|
||
/ Net-культура / < Вы здесь |
Все о поэзии 105 Написать в гостевую Дата публикации: 26 Июля 2002 получить по E-mail версия для печати
Да, автор этих строк и нижеследующих строк, то есть я, М.Немиров - чрезвычайный поклонник стихотворений Заболоцкого. И если мне предложить составить, допустим, десятку главных русских поэтов 20 века, первая тройка было бы - по алфавиту, а не по порядку мест - Бродский, Заболоцкий, Пастернак. Плюс примкнувший к ним Пригов. Еще в начале 80-х, в тюменском университете З. был чрезвычайно популярен. Например, Е.Федотов, приехавший в Тюмень поступать в университет большим поклонником Вероники Тушновой и С.Есенина и на каждой пьянке со слезой читавший "Письмо к матери", уже к третьему месяцу первого курса переключился на Б.Садовского и Георгия Иванова и возглашал, опрокинув стакан:
или:
А к концу 1-го - началу 2-го курса - весна 1981 - перешел уже совсем на авангард во всех формах, от раннего Пастернака до Т.С.Элиота, единственную книжку которого он даже украл из библиотеки - "взял почитать и потерял", заплатив за это 50-кратную (!!!) ее стоимость. Ну, и на Заболоцкого, конечно, тоже. И теперь на пьянках задумчиво произносил:
Или, будучи в более агрессивном настроении:
(http://www.litera.ru/stixiya/authors/zabolockij/stoyat-chinovnye-derevya.html) А потом пошел и Хармс, и Введенский, и - позднее - Пригов, Кибиров етс - у Федотова оказался действительно хороший вкус. Правда, советскую поэзию он ни в каком варианте так и не полюбил - ни Возню с Евтей (что, впрочем, свидетельствует тоже о вкусе), но и ни Маяковского, Луговского, Багрицкого, Сельвинского и проч. Федотов Е. был тогда рьяный антисоветчик и не мог проехать по улице Республике мимо памятника Ленина - а ездить приходилось каждый день - чтобы не выругаться матом и не обрызгать слюнями ярости стоящего рядом. Интересно, как он относится к советской поэзии сейчас, когда он поменял свои убеждения на 180 градусов, стал ярым поклонником советской империи, газеты "Завтра" и лично Проханова - неужели Сулеймана Стальского наизусть учит? Или Ф.Чуева? Или Егора Исаева? Или Рубцова с Тряпкиным?) Впрочем, это отвлечения. О Заболоцком. В середине 1970-х советская власть почему-то расщедрилась и ни с того ни с сего издала двухтомник практически полного Заболоцкого - и "Столбцы", и поэмы, и все прочее - чуть ли не стотысячным тиражом. Среди советской интеллигенции это резко подорвало престиж З. Он сразу перестал быть эзотерическим чтением, (как например, тот же Пастернак - того только и было, что книга 1965 года из "Библиотеки поэта" тираж которой 15 тысяч - пойди найди), и запретным плодом, а стал - - - Да и опять же Заболоцкий никогда и не был интеллигентским "культовым автором", как тот же Пастернак, или Цветаева, или тем более Мандельштам - и, видимо, из тех же соображений: его все-таки довольно регулярно издавали - то тут сборничек, то там, а потом разродились практически ПСС в виде двухтомника, следовательно - - - Мне, впрочем, эффект запретного плода был по барабану - я и к Я.Смелякову и к М.Луконину хорошо относился, во-вторых, ни у меня, ни у кого еще из моих знакомцев этого двухтомника не было, поэтому я шел в библиотеку, этот двухтомник в читательском зале брал по читательскому билету какой-нибудь из сердобольных девушек (свой я потерял на второй или третий день после получения) и - шариковой ручкой на полоске бумаги переписывал все подряд. После чего приходил домой и перепечатывал переписанное на машинке в пяти экземплярах под копирку, и перепечатанное сброшюровывал в книжечки. И перепечатывал не по разу, а по два-три - то есть, занимался, настоящим самиздатом (не совсем настоящим - перепечатывал я не совсем запрещенное, а почерпнутое из советских книжек). Машинку я брал напрокат в пункте проката, это было вполне дозволено, они, машинки ("Москва") в этих пунктах штабелями стояли, и стоили недорого - если на день то, кажется, копеек 40, а если на год - то, вроде бы, 35 рублей или около того. Времена, - не такие давние - когда печатную машинку нужно было регистрировать в КГБ - казались далеким и баснословным прошлым. (На самом деле всего 20 лет прошло: от описываемых времен до нынешних, когда описывается, прошло уже больше.) (Кстати, крайне эффективный был способ в целях запоминания стихов: в результате я чуть не наизусть знал пол-Маяковского, всего Заболоцкого, значительное количество Пастернака, и проч. и проч. и проч. Рекомендую! Кстати, и до сих пор стихи все цитирую по памяти, так что если будут какие расхождения с оригиналом - не обессудьте.) И - раздавал всем желающим. И - довольно-таки преуспел: ввел, так сказать, Заболоцкого в тюменскую университетскую моду. Из самых неожиданных уст можно было услышать:
или:
или
Или:
и т.д. Свою роль сыграл в первую очередь, конечно, самиздатский - подпольный!!!! - характер распространяемых мной брошюрок. Распространяй я книги - имей такую возможность - эффект был бы ... Ну, в лучшем случае, читанули бы да хмыкнули. Вот так. *** И, кстати, не меньше - а то и больше - "Столбцов" впечатляли натурфилософские поэмы начала 1930-х - "Деревья", "Птицы", "Безумный волк" и т.д. (примеры см. сообщ. Верлибр) А то, что после обериутов он стал "коллаборационистом" и, якобы, говном, это не совсем так. С одной стороны - действительно стал, о чем далее. С другой - самые ударные места в "Столбцах" - они туда уже в конце 1950-х вписаны! Например:
Или:
И т.д. Это все - 1958 год. *** Но почему же это все- таки советская власть вдруг ни с того ни с сего выделила одного из обериутов и его всячески обласкала, остальных продолжая - - - Соображений у меня 4. 1: (главное) действия советской власти - необъяснимы. Там было одновременно задействовано столько разных тайных пружин, скрытых ходов, того и сего, что угадать почему вышло так, а не этак - это нужно быть лженаучным фантастом, которых одно время целая - - - была, назывались "кремлелологи", самый известный - Умар Автурханов, из более новых - Соловьева и Клепиков, из еще более новых - В.Третьяков, М.Леонтьев + всевозможные конспирологи во главе с Дугиным и газетой "Завтра". 2: после отсидки З. вел себя тише воды и ниже травы, ничего себе "этакого" не позволял и был образцовым членом ССП: нет, чтобы там активничал на собраниях или еще как безобразил - а безвылазно сидел на даче в Тарусе подальше от всего. 3: постепенно и перековался: из бывшего ультравангардиста стал не просто правильным советским поэтом, бери выше! Стал типичным поэтом-эпигоном конца 19 века - все эти
(http://www.litera.ru/stixiya/authors/zabolockij/zacelovana-okoldovana-s.html) что очень ценилось советским начальством. Даже выше, чем быть собственно советским поэтом про БАМ и т.д. (Не зря и советская эстрада это так полюбила. И про
(http://www.litera.ru/stixiya/authors/zabolockij/lyubite-zhivopis-poety.html) - тоже, и барды - про Можжевеловый куст, - это все неспроста) 4: ну и наконец то, что из всех обериутов-авангардистов, З. - вроде бы самый с человеческим лицом. Если Хармс или Введенский - это как бы открытое неприкрытое издевательство, то Заболоцкий - криво и косо, конечно, но, вроде, хоть частично понятно, что хочет сказать автор: выразить свое непонимание и растерянность перед сложной эпохой НЭПа. Намерение, конечно, не вполне соответствующее линии партии, но в целом сердцу каждого честного партийца близкое: весь этот "угар НЭПа", с его маклаками, нищими на базарах, стерлядями в лавках на Обводном канале, вся эта система кошек, конечно, истинному рубаке-партийцу - - - *** С последним можно и поспорить. Про человеческое лицо обериутства Заболоцкого. Как раз совсем наоборот: из всех обериутов З. был как раз - с самым нечеловеческим - если не просто античеловеческим - лицом. "Лицо коня" его гораздо больше интересовало и радовало, нежели лицо человека.
мог призывать Хармс. Заболоцкого толстенькие девочки никак не интересовали. Как не интересовали ни "праздники", ни жизнь как таковая. Для нее он находил лишь следующие (нужно отметить - страшной силы) определения:
"Толстенькие девочки Хармса" для Заболоцкого - скачущие бабьи туловища. Вообще, З. был много лет - и чем дальше, тем больше - последователем двух величайших жизнененавистников - Н.Федорова и К.Циолковского, Федорова относительно недавно издавали; интересно почитать бы натурфилософские труды Циолковского - "Животное космоса", "Растение космоса" и проч. Интересно - они есть в сети? Вряд ли. *** А вот. Позорные стихи 1937 года, не переиздававшиеся ни разу ни самим Заболоцким, ни позднейшими его публикаторами. Но человек по имени Кевин М.Ф.Платт их таки разыскал и опубликовал в статье "Н.А.Заболоцкий на страницах "Известий" (к биографии поэта 1934-1937 годов)" - НЛО #44, 2000.
Такие стихи Заболоцкий стал писать - и публиковать - и где? в главной газете страны, в "Известиях"! - в 1937 году. То ли с целью обмануть советскую власть и прикинуться совсем своим, то ли постепенно действительно став своим (во что верится меньше)... Лучше бы он этого не делал: помочь - все рано не помогло, а позору... *** Что-то, я смотрю, Заболоцкий в моем описании чего-то как-то уж совсем черненьким выходит. Я этого совсем не хотел. Поэт он, несомненно, непревзойденной замечательности, поэтому стихотворением и завершим - дабы сгладить возникший перекос и выйти снова на правильную дорогу верного понимания сущности вещей:
П.С. Поэтов 20 века Заболоцкий - уже в 50-е, перед смертью, расставлял так: # 1 - Пастернак, # 2 - он сам, Заболоцкий. Об остальных же и говорить не стоит. - Как же, а, например, Блок? - изумлялись собеседники. - Ну, Блок, во-первых, поэт 19 века, поэтому в рассмотрение не входит, отвечал З. А во-вторых, честно говоря, - говно. Таково было мнение Заболоцкого о русской и советской поэзии. Но где я его прочитал - хоть убей, не помню. Может быть, в "Альбоме для марок" Сергеева? Уточнить. *** Для совсем диких - вот биография З., почерпнутая из книги "Поэты ОБЭРИУ"., СПБ, 1994:
*** Перековался, да. А как было не перековаться? Восемь лет на Колыме, да и потом ... В чьих-то мемуарах читал, опять же не помню в чьих: середина 1950-х, мемуарист заходит в кабинет Твардовского, там сидят Твардовский и Заболоцкий. - Ты знаешь, что этот написал? - говорит сердитый Твардовский мемуаристу, тыча в принесенную Заболоцким папку. - Он написал, что лебедь - "животное, полное грез"! (Имеется в виду стихотворение "Лебедь в зоопарке", где есть строфа
- Эх, Николай Алексеевич, - выговаривает Твардовский Заболоцкому.- Мало тебе? Наука не впрок? Снова за старое взялся? Опять туда же захотел? Испуганный Заболоцкий виновато кивает, что да, бес попутал, виноват, Ваш Высокородь, больше не повторится! - и не чает схватить папку и бежать, пока никто, кроме Твардовского, этого не не видел. А это уже после Сталина! Это уже начало Оттепели! Так вот и жили. Так вот и - - - Варлам Шаламов - и тот от западных публикаций отказывался и в советской прессе униженно в них каялся. Разве один Солженицын.... Ссылки:
А вот "Растения космоса" - которое на самом деле "Растение будущего " - в сети нет.
поставить закладку написать отзыв
|
nemiroff@au.ru URL |
|
||