Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20020823n.html

Все о поэзии 108
Написать в гостевую

Мирослав Немиров

Дата публикации:  23 Августа 2002

Мавзолей


Самый первый временный деревянный Мавзолей Ленина

1.

Если все-таки начать себе позволять использовать при описании тюменской жизни приемы турбореализма, о Мавзолее следовало бы тогда сказать, что он в Тюмени находится на ул. Хохрякова, дом 63, сразу за бывшим Обкомом КПСС, и является гранитно-мраморной точной копией главного Мавзолея страны, московского.

В городе Заводоуковске, в 6 часах езды от Тюмени на восток электричкой, мавзолей поплоше, шлакоблочный, а что же до села Верхнее Сидорово Сорокинского района, то, поскольку колхоз его является, конечно, отстающим, то и мавзолей в нем - из неструганных досок, а ленин - несколько мешков, набитых соломой, на верхний из которого наклеена фотография из "Правды" 1954 года.

Мавзолеи в частных домах тоже разные: у номенклатурных работников - впрочем, и у шоферюг, и у сварных, летающих на вахту на севера, и еще у работников торговли и сферы обслуживания - они стоят в красных углах японского производства, сверкая кнопками, лампочками и пластмассой под красное дерево и нержавеющую сталь; у - - - они - - -

И т.д.

***

Впрочем, это все я не совсем сам придумал: нечто подобное описано у Борхеса: в одном из коротеньких своих рассказов он описывает глухую аргентинскую глухомань, куда приезжают бродячие актеры и представляют похороны Эвиты и лежание ее в стеклянном гробу мавзолея; а дикие аргентинские гаучо рыдают, стоя вокруг псевдоея псевдогроба в скорбном молчании.

Но надо сказать: я свое про мавзолей написал раньше, чем прочел у Борхеса.

2.

Но если не позволять себе увлекаться турбореализмом, а писать одну только скучную правду, то без мавзолея, описывая тюменскую жизнь, все равно не обойтись.

Как-то на форуме руссру - еще в 2001 году - развернулась дискуссия: кто самый знаменитый тюменщик.

Предлагались разные фигуры, например, американский прославленный автор мюзиклов Ирвинг Берлин, который родом из Тюмени.

Или, конечно, Г.Распутин, который родом из села Покровское, что неподалеку от Тюмени, и в самой Тюмени - живал и даже работал санитаром в местной больнице на Доудельной улице, которая существует до сих пор и которая сейчас является ГКБ # 3.

Но правильнее всех ответил человек по имени Алексей Михайлов:

- Ленин! - вот кто самый знаменитый тюменщик, - сказал он.

И это так.

Ибо некоторую часть своей (правда, уже загробной) жизни (?) Ленин В.И. действительно провел в городе Тюмени, в подвале сельскохозяйственного института - с августа 1941 по весну 1944 года.

Именно в Тюмень был тайно эвакуирован мавзолей с его содержимым, и здесь - - -

***

А это исходный мавзолей, прообраз всех остальных: гробница царя Мавсола в Галикарнасе, греческой колонии в Малой Азии; 340-е годы до нашей эры. От него и пошло слово мавзолей для обозначения любых грандиозных усыпальниц.

Построен архитектором Пифием по заказу жены Мавсола Артемизии II, над рельефами фриза работали лучшие скульпторы того времени - Скопас, Леохар, Бриаксий, Тимофей.

На вершине был изображен сам Мавсол с женой, стоящие на четвероконной колеснице.

Дело происходило в Галикарнасе - одной из древнейших греческих колоний в Малой Азии, основанной согласно "Словарю Античности" выходцами из Арголиды еще в 12 веке до н.э.; с 560 находился под властью сначала лидийцев, затем персов, но не был обижаем ни теми, ни теми и сохранил и при тех, и при тех автономию.

А как раз эпоха Мавсола и Артемизии была временем его наивысшего расцвета.

Двухсотлетнее пребывание в составе азиатских государств, однако, не прошло даром: греки в Галикарнасе изрядно овосточнились, чему очевиднейшее свидетельство уже хотя бы то, что правил в Галикарнасе царь с царицей - для классических греков форма правления крайне несвойственная; описываемый Мавзолей, объявленный позже, во времена эллинизма, одним из 7 чудес света, - еще одно доказательство этого овосточивания.

Ибо размером он был - с современный десятиэтажный дом!

У классических греков от такого безумия волосы дыбом вставали.

Сооружения таких размеров - это уже явно азиатское - - -

***

Расцвет Галикарнаса, впрочем, длился недолго - не тронутый ни лидийцами, ни мидянами, ни персами, через 10 лет после возведения мавзолея, в 333 г. до н.э., он был до основания разрушен своими же братушками эллинами по приказу просвещеннейшего ученика Аристотеля Александра Македонского,

***

Что, кстати, несколько корректирует общепринятое представление о греках, которые, якобы, были уж совсем цивилизованные - Платон, дескать, Софокл, Аристотель, демократия, Олимпийские игры, борьба за просвещенную свободу с персидским варварством и деспотией; такие все сплошь, короче, юноши в туниках и мудрецы в хитонах, которые только тем от современных людей и отличаются, что на автомобилях не разъезжали.

Вовсе нет.

Чего-чего, а варварства - в современном смысле этого слова, в смысле - в смысле, например, отсутствия даже и каких-либо сомнений в своем праве всех, до кого дотянутся руки, истреблять, - и у греков было сколько угодно, и не только по отношению к чужакам, но и к собственным единоплеменникам.

***

Тут, кстати, можно и высказать суждение касательно расхожего утверждения, что, мол, в мире наблюдается падение, и падение, и падение нравов, и особенно со времен Нового времени, капитализма.

Или, хотя бы, отсутствие в этой части какого-либо прогресса.

Как раз и нет, что видно на примере хоть того же Галикарнаса.

Ибо то, что было сделано с ним - се возмущает и шокирует ум современного человека, как и аналогичные методы, например, гитлеровцев.

А меж тем гитлеровцы совершенно ничего нового не придумали, а лишь вернулись к тому, что всегда и везде было совершенно нормальной практикой людского общежития, и лишь только в самые последние периоды времени, примерно с середины XVIII века, стало представляться возмутительным и недопустимым, причем до такой степени, что даже в СССР при сталинизме казни производились все-таки тайно, и даже их наличие вообще отрицалось.

Магда

Как он в нее, гадину, тырц! тырц!
Слепой! Наугад!
Она по башке его дырц -
И убегла.

Скользкая такая вжик б#ядь словно ящерица
Жаркозадая, коль выражаться фигурально,
а в реальности, на ощупь, - наборот, прохладная,
Погубила его всячески, а после вовсе ухуящерила -
Вот такие все вы правда, бабы, бл@ди.

Вот и ты такая же паскуда точно, ласточка,
Почему мне собственно за что и нравишься -
.................
...................

июль 1990, Надым.

Собственно, это о главной персонажице "Камеры-обскуры" В.Набокова, которую автор этих строк как раз прочел и которая на него произвела чрезвычайное впечатление.

Но, конечно, не только о ней.

"Ты" в последней строфе - это, конечно, некая личность по имени Стелла, о которой в дальнейшем будет сообщено отдельно.

Что же до Набокова, то вот девять главных русских писателей (прозаиков) XX века, как я это понимаю:

1: Набоков;

2-6: (по алфавиту, а не по важности): Мамлеев: Платонов: Солженицын: Сорокин: Хармс;

7-9: (опять по алфавиту): Ильф-Петров: Лимонов: Розанов;

10: А.Толстой (за "Аэлиту" с "Гиперболоидом...") или Стругацкие.

Относительно каждого из указанных следовало бы дать пояснение - что именно я в них нахожу такого, что ставлю их именно на такое место в ранжире заслуг, и я могу дать такие обоснования и дам их - в следующий раз.

***

Картинку - пока не подобрал.

Чтобы подобрать, нужно перечесть "Камеру-обскуру", найти там ее точное описание, а потом уже, исходя из нее...

Попозже.

Мадонна

см. http://www.guelman.ru/slava/nemirov/nbr2000.htm#mado

Мадригал

В.Никонов:

Мадригал - (от итал. madrigale от позднелат. matricale - песня на родном языке) - в классической поэзии стихотворение хвалебного содержания (противоположно эпиграмме, с которой сходно по малому объему), позднее - краткое стихотворение с интимным оттенком, обращенное к женщине.

В русской поэзии М. известен с XVIII века.

Несколько подлинно художественных М. принадлежат А.Пушкину, М.Лермонтову.

Но уже во времена Пушкина М. вызывал ироническое отношение:

И дрожь и злость меня берет,
И шевелится эпиграмма
Во глубине моей души,
А мадригалы им пиши!

(А.С. Пушкин)

***

Тем не менее М. продолжали писать и после этого, и я их и сам, например, написал огромное количество, хотя и не знал, что это вон оно как называется.

Думал так, стишочечек для обольщения девушек.

А оказывается - вон оно как!

Например:

О ты, тяжелому подобная похмелью!

Когда, однако, уже денег раздобыто,
Когда - часа за три до двух! - уже добыто,
Когда уже открыто и налито,
Когда уже мал-мало и отпито, -

Вот ты - такая, как теперь слегка - помедлить.

В стихотворении описана одна из выдающихся красоток города Тюмени конца 1980-х.

Имея тогда около восемнадцати лет от роду, сия производила чрезвычайное впечатление на выдающегося тюменского же поэта М.Немирова, сочинявшего многочисленные стихотворения, с целью ея обольстить, - безуспешно.

Имя и фамилия ея были - Милюкова Анна; в соотв. статье и см. и дополнительные сведения о сей, и многие другие стихотворения (мадригалы!), обращенные к ней.

Майк

Точнее, Михаил Науменко, по прозвищу Майк.

Герой ленинградского рока начала 1980-х годов, в том же начале - и в середине - тех же 1980-х оказывал чрезвычайное влияние на умонастроения тюменских умов, подробности см. Гребенщиков Б.

И нужно сказать, Майк при этом гораздо больше поражал тюменские умы, чем "Аквариум".

Вообще, как куда ни посмотришь, все таинственно и удивительно.

Почему, например, в 1980-83 - удивительный выброс советского рока - и Гребень, и Майк, и Свин, и Цой, и "Странные игры", и в Москве - "ДК", "Центр", а уже в 1984 - хоп - и все в общем окончилось, и осталась только проза жизни и унылое повторение самих себя во все более и более унылых и бледных копиях?

(Ну, Цой дотянул до 1985-го - "Это не любовь" - может быть, лучшая его пластинка.)

Почему так?

Поневоле поверишь в астрологию!

Но это в сторону.

Возвращаемся к Майку

Майк - да!

Ленивый гнусавый голос, как бы и не поющий, а как бы и не в склад и не в лад рассказываюший-выкрикивающий истории из своей жизни:

Которой день
Пьем с утра!
А что делать на даче, когда такая жара

......

Который день
пьем всю ночь;
день и ночь, день и ночь - еще одни сутки прочь!

и т.д.

И все это - под забойную панкуху.

(В концертном - монофоническом! - альбоме "Блюз де Моску", лучшем альбоме Майка - собственно, единственном, который и следует слушать, несмотря на ужасное качество записи, Майковские блюзы и рок-н-роллы превратились в самую натуральную панкуху!)

И все это было про нас.

Про нашу безумную и позорную частную жизнь?

Ты - дрянь! (Лишь это слово
способно обидеть).
Я не хочу тебя любить, но не могу ненавидеть! -

и:

И так прошло все лето,
И осень так прошла, -

и:

Двадцать лет - как бред,
двадцать бед - один ответ,
Хочется курить, но не осталось папирос, -

и:

Когда я знал тебя совсем другой! -

и проч.

***

Дискутировали об интерпретациях.

Например:

Я боюсь спать, наверно я трус, -

почему?

Шаповалов Ю., в то время, в 21 год, уже настоящий клинический алкоголик, утверждал, что это совершенно точное, хоть в учебники вставляй, описание состояния человека, находящегося в разгаре запоя, когда уже и не пьешь для удали и веселья, а только постоянно через каждые полчаса пропускаешь по стопарику - чтобы жить.

И когда уже несколько ночей не можешь уснуть: именно потому, что страшно: а вдруг заснешь - и тут и кердык?

Я, тогда (и аж лет до 33-х) об ужасах похмелья совершенно не ведавший, но терзаемый страстями иного рода, связанными с наличием в мире некоторых существ женского пола, отстаивал иную интерпретацию смысла этой фразы. Трактуя ее в том смысле, что боюсь, мол, спать из-за того, что опять ты, паскуда, проникнешь в мои сны, и - - -

Истории:

***

1985, зима, город Нижневартовск Тюменской области.

Птичка моя Гузель - впрочем, тогда еще не моя - сидит у себя в комнате родительского дома, принадлежащий ей магнитофон поет песни рассматриваемого Майка.

На кухне матерь птички беседует с пришедшей в гости ее сестрой, а Гузели теткой, которая в это время не кто-нибудь там, а работница райкома КПСС.

В гузелином магнитофоне Майк уныло изобличает свою подругу, сообщая ей, что она - дрянь!

Тут вот дверь в Гузелину комнату распахивается, и на пороге ее возникает вышеупомянутая тетка, возмущенная до глубины души:

- Ты это что же такое слушаешь! Это кого он называют дрянью - советскую женщину-труженицу?!!

***

А вот история, как все та же Гузель брала у Майка интервью в Питере осенью 1987 года.

Сева Грач, человек, считавшийся тогда Майковым импресарио, привез ее на какое-то предприятие, который Майк сторожил ради заработка и еще из-за того, что советская власть требовала от всех, находящихся под ее властью, чтобы они состояли на хоть какой-нибудь ей службе.

Она приходит туда, приведенная Грачом: проходная, за ней комнатка сторожа, в которой все как положено - стол, стулья, диван, сумрачный мужик в замасленной фуфайке, валенках, шарфе и треухе.

Обнаруживается: этот угрюмый мужик и есть пресловутый Майк.

- Простыл, - поясняет он сиплым голосом.

- А вот мы тебя подлечим! - радостно сообщает ему Грач и вынимает бутылку портвейна, а Майк вынимает в ответ стаканы.

Они наливают, выпивают.

После чего Сева начинает представлять Гузель: вот, подпольная журналистка из Сибири, хочет о тебе написать... - а Птичка моя тем временем чувствует, что у нее совсем зашумело в голове, и она уже не в состоянии брать интервью.

И она и говорит:

- А вот я вижу, у вас диван - можно, я чуть-чуть вздремну?

Изумленный Майк отвечает, что да, конечно, пожалуйста, и Гузель ложится спать, а Майк с Севой продолжает пить эту, и потом вторую, обсуждая всякие вопросы, а потом Гузель наконец просыпается, спрашивает, сколько времени, и, узнав, что около двенадцати, вскакивает и, с криком, что она же на электричку опоздает, убегает.

Такова история того, как Гузель брала интервью у Майка.

***

Я лично с Майком знаком не был.

Один раз чуть было не познакомился.

Это была весна 1987-го.

Пили, гуляли по Питеру и решили пойти в гости к Майку - Сева Грач, Свин, Немиров, Гузель.

Пришли к Майку - тесная коммуналка, Майк, опухший и несвежий, попросил его подождать на крыше - он скоро придет, а сейчас у него неотложные семейные дела.

Поднялись на крышу - крыша была очень хороша: просторный чердак с развешенным бельем, просторные слуховые окна и прекрасная черепичная крыша с трубами, приступочками и переходами на крыши соседних домов.

Гуляли по всем крышам как Карлсоны часа три - Майк так и не смог закончить решение семейных проблем, и мы ушли.

***


Концерт Майка в Тюмени в ДК "Геолог". Слева - Майк, на заднем плане - азартно пляшут тюменские поклонники его творчества, прорвавшиеся на сцену

Это был не один концерт, а дней пять по два концерта в день.

Организовала эти гастроли Птичка Гузель при помощи Горкома комсомола.

Были сложности - не хватало усилителей, - пришлось бегать по всему городу в поисках их.

Нашли.

Не было спиртного - а артистам перед выступлением нужно пропустить по стопарику - человек по имени Чуйков от щедрот душевных выкатил 25 литровую бутыль браги (рис + изюм).

Потом возникли проблемы с выплатой денег - комсомольцы вдруг решили, что многовато Майку будет того, что сначала обещали.

Пришлось грозить, что приведет под окна горкома всех поклонников творчества "Зоопарка" с транспарантами, свистом и камнями, - подействовало.

Тогда-то многие тюменские личности и познакомились лично с М.Науменко и пили с ним водку.

Но это был уже не тот герой подполья, который - - -; это был больной и усталый человек, уныло зарабатывающий себе на хлеб и на водку имитацией замечательного себя семилетней давности.

Поэтому последовавшая в августе 1991 года смерть Майка от инсульта никого особенно не потрясла: он к тому времени давно уже был не слишком-то и жив.