Русский Журнал
/ Net-культура / www.russ.ru/netcult/20030302_flint.html |
Важный треп #6 Эрик Флинт (Eric Flint) Дата публикации: 2 Марта 2003 Мы с Джимом Баэном открыли Свободную Библиотеку примерно полтора года назад. Политические и философские аспекты, о которых я уже писал, мы сейчас оставим. У нас и практические соображения имелись. Я вот что хочу доказать: публикация в Библиотеке не снижает, а увеличивает продажи. С практической точки зрения идея Свободной Библиотеки такова: в конечном итоге автору выгоднее предоставить публике некое количество бесплатных или дешевых книг. На сегодняшний день злейший враг любого писателя (кроме горстки знаменитостей) - банальное забвение. Даже известных фантастов читает лишь малый процент потенциальной аудитории. А большинство - и даже те, кому имя автора сколько-нибудь знакомо, - проходят мимо. Почему? Потому что читатели, ничего толком о писателе не зная, не хотят тратить от 7 до 28 долларов на эксперимент и покупают лишь то, что им уже знакомо. Свободная же Библиотека - как и обычные библиотеки, как старое доброе "дать другу почитать", - позволяет, не тратя ни копейки, полистать-почитать новую книгу, а уж потом решить, выкладывать ли денежки. На этом допущении и выросла Библиотека.
Простой вопрос: кто может доказать, что открытая публикация материалов онлайн - легальная или пиратская - действительно причинила финансовый ущерб? Вся аргументация в пользу средств защиты от копирования базируется на ПРЕДПОЛОЖЕНИИ. Это предположение никто не обосновал и не доказал - наоборот, в ряде случаев оно сомнительно. Вначале поясним терминологию. "Объем реальных продаж" - процент отгруженных со склада и реально проданных книг. Многие книги вообще не продаются и возвращаются издателю. Поэтому реальные продажи всегда выражается в процентах. "Чистые продажи" - по сути, то же самое, но выражаются абсолютным значением количества экземпляров. 1) Первым в Библиотеке появился мой собственный роман "Мать демонов". Это мой первый роман. Бумажное издание вышло в сентябре 1997 года и к осени 2000-го, когда роман появился в Библиотеке, было продано 9694 экземпляра. Объем реальных продаж - 54%. На сегодняшний день, по данным Baen Books, - после полутора лет наличия книги онлайн, для всех желающих, без ограничений и без вопросов, - продано 18500 копий. Реальные продажи - 65%.
Из книг, написанных мною без соавторов, сегодня лучше всех продается роман "1632". В феврале 2000 года книга вышла в переплете, а спустя год была переиздана в мягкой обложке. Одновременно с этим переизданием я выложил роман в Свободной Библиотеке. Прошло больше года, и чистые продажи второго издания "1632" составляют около 34 тысяч экземпляров, а реальные продажи - 88%. Если онлайновая публикация мне как-то навредила, я, право, затрудняюсь ответить, как именно. Теперь рассмотрим, как развивалась история с другой публикацией, романом "Косвенный подход", который мы писали вместе с Дэвидом Дрейком (первая книга в серии "Белизарий"). Полагаю, цифры ясней всего демонстрируют влияние Библиотеки.
Интереснее и необычнее всего данные в правой колонке "Продажи за полугодие". С самого начала "Косвенный подход" продавался очень успешно. Средние реальные продажи в целом для фантастики - не выше 50%; даже, наверное, ближе к 40%. Короче, реальные продажи "Косвенного подхода" - вдвое выше среднего.
А дальше происходит неожиданное. Потому что с учетом всех обстоятельств число "продаж за полугодие" должно неуклонно падать, пусть и медленно. Но уж никак не расти, да еще и скачками! Может, моя выросшая известность и объясняет резкий скачок "Матери демонов", но роста продаж "Косвенного подхода" она не объясняет никак. Его первым автором значится Дэвид Дрейк, а вовсе не я, но Дэйв - известный фантаст вот уже двадцать лет. Ладно, убедили: частично скачок продаж связан с ростом моей писательской популярности. Ну и потом в том полугодии начали выходить популярные циклы Дэйва "Владыка островов" (Lord of the Isles) и "С молниями" (With the Lightnings) - они тоже каких-то читателей привлекли. И все же┘ все же┘
Продажи второго тома цикла, "В сердце тьмы" (In the Heart of Darkness), повели себя примерно так же. "В сердце тьмы" появился в Библиотеке полтора года назад, одновременно с "Косвенным подходом". В последнее полугодие перед сетевой публикацией (январь-июнь 2000) было продано 1704 экземпляра. Спустя год за тот же период - 1886. Конечно, разница не так эффектна, как с продажами "Косвенного подхода" или с удвоением продаж "Матери демонов". Однако важен сам факт роста продаж, а не падения.
Есть и другая аналогия - по-моему, она отражает реальность еще лучше. Всякий, кто покупал автомобиль, новый или б/у, прекрасно знает, что один из стандартных приемов продавца - предложить "прокатиться на пробу". Продавцы совсем не переживают из-за "лишнего прогона", они прекрасно понимают, как часто эта пробная поездка решает исход сделки.
Кроме того, не следует забывать, что бесплатные книги в Библиотеке Баэна, в отличие от пиратских копий, обладают двумя свойствами:
Попробуйте найти ХОТЬ ОДНУ пиратскую копию, о которой вы можете сказать то же самое (если вообще найдете). Любой, кто сталкивался с пиратскими копиями, знает: они, как правило, небрежно отсканированы, едва сверены, и читать их - сущая мука.
2) С тех пор как мы открыли Библиотеку, я как библиотекарь за полтора года получил в общей сложности 1161 письмо. По приблизительным оценкам, примерно в двух третях (больше половины - точно) говорится, что прочитав книги автора на сайте, мой корреспондент пошел в книжный и купил какую-нибудь бумажную книжку. Очень часто - несколько. Ладно, вы правы - это свидетельства из области частных историй. И все же факт остается фактом: у меня таких историй - больше ТЫСЯЧИ. Сколько их было у Харлана Эллисона - историй, на основании которых он подал известный (я бы сказал, печально известный) иск? Пять? Шесть? Целая дюжина? Не нужно забывать, что в этом споре вообще вся аргументация строится на одних частных историях. (Ко мне, хочу заметить, это не относится. Насколько мне известно, я - единственный автор, опубликовавший книги в открытом доступе, а затем подсчитавший, как это повлияло на авторские отчисления.) Зато я могу в поддержку своей точки зрения привести гору историй, сотни писем, в которых конкретные люди говорят: "прочитав книгу Х в Библиотеке, я пошел и эту книгу купил". А мои оппоненты - максимум горсточку. Но Бог с ним, с количеством, - моим оппонентам требуются истории не менее весомые хотя бы качеству. Истории же моих оппонентов совсем не конкретны. По сути, в них говорится лишь о том, что кто-то где-то вывесил пиратскую копию. Замечательно. Но из этого не следует, что пострадали ПРОДАЖИ. Их логика строится на сомнительном и недоказанном умозаключении: "украденная копия обязательно ведет к падению продаж". Начать с того, что никто не знает, стал бы человек, скачавший пиратскую копию, покупать книгу? Например: конкретный человек говорит, что собирался купить книгу Х, но не стал, потому что нашел пиратскую копию. Если у Харлана Эллисона хоть ОДНА такая история имеется, я очень удивлюсь. 3) А вот еще история. В апреле 2001 года я ездил в Лондон на международную конференцию по обсуждению состояния дел в электронном издательском бизнесе. В целом конференция вышла пессимистическая - в точности как и дела в отрасли.
На конференции - во всяком случае, на заседаниях, - мое выступление было встречено страдальческим безмолвием. Но с глазу на глаз представители нескольких издательств сказали, что со мной согласны. А еще сказали, что отвратить издательский бизнес от шифрования невозможно. Почему? Ну, потому что любители наживы, правящие большинством издательств, и мысли не допустят о том, чтобы - а-ах! - ОТДАТЬ что-нибудь бесплатно. Даже ради выгоды в перспективе.
4) Отдельная такая история. Да нет, не отдельная. То же самое обнаружил MIT Press. Недавно мой друг, послушав радиовыступление президента Массачусетского технологического института, прислал письмо: "Вот тебе еще дров в костер. Вчера по пути домой с работы слушал по NPR "С учетом всех обстоятельств" - около пяти где-то. Рассказали, что MIT собирается открыть веб-сайт со своими курсами, и для каждого курса выложить большую часть материалов, - конспекты, планы занятий, домашние задания и т.д." - Любопытный сюжет о свободе информации в Сети.
Ладно, на этом я остановлюсь. Мне кажется, я достаточно обосновал свою точку зрения. Если мы публикуем одну или несколько книг автора в Свободной Библиотеке, то, в конечном итоге, результат один - аудитория лучше узнает автора, и его продажи растут (пусть Библиотека влияет не прямо, а косвенно).
И последнее. Разумеется, когда речь заходит о так называемой проблеме сетевого пиратства, воплощением зла считается Napster. В письмах библиотекарю шла речь о книгах, не о музыке. Но меня поразило, как часто - в сотне писем, наверное, - люди упоминали Napster. И всякий раз говорили, что после Napster купили компакт-диск. Napster познакомил их с музыкой, и они купили то, с чем иначе могли просто не встретиться, потому что приобретение компакт-диска на пробу - слишком дорогое удовольствие. Оригинал: http://www.baen.com/library/palaver6.htm От переводчика Основным оппонентом Эрика Флинта (Флинт, впрочем, упоминает его во множественном числе - и небезосновательно, поскольку имя таким оппонентам и впрямь легион), - американский фантаст Харлан Эллисон, который в 2000 году инициировал громкий судебный процесс в связи с появлением своих работ в Usenet. Весной 2000 года он подал иск к интернет-провайдеру America Online, а также к своему поклоннику Стивену Робертсону, который отсканировал и опубликовал тексты Эллисона в ньюсгруппе. Эллисон и Робертсон в результате договорились вне суда, а в марте 2002 года суд постановил, что, согласно Digital Millennium Copyright Act, America Online не несет ответственности за публикацию третьими лицами на ее серверах контрафактных материалов, коль скоро провайдер принял меры к удалению этих материалов. Вот образец риторики истца: "AOL... похоже, считает, что ей позволено несанкционированно и бесплатно распространять в Интернете работы писателя с пометкой "fair use" или под идиотским лозунгом "информация хочет быть свободной". Книги писателя - не информация: это наше творчество, наша собственность, наш заработок и доход наших семей. Зачем художнику творить дальше, жить кое-как, добиваясь успеха, внимать музе, когда любой сетевой воришка, крыса, понятия не имеющая об этике, все крадет, крадет и крадет - ради собственного удобства причиняя вред автору? И пожалуйста - смерть профессионального писателя!" Анастасия Грызунова nastik@unclear.rinet.ru |