Русский Журнал
/ Net-культура / www.russ.ru/netcult/20020823n.html |
Все о поэзии 108 Написать в гостевую Мирослав Немиров Дата публикации: 23 Августа 2002 Мавзолей Самый первый временный деревянный Мавзолей Ленина 1. Если все-таки начать себе позволять использовать при описании тюменской жизни приемы турбореализма, о Мавзолее следовало бы тогда сказать, что он в Тюмени находится на ул. Хохрякова, дом 63, сразу за бывшим Обкомом КПСС, и является гранитно-мраморной точной копией главного Мавзолея страны, московского. В городе Заводоуковске, в 6 часах езды от Тюмени на восток электричкой, мавзолей поплоше, шлакоблочный, а что же до села Верхнее Сидорово Сорокинского района, то, поскольку колхоз его является, конечно, отстающим, то и мавзолей в нем - из неструганных досок, а ленин - несколько мешков, набитых соломой, на верхний из которого наклеена фотография из "Правды" 1954 года. Мавзолеи в частных домах тоже разные: у номенклатурных работников - впрочем, и у шоферюг, и у сварных, летающих на вахту на севера, и еще у работников торговли и сферы обслуживания - они стоят в красных углах японского производства, сверкая кнопками, лампочками и пластмассой под красное дерево и нержавеющую сталь; у - - - они - - - И т.д. *** Впрочем, это все я не совсем сам придумал: нечто подобное описано у Борхеса: в одном из коротеньких своих рассказов он описывает глухую аргентинскую глухомань, куда приезжают бродячие актеры и представляют похороны Эвиты и лежание ее в стеклянном гробу мавзолея; а дикие аргентинские гаучо рыдают, стоя вокруг псевдоея псевдогроба в скорбном молчании. Но надо сказать: я свое про мавзолей написал раньше, чем прочел у Борхеса. 2. Но если не позволять себе увлекаться турбореализмом, а писать одну только скучную правду, то без мавзолея, описывая тюменскую жизнь, все равно не обойтись. Как-то на форуме руссру - еще в 2001 году - развернулась дискуссия: кто самый знаменитый тюменщик. Предлагались разные фигуры, например, американский прославленный автор мюзиклов Ирвинг Берлин, который родом из Тюмени. Или, конечно, Г.Распутин, который родом из села Покровское, что неподалеку от Тюмени, и в самой Тюмени - живал и даже работал санитаром в местной больнице на Доудельной улице, которая существует до сих пор и которая сейчас является ГКБ # 3. Но правильнее всех ответил человек по имени Алексей Михайлов: - Ленин! - вот кто самый знаменитый тюменщик, - сказал он. И это так. Ибо некоторую часть своей (правда, уже загробной) жизни (?) Ленин В.И. действительно провел в городе Тюмени, в подвале сельскохозяйственного института - с августа 1941 по весну 1944 года. Именно в Тюмень был тайно эвакуирован мавзолей с его содержимым, и здесь - - - *** А это исходный мавзолей, прообраз всех остальных: гробница царя Мавсола в Галикарнасе, греческой колонии в Малой Азии; 340-е годы до нашей эры. От него и пошло слово мавзолей для обозначения любых грандиозных усыпальниц. Построен архитектором Пифием по заказу жены Мавсола Артемизии II, над рельефами фриза работали лучшие скульпторы того времени - Скопас, Леохар, Бриаксий, Тимофей. На вершине был изображен сам Мавсол с женой, стоящие на четвероконной колеснице. Дело происходило в Галикарнасе - одной из древнейших греческих колоний в Малой Азии, основанной согласно "Словарю Античности" выходцами из Арголиды еще в 12 веке до н.э.; с 560 находился под властью сначала лидийцев, затем персов, но не был обижаем ни теми, ни теми и сохранил и при тех, и при тех автономию. А как раз эпоха Мавсола и Артемизии была временем его наивысшего расцвета. Двухсотлетнее пребывание в составе азиатских государств, однако, не прошло даром: греки в Галикарнасе изрядно овосточнились, чему очевиднейшее свидетельство уже хотя бы то, что правил в Галикарнасе царь с царицей - для классических греков форма правления крайне несвойственная; описываемый Мавзолей, объявленный позже, во времена эллинизма, одним из 7 чудес света, - еще одно доказательство этого овосточивания. Ибо размером он был - с современный десятиэтажный дом! У классических греков от такого безумия волосы дыбом вставали. Сооружения таких размеров - это уже явно азиатское - - - *** Расцвет Галикарнаса, впрочем, длился недолго - не тронутый ни лидийцами, ни мидянами, ни персами, через 10 лет после возведения мавзолея, в 333 г. до н.э., он был до основания разрушен своими же братушками эллинами по приказу просвещеннейшего ученика Аристотеля Александра Македонского, *** Что, кстати, несколько корректирует общепринятое представление о греках, которые, якобы, были уж совсем цивилизованные - Платон, дескать, Софокл, Аристотель, демократия, Олимпийские игры, борьба за просвещенную свободу с персидским варварством и деспотией; такие все сплошь, короче, юноши в туниках и мудрецы в хитонах, которые только тем от современных людей и отличаются, что на автомобилях не разъезжали. Вовсе нет. Чего-чего, а варварства - в современном смысле этого слова, в смысле - в смысле, например, отсутствия даже и каких-либо сомнений в своем праве всех, до кого дотянутся руки, истреблять, - и у греков было сколько угодно, и не только по отношению к чужакам, но и к собственным единоплеменникам. *** Тут, кстати, можно и высказать суждение касательно расхожего утверждения, что, мол, в мире наблюдается падение, и падение, и падение нравов, и особенно со времен Нового времени, капитализма. Или, хотя бы, отсутствие в этой части какого-либо прогресса. Как раз и нет, что видно на примере хоть того же Галикарнаса. Ибо то, что было сделано с ним - се возмущает и шокирует ум современного человека, как и аналогичные методы, например, гитлеровцев. А меж тем гитлеровцы совершенно ничего нового не придумали, а лишь вернулись к тому, что всегда и везде было совершенно нормальной практикой людского общежития, и лишь только в самые последние периоды времени, примерно с середины XVIII века, стало представляться возмутительным и недопустимым, причем до такой степени, что даже в СССР при сталинизме казни производились все-таки тайно, и даже их наличие вообще отрицалось.
Магда
Собственно, это о главной персонажице "Камеры-обскуры" В.Набокова, которую автор этих строк как раз прочел и которая на него произвела чрезвычайное впечатление. Но, конечно, не только о ней. "Ты" в последней строфе - это, конечно, некая личность по имени Стелла, о которой в дальнейшем будет сообщено отдельно. Что же до Набокова, то вот девять главных русских писателей (прозаиков) XX века, как я это понимаю:
Относительно каждого из указанных следовало бы дать пояснение - что именно я в них нахожу такого, что ставлю их именно на такое место в ранжире заслуг, и я могу дать такие обоснования и дам их - в следующий раз. *** Картинку - пока не подобрал. Чтобы подобрать, нужно перечесть "Камеру-обскуру", найти там ее точное описание, а потом уже, исходя из нее... Попозже. Мадонна см. http://www.guelman.ru/slava/nemirov/nbr2000.htm#mado Мадригал В.Никонов:
В русской поэзии М. известен с XVIII века. Несколько подлинно художественных М. принадлежат А.Пушкину, М.Лермонтову. Но уже во времена Пушкина М. вызывал ироническое отношение:
*** Тем не менее М. продолжали писать и после этого, и я их и сам, например, написал огромное количество, хотя и не знал, что это вон оно как называется. Думал так, стишочечек для обольщения девушек. А оказывается - вон оно как! Например:
Вот ты - такая, как теперь слегка - помедлить. В стихотворении описана одна из выдающихся красоток города Тюмени конца 1980-х. Имея тогда около восемнадцати лет от роду, сия производила чрезвычайное впечатление на выдающегося тюменского же поэта М.Немирова, сочинявшего многочисленные стихотворения, с целью ея обольстить, - безуспешно. Имя и фамилия ея были - Милюкова Анна; в соотв. статье и см. и дополнительные сведения о сей, и многие другие стихотворения (мадригалы!), обращенные к ней. Майк Точнее, Михаил Науменко, по прозвищу Майк. Герой ленинградского рока начала 1980-х годов, в том же начале - и в середине - тех же 1980-х оказывал чрезвычайное влияние на умонастроения тюменских умов, подробности см. Гребенщиков Б. И нужно сказать, Майк при этом гораздо больше поражал тюменские умы, чем "Аквариум". Вообще, как куда ни посмотришь, все таинственно и удивительно. Почему, например, в 1980-83 - удивительный выброс советского рока - и Гребень, и Майк, и Свин, и Цой, и "Странные игры", и в Москве - "ДК", "Центр", а уже в 1984 - хоп - и все в общем окончилось, и осталась только проза жизни и унылое повторение самих себя во все более и более унылых и бледных копиях? (Ну, Цой дотянул до 1985-го - "Это не любовь" - может быть, лучшая его пластинка.) Почему так? Поневоле поверишь в астрологию! Но это в сторону. Возвращаемся к Майку Майк - да! Ленивый гнусавый голос, как бы и не поющий, а как бы и не в склад и не в лад рассказываюший-выкрикивающий истории из своей жизни:
(В концертном - монофоническом! - альбоме "Блюз де Моску", лучшем альбоме Майка - собственно, единственном, который и следует слушать, несмотря на ужасное качество записи, Майковские блюзы и рок-н-роллы превратились в самую натуральную панкуху!) И все это было про нас. Про нашу безумную и позорную частную жизнь?
*** Дискутировали об интерпретациях. Например:
почему? И когда уже несколько ночей не можешь уснуть: именно потому, что страшно: а вдруг заснешь - и тут и кердык? Я, тогда (и аж лет до 33-х) об ужасах похмелья совершенно не ведавший, но терзаемый страстями иного рода, связанными с наличием в мире некоторых существ женского пола, отстаивал иную интерпретацию смысла этой фразы. Трактуя ее в том смысле, что боюсь, мол, спать из-за того, что опять ты, паскуда, проникнешь в мои сны, и - - - Истории: *** 1985, зима, город Нижневартовск Тюменской области. Птичка моя Гузель - впрочем, тогда еще не моя - сидит у себя в комнате родительского дома, принадлежащий ей магнитофон поет песни рассматриваемого Майка. На кухне матерь птички беседует с пришедшей в гости ее сестрой, а Гузели теткой, которая в это время не кто-нибудь там, а работница райкома КПСС. В гузелином магнитофоне Майк уныло изобличает свою подругу, сообщая ей, что она - дрянь! Тут вот дверь в Гузелину комнату распахивается, и на пороге ее возникает вышеупомянутая тетка, возмущенная до глубины души: - Ты это что же такое слушаешь! Это кого он называют дрянью - советскую женщину-труженицу?!! *** А вот история, как все та же Гузель брала у Майка интервью в Питере осенью 1987 года. Сева Грач, человек, считавшийся тогда Майковым импресарио, привез ее на какое-то предприятие, который Майк сторожил ради заработка и еще из-за того, что советская власть требовала от всех, находящихся под ее властью, чтобы они состояли на хоть какой-нибудь ей службе. Она приходит туда, приведенная Грачом: проходная, за ней комнатка сторожа, в которой все как положено - стол, стулья, диван, сумрачный мужик в замасленной фуфайке, валенках, шарфе и треухе. Обнаруживается: этот угрюмый мужик и есть пресловутый Майк. - Простыл, - поясняет он сиплым голосом. - А вот мы тебя подлечим! - радостно сообщает ему Грач и вынимает бутылку портвейна, а Майк вынимает в ответ стаканы. Они наливают, выпивают. После чего Сева начинает представлять Гузель: вот, подпольная журналистка из Сибири, хочет о тебе написать... - а Птичка моя тем временем чувствует, что у нее совсем зашумело в голове, и она уже не в состоянии брать интервью. И она и говорит: - А вот я вижу, у вас диван - можно, я чуть-чуть вздремну? Изумленный Майк отвечает, что да, конечно, пожалуйста, и Гузель ложится спать, а Майк с Севой продолжает пить эту, и потом вторую, обсуждая всякие вопросы, а потом Гузель наконец просыпается, спрашивает, сколько времени, и, узнав, что около двенадцати, вскакивает и, с криком, что она же на электричку опоздает, убегает. Такова история того, как Гузель брала интервью у Майка. *** Я лично с Майком знаком не был. Один раз чуть было не познакомился. Это была весна 1987-го. Пили, гуляли по Питеру и решили пойти в гости к Майку - Сева Грач, Свин, Немиров, Гузель. Пришли к Майку - тесная коммуналка, Майк, опухший и несвежий, попросил его подождать на крыше - он скоро придет, а сейчас у него неотложные семейные дела. Поднялись на крышу - крыша была очень хороша: просторный чердак с развешенным бельем, просторные слуховые окна и прекрасная черепичная крыша с трубами, приступочками и переходами на крыши соседних домов. Гуляли по всем крышам как Карлсоны часа три - Майк так и не смог закончить решение семейных проблем, и мы ушли. *** Концерт Майка в Тюмени в ДК "Геолог". Слева - Майк, на заднем плане - азартно пляшут тюменские поклонники его творчества, прорвавшиеся на сцену Это был не один концерт, а дней пять по два концерта в день. Организовала эти гастроли Птичка Гузель при помощи Горкома комсомола. Были сложности - не хватало усилителей, - пришлось бегать по всему городу в поисках их. Нашли. Не было спиртного - а артистам перед выступлением нужно пропустить по стопарику - человек по имени Чуйков от щедрот душевных выкатил 25 литровую бутыль браги (рис + изюм). Потом возникли проблемы с выплатой денег - комсомольцы вдруг решили, что многовато Майку будет того, что сначала обещали. Пришлось грозить, что приведет под окна горкома всех поклонников творчества "Зоопарка" с транспарантами, свистом и камнями, - подействовало. Тогда-то многие тюменские личности и познакомились лично с М.Науменко и пили с ним водку. Но это был уже не тот герой подполья, который - - -; это был больной и усталый человек, уныло зарабатывающий себе на хлеб и на водку имитацией замечательного себя семилетней давности. Поэтому последовавшая в августе 1991 года смерть Майка от инсульта никого особенно не потрясла: он к тому времени давно уже был не слишком-то и жив.
|