Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20020816n.html

Все о поэзии 107
Написать в гостевую

Мирослав Немиров

Дата публикации:  16 Августа 2002

Кошляков, Валерий

Видный мастер кисти и холста (а также гофрированного рваного картона) наших дней; иначе говоря - один из виднейших представителей современного московского контемпорари арт в его живописно-изобразительном ответвлении; кое-кто (например, такая точка зрения весьма распространена в городе Санкт-Петербурге) считает его и вообще лучшим московским современным художником.

Немалая заслуга в этом, если признавать всю правду, как она есть, принадлежит Тер-Оганяну А.С.

Если бы не он, вполне мог бы сейчас К. проживать в Ростове-на-Дону, быть членом местного отделения СХ и писать талантливые, но банальные виды донской жизни, развивая традиции Левитана и Коровина.

Впрочем, об этом далее.

Сейчас - краткая биография Кошлякова В.Н.

Родился в 1962 г. в г. Сальске Ростовской области.

Начало 1980-х: поступает в ростовское-на-дону Художественное училище им. М.Б.Грекова, где в то время уже учится Тер-Оганян, и имеет в нем (Кошляков, не Оганян) репутацию полного идиота: подвиг радиста нарисовал!

Большую картину маслом на холсте, где изобразил героическую гибель радиста в степи от взрыва во время боевых действий Великой Отечественной войны.

Учащиеся училища были шокированы такой темнотой.

- "Футуристов", вроде меня, - рассказывал Оганян, - конечно, было раз, два и обчелся, но все-таки все учащиеся были парни городские, продвинутые, рисовали кто сюрреализм, кто что-нибудь мистическое; войны, если и было рисовали, так звездные, но чтобы войну Великую Отечественную - таких не было.

- Нет, ну, конечно, были хитрожопые хитрожопы, которые и "подвиг разведчика" рисовали, и Ленина на броневике, и съезд комсомола, но с теми все было ясно, да и те для себя если что и красили, так опять же сюрреализм. А этот - сам, по доброй воле - и такое!

А это он - от невинности.

Паренек из города Сальска решил стать художником - ну так нужно писать картины серьезные, большие, на серьезные темы - про войну и т.д.

А что же еще рисовать серьезному художнику?

Ходил, можно добавить, Кошляков в это время обутый в футбольные бутсы с шипами.

Не чтобы прослыть оригиналом, что как раз было в его пользу, а - опять же от невинности: а что? хорошие ботинки, крепкие - и недорогие!

Так что тогда Оганян с Кошляковым не подружились.

Подружились они уже примерно году в 1986-м, когда К. работал декоратором в театре оперетты, хотел как-нибудь поступить в Союз Художников СССР, а для души писал жанровые картинки из донской жизни: казаки, казачки и все прочее.

Тут-то Тер-Оганян и обнаружил в К. несомненный живописный талант и взялся его патронировать.

Стал давать советы, наставлять, подсовывать книжки с изображениями произведений Матисса и Пикассо, а то и Малевича и Поллока.

Результат: Кашель, под влиянием О., все более и более переходит к "современному искусству" - сначала к чему-то вроде импрессионизма, затем, к 1987-му году, уже и к чему-то типа фовизма а-ля какой-нибудь Дерен (для Ростова-на-Дону тех времен - дикий авангард), и уже и не собирается как-нибудь пристроиться в Союз художников, а - - -

А в 1989-м году Ог. почти силой заставляет Кошлякова переехать вслед за ним в Москву.

И поселяет у себя, сначала на Речном вокзале, а затем на Раушской набережной и год содержит, пока Кошляков не начинает зарабатывать сам.

И уже году к 1991-му - см. начало сообщения.

Опишем, какие именно произведения приносят К. успех.

Это вот что: на огромных картонах (2 на 3 м и еще больше), сделанных из найденных на помойках ободранных ящиков от телевизоров, холодильников и прочего, бледной, сильно разбавленной белилами темперой он пишет виды Рима, Венеции, всевозможные классические развалины. И затем это - выставляет.

- И все? - удивится читатель, привыкший, что в контемпорари арт должен быть трюк и фокус, - просто виды Венеции?

Венеция. 1991. Гофрокартон, темпера. 250х250

Именно так.

Кошляков есть чрезвычайно редкий в нынешнем актуальном искусстве автор таких произведений, которые не сводятся к их словесному описанию, а которые нужно именно прийти на выставку - и посмотреть.

И посмотреть - живьем, в натуре, а не репродукцию.

Ибо репродукция - все-таки не передает силу и (стыдно при людях такое и вслух сказать!) красоту, с которой все это изображено.

Впрочем, немного все-таки передают - см. репродукции далее. При этом просьба обращать внимание на проставленные возле репродукций размеры. Это важно: это не картоночки чемоданного формата, а это - - -

Впрочем, концептуальный момент во всем этом тоже есть, и весьма сильный.

Персонажность.

Кто таков человек, который это делает?

Это советский дикий человек, который, пребывая в убогости и нищете, на каком нашел материале (картонные разодранные ящики), какими нашел красками - темпера, экономии ради сильно разбавленная белилами, - изображает видение - мечту! - мечту об иной, прекрасной жизни! - и мечту не просто, а мечту художника, Италию! - но получается совсем не так, как хочется: разбавленная краска течет (вся картина в потеках), картон - рваный, гофр там и сям торчит наружу, как ты его ни записывай, да и Италия эта, если подумать, - собственно, посмотреть - на самом-то деле тоже одни руины.

То есть, на руинах одной великой Империи ее одичавший сын пишет свою мечту, которая оказывается - руины другой великой Империи.

Такового персонажа придумал В.Кошляков, от лица его он это все и пишет.

Но при этом всего сильней - что он его не придумал! (см. сообщ. Ирония в "Оганяне")

Потому что на самом деле - он сам как раз и есть такой персонаж!

Потому что он действительно дикий паренек из Сальска, который пишет действительно то, что ему нравится, - и то, что общепризнанно является Классикой и Всем Высоким, Прекрасным и Возвышенным - и не его вина, что это оказывается тоже руинами.

Таков, примерно, смысл - или лучше еще использовать термин "мэссидж" - живописи Кошлякова В.

Которая, кроме того, еще просто очень хорошая живопись - что нынче бо-о-ольшая редкость.

Некоторые анекдоты из жизни В.Кошлякова:

***

- Что это у тебя? Дай посмотреть! - говорит Кошляков, видя большую толстую книгу у Оганяна в руках.

Взял, листнул. Разочарованно возвратил:

-А, буквы!

Но это было давно.

Перебравшись в Москву, Валерий Николаевич обнаружил: нынче быть одним глазом и рукой мало, нынче художник должен быть еще и теоретиком.

И буквы стал все-таки читать, и вникать, и сейчас я никак не удивлюсь, если Кошляков и про дискурс к месту ввернет, а может, и Фуко процитирует.

***

- Вот "Итоги" - хороший ведь журнал! Про искусство пишут, и в общем - правильно, - все понимают. Но зачем в начале - половина каждого номера! - какая-то ерунда, про Ельцина, Зюганова, Чубайса. Понятно, раньше заставляли про политику писать. Неужели и сейчас заставляют? - говорил В.Кошляков.

И очень был удивлен, когда ему объяснили, что подавляющее большинство людей, покупающих "Итоги", покупают их именно из-за первой половины - про Ельцина, Зюганова, Чубайса.

А то, ради чего покупает журнал Кошляков - это на самом деле так, довесок.

***

В.Н. Кошляков - большой любитель помоечек.

Выходя на прогулку, он возвращается с мешками понасобранного на помойках самого разного хлама: тряпочек, картиночек, каких-нибудь вазочек, венских стульев и т.д. и т.п. - пригодится!

И, действительно, пригождается - теми или иными способами он использует все это в разных объектах, инсталляциях и т.д.

На помойках он и картон собирает для своих произведений.

И вот.

Один раз в галерее Гельмана был ремонт.

Гельман дал указания рабочим - как что красить, откуда куда тянуть проводку, куда выносить мусор, - и ушел.

А Кошляков как раз пошел к нему.

И на подходе к галерее - помойка.

- Иду, смотрю, - рассказывал Кашель, - сколько картона кто-то выкинул! Подошел поближе - да это же мои картины!

Оставленные Гельманом без присмотра рабочие сочли их просто испачканным картоном - и вынесли на помойку.

***

В конце восьмидесятых водка стоила очень дорого.

Тем более - относительно доходов деятелей ростовской богемы, которые были людьми пьющими, но малоимущими.

То есть на водку денег никогда не было.

На начать пить еще кое-как удавалось наскрести, а вот на продолжить - отнюдь.

И тогда отправлялись к Кошлякову, у которого деньги были - всегда.

Не потому, что у него были какие-нибудь особые доходы, а потому что он к деньгам относился серьезно, умел соотносить свои возможности со своими потребностями, и вот как-то получалось, что деньги, оказавшись у него в руках, не - - -, а расходовались равномерно и планомерно.

И вот.

Как за последнюю соломинку, ростовские художественные алкоголики и хватались за кошелек Кошлякова:

- Валерий Николаевич, давай срочно 6 рублей.

Сначала фраза заканчивалась словами "до понедельника" или еще каким-нибудь выражением в этом духе; постепенно оно отпало: ни в какой понедельник денег, конечно, не появлялось, а если порой и появлялись, то тратились они, конечно, не на раздачу долгов.

Валерий Николаевич сокрушенно вздыхал, но всегда просимые деньги давал.

Для проформы ему объясняли: "В "Солнышке" "Гадрут" по рупь десять дают, пойдем? Там уже все наши!"

- Да нет, вы уж как-нибудь сами... - смущался Кошляков. - Я тут лучше пока чего-нибудь покрашу.

А вот анекдоты о В.Н.Кошлякове пера (клавиатуры) Максима Белозора, из его книги "Волшебная страна":

***

Художник Валерий Кошляков - человек очень простодушный.

Однажды Авдей Степанович Тер-Оганян познакомил его с известной ростовской инакомыслящей Мариной П., нынче одной из ведущих журналистов радио "Свобода".

Через несколько дней она встречает Авдея Степановича и выговаривает ему: "Кого ты ко мне привел? Мне было так неудобно!"

Оказывается, пришел Валерий Николаевич в гости, сидит, чай пьет. А вокруг все: Сахаров, Сахаров!

Валерий Николаевич и спрашивает: "А кто такой Сахаров?"

Все на него посмотрели, покашляли, но, однако, объяснили. И опять: Солженицын, Солженицын!

Валерий Николаевич смутился было, потом чаю выпил и спрашивает: "А кто такой Солженицын?"

***

Когда стало известно, что Мирослав Маратович Немиров собирается жениться на Юлиньке Глезаровой, все говорили: идиот!

Один Валерий Николаевич сказал:

- Ну а как же? Как же он не будет жениться? Он же там жил, питался...

***

Валерию Николаевичу мама из города Сальска часто присылала сало, крупы, чеснок и другие сельские продукты.

И он всех угощал.

Как-то пришли к нему в мастерскую барышни.

Валерий Николаевич налил им чаю, нарезал сала и говорит:

- Угощайтесь, девчонки, кушайте! Вот, чеснок берите, очень помогает от глистов!

***

Однажды Авдей Степанович Тер-Оганян и Валерий Николаевич Кошляков ехали в метро.

Авдей Степанович купил газету, сел в вагоне, собрался читать.

Кошляков вообще не особенно читатель, а в метро сроду не читает.

А тут вдруг вынимает из портфеля книгу.

Авдей Степанович удивился: что за книга?

Посмотрел.

Книга называлась "Гайморит".

***

У Валерия Николаевича Кошлякова в Ростовском театре музыкальной комедии была мастерская под самой крышей.

Туда к нему приходили друзья.

В то время в театре шел спектакль, в котором актрисе по сюжету нужно было моментально переодеваться.

В гримерную она не успевала, а забегала за кулисы, сбрасывала с себя одежду и надевала другое платье.

Валерий Николаевич знал наизусть все спектакли.

Когда начиналась определенная музыкальная фраза, Валерий Николаевич прислушивался, говорил: "Бежим!", и все, кто у него находился, бежали и лезли на колосники.

Оттуда было отлично видно переодевающуюся актрису.

Она раздевалась полностью, почему-то даже снимала трусы.

***

У Авдея Степановича Тер-Оганяна на полке лежал воздушный шарик.

Такой американский, тощий и длинный, похожий на сосиску.

Я приставил его к одному месту и помахал.

Авдей Степанович очень обрадовался:

- Вот реакция нормального человека! А то вчера Кошляков приставил его к носу: смотри, говорит, какой смешной нос!

***

Авдей Степанович Тер-Оганян пожаловался Валерию Николаевичу на то, что тетка на улице назвала его дедулей. Кошляков ответил:

- Это ничего, старик. Меня на улице часто за деда принимают.

Лет обоим тогда было едва за 30.

Последние лет уж 8 К. живет по большей части в Германии, в Москве бывая наездами в год на месяц-другой.

В Германии ему очень не нравится.

Даже кроткого, законопослушного, практически непьющего, совершенно не склонного к бытовому безумству Кашля полицейщина германской жизни душит как - - -.

(Впрочем, и французской - вообще европейской.)

Но в России для художника типа Кошлякова места нет - абсолютно.

Хорошо каким-нибудь акционистам: показал раз в год жопу - остальное время числишься известным мастером концептуального искусства, ходишь на вернисажи, порой и грант какой-нибудь от какого-нибудь Сороса перепадет.

Кошлякову же для работы нужна большая мастерская - картины три на пять метров в комнате в коммуналке не нарисуешь, - нужны покупатели, которые покупали бы эти картины - и опять же, это не комнатного формата картиночки, а произведения, требующие для себя соответственных помещений - музеев или жилищ уж совсем сумасшедших богачей.

А музеи наши - - -, а богачи, конечно, есть, и помещениями подходящих размеров они обладают, но чтобы покупать для украшения этих помещений гигантские картины, написанные на рваном картоне, - до этого общественное сознание российских богачей - еще не доросло.

Так что - - -.

А вот некоторые истории о Кошлякове В.Н., добровольно сообщенные моей Птичкой:

***

Когда товарищество художников "Искусство или Смерть!" перебиралось в Москву, все они привезли много картин - каждый по полсотне или сотне картин.

Валерий Николаевич привез одних этюдов - 500 штук.

Некоторые этюды были записаны с двух сторон - с оргалитом были проблемы, поэтому К. ради экономии писал и с той, и с другой стороны.

Также К. использовал холсты - напишет с одной стороны, потом перетянет на другую сторону и опять напишет - писать хотелось, а материалов не было.

У Оганяна многие картины были написаны на старых пеленках его детей.

***

Первой выставкой, которую повезли за границу вместе с Кошляковым, был "Зверинец" - мраморный пол, фонтан, пантеры, леопарды, павлины, тигры, пальмы - все невероятно красиво.

Звери были нарисованы (как и все остальное) на картоне, вырезаны по контуру и расставлены на мраморном (из картона) полу - типа как гигантская детская книжка-раскладушка, когда из бумаги вырастают дворцы, принцессы, замки...

Все Валеру поздравляли - первый выезд как-никак, только Кошляков был совсем не радостный.

Причина его кручины состояла в том, что все звери сзади подпирались палочками - простыми деревяшками, найденными на помоечках.

И вот - кураторы выставки запретили Кошлякову вести с собой эти палочки - это же лишний вес.

Валера кручинился - где я за границей такие хорошие палочки найду? Это здесь я вышел и нашел, а там - я и где помоечки там - не знаю.

В аэропорту таможенники, проверяя Кошляковский багаж, были шокированы - в его чемодане лежали две рубашки и куча палочек и дощечек - неструганных, серых, грязноватых - это Валера все-таки взял самые стратегически важные палочки с собой.

***

В середине 90-х Кошлякова некая влиятельнейшая художественная компания решила вывести в мировую художественную элиту.

Кашля привезли в Париж, дали ему гигантскую мастерскую, какие угодно материалы - краски, холсты - все что пожелаешь, богатый пенсион и приготовили контракт.

Условия контракта были такие - 12 картин в год, определенного формата, на холстах, никаких картонок и проч., содержание любое, но желательно виды римских развалин.

И - все.

То есть больше картин рисовать нельзя - будет переизбыток, меньше тоже рисовать нельзя - у них все схвачено, покупатели определены. Кошляков удивился:

- Я за месяц 12 картин нарисую! А что потом год делать?

- Как что? Гуляй, наслаждайся жизнью, путешествуй... Денег у тебя теперь будет много.

Надо ли говорить, что Кошляков той же ночью тайком бежал из Парижа?

- Пусть я буду в Москве, в коммуналке, на драных картонках писать, но я буду писать, сколько захочу - и что захочу.

***

А обещанные репродукции где? - изумляется читатель.

Что это такое вообще - статья об искусстве живописи - и без единой картинки?

Так вот, сообщаю: неправдочка ваша!

Есть картиночки!

Картиночки есть, и до фига, и большого размера, и еще впридачу и с пояснениями и комментариями.

Только я, чтобы не загромождать ими текст - да они и не поместились бы, они большие, - вынес их на отдельный, специально для таких штук мной (на самом деле, конечно, Моей Птичкой - плюс при помощи М.Вербицкого) изготовленный сайт "Картиночки": http://nemirov.rema.ru.

Для особо глупых, объясняю, как им пользоваться.

Зайдя на главную страницу, найти портрет В.Кошлякова (над ним так и написано: Кошляков, Валерий).

Щелкнуть по нему.

Появится куча маленьких картиночек: микрокартиночек с - - -.

Щелкай по каждой - получишь ее в увеличенном виде - и комментарий.

Так вот.

И вообще, заходи почаще на этот сайт: там много всего разного и познавательного.

***

В заключение - как бы официальный послужной список К. Перечень основных его выставок:

(Если в скобках написано "Каталог" - значит устроители потратились на то, чтобы к выставке был издан этот самый каталог.)

1988: "Италия имеет форму сапога", Ростов-на-Дону.

1989: Выставка в кооперативном туалете, Ростов-на-Дону.

1991: "Ночь в Венеции", Галерея Гельмана, Москва (Каталог).

1991: "Под небом Италии", Дворец Сакала, Таллин, Эстония.

1992: "Парфенон", галерея в Трехпрудном, Москва.

1992: "Дуэты" (совместно с В.Брайниным), Галерея "Доминус", Москва.

1992: "Живопись и скульптура" (совместно с В.Дубоссарским), Галерея в Пересветове пер., Москва.

1992: "Большой заказ", Галерея La Baze, Париж.

1993: "Живопись и скульптура" (совместно с В.Дубоссарским), Русский музей, Санкт-Петербург.

1993: "Актеры приезжают в город". В рамках российско-голландского проекта "Exchange/Обмен", Москва.

1993: "A Mosca... a Mosca..." Galleria Communale d'Art Moderno, Болонья (каталог).

1994: "Темные аллеи" (совместно с В.Дубоссарским). Якут галерея, Москва.

1994: "Перспективная архитектура", Архитектурная галерея, Москва.

1995: "Фонте Латино". Галерея Бишофф, Штутгарт

1995: "Fuoscoso" (совместно с Ю.Шабельниковым), Галерея Гельмана, Москва.

1995: "Нонконформисты". Музей Людвигсхафен (каталог).

1996: "Полигимния". Акция (роспись камней на стройке), Галерея Бишофф, Штутгарт.

1996: "Полигимния". Галерея Гельмана, Москва

1996: "В. Кошляков", Галерея Шульц, Берлин.

1997: "Место жительства". Галерея Русского искусства, Женева (Каталог).

1998: "Города - герои". Галерея М.Польский, Чикаго (каталог).

1998: "Храм искусства". Галерея Гельмана. Москва.

1998: "Эрмитаж для домоуправления # 5". Акция. Москва.

1999: "Ритуальное пространство", Архитектурная галерея, Стокгольм.

1999: "Альбом для рисования". Галерея М.Польский, Чикаго (Каталог).

1999: "Под крышей" (совместно с Райнером Герс). Центральный выставочный зал "Манеж", Москва.

2000: "С Юга. К Северу. На Восток". Ивановский художественный музей (Каталог).

2000: "Изба". Инсталляция. Галерея Гельмана. Москва.

2000: "Кабинет": Тверская картинная галерея.

2000: "Полюс холода". Русское современное искусство. Париж (Каталог).

2000: Фестиваль Garrone. Тулуза (Каталог).

2000: "Южнорусская волна". Русский музей, Санкт-Петербург (Каталог).

И это далеко не все!

Вообще, довольно странная выборка.

Нет, например, "Украшения Красивого" - 1989; нет упоминания об отличной (и огромной) выставке в МДМ осенью 1990, о не менее замечательной экспозиции Кашля на большой коллективной выставке в Царицыно; выпала куча выставок и акций в Трехпрудном ("Море водки", например, совместно с Тер-Оганяном) - и это только то, что я помню лично.

А др.?

Вот то-то же.

Переходите к "Картиночкам".