Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Филология в жанре квеста
Дата публикации:  11 Июля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Говорят, в Киеве видели двух крыс, как две капли воды похожих на писателя Проханова.

Говорят, что летом в Тарту после четырех часов утра перестают наливать в заведении, отключают горячую воду и закрывают научную библиотеку.

Говорят, что Белинского и Гоголя с базара понесут.

Говорят, что открылся новый проект Фундаментальная Электронная Библиотека "Русская литература и фольклор" и возглавляет его директор ИМЛИ Феликс Феодосиевич Кузнецов.

Оптимисты полагают, что ФЭБ, наконец, положит конец безобразию, царящему в эдиционной практике электронных библиотек и собраний текстов в электрическом Интернете. ФЭБ - это организация. Тут тебе и грандиозный размах, и концепция, и технология, разработанная Научно-техническим центром "Информрегистр", и далеко не последние люди имеют к нему отношение: главный редактор ФЭБ - И.А.Пильщиков, скрупулезно исполняющий функции научного редактора "Русской виртуальной библиотеки" - проекта, идейно близкого ФЭБ.

Пессимисты опасаются, что ФЭБ повторит судьбу других многочисленных проектов ИМЛИ (нужное вписать).

Реалисты в один голос заявляют о чрезвычайно недружелюбном интерфейсе проекта, вопреки одному из заявленных основных принципов ФЭБ. Когда на дверях с десяток замков, оно, конечно, надежно, и управляться с ними быстро привыкаешь, но только не всякому гостю хватит терпения дождаться, пока откроют. Не всякий гость ФЭБ, не ознакомившись предварительно с инструкциями, догадается, что, тыкая в ссылку, мы получим описание раздела, а тыкая в соседний чемоданчик - получим несколько чемоданов чуть меньшего размера, тыкая в которые мы, в худшем случае, обнаружим еще чемоданчики, а в лучшем - ссылку на конкретный текст.

Проект открылся, не будучи вполне к тому готовым. Потому и шумят "реалисты" в гостевой книге. Это чаще всего те, кто не долез по "дереву" до содержимого чемоданчика. Содержимого же в них скрыто немало: в одном лишь электронном научном издании (ЭНИ) "Боратынский" - "порядка 100 000 произведений", хм-хм.

Об этом сказано в разделе "Описание издания". Очень ответственный раздел. Этот раздел предваряет любое ЭНИ. Цели и задачи ЭНИ, описываемые в нем, столь высоки и ответственны, что незадачливый пользователь и руки опустит, и склонит голову, и затуманится его взор.

Прекрасный раздел, только зачем он - непонятно. Любое ЭНИ должно максимально точно следовать наиболее авторитетным изданиям произведений. Иных - противоположных - задач быть, кажется, не может. Но организация не терпит беспорядка.

Хотя проект и не вполне готов, материалов, доступных читателю сейчас, достаточно много. Лучше всего дела обстоят с разделом "XIX век". Целиком представлены ЭНИ четырех авторов: Пушкин, Грибоедов, Лермонтов и Боратынский. Другие на очереди. Набор авторов, конечно, неполон. А разве с академическими изданиями дело обстоит лучше? Собрание сочинений Жуковского, претендующее на академизм, готовят только сейчас. ФЭБ, видимо, будет следовать за этим изданием, а оно выходит в печати очень неспешно. Такая зависимость всегда прискорбна.

На этом остановлюсь подробнее. Устроители проекта постоянно декларируют особую точность воспроизведения текстов и вообще высокий эдиционный уровень ЭНИ в составе ФЭБ. Это делает ФЭБ надежным ресурсом. На ЭНИ можно сослаться без опаски - страницы размечены, соблюдены практически все особенности "бумажного" издания.

Очевидно, таким же образом в ЭНИ будут попадать и неточности, и ошибки, допущенные в "бумажном" издании (но не опечатки - их обещают по возможности исправлять). Библиотека - не самостоятельный научный проект. Она не ставит перед собой задачи интерпретировать, она только транслирует и организует материал.

Раздел литературы XX века пока пуст. Как и раздел "XI-XVII век", раздел "XVIII век" и раздел "Фольклор". Они не являются конгломератами разнородной информации. Чем они явятся, увидим позже.

На проект ФЭБ хочется смотреть с оптимизмом. Очень хочется увидеть, как понесет читатель из ФЭБ Белинского и Гоголя, или Чулкова с Рубаном, Набокова с Довлатовым и "Слово о полку..."

Говорят, что офисы проекта ФЭБ странным образом оказались на двух этажах в здании, входящем в систему телекомпаний российского информационного агентства "Новости". Но это уже абсолютная неправда.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Николай Попов, Паноптикум. Персонажи виртуальных баталий. Серия 20 /09.07/
Ангел: в сеткиных чатах собираются смотреть на свое будущее. И многим удается - ибо их будущее - это прошлое соседа. - Че: он даже не креатор, он криэйтор.
Роман Лейбов, Я боюсь /05.07/
Говорят, в Киеве видели двух крыс, как две капли воды похожих на писателя Проханова. Пришли, понюхали мемориальную доску на доме, где родился И.Эренбург, покачали волосатыми ушами лауреатов премии Ленинского Бестселлера и ушли в неизвестном направлении.
Николай Попов, Паноптикум. Персонажи вииртуальных баталий. Серия 19 /30.06/
"Буран": В чатах и на форумах он, как прилежный золотоискатель, старательно намывает искорки чужого разума . - Знайка: Нет ни одной проблемы в мире, которая бы не имела решения. - Данила: Видимо, есть у народа, все-таки, некая потаенная тоска по общению с "реальным пацаном".
Мирослав Немиров, Все о поэзии 103 /25.06/
"пушкин" / руссру - 3.
Николай Попов, Паноптикум. Персонажи виртуальных баталий. Серия 18 /23.06/
"Политика? Общество? Смысл жизни? Меня все это если и интересует, то как раз в том ограниченном объеме, который я получаю в чате из уст таких, как ты". - "Девочка хочет обожания. Она пока по причине малолетства мало что понимает по жизни - но она уже хочет знать, какая она красивая".
предыдущая в начало следующая
И. Т.
И.
Т.

Поиск
 
 искать:

архив колонки: