Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Мышиная возня
Дата публикации:  3 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Попробуйте провести элементарный опрос среди ваших знакомых, интересующихся компьютерными технологиями, на тему: "Кто такой Дуглас Энгельбарт?". Те, кто вообще слышал это имя, ответят: "изобретатель мыши". Я такого опроса не проводил, но уверен, что так и будет. Уверенность моя основывана на том, что в 9 случаях из 10 упоминание имени Энгельбарта в прессе связано именно с изобретением "X-Y Position Indicator for a Display System". Патент на это устройство он, кстати, получил только 17 ноября 1970 года (заявка зарегистрирована 21 июня 1967 года), хотя сама первая мышь была сконструирована в 1964 году, а идея возникла еще раньше - в начале 60-х.

Но что же на самом деле изобрел Дуглас Энгельбарт?

То, что запуск первого советского спутника в октябре 1957 больно ударил по самолюбию американцев, - вовсе не советская пропаганда, а истинная правда. Одним из результатов было создание агентства ARPA (позднее оно было переименовано в DARPA - Defense Advanced Research Projects Agency, агентство поддержки перспективных исследовательских проектов) при министерстве обороны США. В рамках исследований, поддерживаемых этим агентством, возникло множество вещей, которые сейчас стали общеупотребительными - один Интернет чего стоит. Но нас сейчас интересует то, что именно поддержка ARPA позволила Энгельбарту развернуть исследования по человеко-машинному взаимодействию, которые он пытался проводить еще с пятидесятых годов. В Стенфордском университете в 1963 году под руководством Энгельбарта была создана лаборатория Augmentation Research Center (ARC). И главным продуктом этой лаборатории стала система под названием NLS (oN Line System). Одним из компонентов ее и было устройство для позиционирования курсора, которое произвела столь большое впечатление на журналистов, что Энгельбарт стал знаменит именно как изобретатель мыши. Между тем, очевидно, что про все остальное журналисты по тем временам просто не поняли. Кроме мыши, в NLS были впервые использованы:

- двумерный многооконный интерфейс;
- межфайловые гиперссылки;
- электронные гипертекстовые ссылки;
- распределенная клиент-серверная архитектура;
- телеконференции;
- мультимедийная система отображения документов;
- мультимедийная электронная почта;
- контекстная подсказка и еще множество вещей, о которых мы сейчас думаем, что "они существовали всегда".

Что же касается собственно мыши, то ее изобретение было вовсе не случайным. В одном из интервью Энгельбарт рассказывал: "После экспериментов с другими устройствами (световыми перьями, джойстиками и тому подобным) мы пришли к выводу, что мышь способна затмить их все. Мы сами стали использовать ее в работе. Мы искали наилучшее, наиболее эффективное устройство. Группа разработала серию простых задач и прохронометрировала их выполнение с помощью различных устройств. Мышь оказалась самой лучшей." И это оказалось действительно так - адекватной замены мыши до сих пор не существует, несмотря на множество устройств позиционирования, особенно распространившихся с появлением мобильных компьютеров - ноутбуков и PDA.

Энгельбартовскую мышь часто награждают эпитетом "примитивная", но это не так. В упоминавшемся патенте #3541541 от 17 ноября 1970 описано несколько схем для позиционирования курсора, в том числе простейшее из двух переменных резисторов, расположенных под углом 90 градусов, что используется в стандартном джойстике. Впрочем, принципиальной разницы нет: и джойстик, и мышь есть устройства для определения положения в двумерной системе координат, только в джойстике двигается рычаг, а в мышь передвигается сама, недаром группа Энгельбарта рассматривала джойстик как альтернативу мыши. Но современная мышь имеет цифровой интерфейс, в котором количество посланных в компьютер импульсов пропорционально пройденному пути. И в патенте описано несколько таких импульсных схем, различающихся в основном способом определения направления вращения. Описан именно принцип, поэтому замена датчика с контактными щетками на оптический (как в современных конструкциях) не является принципиальным изменением. Единственная существенная доработка, которой подверглась мышь за почти сорок лет ее существования, - изобретение чисто оптической мыши, без шарика и вращающихся деталей. Но по принципу работы она устроена все равно так же, как и первая мышь Энгельбарта. Кстати, запатентованная мышь - трехкнопочная, в то время, как первые экземпляры (см. рис.) были однокнопочными.

Но все же мышь была, по справедливости, лишь частью системы, инструментом для воплощения идей радикальной перестройки человеко-машинного взаимодействия. Истоки всего этого можно найти в известной полуутопической работе Ванневара Буша "Как мы можем думать" ("As We May Think", июль 1945), которая стала на десятилетия вперед наиболее цитируемой публикацией, связанной с человеко-машинным взаимодействием. В работе приводится описание "браузера" (вот когда появилось это слово!) - системы для просмотра тексто-графической информации. Эта система, получившая название Memex, включала в себя большую библиотеку текстов, а также фотографии и рисунки, причем Memex не является компьютером, а использует микрофильмы и фотоэлементы. Главной особенностью системы Memex была возможность вводить в ней взаимную связь элементов библиотеки. Соответствующий механизм являлся неизбежно громоздким, но достаточно логичным: когда перед пользователем находятся два документа, которые он хочет связать между собой, причем каждый из них дан в отдельном изображении, пользователь выстукивает специальной кнопкой имя связи, и это имя появляется в пространстве в нижней части каждого изображения. Для получения связанного таким образом документа нужно было просто выстучать его код той же кнопкой. Именно таким образом возникло то, что теперь называется "гипертекстом"1. Энгельбарт же сумел воплотить идеи Буша на принципиально ином технологическом уровне.

В декабре 1968 NLS была продемонстрирована публично. Несколько лет назад, когда British Telecom попыталась распространить на использование гипертекстовых ссылок в WWW действие полученного компанией в 1976 году патента, американская служба Internet Patent News Service распространила через Интернет фильм 1968 года, в котором Энгельбарт демонстрирует переход в гипертексте, кликая по ссылке мышкой. Европейскому телекоммуникационному гиганту пришлось заткнуться. Желающие, кстати, могут посмотреть фрагменты этого фильма.

Энгельбарт был фанатичным приверженцем идеи о том, что надо не только приспосабливать машину к человеку, но и человека к машине. Он стремился к наращиванию возможностей человека, а не к простой автоматизации его деятельности. Вот как он характеризует дальнейшее развитие идей, заложенных в NLS: "Весь мир был увлечен идеей "офисной автоматизации", будучи уверен, что "настоящие пользователи" компьютеров ≈ это секретари, чьи задачи необходимо автоматизировать. Такое отношение нас крайне разочаровало и заставило на некоторое время отказаться от исследований."

Об Энгельбарте можно писать много - в его исследованиях легко найти истоки почти любой идеи, лежащей в основе современного информационного общества. Интернет, персональный компьютер, мультимедиа, оконный интерфейс и многие другие изобретения выросли из разработок "мышинного короля". Он не сумел стать миллионером и не стремился к широкой известности. Работать он продолжает до сих пор. В 2000 году он говорил: "Меня очень легко отнести к персонам, имеющим исключительно историческую ценность, но это не так. Пожалуйста, не отправляйте меня на полку с другими реликвиями".


1) Само понятие возникло, конечно, значительно раньше. Типичным примером гипертекста докомпьютерной эпохи можно считать ссылки, сопровождающие отдельные стихи в Библии или Коране, а изобретателем принято считать Гильберта Порретанского из Пуатье, автора толкования на Книгу псалмов (около 1150 года н.э.). Энгельбарт часто употреблял также термин "гипермедиа" - это расширение понятия гипертекста на звуки, изображения и т.п. (назад к тексту)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Мирослав Немиров, Все о поэзии 123 /30.01/
Шаповалов Юрий, человек-катализатор.
Евгений Горный, Роман Лейбов, Current music /30.01/
Мотив обмена музыкой - любовь. Или, по крайней мере, взаимный интерес как форма всемирного тяготения, которым и держится вся эта куча бессмысленных по отдельности элементов.
Тим О'Рейлли (Tim O'Reilly), Пиратство как прогрессивный налог и другие мысли об эволюции распространения контента в Сети /30.01/
Я заставал свою девятнадцатилетнюю дочь и ее друзей слушающих бесчисленные записи групп, найденные на Napster и Kazaa. Заинтересовавшись найденной музыкой, они обычно идут покупать компакт-диски. Сейчас у дочери больше компакт-дисков, чем собрал за всю жизнь я сам.
Вячеслав Загорский, Сетевая пиротехника или новое образовательное пространство? /22.01/
Пиротехнических страниц в Сети много. Диапазон интересов "юных web-химиков" широк - рядом с описанием синтеза гексогена можно найти разделы о летальных дозах сильных токсинов или рецепты получения "кайфа" от мухоморов. Вполне профессиональные рецепты и советы могут быть использованы настоящими взрослыми террористами.
Виктор Захарченко, Фонетический подарок от автора мелодий для мобильных телефонов /19.01/
LiveJournal уже в течение года является любимой игрушкой отечественных пользователей. Лытдыбр, краш и комменты для многих оказались бы недоступными, если бы не простое изобретение российского израильтянина с украинскими корнями.
предыдущая в начало следующая
Юрий Ревич
Юрий
РЕВИЧ
revich@homepc.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: