Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20030122_zag.html

Сетевая пиротехника или новое образовательное пространство?
Вячеслав Загорский

Дата публикации:  22 Января 2003

Обычно я привожу в своих текстах много ссылок на все источники информации. В этом разделе их не будет по понятным причинам.

"Меня зовут Слава, мне 16 лет..." - так начинается одна из персональных страниц в Интернете. Этот сетевой ресурс организован вполне прилично (у него хороший web-дизайн, как принято выражаться среди путешественников по Сети и ее конструкторов). Огромное количество работающих и обновляемых гиперссылок, предусмотрена возможность получения любого раздела в виде архива и т.д. И все написано на чудовищном русском языке (что тоже, к сожалению, типично в данном сообществе).

А еще у этого ресурса очень интересное содержание. Например:

"...Петарда в письме Динамит Берталетова соль (орфография оригинала) Нитроглицерин..."

Пиротехнических страниц в Сети много - и на русском, и на английском языках. Не проверял подробно англоязычные страницы, но в тех русских, где удалось найти авторов, удивляет их возраст - самому младшему, вышедшему во Всемирную паутину с информацией "Как сделать порох", 11 лет. Сеть демократична - она не ограничивает своих авторов тоталитарной цензурой и не требует аттестатов и дипломов об образовании. И это правильно - уже по содержанию описаний синтезов инициирующих и бризантных взрывчатых веществ, электродетонаторов, дистанционных и таймерных механизмов (иногда с фотографиями собственной работы - от синтеза ВВ до результата взрыва) видно, что приведенная информация достоверна и воспроизводима. Это не "бумажная" химия школьных учебников, а серьезная самостоятельная исследовательская работа, например, по усовершенствованию рецептов, приведенных в широко цитируемой на таких страницах "Поваренной книге анархиста". Диапазон интересов "юных web-химиков" широк - рядом с описанием синтеза гексогена можно найти разделы о летальных дозах самых сильных токсинов или рецепты получения "кайфа" от мухоморов.

Можно, конечно, поднять тревогу и срочно вызывать спецов из ФСБ для борьбы с потенциальными террористами. Не думаю, что это решит проблему.

Во-первых, для многих будущих действительно великих химиков путь в науку начинался с домашних фейерверков - как самых интересных, ярких и доступных экспериментов, великолепно реализующих дидактический принцип "мотивации к изучению естественных наук". В подцензурное "застойное" время кружки ракетомоделистов, то есть детей, работающих с пороховыми изделиями, были почти в каждом Доме пионеров.

Во-вторых, нормальный подростковый максимализм требует сильных ощущений, которые не получить от выпадения осадка при сливании содержимого двух пробирок. Можно предположить, что появление "юных web-химиков" вызвано предельной формализацией и мнимым наукообразием школьного курса химии, далекого от какой-либо практики, интересной именно этому возрасту.

В-третьих - некоторые из "детских" страниц созданы для участия в информационных конкурсах, организуемых вполне солидными взрослыми, и размещены в Сети как победители таких интеллектуальных соревнований. А отлаженная технология гиперссылок позволяет очень легко перейти от безобидной "экологической химии" через обязательные для конкурсанта "ссылки на другие химические ресурсы" к таким разделам, так что юные web-дизайнеры честно пишут: "Автор не несет ответственности за использование данной информации в целях, противоречащих любым законам любой страны (в частности - УК России)". Иногда встречаются еще более непосредственные предупреждения: "Автор не несет ответственности за возможные несчастные случаи".

Таким образом, нельзя считать всех "юных web-химиков" безответственными технократами и жертвами "принципа научности" в нашей системе образования - многие выражают в своих предупреждениях понимание собственной хотя бы юридической ответственности за распространяемую информацию. Многие, но не все...

Информационная свобода и ответственность

За достоверность информации, приведенной в предыдущем разделе, я отвечаю хотя бы потому, что в большинстве пиротехнических ресурсов Сети приведены обширные цитаты из моих статей по пиротехнике, часто даже со ссылкой на автора. И с юными фанатами петард и ракет работаю давно. Обычно с возрастом экстремальные увлечения проходят, и подростки-"террористы" вырастают во вполне успешных ученых. Это общая закономерность - ведь подавляющее большинство молодых "борцов с капитализмом" Европы 60-х стали сейчас добропорядочными буржуа...

Но вполне профессиональные рецепты и советы "юных web-химиков" могут быть использованы настоящими взрослыми террористами. Цензура по содержанию тут не поможет - скорее всего, тогда будут изъяты упоминания про безобидный черный порох, известные тротил и гексоген, однако останутся описания других мощных ВВ в стиле "бомбы из хозмага".

Внешняя цензура вредна и сама по себе как антивоспитывающий фактор - ведь это переадресация ответственности. Уход от ответственности очень характерен для информационных экстремистов: чем рискованнее содержание химических страниц, тем меньше шансов найти в них упоминание об авторе. Даже приведенные предупреждающие фразы о том, что "автор не отвечает" - в большинстве случаев результат противоречия между желанием показать свою "крутизну" и боязнью отвечать за выданную информацию. Поэтому в качестве меры антитеррористической профилактики Сети я предлагаю ввести запрет на анонимные страницы с технологическими описаниями и рецептами. Сейчас все наиболее приличные ресурсы Сети, в том числе и пиротехнические, содержат не только информацию об авторе, но и его фотографию. Фотография автора на главной странице ресурса - это face-контроль и лучший сертификат надежности информации и ответственности ее распространителя. Желающих скрыться за псевдонимом и чужой фотографией будет ничтожно мало.

А для "скромных" анонимов, которых в Сети очень много, всегда остаются форумы и чаты.

Новая образовательная культура?

Далеко не все "юные web-химики" Сети - экстремисты-пиротехники. Школьники и студенты создают и чисто образовательные ресурсы. Здесь все "по-настоящему" - главы с теорией, биографии великих химиков и даже интерактивные тесты для самопроверки знаний. Главная особенность "молодежных" химических web-страниц - обилие описаний экспериментов и, к сожалению, жуткий русский язык. По сравнению с ними в аналогичных "взрослых" ресурсах преобладают дидактически правильные описания уроков "по теме", самостоятельные и контрольные работы. И общее свойство большинства web-страниц - чувствуется, что создавали их не "с чувством, с толком, с расстановкой", а в спешке, диктуемой стилем жизни информационной цивилизации. Я сам этим грешу - за год так и не выправил до конца свой курс лекций, размещенный в Сети.

Во многих русскоязычных учебно-химических сетевых ресурсах низкая культура цитирования - нет ссылок на источники приводимой информации. Отсутствие ссылок можно рассматривать как признак малой достоверности данной web-страницы.

В целом средний возраст авторов образовательных ресурсов Сети гораздо меньше (может, даже в 2-2,5 раза) среднего возраста наших вузовских преподавателей и школьных учителей. Это вполне закономерно - компьютер в 10 лет осваивается гораздо легче, чем в 50.

При этом вне всякой связи с базовыми учебными планами, стандартами и другими серьезными нормативными документами рождается молодежное образовательное пространство, свободное от взрослого формализма. Это не новое явление - во время финальных этапов Всесоюзных химических олимпиад в 70-е годы тогдашние юные химики активно обменивались пиротехническими рецептами и сами устраивали между собой конкурсы на лучшую задачу и самый изящный путь синтеза какой-нибудь сложной органики. Нынешний финал олимпиады (теперь Всероссийской) резко сократился по числу участников и стал для них платным. Поэтому общение умных подростков (ведь их меньше не стало) перешло в Сеть.

Происходит стихийный конкурс на лучший "молодежный электронный учебник". Уже заметны предпочтения "учащихся", которые действительно учат себя и друг друга. В химии это - красивые эксперименты (с фейерверочной пиротехникой) и последние научные новости (нередко переведенные из англоязычных ресурсов), явный уклон в сторону биохимии. Строго говоря, это и есть элементы не образования (формирования обучаемого по заданному образцу), а просвещения - заинтересованного знакомства со специфическими разделами человеческой культуры.

И остается только мечтать - найти бы для таких "юных web-химиков" ненавязчивых добрых и мудрых кураторов, консультирующих их в чатах и на форумах. Пока же анализ и систематизация учебно-химических сетевых ресурсов только начаты - как бы не утонуть в них новичку, впервые попавшему в Сеть.

"Вы хочете диплома - их есть у меня..."

Чтобы проверить пригодность ресурса Сети для целей просвещения, необходимы не только исследование его на причастность к терроризму или face-контроль авторов. Я считаю, что просвещающий ресурс не может содержать такой пошлости, как "коллекция готовых рефератов". Сами коллекции рефератов необходимы, но для этого есть другие страницы, которые так и должны называться: "Сдал и забыл", "Готовая шпаргалка", "Золотые сочинения" и т.п. Все-таки значительная часть наших образовательных учреждений работает не для просвещения, а для "корочек", что и порождает соответствующие "образовательные услуги".

И, конечно, нужно помогать тем, кому некогда тратить время даже на распечатывание готовых рефератов. Поэтому на форуме портала "Образование в России" легко находят друг друга встречные предложения: "Куплю диплом" и "Продам диплом за 150 у.е." Вот это и есть настоящая информационная технология в сфере образования - быстро, недорого, и не надо искать продавцу и покупателю друг друга в переходах метро.