Русский Журнал
/ Net-культура / www.russ.ru/netcult/20030221n.html |
Все о поэзии 126 Написать в гостевую Мирослав Немиров Дата публикации: 21 Февраля 2003 Патриотизм
И был, между прочим, прав - вскоре началась, как известно, Чечня, с которой все пошло в стране родной уж совсем под откос. Вообще же стихотворение излагает мои соображения о том направлении современной общественной мысли, которое называет себя патриотическим. И даже более того: теперь является в значительной степени довольно-таки основным. По причине чего со значительным числом тюменщиков общение является чрезвычайно утомительным занятием. Со Струковым А., Неумоевым Р., и им подобными. Дело вот в чем: очень уж они нежные! Очень уж они, как цветочки, - личности, исполненные любви к славянству. Они такие ранимые, что все равно как орхидеи! - тепличные в смысле растения. Образно выражаясь, по степени нежности своей и ранимости они вполне могут быть приравнены к личностям, именуемым "мужчинками". Результат: постоянно приходится следить за собой и быть крайне осторожным, чтобы как-нибудь нечаянно не задеть их чувств и не поранить их убеждений какой-нибудь неловкой фразой. Брякнешь сгоряча: - Давай пива выпьем, вон в том ларьке, я знаю, есть "Бавария" дешевая, по три четыреста, - тут сердце патриота уже и изорвано в клочья: - Да ты что?! 3 400 ! Ты подели эти 3 400 на пять целых пятнадцать сотых - что получается? Шестьсот Шестьдесят Шесть! И начинается: - Да ты вообще знаешь ли, как США расшифровывается? Ты сзаду наперед прочти! АШС! Агенты и Шестерки Сатанизма! - тут же воскликнет патриот, после чего все остальное течение суток придется каяться, утешать его, оправдываться и бормотать, что нет, я ничего, я вовсе не против православия и русской идеи, я это так ... я это... Так что приходится от греха подальше, чтобы напрасно человека не обижать и не расстраивать, лучше помалкивать, хмыкать, пожимать плечами и так далее. А это, как уже сказано, очень уж утомительно. 2. Вообще же, довольно удивительную смесь представляет в России собой то, что ходит в ней под названием "патриотизма". По непонятным причинам призыв любить Родину почему-то обязательно оказывается склеенным с требованием любить еще и Ивана Грозного, Иосифа Сталина, Адольфа Гитлера и прочих извергов, а во-вторых - и в главных - ненавидеть почему-то евреев и американцев. Каким-то образом любовь к Родине у этих деятелей в качестве обязательной составляющей включает в себя тезис о том, что мучить и убивать людей - самое хорошее на свете дело, что самое приятное и к тому же и богоугодное, что только есть на свете - это вешать, сдирать кожу заживо, сажать на кол - и т.д. Любителю Родины на такой манер, по их мнению автоматически будет обеспечен почет при жизни и Рай после смерти. Что-то я в этом немного сомневаюсь. *** И вообще, если уж говорить совсем серьезно, то я-то как раз и есть действительно патриот: я не пиздю о том, как я люблю Родину, а беру и молча пишу - бесплатно к тому же, из исключительно патриотических побуждений - книги, ее прославляющие. В смысле, город Тюмень. А вот вся деятельность этих, которые бьют себя кулаком в грудь, как раз исключительно и полностью к этому биению и сводится, да еще к пиздобольству на антисемитские темы с садистским уклоном. Также см. Америка, Гумилев Л., Джугашвили и др. сообщ.
Это из кинофильма "Сталкер" Тарковского Андрея. В 1980-е в СССР этот кинофильм являл собою то, для обозначения чего нынче используется мерзкое, но точное слово "культовый". Такой, то есть, который всякий желающий считаться продвинутым человек обязан смотреть, знать и восхищаться. Теперь, видимо, наоборот. Теперь, видимо, считается типичным образцом "интеллектуального совка" - вялого, занудного, перераздутого сознанием собственной духовности и интеллектуальности. Не согласен! Точнее, не вполне согласен. А именно. 1980, август, город Тюмень. Один знакомец сообщает восемнадцатилетнему автору этих строк: в кинотеатре "Темп" идет научно-фантастический фильм, про то, как на Земле высадились инопланетяне, захватили себе ее кусок - Зону, установили в ней свои инопланетные законы. Люди туда пробираются тайком, чтобы чего-нибудь инопланетное стырить. Падкий до научной фантастики и по сей день, автор, конечно, немедленно отправляется в кинотеатр. Фамилию Тарковский я тогда и слыхом не слыхал, кинематографом как искусством нисколько не интересовался, ища в нем только одно развлечение, так что шел смотреть совершенным табулой разой. И что? И то: обалдел. Вот это боевичара! Все загадочно, таинственно, круто, сплошной ужас, только они выходят из трубы, тут - фрр! - летучая мышь! Волосы дыбом! Таково впечатление зрителя, полученное им без всякой предвзятости по отношению к имени Тарковского, как положительной, так и отрицательной. Хотя, вероятно, Тарковский, судя по тому, что мы о нем знаем, хотел соорудить - и соорудил - именно то самое, за что его тогда восхваляли, а теперь презирают: "духовку" и "нетленку". Но помимо этого он соорудил боевик. А если его еще бы кто решился сократить раза в два - для пущей динамичности (картинки оставив, но выбросив разговоры), то это был бы, может быть, один из величайших боевиков всех времен и народов. *** Да, про стихотворение-то. Там этот Сталкер этим, которых он ведет в Зону - только они прошли очередное место чрезвычайного страха, - тут он вдруг раз ни с того ни с сего - а вот я вам счас стих прочту! И - ни с того ни с сего! - действительно давай читать! И не скороговоркой и т.п., а с завываниями, со всякой прочей - - - ! Это чрезвычайно меня поразило. И - во-первых, оказало значительное влияние на манеру чтения меня самого, во-вторых, привело к убеждению, что так и правильно, так и надо стихи читать (если уж читать) людям: не на вечерах поэзии со сцены, а - зашел в автобус, там в давке тебя втиснуло - затиснуло - притиснуло - а это приятель. Тут вот ему - а я как раз стихотворение только что сочинил! И - прочесть. Вот это да, это - - - ! А со сцены читать... Хотя собственно Арсения Тарковского я читал, вообще-то, крайне мало, а то что читал - не впечатляло. И, вероятней всего, не будь "Сталкера", я и это вот стихотворение, просто в книге, листая ее, оно мне попадись, - пролистнул бы, не останавливаясь. *** Вот-вот, патриотизм в действии. Заирские патриоты празднуют свержение компрадорского режима Мобуту - 1996 (или 1997?). Вот Сьерра-Леоне. Патриотические повстанцы так наказывают за антипатриотизм - недостаточный патриотизм - малое рвение в борьбе с прозападным режимом - население захваченных ими областей и районов. *** Собрание ссылок про Чикатилу см. в предыдущем выпуске "Всего о Поэзии", в материале "Подземные тайны". Еще ссылки (по алфавиту фамилий авторов):
Персонажность Один из краеугольных камней нынешнего контемпорари арт. Раньше художник изготовлял свои произведения - теперь художник, писатель и проч. придумывает персонажей, которые могли изготовлять произведения тех или иных типов. И от лица этих персонажей - их изготовляет. Пригов Дмитрий Александрович, например, пишет стихи то от лица совка, каким его хотела бы видеть Советская власть, то есть предельно восхищенного богоравным милиционером, то еще от - - - и от - - -; в том же духе действует и, например, А.С.Тер-Оганян: все его произведения 1990-х сделаны от как бы лица провинциального авангардиста, знакомого с авангардизмом по случайным статьям в советской прессе и настолько влюбленного в этот, в общем-то - выдуманный им самим, образ авангардиста, что - - - Наибольшие успехи достигаются, на мой взгляд, тогда, когда персонаж и реальный автор вдруг, к изумлению публики, - совпадают: у Пригова - стихи от лица МНС, типа: ***
***
***
***
Потому что Пригов, в сущности, мээнэс всю жизнь и есть; и Оганян - он, в сущности, и есть - во всяком случае, полжизни был - такой вот провинциальный ультраавангардист, знакомившийся с авангардом по случайным статьям. Также см. сообщ. Ирония - которое, правда, пока не опубликовано. В ближайших выпусках "Всего о Поэзии". Петрушевская, Людмила Советская писательница. Начинает считаться сильно крутой с начала 1980-х, а может быть - и раньше. Пишет рассказы и прочие произведения, о том, как уныла и беспросветна наша жизнь, и какие мы сами вялые, дряблые, мелкие, ничтожные людишки.
изумлялся автор этих строк, читаючи эти, усиленно расхваливаемые всяческой критикой, сочинения, -
Я, автор этих строк, совершенно не такой, и живу ни малейшим образом не так, и ни единый из моих знакомых и близко таким унылым чмом не является - полагал я, и Петрушевскую сильно не любил. *** Потом, уже в годы перестройки, стал соглашаться: все-таки в этом есть правда, ибо так оно и бывало, да. Такой жизнь интеллигентов и была, такие они были и сами. Если кто хочет в исторических целях узнать, как оно было тогда - пускай почитает Петрушевскую, у ней описано довольно верно. Что, впрочем, не способствовало появлению во мне любви к указанным сочинениям:
солидаризировался я с поэтом, -
*** Но минули еще годы, автору стало уже не 27, а 35, знакомицами автора стали уже не веселые подружки, а тетеньки под сорок, и с ужасом я стал осознавать: все правда, что она пишет, все так и есть. "Время - ночь", наиболее известное ее сочинение, я прочел и увидел: все правильно, таковой вот жизнью и живут бабы в возрасте от сорока и далее, я сам таких уже лично знаю. Злоба, зависть, ненависть к собственным детям и родителям - погубили жизнь! - обратная ненависть родителей и детей - крысиный клубок, где каждый каждого норовит сожрать - омерзительно, но - такое сплошь и рядом на каждом шагу. То есть, это что-то вроде сочинений де Сада: чтение отвратительное, но познавательное: нужно это прочесть, чтобы знать. Чтобы знать: Зло - оно вот, не где-то в Кампучии или талибском Афганистане, а тут, рядом, и только дай ему хоть какую трещину вырваться наружу - и оно... *** Конечно, не только бабы. Это так, сексистский выпад, ни на чем не основанный. Таких личностей и мужского пола сколько хочешь: например - zavtra.ru; например - история "Русской партии". И даже, кстати, не обязательно из тех, кому под сорок - например: livejournal.com/~olshansky. Ссылки о Л.Петрушевской:
|