Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20021129.html

0.01111111┘ Невода/час, или Бесконечное сетевое обозрение
Виктор Захарченко

Дата публикации:  29 Ноября 2002

Русский Журнал: Таня, расскажите немного о себе - чем занимаетесь в мире, далеком от Интернета?

Татьяна Данилова: Занимаюсь семьей. Зарабатываю деньги. Живу. Читаю. Люблю.

РЖ: Вы - типичный фрилансер?

Т.Д.: Не уверена, что смогу ответить на этот вопрос, - я не знакома ни с кем из тех, кто называет себя фрилансерами.

РЖ: В каких сетевых проектах кроме "Невода" успели отметиться и в качестве кого?

Т.Д.: Ни в каких. Я немного писала для "Компьютерры" и немного - в "Мир Интернет", но мне не очень нравилось то, что я делала.

РЖ: Как приключилось знакомство с Неводом?

Т.Д.: Я пришла в Сеть в начале 1999 года, открыла Русский Журнал, прочитала пару выпусков Настика - и пропала, влюбилась. Потом пошло-поехало: архивы zhurnal.ru и InterNet.ru, форумы всякие, Slashdot.org и западная пресса - все это увлеченно читалось и моталось на ус.

РЖ: Сыграло ли какую-то роль, что Вы географически очень близко к Лейбову?

Т.Д.: Нет. Во-первых, по меркам Эстонии 180 км - это на другом конце страны. Мы тут люди серьезные все же, каждый камушек на учете.
А, во-вторых, с Романом я впервые увиделась в тот день, когда он пригласил меня писать "Невод", хотя заочно мы были знакомы с полгода, наверно.

РЖ: Что связывает Вас с Настиком?

Т.Д.: Аська связывает, ICQ. И то, что я вот уже четыре года внимательно читаю все написанное ею. Техники Настика изумительны: она, как мне кажется, встраивает между слов какой-то код, который задевает, притягивает и то вызывает восхищение, то раздражает. Ее тексты способны вызвать любую реакцию, кроме равнодушия. И она ведьма немножко. От "ведать".

РЖ: Не доводилось ли на первых порах слышать сравнения с Вашей предшественницей по Неводу?

Т.Д.: Вы хотите знать, в чью пользу счет? Конечно, в пользу Настика. Я бы обиделась за нее, будь это иначе.

РЖ: Как сейчас Вы Невод позиционируете - как субъективное веб-обозрение или как объективные заметки по поводу?

Т.Д.: Я - позиционирую? Я пишу. Пишу! Попробую объяснить.
"Невод" - это длинный, как дорога, и бесконечный, как Сеть, рассказ человека, не оправившегося от удивления фактом существования такого организма, как Сеть. И рассказывать о Сети не менее увлекательно, чем просто бродить по ней. Субъективные, крайне субъективные заметки, конечно же. И в этом есть некое противоречие.
Мне кажется, что Сеть отражает мир объективней иных медиа, так как представляет все людское многообразие. Не исключая крайних точек зрения.

РЖ: Почему Вы так мало пишете о Рунете - неужели здесь нет ничего интересного?

Т.Д.: Интересного много, но у меня нет инсайдерской информации, а повторять то, что ранее прозвучало в других изданиях, не имеет смысла, правда?

Когда я стала писать "Невод", то внимательно читала всю русскую онлайновую периодику про Сеть и поняла, какой пласт событий проходит мимо русского читателя. Про события Рунета пишут "Вебпланета", Интернет.Ру, Рунет.Ру, "Тостер", издательский дом "Компьютерра", Ricn, Cnews - да мне всех и не вспомнить.
Но понимаете, Рунет - это 5-6% Сети, а главные события, да простятся мне эти слова, совершаются в другой ее части - в тех самых девяноста четырех процентах. Я не вижу логичного объяснения тому, что про 94% Сети в Рунете пишется исчезающе мало. Ведь постоянно случаются события мирового значения, которые оказывают влияние на всех нас и изменяют Сеть. Об этих событиях люди должны знать!
За год, что я веду "Невод", правительства почти всего мира усилили истерично-охранительное отношение к Сети, занялись поисками черной кошки в темной комнате - ее там, может, и нет, этой кошки, но на всякий случай ее ищут, делая серьезные лица и выделяя серьезные деньги. Ощутимо меняются онлайновые медиа, электронная коммерция и рекламный рынок, а хай-тек и телекомы, несмотря на кислую экономическую ситуацию, продолжают изменять мир так, что "вчера" делается совсем непохожим на "сегодня". О "завтра" строятся самые невероятные прогнозы, но никакая фантазия не сможет сравниться с реальностью, с которой мы будем иметь дело в этом самом "завтра". У меня, повторяю, нет объяснений, отчего так бедна русскоязычная хроника мировых сетевых событий.

РЖ: Очевидно, что сегодня Вы - ведущий обозреватель западного Интернета для россиян. Видите ли Вы в нем какие-то глобальные тенденции, например, грядущая смерть от спама и вирусов или глобальная блогализация?

Т.Д.: Ну уж нет, я вам не Ванга. Что видим, то и пишем, а чего не видим, о том... - а, так вы про поговорить? Поговорить можно. С развитием е-коммерции и вебсервисов служащих провайдерских фирм возьмут в штат полиции, е-медиа станут платными и на халяву можно будет прочесть только заголовки новостей (но в целях привлечения читателей их, эти заголовки, будут делать все более длинными, а хедлайнеры-виртуозы запихнут в три строки то, что иначе было бы размазано на тридцать). Электронная почта не вымрет, а перейдет от фильтров и "черных списков" к спискам дозволенных к приему писем. Сеть будущего станет очень жесткой системой, где цифровым свободам просто не будет места. Подростки и взрослые каждый день будут открывать тысячи блогов и дневничков, а большинство существующих сегодня вскоре будут заброшены к чертовой матери, за исключением корпоративных, тех, где сложилось сильное комьюнити, или, скажем, подобных ScriptingNews или О'Рейлли. Или блога Бена Хаммарсли. Или InstaPundit.com.

РЖ: Расскажите подробно о создании очередного выпуска - сколько времени уходит на его подготовку и какие сайты просматриваете в первую очередь?

Т.Д.: Это в первую очередь новостные порталы - Yahoo! и MyWay.com. Любимое издание, конечно, TheRegister. Просматриваю Slashdot, Cnet, Nando и с десяток других названий. Блоги, разумеется. И GoogleNews. По-настоящему интересные новости приходятся отчего-то на среду и четверг, а остальное время пресса занята тем, что комментирует их либо пишет о вещах "около". Тогда приходится идти на блоги. Делаю это с неохотой, так как там слишком много интересного и нестандартного и легче легкого в этом потопе заблудиться и утонуть. Как-нибудь я напишу "мета-Невод" и это будет очень смешно.

РЖ: Рассчитываете ли Вы на какие-то отклики читателей, следите ли за своей популярностью?

Т.Д.: Мне пишут много, но в большинстве писем их авторы уговаривают написать об их сайте. Я бы и написала, но у Экслера это получается лучше. Он умеет издеваться по-доброму. (Я воспользуюсь случаем, можно? Господа, не трудитесь! Писем с аттачами не открываю!)
Есть и другие письма. Заинтересованные, сердитые, язвительные. Вот они мне в радость.

РЖ: Что для Вас самой значит 100 выпусков, вспоминаете ли, с чего все начиналось, и чувствуете ли разницу между первым выпуском и юбилейным?

Т.Д.: И есть разница, и нет ее. Потому что в Сети время убыстряется, потому что здесь всегда что-нибудь происходит, потому что все меняется и писать о Сети - значит меняться самой.

РЖ: Каким Невод будет дальше?

Т.Д.: Не скажу!
Строго по секрету: "Невод" - будет.
Форма останется той же - не новостная лента и не блог, а очень субъективные заметки о мире, отраженном в Сети.