом состоялось - у все того же Гельмана в галерее. (Правда, инвестиций вносить он все равно не стал.) Подробности - в следующих выпусках "О Поэзии".

Ракетоподобный образ жизни приходится мне вести

Современная ракета работает, конечно, не на спирте, а на керосине. Но первые ракеты пионера германской ракетной техники Ганса Оберта работали именно на спирту. Это описано в его биографии, написанной одним из пионеров советской ракетной техники Борисом Раушенбахом. Я ее как раз тогда читал.

Я, умей на гитаре играть

Навеяно историей с изданием газеты "Сведения". История эта описана и будет опубликована, но когда - непонятно.

***

Оганян, узнав историю с ношением сочинений в "пушкин", схватился за голову.

- Нашел кому нести! Татьяне В.! Да она и не открывала твоих бумажек - на штаны твои, на ботинки посмотрела, все поняла, и сразу, не читая, завернула! Самому Гельману нужно было нести!

- Да я с ним не очень знаком. Так, здороваемся - и все.

- Ну, отдал бы мне, я бы отнес.

- Так у тебя сто лет есть - что же не отнесешь?

- Что у меня есть? - пришел в ярость Оганян. - Мешок бумажечек? Ты распечатай все это на бумаге, на больших листах, не на обрезках, да не пачку в 1000 страниц - кто их будет читать - а материалов пять-шесть! Тогда и отнесу.

Но я на это был не согласен.

Я полагал, что мои сочинение именно в виде бумажечек (см. статью "Бумажечки") - вот именно так правильно. И оказался совершенно прав. Именно за бумажечки меня и митьки вскоре полюбили, и сам Гельман - об этом - в следующем выпуске.

***

Материал оказался в значительной мере опять посвящен вопросам пьянства. На что кое-кто уже и ропщет. Но - что делать? Алкоголь играет большую роль в жизни современного мастера художественного слова! Приходится об это и писать:

Ведь правда - нам всего важнее!
Важней всего нам правду знать!

***

Еще уточнение: действительно ли в "пушкине" платили по доллару за строчку - мне выяснить не удалось. Сомневаюсь, чтобы это было правдой. В нынешнем руссру - - -

***

  • О Русском Журнале и "пушкине" на сми.ру - ежедневное сетевое издание о культуре, политике, обществе. Выходит в Интернете с 14 июля 1997 года. Главный редактор и издатель: Глеб Павловский. С октября 1997 года по сентябрь 1998 года выходила печатная версия РЖ - журнал "Пушкин".

  • Содержание первого номера (плюс всех последующих до последнего 12) журнала "пушкин"

  • О "пушкине" на русс.ру - Журнал ПУШКИН - печатная версия Русского Журнала - издается Глебом Павловским и Маратом Гельманом с октября 1997 года. Журнал посвящен вопросам современной литературы, политики, экономики, идейной жизни. Издание ПУШКИНА - первого в России некоммерческого проекта в области массовой интеллектуальной журналистики - было предпринято с целью создать связующее звено между "толстыми" и "глянцевыми" журналами. Первые номера журнала выходили ежемесячно, а с мая 1998 года журнал, изменив формат, стал выходить каждые две недели.

  • Журнал "Санкт-Петербургский университет" #26 (3467) / 26 декабря 1997 года о "пушкине":

    Журнал действительно немассовый. Но и не вполне интеллектуальный. Это узко-снобистский журнал с многоцветной обложкой и трехцветными внутренностями - коричневыми, черными и белыми. Журнал-зеркало. Но в нем не отражается эпоха или литературные тенденции во всей их полноте. В этом зеркале отражаются только образы тех, кто пишет в "Пушкин", и тех, кто его выпускает. Это такой аппарат для самолюбования небольшой и не очень могучей кучки бородатых московских писателей, соскучившихся по изображению собственных фамилий в многотиражных изданиях. Впрочем, как говорят в профессиональных филологических кругах, для "кружкового" издания у "Пушкина" слишком большой тираж (15000 экземпляров). Во всяком случае, неясно, кому именно адресован журнал. В "Пушкине" рядом с понятными и интересными только самим авторам, порою скучными, порою слишком стебными, а порою действительно серьезными публикациями соседствуют материалы, которые бы могла бы поместить любая газета.

  • Пушкин уходит в интернет:

    Итак, отныне РЖ и ПУШКИН - действительно единое целое. ПУШКИН постарается привнести в РЖ все лучшее, что удалось накопить за год "бумажного" существования. [...] основными сферами интересов и приложения усилий коллектива обновленного РЖ-ПУШКИНА станут книжные новости, перипетии политической ситуации в России, проблемы образовательного сообщества, а также обзор электронной прессы и анализ актуальных явлений сетевой жизни в разделе NET-культуры.

  • Черная метка Русскому Журналу от Алекса Одноглазого:

    Когда начинался РЖ, отцы-основатели еще мало верили в интернет, попытавшись издавать еще и бумажный журнал "Пушкин" (то были времена, когда весь наличный диссент хотел издавать журналы; все мои друзья издавали журналы; казалось, что скоро количество журналов на русском языке превысит количество читающих по-русски).

  • "Прогулки фраеров", или Как я публиковал Борхеса. Илья В.Герасимов в "Неприкосновенном запасе". - Интересная статья убедительно показывающая, что все вообще постмодернисты - дураки, а уж те, которые объединились вокруг "пушкина", - полуграмотные провинциальные снобы, нахватавшиеся модных верхушек...

    Жертву не пришлось долго искать: "тонкий журнал читающим по-русски" под названием "Пушкин" буквально напрашивался в качестве идеального объекта моего эксперимента. Высокомерная постмодернистская тусовка "Пушкина" не давала повода для угрызений совести "честного профессионала": я не собирался обижать детей, или обманывать бедных гуманитариев, для которых лазерный принтер - чудо XXI века и слово свято. В конце концов, моя история была про Пушкина, а кто на нас с "Пушкиным" придет, тот...

  • П.С. Перечитал свое сочинение и вижу, что получается, что я утверждаю, что "пушкин" был полное говно. Вовсе нет. Неплохой был журнал. И имел перспективы роста. Если бы не помер в младенчестве, то, скорей всего - - -

    Примечания

    Вернуться1 Как выяснилось в ходе разысканий, это неправда. Изначальным проектом был все же именно руссру, а "пушкин" был его бумажной версией.