Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Интернет для потребителей
Дата публикации:  8 Декабря 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Для многих читателей первой ассоциацией к сочетанию "flash-мультфильм" является Масяня. Феномен питерской девочки до сих пор многим непонятен, тем не менее, у Масяни появляются все новые и новые последователи. И если большинство из них, подобно самой Масяне, сделаны для развлечения публики, то проект, о котором мы расскажем сегодня, является ярким исключением из правил.

Наш рассказ - об интерактивном мультсериале "Неутомимые Потребители", созданном в рамках проекта "Потребительские Игры". Буквально на днях первая серия интерактивного мультфильма появилась на Lycos.Ru.

О целях проекта и о том, что дает сегодня Рунет желающим знать права потребителей, в интервью "Русскому Журналу" рассказывает Антон Попов, продюсер "Потребительских Игр".

Русский Журнал: Антон, давайте начнем с вопроса глобального: что сегодня дает Рунет потребителям?

Антон Попов: Вообще Интернет - идеальная среда для потребителя. Преимущества поиска лучших по условиям предложений, не сходя с места, очевидна для всех. Однако из-за отсутствия живого общения с покупателем в Интернете, резко возрастает роль ресурсов, помогающих пользователю ориентироваться в выборе продукции и знать, какими правами он обладает. Каждый электронный магазин старается выступать в роли такого квалифицированного советчика. Но одновременно продавать и советовать, что купить, - значит, возвращаться к real life со всеми ее минусами. К счастью, число независимых источников информации, которым можно доверять, довольно велико. Про лучшие потребительские ресурсы Егор Покупцов написал в самом первом обзоре на probuy.ru.

РЖ: Похоже, что Вы решили также принять активное участие в просвещении потребителей. Расскажите историю проекта "Потребительские Игры".

А.П.: В середине 90-х годов выходила газета "Спутник потребителя". Затем мы перенесли ее в электронный формат, а после превышения числа посетителей сайта над бумажным тиражом полностью сконцентрировались на онлайновой версии. В 1998 году появилась гипертекстовая игра "Стань потребителем!", которая стала отличным полигоном для обкатки идей нескучного обучения основам потребительских знаний. Ее интерактивность была довольно условной - просто, переходя по текстовым ссылкам, игрок попадал в различные магазины, ремонтные мастерские и прочие места, читал описание ситуации и выбирал свои дальнейшие действия. Однако мы получили сотни благодарностей от игроков, а главное, кучу предложений по развитию идеи. Многие из них предлагали принести в жертву быстроту загрузки, но добавить "говорящие картинки", чтобы играть было интереснее.
Сейчас пришло, наконец, время реализовать гипермедийность Интернета, и побродить по виртуальному городу можно будет в компании анимационных героев.

РЖ: Об этой уникальности, думаю, догадываются не многие. Можно предположить, что в эпоху повального увлечения Масяней Вам скорее доводилось слышать о параллелях сериала с героиней Куваева?

Неуловимые потребителиА.П.: Конкуренции у нас нет и быть не может. Вообще, очень приятная атмосфера царит сейчас среди флеш-аниматоров. Можно, наверное, сравнить это с 1996 годом в Рунете, когда каждый новый сайт привлекал к себе внимание, все были знакомы друг с другом, менялись кнопками, придумывали какие-то совместные акции... Это очень приятно и правильно - без энтузиазма и даже некоторого фанатизма делать хорошие анимационные проекты сложно.
Что касается сравнений и аналогий - если считать технологию создания достаточной для сравнения, то да, параллель с Масяней есть. Однако и по задачам, и по реализации это совершенно разные герои. Идея "Потребительских Игр" уже 4 года как опробована на текстовом симуляторе потребительского поведения. Сейчас проект с помощью Flash заговорил и обрел лицо, вернее два главных лица - неутомимых потребителей Егора Покупцова и Марины Хозяйкиной, - но основа осталась прежней.

РЖ: Тем не менее, даже одобрение в среде флеш-аниматоров требует для работы над проектом усилий не одного человека. Что за команда трудится над проектом?

А.П.: Много людей из разных городов - это и сценаристы, и дизайнеры, и аниматоры, и звукооператоры, и актеры, и программисты, и эксперты, и бета-тестеры... Такой нормальный съемочный процесс - на время работы над тематической серией собирается вместе команда профессионалов, а после завершения расходится. Как появится свободное время - нарисуем отдельный сайт про то, "как это делалось", и никого не забудем. На постоянной основе работает всего несколько человек.

РЖ: Не было ли идей приглашения на озвучку звезд, как это было сделано в локализации "Ледникового периода"?

А.П.: Есть разные задумки, но я пока не буду называть имен и сроков. Сериал только стартовал, в следующих сценариях много разноплановых ролей, так что зрители еще услышат знакомые голоса.
Могу только сказать, что у голосов Егора Покупцова и Марины Хозяйкиной еще будет время стать популярными, зато у них нет шлейфа ассоциаций с какой-то известной личностью - лишь с данным онлайновым персонажем.

РЖ: Большая команда - большие расходы. Является ли проект коммерческим?

А.П.: Главная функция проекта - социальная. Мы стремимся помочь людям решить проблему выбора товаров и услуг, а также предлагаем потребителям игровые ситуации, которые им пригодятся в реальном мире. Реклама, если она умна и ненавязчива, также облегчает жизнь покупателя, предлагая ему набор динамических моделей поведения в процессе купли/продажи.
Безусловно, проект должен стать окупаемым, иначе может оказаться прерванным на самом интересном месте. С другой стороны, команда проекта не связана обязательствами перед инвесторами, поэтому мы можем распоряжаться своими ресурсами до тех пор, пока это интересно пользователям и нам самим приносит удовольствие.

РЖ: Сколько в денежном эквиваленте стоит производство одной серии?

А.П.: Пока вышла только одна серия, сложно разделить постоянные и переменные издержки. Работа над первой серией шла 3 месяца - получился полноценный мультфильм длительностью восемь с лишним минут (с прорисовкой разнообразных вариантов развития сюжета). К тому же, сценарий достаточно гибкий и имеет возможность расширения, и в будущем для заинтересованных рекламодателей в интермульте могут появляться новые ответвления, так что точную сумму назвать сейчас нельзя.

РЖ: Просмотрев весь ресурс, я не нашел на нем типичных для потребительских ресурсов жалоб на плохих продавцов. Чем это вызвано?

А.П.: "Потребительские Игры" - не обычный потребительский ресурс. Нам важно, чтобы после посещения сайта человек не был настроен агрессивно (ну теперь я им задам!), а был спокоен и уверен в своих силах и знаниях. Поэтому мы решили не делать здесь "черных списков", "жалобных книг" - в Интернете этого довольно и без нас.
На свете много действительно хороших товаров, честных продавцов и умных покупателей, которые ждут внимания и понимания, - и хочется поделиться друг с другом положительными эмоциями от нового опыта и хорошими новостями об удачных покупках и нужных услугах.

РЖ: Как Вы все-таки позиционируете проект - как игру, обучение или развлекательный мультфильм?

А.П.: Было бы правильнее всего говорить о синтезе разных жанров. Мы пытаемся показать забавные стороны скучных правил, совместить развлечение с познавательным процессом, интересно объяснить занудные понятия.
От прочих потребительских сайтов "Потребительские Игры" отличает более веселый подход к жизни, отсутствие негативных комментариев посетителей о товарах и наглядный подход к выбору продукции. Это нескучное обучение правильному потребительскому поведению без скандалов.
Хорошие игры развлекают игрока и держат его внимание долгое время. Но мало найдется игр, которые в дополнение к отличному gameplay и увлекательному сюжету дают игроку возможность узнать что-то новое. "Потребительские Игры" стараются быть интересными и прикольными, но после них человек к тому же становится более сведущим в делах потребительских.
Мультики подразумевают пассивный просмотр какого-то законченного отрывка - на probuy.ru зритель сам выбирает, куда пойдут и как будут действовать персонажи, то есть влияет на сюжет.

РЖ: Почему для обучения выбран именно формат игры?

А.П.: Помимо стабильного интереса к играм в Интернете, все пользователи так или иначе являются покупателями. При этом последнее исследование Interactive Digital Software Association показало, что возраст 42% завсегдатаев игровых сайтов старше 35 лет, и еще 30% игроков - от 18 до 35 лет. 43% игроков - женщины. "Потребительские Игры" ориентируются именно на таких любителей развлечений - тех, кто закончил институт, сам зарабатывает, но не всегда знает, как избежать досадных потребительских ошибок.
Главные герои новой игры-сериала похожи на нас с вами - они так же ходят в кино, покупают продукты питания, у них есть свои любимые марки бытовой техники и предпочтения в музыке. Каждый игрок может повлиять на их привязанности, высказывая свое мнение, что они должны делать, покупать, к кому обращаться за услугами, и т.д. Таким образом, во время этой ролевой игры происходит двусторонний контакт - игра помогает игроку в реальной жизни, а игрок помогает сделать виртуальную игру лучше.

РЖ: Для многих ваш проект может показаться продолжением разного рода "тестеров" Рунета, начало которым положил еще Лебедев с Н.Ж.М.Д.
Следует ли считать, что появление серии на каком-то сайте будет означать причисление его к тем, кто заботится о своих потребителях?

А.П.: Можно сказать и так. Для нас главным критерием обсуждения с тем или иным сайтом возможности размещения "Потребительских Игр" будет служить соответствие интересов аудитории сайта тематике очередной серии интермультика.
Также каждую неделю на пробуй.ру выходит обзор сайтов на определенную тему. Это помогает нам самим мониторить состояние ресурсов заданной направленности. Все достойные сайты, прошедшие проверку обозревателями, получают медаль "Выбор Покупцова". Это реальные претенденты на размещение интерактивного сериала в будущем.

РЖ: А все ли сайты потенциально готовы к такому формату подачи информации? Сарказм и юмор в сериях - насколько они необходимы?

А.П.: Неподготовленному человеку сложно и непривычно читать юридические документы. Шутка помогает ему адаптироваться и легче относиться к своей проблеме. Те, кто уже успел поиграть в "Потребительские Игры", говорят, что их ценность именно в том, что это одновременно "прикольно и информативно", "полезно и забавно", "интересно и смешно". Значит, мы достигаем социальных задач проекта. Обучение как развлечение - разве не хорошо?

РЖ: Совсем недавно стартовала первая серия "Неутомимых Потребителей". Она прописалась на русском "Лайкосе". На каких ресурсах в будущем можно будет найти новые серии "Неутомимых потребителей?"

А.П.: Каждая серия мульт-игры будет посвящена одной теме, одной смоделированной "сценке из жизни", с которой нам всем приходится сталкиваться. Например, отказу соседей в ремонте протекшего потолка или разборке с ГАИшниками. В реальной жизни подобные случаи связаны со стрессом, но мы постараемся, чтобы зрителям в онлайне было весело и нестрашно.
В зависимости от тематики каждая очередная игра-серия будет размещаться на новом месте - сайте со сформированным сообществом пользователей, заинтересованных в данной теме. Главная мысль такого распространения - я называю это "блуждающим контентом" - в том, что зрители-потребители находятся там, где им удобно, а герои виртуальной игры будут приходить к ним в гости. Таким образом, "Потребительские Игры" делятся нужной вам информацией именно там, где вы привыкли ее получать, облекая все в легкую игровую форму.

РЖ: Какова будет периодичность выхода серий и будут ли как-то при их подготовке учитываться пожелания зрителей?

А.П.: "Потребительские Игры" - это не фаст-фуд, который готовится за пять минут из полуфабрикатов. Это ресторанное блюдо, которое делается на заказ, - соответственно, придется подождать, пока наши повара приготовят его. Минута анимации требует около недели работы - дальше в зависимости от длительности серии вы можете посчитать сами. Зато заказ принимается на основе пожеланий зрителей-потребителей.
На нашем сайте висят опросники, каждый может предложить свою тему следующей серии, раз в неделю выходят бытоведческие обзоры на темы, за которые голосуют пользователи, анализируется статистика поведения и предпочтения людей в Интернете... Мы стараемся быть очень внимательными и учитывать каждое пожелание. Хочется сказать большое спасибо всем добровольным помощникам, которые тестировали 1 серию - мы внесли множество изменений в первоначальный вариант, так что теперь другие игроки получат действительно качественный продукт.

РЖ: Насколько я понимаю, работа над сериалом не останавливается ни на минуту - какая серия уже сейчас находится в стадии подготовки?

А.П.: Сейчас готово 4 базовых сценария, но мы не стремимся нашить кучу костюмов заранее. Всем свойственно изменяться, и Егор Покупцов - не исключение. Только делает это он под влиянием своих зрителей. Поэтому лучше не торопиться, прислушаться к комментариям игроков, а также дать возможность рекламодателям расположить свои торговые марки в ключевых сценах интермульта. Когда все совпадет, очередная серия получится как раз впору.
А чтобы посетители не скучали, в промежутках между выходами серий будут появляться онлайн-игрушки, которые потом войдут в окончательный вариант серии в качестве развлекательных ответвлений.

РЖ: Раз уж речь зашла о Егоре Покупцове, - планируется ли развитие брендов героев вне сериала?

А.П.: Это все равно, что спросить родителей новорожденного, будет ли он известен как светило мировой величины. Хочется, чтобы да. Может быть, будет. Но для начала ему надо подрасти в своей маленькой кроватке, многому научиться, а родители ему в этом помогают. Мы также, как родители Егора и Марины, желаем им счастья и будем помогать встать на ноги. А примут ли их в компанию другие дети в песочнице, будут ли уважать в школе и полюбят ли как супермегазвезд во всем мире - зависит от очень разных вещей. Пока пусть спокойно растут в своем интернет-детсаде.

РЖ: Каким Вы видите будущее проекта?

А.П.: Светлым и радостным. Много задумок по совместным проектам с хорошими сайтами. Мы хотим познакомиться и подружиться с каждым, кто готов вести себя цивилизованно по обе стороны прилавка. А когда все покупатели и продавцы будут довольны друг другом, мы обязательно придумаем что-нибудь новое!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Мирослав Немиров, Все о поэзии 118 /06.12/
Электрический стул.
Юрий Ревич, Леди Байрон /01.12/
150 лет назад скончалась одна из самых замечательных женщин в истории - Августа Ада Лавлейс.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 117 /29.11/
Эвангелиста, Линда. Эвфемизм. Эзопов язык.
Виктор Захарченко, 0.01111111┘ Невода/час, или Бесконечное сетевое обозрение /29.11/
Юбилеи - это всегда приятно. Приятно вдвойне, если справляет его твой коллега. 25 ноября вышел сотый выпуск "Невода" под редакцией Татьяны Даниловой. Читайте праздничное интервью с юбиляршей.
Юрий Ревич, "Желания потребителей значат больше, чем их нужды", или Ода Паскалю /24.11/
Признаюсь: я, господа, люблю язык программирования под названием "Паскаль". И восхищаюсь его создателем - Никлаусом Виртом.
предыдущая в начало следующая
Виктор Захарченко
Виктор
ЗАХАРЧЕНКО
zahar@ukr.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки: