Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Все о поэзии 118
Написать в гостевую

Дата публикации:  6 Декабря 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Электрический стул

Электроны злобные набросились,
Током е%ать ну его давай! -
Так вот кончил жизнь на стуле электрическом
Чарли Мэнсон, революцьонер.

Тоже стишок.

Когда был молодой, наверно, развернул бы его в нормальное стихотворение о Чарли Мэнсоне и прочих революционерах - строфы на четыре. Но теперь - - -.

Что-нибудь типа:

Вырывал сердца он, точно Данко,
Обывательской трусливой из груди;
Было горько, но он нет, не плакал:
Потому что знал идею впереди.

Потому что ночи мрак калифорнийской
Только так возможно озарить!
Чтобы этим существам, с рожденья низким,
Хоть какую б путеводну дать бы нить.

Буржуазной потому что этой Мэнсон
Пошлости терпеть не захотел.
Что же, пИнгвин жирный, гнусно смейся:
Ты его средой таки заел!

Ну и далее про то что,

Так истэблишмент самодовольный
Бунтарю за радикальность отомстил.

Че Гевару сюда приплести, Де Сада, Камю, Генона, Эволу... И в конце что-нибудь про то, что

И теперь за это в культовых десятку
Деятелей посмертно занесен.

Если постараться, было бы смешно.

Да - нету сил стараться.

Так что...

***

А еще лучше бы, конечно, такое написать про Чикатилу.

Он - и дел куда больше Мэнсона с де Садом наворотил, и - десятилетиями этим занимался (тогда как тех на третий год поймали), и главное - конечно, легко бросать вызов мещанству, будучи богачом и феодалом, как де Сад.

А вот в тоталитарной стране, таясь, скрываясь, притворяясь - вот это да! Вот это - настоящий герой антимещанского сопротивления - Тайный! Скромный! Анонимный!

Но на самом деле Чикатило, я думаю, "культовым персонажем" все-таки не будет.

Не будет - не из-за чего-нибудь, а из-за того, что он наш, ростовский.

Вот если бы он американец был, или хотя бы француз, - тогда, конечно.

А наш, ростовский...

Нет, на культового персонажа не потянет.

***

Но речь не о Мэнсоне.

Речь об электрическом стуле - откуда он взялся, зачем и почему. Возможно, кому-нибудь это будет интересно.

"Стул мы увидели сразу.

Он стоял в поместительной комнате без окон, свет в которую проникал через стеклянный фонарь в потолке. Мы сделали два шага по белому мраморному полу и остановились. Позади стула, на двери, противоположной той, через которую мы вошли, большими черными буквами было выведено: "Сайленс! " - "Молчание!"

Через эту дверь вводят приговоренных...

На этом стуле были казнены двести мужчин и три женщины, между тем стул выглядел совсем как новый.

Это был деревянный желтый стул с высокой спинкой и с подлокотниками. У него был на первый взгляд довольно мирный вид, и если бы не кожаные браслеты, которыми захватывают руки и ноги осужденного, он легко мог бы стоять в каком-нибудь высоконравственном семействе. На нем сидел бы глуховатый дедушка, читал бы свои газеты.

Но уже через мгновенье стул показался очень неприятным. Особенно угнетали отполированные подлокотники. Лучше было не думать о тех, кто их отполировал своими локтями.

В нескольких метрах от стула стояли четыре прочных вокзальных скамьи. Это для свидетелей. Еще стоял небольшой столик. В стену вделан был умывальник. Вот и все, вся обстановка, в которой совершается переход в лучший мир из худшего. Не думал, наверно, юный Томас Альва Эдисон, что электричество будет исполнять и такие мрачные обязанности".

Ильф и Петров, "Одноэтажная Америка", Описание электрического стула в тюрьме Синг-Синг

История, как до этого дело дошло, приведена далее.

1889, США - сие орудие убийства людей внедряется в быт как побочный продукт борьбы меж постоянным и переменным током, кипевшей в середине 1880-х годов на просторах Европы и Северной Америки.

В чем состоит разница меж переменным и постоянным током, автор этих строк объяснить не в состоянии, являясь человеком, ум которого, к сожалению, совершенно не способен к постижению тайн электротехники.

Но простая, жизненная, не электрическая суть этого вопроса состоит в том, что со второй половины 1870-х - и даже ранее - в жизнь, быт и производство тогдашнего мира уже активно врывается электричество - и все оно является электричеством постоянного тока.

Именно постоянный ток подают потребителю с появляющихся то здесь то там электростанций, на такой ток рассчитаны, соответственно, и приборы, являющиеся электрическими, от трамвая и мотора до лампочки под потолком.

Таких приборов уже довольно немало в мире.

И тут обнаруживается, что переменный ток - лучше.

Во всяком случае - значительно дешевле.

Тут и вспыхивает борьба.

Главным защитником постоянного тока становится никто иной, как сам Эдисон: он больше всех понастроил электростанций, производящих постоянный ток, он больше всех понастроил электросетей, он производит больше всех приборов, которые рассчитаны именно на него - и теперь это все псу под хвост?

Замечательный изобретатель, увы, является личностью, не брезгующей ничем в конкурентной борьбе.

И вот, не имея, в общем, возражений по существу, Эдисон начинает клеветническую кампанию против переменного тока, обвиняя его в том, что он чрезвычайно опасен, смертелен, гибелен и убийственен, и требует вообще и полностью запретить его производство и распространение. Ибо жить в городах, где есть переменный ток - это все равно, что и не сказать что.

Вот в порядке этой кампании по запугиванию общественного мнения и проталкивается идея электричества как орудия казни, реализованная в электрическом стуле.

В котором убийство осуществляется током именно переменного характера.

Тем самым внушая обывателю: так будет со всяким, кто осмелится подойти к розетке, в которой скачет туда-сюда по синусоиде 50 герц.

***

Это дело происходит не только в Америке, где, как известно, живет народ, являющийся совершенно сошедшим с катушек.

То же самое - борьба двух видов токов - происходит и в Европе, та же борьба кипит и в сердце мирового разума Москве.

Здесь она происходит вокруг сверхвыгодного подряда на электрическое освещение Москвы на деньги городской управы, которое упомянутая управа постановила осуществить.

До электрического стула, слава Богу, у нас не дошло, но борьба кипела нешуточная, ибо деньги бешеные: ибо огромный объем работ: строить электростанции - раз; прокладывать кабеля - два; закупать лампочки и ставить их на столбы - три; и еще постоянно все это чинить, заменять, расширять, совершенствовать, - четыре: заказ, короче сказать, о котором всякий подрядчик может только мечтать.

Основных конкурентов - два: австрийская фирма "Ганц и К", которая предлагает свои услуги и притом именно при помощи переменного тока, против - "Русское электротехническое общество", которое тоже хочет заработать много денег, но при этом при помощи тока постоянного.

Последнее развивает особую активность, по примеру Эдисона, упирая, во-первых, на опасность переменного тока, во-вторых - на патриотизм. Всячески настаивая на том, что переменный ток является вещью совершенно чуждой русскому человеку и противной его духу и вере - не зря внедрить его в России стремятся именно австрияки. А сами они вот есть именно Русское общество. (На самом деле, правда, было оно филиалом германской фирмы "Сименс и Гальске", но это уже частности.)

Смешным при этом является, что главным изобретателем и первооткрывателем в области переменного тока были как раз русские изобретатели - тот же Яблочков, который погрузился в проблемы его применения и усовершенствования еще в 1876 году, одним из первых в мире, потом и другие. Трансформатор, например, изобрел тоже русский инженер, вот фамилию не помню.

Какая-то, помню, смешная, типа Наливай-Доливо... а вот, выяснил - Михаил Долио-Добровольский.

***

Прогресс все-таки победил.

Непатриотичность переменного тока была развеяна основанием в 1886 году в Москве "Акционерного общества электрического освещения 1886 года" (фамилия директора-распорядителя Общества - запишем ее для истории - Троицкий), которое и получило подряд на снабжение электричеством Москвы, для чего на углу Дмитровки и Георгиевского переулка архитектор Владимир Шер начинает строить из красного кирпича и в русском стиле - с башенками и всякими фигнюшками - первую в Москве электростанцию.

Окончательно вопрос разрешается - и у нас и в США - в 1888 году.

У нас совещание инженеров и техников, собранное московским городским головой постановило "возможность допущения в Москве применения переменного тока".

В том же году и законодательные органы США окончательно отклоняют эдисонов законопроект о запрещении переменного тока.

А вот электрический стул, который Эдисону пробить все же удалось, стал одним из символов Америки, служа теперь памятником позора погоне за наживой.

А вся эта история - как и другие этого рода - послужила одним из краеугольных камней в учении Ленина В. о загнивании капитализма, который, перейдя в монополистическую фазу, уже больше не способствует техническому прогрессу, а напротив - всячески его тормозит.

Почему и объективно назрела необходимость в... ну, сами знаете в чем.

***

Вопрос: насколько можно всему этому вышенаписанному верить? Из каких источников эти сведения почерпнуты, мистер? Ссылочки, пожалуйста! √ интернет-адреса, авторы, названия книг, выходные данные.

Вот тут - увы.

Дело в чем.

Дело вот в чем: в начале 1990-х годов довелось мне снимать квартиру, в которой, помимо хозяйской мебели, имелось еще довольно большое количество советских научно-популярных книжек 1960-70-х годов - и как раз в основном про всякое электричество, электротехнику и т.д. (И журналов "Техника - молодежи", "Моделист-конструктор", "Квант", "Радио" и тому подобных.)

Я их все прочитал - так в моей голове и появились вышеуказанные сведения. И даже делал кое-какие выписки - отсюда точные даты и названия в данном сообщении. Но авторов, названия, выходные данные - увы, записывать не старался: не думал, то это мне когда-либо пригодится.

Так что - увы, увы!

***

Ко всему этому приготовлена масса картинок - электростулы разных эпох, Чарли Мэнсон во всех видах, замученная по его приказу Шарон Тэйт в еще более разных видах, вплоть до расчлененного трупа - но сейчас их, увы, по разным причинам не опубликовать.

Потом, в приложении. В Картиночках: даже, наверно, на днях.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Юрий Ревич, Леди Байрон /01.12/
150 лет назад скончалась одна из самых замечательных женщин в истории - Августа Ада Лавлейс.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 117 /29.11/
Эвангелиста, Линда. Эвфемизм. Эзопов язык.
Виктор Захарченко, 0.01111111┘ Невода/час, или Бесконечное сетевое обозрение /29.11/
Юбилеи - это всегда приятно. Приятно вдвойне, если справляет его твой коллега. 25 ноября вышел сотый выпуск "Невода" под редакцией Татьяны Даниловой. Читайте праздничное интервью с юбиляршей.
Юрий Ревич, "Желания потребителей значат больше, чем их нужды", или Ода Паскалю /24.11/
Признаюсь: я, господа, люблю язык программирования под названием "Паскаль". И восхищаюсь его создателем - Никлаусом Виртом.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 116 /18.11/
Интердевочки.
предыдущая в начало следующая
Мирослав Немиров
Мирослав
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: