Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20030221n.html

Все о поэзии 126
Написать в гостевую

Мирослав Немиров

Дата публикации:  21 Февраля 2003

Патриотизм

Вот и лето блядь вжик! -
Как и не было его.
Вот и осень - хуяк-пиздык!
Ох, вот так вот как оно все каково.

Вот и осень, друзья, на дворе!
Хоппа-на! Хоп-цаца!
Вот она вся теперь,
Так что аж плакать хочется!

Ах, ребята, как тучи сдвигаются
На политическом небосклоне!
Ах как что ж то на нас надвигается
Всею силой билят неуклонной!

Ох, ребята, газет начитаешься,
Так ведь просто трясутся руки -
Ведь оказывается, что сбывается,
Чего они пишут, блядь-суки!

Ох, ребята, сдвигаются тучи
На горизонте Отчизны!
Очень многие хочут мучить -
Вот текущей загвоздка в чем жизни.

Хочут мучить Невзоров, Дугин,
Макашов, Баркашов, Летов, -
Сажать на кол, отрезать груди,
Рок-н-роллом зудеть при этом.

Ох как их билять растащило -
Аж выстраиваются мучить в очередь!
Лозунг их простой: "А Чикатило!
Чем мы хуже! Нам тоже хочется!"

И так далее в примерно таком вот духе - осень 1994.

И был, между прочим, прав - вскоре началась, как известно, Чечня, с которой все пошло в стране родной уж совсем под откос.

Вообще же стихотворение излагает мои соображения о том направлении современной общественной мысли, которое называет себя патриотическим.

И даже более того: теперь является в значительной степени довольно-таки основным.

По причине чего со значительным числом тюменщиков общение является чрезвычайно утомительным занятием.

Со Струковым А., Неумоевым Р., и им подобными.

Дело вот в чем: очень уж они нежные!

Очень уж они, как цветочки, - личности, исполненные любви к славянству.

Они такие ранимые, что все равно как орхидеи! - тепличные в смысле растения.

Образно выражаясь, по степени нежности своей и ранимости они вполне могут быть приравнены к личностям, именуемым "мужчинками".

Результат: постоянно приходится следить за собой и быть крайне осторожным, чтобы как-нибудь нечаянно не задеть их чувств и не поранить их убеждений какой-нибудь неловкой фразой.

Брякнешь сгоряча:

- Давай пива выпьем, вон в том ларьке, я знаю, есть "Бавария" дешевая, по три четыреста, - тут сердце патриота уже и изорвано в клочья:

- Да ты что?! 3 400 ! Ты подели эти 3 400 на пять целых пятнадцать сотых - что получается? Шестьсот Шестьдесят Шесть!

И начинается:

- Да ты вообще знаешь ли, как США расшифровывается? Ты сзаду наперед прочти! АШС! Агенты и Шестерки Сатанизма! - тут же воскликнет патриот, после чего все остальное течение суток придется каяться, утешать его, оправдываться и бормотать, что нет, я ничего, я вовсе не против православия и русской идеи, я это так ... я это...

Так что приходится от греха подальше, чтобы напрасно человека не обижать и не расстраивать, лучше помалкивать, хмыкать, пожимать плечами и так далее.

А это, как уже сказано, очень уж утомительно.

2.

Вообще же, довольно удивительную смесь представляет в России собой то, что ходит в ней под названием "патриотизма".

По непонятным причинам призыв любить Родину почему-то обязательно оказывается склеенным с требованием любить еще и Ивана Грозного, Иосифа Сталина, Адольфа Гитлера и прочих извергов, а во-вторых - и в главных - ненавидеть почему-то евреев и американцев.

Каким-то образом любовь к Родине у этих деятелей в качестве обязательной составляющей включает в себя тезис о том, что мучить и убивать людей - самое хорошее на свете дело, что самое приятное и к тому же и богоугодное, что только есть на свете - это вешать, сдирать кожу заживо, сажать на кол - и т.д.

Любителю Родины на такой манер, по их мнению автоматически будет обеспечен почет при жизни и Рай после смерти.

Что-то я в этом немного сомневаюсь.

***

И вообще, если уж говорить совсем серьезно, то я-то как раз и есть действительно патриот: я не пиздю о том, как я люблю Родину, а беру и молча пишу - бесплатно к тому же, из исключительно патриотических побуждений - книги, ее прославляющие.

В смысле, город Тюмень.

А вот вся деятельность этих, которые бьют себя кулаком в грудь, как раз исключительно и полностью к этому биению и сводится, да еще к пиздобольству на антисемитские темы с садистским уклоном.

Также см. Америка, Гумилев Л., Джугашвили и др. сообщ.


Вот и лето блядь-вжик, -

это, конечно, вариация на тему:

Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.

Арсения Тарковского.

Это из кинофильма "Сталкер" Тарковского Андрея.

В 1980-е в СССР этот кинофильм являл собою то, для обозначения чего нынче используется мерзкое, но точное слово "культовый".

Такой, то есть, который всякий желающий считаться продвинутым человек обязан смотреть, знать и восхищаться.

Теперь, видимо, наоборот.

Теперь, видимо, считается типичным образцом "интеллектуального совка" - вялого, занудного, перераздутого сознанием собственной духовности и интеллектуальности.

Не согласен!

Точнее, не вполне согласен.

А именно.

1980, август, город Тюмень.

Один знакомец сообщает восемнадцатилетнему автору этих строк: в кинотеатре "Темп" идет научно-фантастический фильм, про то, как на Земле высадились инопланетяне, захватили себе ее кусок - Зону, установили в ней свои инопланетные законы. Люди туда пробираются тайком, чтобы чего-нибудь инопланетное стырить.

Падкий до научной фантастики и по сей день, автор, конечно, немедленно отправляется в кинотеатр. Фамилию Тарковский я тогда и слыхом не слыхал, кинематографом как искусством нисколько не интересовался, ища в нем только одно развлечение, так что шел смотреть совершенным табулой разой.

И что?

И то: обалдел. Вот это боевичара!

Все загадочно, таинственно, круто, сплошной ужас, только они выходят из трубы, тут - фрр! - летучая мышь! Волосы дыбом!

Таково впечатление зрителя, полученное им без всякой предвзятости по отношению к имени Тарковского, как положительной, так и отрицательной.

Хотя, вероятно, Тарковский, судя по тому, что мы о нем знаем, хотел соорудить - и соорудил - именно то самое, за что его тогда восхваляли, а теперь презирают: "духовку" и "нетленку".

Но помимо этого он соорудил боевик.

А если его еще бы кто решился сократить раза в два - для пущей динамичности (картинки оставив, но выбросив разговоры), то это был бы, может быть, один из величайших боевиков всех времен и народов.

***

Да, про стихотворение-то.

Там этот Сталкер этим, которых он ведет в Зону - только они прошли очередное место чрезвычайного страха, - тут он вдруг раз ни с того ни с сего - а вот я вам счас стих прочту!

И - ни с того ни с сего! - действительно давай читать!

И не скороговоркой и т.п., а с завываниями, со всякой прочей - - - !

Это чрезвычайно меня поразило.

И - во-первых, оказало значительное влияние на манеру чтения меня самого, во-вторых, привело к убеждению, что так и правильно, так и надо стихи читать (если уж читать) людям: не на вечерах поэзии со сцены, а - зашел в автобус, там в давке тебя втиснуло - затиснуло - притиснуло - а это приятель.

Тут вот ему - а я как раз стихотворение только что сочинил! И - прочесть.

Вот это да, это - - - !

А со сцены читать...


Хотя собственно Арсения Тарковского я читал, вообще-то, крайне мало, а то что читал - не впечатляло.

И, вероятней всего, не будь "Сталкера", я и это вот стихотворение, просто в книге, листая ее, оно мне попадись, - пролистнул бы, не останавливаясь.

***

Вот-вот, патриотизм в действии. Заирские патриоты празднуют свержение компрадорского режима Мобуту - 1996 (или 1997?).

Вот Сьерра-Леоне. Патриотические повстанцы так наказывают за антипатриотизм - недостаточный патриотизм - малое рвение в борьбе с прозападным режимом - население захваченных ими областей и районов.

***

Собрание ссылок про Чикатилу см. в предыдущем выпуске "Всего о Поэзии", в материале "Подземные тайны".

Еще ссылки (по алфавиту фамилий авторов):

  • А.П.Баркашов. "Национализм или патриотизм? Азбука русского националиста": "Патриотизм - это любовь к Родине, а Родина - это уже понятие государственно-политическое. То есть патриот - это государственник, утверждающий: все для государства, ничего против государства, государство превыше всего. Патриот-государственник делает высшей ценностью государство, а все остальное, в том числе и нацию, рассматривает как средства для его построения. Таким образом, Нация, являющаяся для Националиста высшей ценностью, для государственника превращается в средство. Религиозное сознание Нации, высшая форма Духа Нации для государственника является всего лишь одним из приводных ремней (мы говорим о тех патриотах-государственниках, для которых хоть какое-то значение имеют национальные традиции)".

  • Николай Бердяев. "Патриотизм и политика": "В основе сильной национальной власти всегда лежит что-то, стоящее выше всех интересов. Власть по природе своей не может быть ни буржуазной, ни пролетарской, ею руководят не интересы классов, не интересы людей, а интересы государства и нации, как великого целого".

  • Вашингтон Профиле. "Патриотизм американцев": "Больше всего патриотов среди жителей США в возрасте от 50 до 64 лет - 94% из них "невероятно" или "очень горды" быть гражданами Соединенных Штатов. Меньше всего патриотов среди молодых людей в возрасте 18-29 лет - 85%".

  • А.Гитлер. "Майн Кампф": "Черноволосый молодой еврейчик нахально вертится около нашей невинной девушки, и на его наглом лице можно прочитать сатанинскую радость по поводу того, что он сможет безнаказанно испортить кровь этой девушки и тем самым лишить наш народ еще одной здоровой немецкой матери. Всеми средствами стараются евреи разрушить расовые основы того народа, который должен быть подчинен их игу. Евреи не только сами стараются испортить как можно большее количество наших женщин и девушек. Нет, они не останавливаются и перед тем, чтобы помочь в этом отношении и другим народам. Разве не евреи привезли к берегам Рейна негров все с той же задней мыслью и с той же подлой целью - через кровосмешение принести как можно больший вред ненавистной белой расе, низвергнуть эту расу с ее политической и общекультурной высоты, а затем самим усесться на ее спине".

  • А.Дугин. "Русский патриотизм, дикое счастье, которого мы удостоились": "К русским принадлежат не только люди, но и особые избранные стихии, некоторые звери, духи, растения, камни, воды. Русские не подчиняются законам физики, биологии и психологии. Все приборы при измерении русского человека ломаются. Русские мерят все своей собственной мерой, которая бесконечна".

  • Юкио Мисима. "Патриотизм"

  • Монархический Центр. "Империализм или патриотизм?": "Но не эти ли "патриоты" сегодня опять вспоминают о бонапартисте Сталине, не они ли, тогда под именем славянофилов, втравили Россию в первую мировую войну с родственной Германией и Австрией, тоже, как и мы, потерявшими свои монархии и империи в результате этой войны?"

  • Лев Толстой. "Патриотизм или мир?": "Оно очень удобно - исповедывать такое учение, в котором: на одном конце христианская святость и потому непогрешимость, а другом - языческий меч и виселица, так что, когда можно импонировать и обманывать святостью, пускается в ход святость, когда же обман не удается, пускается в ход меч и виселица. Такое ученье очень удобно, но приходит время, когда эта паутина лжи расползается и нельзя уже продолжать держаться того и другого и необходимо примкнуть к тому или другому. Это самое теперь наступает по отношению к учению о патриотизме".

  • Персонажность

    Один из краеугольных камней нынешнего контемпорари арт.

    Раньше художник изготовлял свои произведения - теперь художник, писатель и проч. придумывает персонажей, которые могли изготовлять произведения тех или иных типов.

    И от лица этих персонажей - их изготовляет.

    Пригов Дмитрий Александрович, например, пишет стихи то от лица совка, каким его хотела бы видеть Советская власть, то есть предельно восхищенного богоравным милиционером, то еще от - - - и от - - -; в том же духе действует и, например, А.С.Тер-Оганян: все его произведения 1990-х сделаны от как бы лица провинциального авангардиста, знакомого с авангардизмом по случайным статьям в советской прессе и настолько влюбленного в этот, в общем-то - выдуманный им самим, образ авангардиста, что - - -

    Наибольшие успехи достигаются, на мой взгляд, тогда, когда персонаж и реальный автор вдруг, к изумлению публики, - совпадают: у Пригова - стихи от лица МНС, типа:

    ***

    Вымою посуду -
    Это я люблю
    Это успокаивает
    Злую кровь мою
    Если бы не этот
    Скромный жизненный путь
    Быть бы мне убийцей
    Иль вовсе кем-нибудь
    Кем-нибудь с крылами
    С огненным мечом
    А так вымою посуду -
    И снова ничего

    ***

    Как зверь влачит своей супруге
    Текущий кровью жаркий кус
    Так я со связочкой моркови
    С универсама волокусь
    Еще лучок там, может репка
    Картошечки пакетик-два
    Еще бутылочка там крепкой
    Чтоб закружилась голова

    ***

    В полуфабрикатах достал я азу
    И в сумке домой аккуратно несу

    А из-за прилавка совсем не таяся
    С огромным куском незаконного мяса

    Выходит какая-то старая блядь
    Кусок-то огромный - аж не приподнять

    Ну ладно б еще в магазине служила
    Понятно - имеет права, заслужила

    А то - посторонняя и некрасивая
    А я ведь поэт, я ведь гордость России я

    Полдня простоял меж чужими людьми
    А счастье живет меж такими блядьми

    ***

    Сижу я в зале ресторанном
    Прислуживает человек
    И думаю, как это странно
    Ведь я ж советский человек
    А вот сижу, как в древнем Риме
    То унеси, подай мне то
    Как все-таки неистребимо
    В людях эксплуататорство

    Потому что Пригов, в сущности, мээнэс всю жизнь и есть; и Оганян - он, в сущности, и есть - во всяком случае, полжизни был - такой вот провинциальный ультраавангардист, знакомившийся с авангардом по случайным статьям.

    Также см. сообщ. Ирония - которое, правда, пока не опубликовано. В ближайших выпусках "Всего о Поэзии".

    Петрушевская, Людмила

    Советская писательница.

    Начинает считаться сильно крутой с начала 1980-х, а может быть - и раньше.

    Пишет рассказы и прочие произведения, о том, как уныла и беспросветна наша жизнь, и какие мы сами вялые, дряблые, мелкие, ничтожные людишки.

    С кого они портреты пишут? -

    изумлялся автор этих строк, читаючи эти, усиленно расхваливаемые всяческой критикой, сочинения, -

    Где разговоры эти слышут?

    Я, автор этих строк, совершенно не такой, и живу ни малейшим образом не так, и ни единый из моих знакомых и близко таким унылым чмом не является - полагал я, и Петрушевскую сильно не любил.

    ***

    Потом, уже в годы перестройки, стал соглашаться: все-таки в этом есть правда, ибо так оно и бывало, да.

    Такой жизнь интеллигентов и была, такие они были и сами.

    Если кто хочет в исторических целях узнать, как оно было тогда - пускай почитает Петрушевскую, у ней описано довольно верно.

    Что, впрочем, не способствовало появлению во мне любви к указанным сочинениям:

    А если их и слышно им, -

    солидаризировался я с поэтом, -

    То мы их слышать - не хотим!

    ***

    Но минули еще годы, автору стало уже не 27, а 35, знакомицами автора стали уже не веселые подружки, а тетеньки под сорок, и с ужасом я стал осознавать: все правда, что она пишет, все так и есть.

    "Время - ночь", наиболее известное ее сочинение, я прочел и увидел: все правильно, таковой вот жизнью и живут бабы в возрасте от сорока и далее, я сам таких уже лично знаю.

    Злоба, зависть, ненависть к собственным детям и родителям - погубили жизнь! - обратная ненависть родителей и детей - крысиный клубок, где каждый каждого норовит сожрать - омерзительно, но - такое сплошь и рядом на каждом шагу.

    То есть, это что-то вроде сочинений де Сада: чтение отвратительное, но познавательное: нужно это прочесть, чтобы знать.

    Чтобы знать: Зло - оно вот, не где-то в Кампучии или талибском Афганистане, а тут, рядом, и только дай ему хоть какую трещину вырваться наружу - и оно...

    ***

    Конечно, не только бабы.

    Это так, сексистский выпад, ни на чем не основанный.

    Таких личностей и мужского пола сколько хочешь: например - zavtra.ru; например - история "Русской партии". И даже, кстати, не обязательно из тех, кому под сорок - например: livejournal.com/~olshansky.

    Ссылки о Л.Петрушевской: