Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Порождение лени и творческого порыва
Дата публикации:  25 Декабря 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Для большинства из нас словосочетание "экранная типографика" - заумный термин. На самом же деле это целая наука о том, как правильно должен размещаться на экране публикуемый текст. И мучиться бы с этим правильным размещением не одному поколению дизайнеров, если бы не манна небесная в виде подарка от Алексея Смычагина.

Алексей - сотрудник "Студии Лебедева" и именно ему приписывают главную роль в создании "Типографа". Усилиями нескольких человек была создана программа для приведения любого предназначенного для публикации на вебе текста в соответствие с правилами экранной типографики.

Первый "Типограф" увидел свет 7 октября 2002 года, а сегодня Алексей Смычагин, "прикрутивший" программу к Интернету, рассказывает о своем детище в интервью Русскому Журналу.

Русский Журнал: Алексей, расскажите немного о себе, чем занимались до Студии Лебедева? Для многих читателей команда Студии так и остается загадкой.

Смычагин А., типографАлексей Смычагин: Родился в Подмосковье (город Реутов) в 1977 году. С 1995 по 2000 г. учился в Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ) на программиста. С 1999 года работал в "ЛУКойл-маркете", где впервые стал заниматься разработкой сайтов и разных связанных с этим приблуд. C 9 апреля 2001 года работаю в Студии Артемия Лебедева. В студии сначала занимался разработкой сайтов и системы управления информационными проектами Imprimatur, потом стал меньше заниматься созданием сайтов и больше - программированием для веба.

Последние проекты: "Морской бой" на Flash, промо-игра на Flash, "Типограф" и LG PTS.

РЖ: Раз уж зашла речь о главной теме нашего разговора, то расскажите, как появилась сама идея создания "Типографа"?

А.С.: Как она появилась, не могу точно сказать - я тогда еще не работал в Студии. Могу только догадаться, что люди просто устали расставлять типографику руками и решили этот процесс как-то автоматизировать.

РЖ: История развития проекта говорит о том, что участвовало в нем много людей, - кто и что сделал для "Типографа"? Если можно, восстановите хронологический порядок создания программы - от идеи до выложенного на сайт продукта.

А.С.: Позволю себе процитировать сообщение нашей пресс-службы в лице Норвежского Лесного. Вот как описана история "Типографа" его глазами.

"Когда я пришел в студию в мае 2000 года, мне поначалу давали довольно скучные и нудные задания, а я пытался их делать максимально быстро, чтобы оставалось время на изучение "Парсера", жизни студии - короче, более интересных вещей. Увеличивал скорость работы я за счет того, что пытался автоматизировать все свои действия, то есть перепоручить всю наиболее скучную и нудную работу компьютеру - он железный, ему все равно. А мне хотелось ходить в кино, гулять и так далее", - заявил кодер Студии Лебедева Денис Авраамов.

"В какой-то момент Лебедев в очередной раз усложнил всем нам жизнь, придумав расставлять типографику в текстах на всех сайтах. Задача показалась мне довольно интересной, и я решил написать некий скрипт, который будет расставлять всю типографику за меня. За пару дней скрипт был написан и отдан окружающим на тестирование. Очень скоро выяснилось, что существует миллион тонких мест, всяческих исключений и добавлений. В общем, скрипт требовал доработки. После нескольких попыток переделать типографику я призвал в союзники кодера Костю Жилина, вместе с которым мы попытались все это продумать. Через какое-то время выяснилось, что в студии разными людьми написаны уже четыре или пять версий одного и того же скрипта, которые умели примерно одно и то же", - добавил Авраамов.

"Алексей Смычагин был первым, кто не просто реализовал скрипт, расставляющий типографику, но еще и включил в него несколько очень полезных для работы установок, а также начал вести журнал изменений - в общем, первым оформил его как продукт", - подчеркнул он.

Технолог Студии Лебедева Алексей Смычагин подтвердил эту информацию, угостил пресс-службу вкусным сливочным ликером и рассказал, как он делал из простого скрипта нужный и полезный продукт.

"Примерно год назад технолог Юрий Матросович предложил мне написать скрипт для автоматической расстановки типографики, чтобы сотрудники Студии Лебедева перестали мучиться и набивать все эти кавычки и неразрывные пробелы руками. Такая штука была нужна многим: кодерам, технологам, менеджерам и даже, кажется, пресс-службе", - заявил Смычагин.

"До этого момента в студии каждый, кто умел писать скрипты, считал своим долгом написать собственный вариант расстановки типографики. Существовало много вариантов этого скрипта, не было централизованности. В общем, за недельку-другую была написана первая внутренняя версия "Типографа". Ее сразу же прикрутили к корпоративному интранету. И сразу же началась работа по исправлению ошибок и добавлению различных возможностей. Предложения по улучшению сыпались со всех сторон", - добавил он.

"Народ потихоньку стал перебираться со своих личных версий скрипта, и когда с сервером, на котором работал скрипт, что-то случалось, начинал возмущенно ворчать. Периодически в почтовый ящик поступал один и тот же вопрос: "А есть ли доступ к "Типографу" за пределами Студии?" Доступа не было. Люди расстраивались", - отметил Смычагин.

"В конце этого лета ко мне подошел Тема и сказал, что "было бы клево доделать скрипт, пофиксить баги всякие и на сайт бесплатно положить". Я ответил, что будет супер, только нужно сначала один проект завершить, потом - другой и третий, а вот потом┘ В общем, 7 октября подарок был готов. Сейчас идет работа над улучшением текущей версии - вылавливаем блох, добавляем полезные опции. Там еще много чего хорошего появится", - уточнил он.

Между тем, некоторые сотрудники Студии Лебедева предпочитают использовать собственноручно написанные программы автоматической расстановки экранной типографики.

Отвечая на вопрос пресс-службы о том, зачем понадобилось писать собственную программу, кодер студии Константин Томашевич заявил: "В августе 2001 года мы начали делать единую систему администрирования театральных сайтов, чтобы театральные редакторы могли вводить информацию о своих спектаклях, людях, самом театре┘ Мы хотели не учить людей пользоваться экранной типографикой, а дать им скрытый инструмент, который без их ведома будет проставлять нужные закорючки. Существовавшая на тот момент версия скрипта типографики нас не устраивала, и мы решили написать свою".

К этому мне добавить нечего. Но могу подтвердить, что так оно все и было.

РЖ: Не было ли идеи коммерциализации продукта или развития его как отдельной разработки, а не просто скрипта Студии? Не жалко отдавать свое детище на бесплатное растерзание дизайнерами?

А.С.: Такая идея была - она ждет своего развития. О подробностях пока говорить рано.

РЖ: А если говорить более глобально: программные подарки от Студии - это идеология или скорее маркетинговый ход?

А.С.: Программные подарки от Студии Лебедева - это, разумеется, в первую очередь подарки. Время от времени дарим людям что-нибудь полезное и/или приятное. Другое дело - со стороны это можно считать и маркетинговым ходом, и идеологией, и много чем еще. Сколько людей - столько мнений.

РЖ: Вы сами следите за популярностью своей программы?

А.С.: Урывками. Кажется, каждый день "Типографом" пользуются несколько сотен раз. Думаю, это очень неплохо.

РЖ: Приз от РОТОР++ в этом году - не единственная награда?

А.С.: Мне стыдно, но я даже об этой награде узнал случайно. Не в курсе - просто не слежу.

РЖ: Вернемся к истории "Типографа". На каком этапе было принято решение перевести программу из внутреннего пользования в режим общедоступности?

А.С.: Когда решили, что продукт созрел, отладился и готов к наружному употреблению, сразу же и подарили, выложив в открытый доступ. Раньше руки не доходили.

РЖ: Стоит ли когда-либо ожидать "Типограф" на дисках? Или иных носителях.

А.С.: Как только выйдет коммерческая версия, наверное.

РЖ: Что из себя представляет "Типограф", если говорить скучным языком программистов?

А.С.: Представляет следующее: "регулярные выражения в большом количестве плюс разные замороченные куски кода, которые перерабатывают текст и приводят его в необходимый человеческий вид".

РЖ: Насколько актуальна проблема экранной типографики? Ведь многие даже не задумываются о ее существовании.

А.С.: Наверное, она нужна для одного человека из тысячи - тому, кто серьезно относится к верстке страниц и борется за повышение качества своей работы. Опять же: мы сделали этот продукт для себя. Нам он нужен каждый день. Нам он помогает, освобождая время для решения более сложных вопросов. Если программа пригодится кому-то со стороны - я буду только ряд. Но насильно, разумеется, мы никого не собираемся заставлять ею пользоваться.

РЖ: Вторая версия "Типографа" вышла всего через неделю - было слишком много отзывов на программу? Какие дополнения были внесены в столь оперативном режиме?

А.С.: Посетителей было много - все заинтересовались, что это такое мы наваяли и зачем оно нужно. Раньше многие, наверное, мысленно согласились с параграфом 62 "Ру/ководства", но расставлять типографику руками - занятие не для ленивых. А программа делает все это (или почти все) самостоятельно. Это заманилово то еще.

Список добавлений доступен на сайте. В основном были исправлены ошибки, улучшен интерфейс настроек "Типографа". Но это все еще только подверсии. Будет еще лучше.

РЖ: Согласны ли Вы с тем, что на создание "Типографа" повлияло великое человеческое чувство - лень?

А.С.: И да, и нет. Просто стало понятно, что какие-то правила типографики можно делать автоматически: зачем руками сто раз вставлять &nbsp;, когда программа с этим справится лучше и быстрее? А когда люди используют это в работе, у них появляется лишнее время.

Использовать это время можно по-разному: кто-то будет плевать в потолок, а кто-то займется следующей порцией работы. Я, например, очень люблю плевать в потолок, но работа все не заканчивается и не заканчивается.

РЖ: Ожидается ли третья (или какая там по счету?) версия "Типографа"? По каким направлениям программу можно развивать в дальнейшем?

А.С.: Все будет. Продукт потихоньку развивается. Он будет улучшаться, обрастет новыми функциями, усложнится внутри и станет проще в использовании. Постепенно добавятся:

  • документация - работы и использования,
  • профили для текстов на разных сайтах,
  • препроцессор текста,
  • обработка текста не только для веба,
  • подсветка ошибок в исходных текстах, проверка орфографических ошибок,
  • настройки для разных языков - типографика для английского языка, украинского и т.д.

РЖ: Не приходилось ли слышать упреков в том, что программа "не удовлетворяет потребностей"? Если да, то как Вы на них реагировали?

А.С.: Часто слышу, но это не упреки, это скорее стремление помочь выпустить более мощную и удобную в использовании программу. Реагируем просто - все полезное ставится в очередь на доработку и постепенно дорабатывается. Так что пишите, не стесняйтесь.

РЖ: И напоследок - чем занимается Алексей Смычагин вне работы?

А.С.: На вне работы времени не остается, поэтому из Студии вылезаю редко. Читаю книжки, расту профессионально, изучаю Linux во всех его проявлениях. Пару лет назад увлекся шахматами (поздновато конечно, но что поделать) - частенько играю на www.chessclub.com. Хожу в кино. В общем, ничего особенного.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Юрий Ревич, Полный CHARSET (продолжение) /25.12/
На просторах нашей Родины имеются как минимум три реально действующие кодировки - КОИ-8, Win1251 и CP866, она же MS DOS. Если не считать менее распространенных, например, кодировки Mac, которая используется на компьютерах Apple.
Юрий Ревич, Полный CHARSET /23.12/
Трудно встретить еще какую-либо область человеческой деятельности, в процессе развития которой разработчики столь старательно расставляли бы грабли, добившись в конечном итоге, что при всем старании не наступить на хоть какие-нибудь стало просто невозможно.
Татьяна Мерсадыкова, Happy end, или Новейшая история о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем /23.12/
Рождественский рассказ с моралью и не без сюжета.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 120 /20.12/
Ходасевич, Владислав.
Юрий Ревич, Честные дети /15.12/
Все мы вышли из Fairchild. "Все мы" означает - те, кто связан с персональными компьютерами, а с ними нынче связаны все поголовно.
предыдущая в начало следующая
Виктор Захарченко
Виктор
ЗАХАРЧЕНКО
zahar@ukr.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки: