Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Галина Можаева: "Интернет будет вынужден адаптироваться к традиционной культуре"
Дата публикации:  2 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Кафедра гуманитарных проблем информатики Томского государственного университета - единственная подобная кафедра в России. Создана она 3 июня 2002 года на базе философского факультета, но - как междисциплинарная; и объединила студентов и преподавателей пяти гуманитарных специальностей: философов, культурологов, историков, психологов и филологов. Кафедра, главным образом, изучает взаимодействие информационных технологий с человеком и обществом, что актуально для каждого, кто имеет дело с компьютером и Интернетом. Галина Васильевна Можаева, кандидат исторических наук и заведующая кафедрой гуманитарных проблем информатики, согласилась дать интервью для рубрики "Net-культура".

Галина Васильевна, какие научные направления успели сформироваться на кафедре?

Галина Можаева, зав.кафедрой гуманитарных проблем информатики Томского государственного университетаКоллектив кафедры занимается как фундаментальными, так и прикладными научными исследованиями, которые связаны с возможностями применения информационно-коммуникационных технологий в социально-гуманитарной сфере. В фундаментальном аспекте нас интересует, прежде всего, теория информационного общества, этапы его становления, возможности и перспективы формирования такого общества в России. Пожалуй, главным специалистом в этой области на кафедре является доктор философских наук Нелли Петровна Лукина, которая изучает социально-философские основания информационного общества, его аксиологические и идеологические аспекты, влияние информатизации как социокультурного феномена на политику, коммуникации и т.д.
Важной проблемой в информационном обществе является проблема виртуальной культуры, или виртуальной реальности. В России такие исследования ведутся уже давно, но в основном москвичами. На нашей кафедре это направление осваивают два специалиста: кандидаты философских наук Всеволод Адольфович Ладов и Дмитрий Александрович Галкин. Ладов параллельно с философскими проблемами виртуалистики (VR-философией) занимается и философией искусственного интеллекта.
С темой виртуальной реальности тесно переплетается проблема сетевой культуры как феномена современного общества. Ее исследование также является одним из важных направлений научной деятельности кафедры и, в первую очередь, - кандидата философских наук Ларисы Владимировны Нургалеевой.
Сетевая культура пока развивается скорее как "явление в себе", еще не интегрирована в современную культуру, но в ней уже есть свои производители и потребители. Более того, молодые люди, воспитанные на компьютере и Интернете, отдают предпочтение сетевой культуре перед традиционной. А уровень сетевой культуры оставляет желать лучшего. Я не знаю ни одного сайта, включая официальные, на котором бы не было орфографических и пунктуационных ошибок, не навязывались бы с завидной настойчивостью баннеры далеко не всегда корректного содержания и т.д. Поэтому наше внимание направлено не только на изучение сетевой культуры как проблемной зоны современности, но и на перспективу: мы должны не только исследовать сетевую культуру, но и учиться ее формировать. Своим студентам мы читаем курсы, связанные с информационной культурой, информационным мировоззрением, этикой и эстетикой сетевой культуры, компьютерными играми как феноменом современной культуры, ролью Интернета в современной культуре и т.д. Подобные курсы будут предлагаться студентам разных факультетов и позволят воздействовать на студентов как на потребителей сетевой культуры, как на членов формирующегося информационного общества. Мы должны учить студентов работать с новыми и возросшими информационными потоками, которые меняются функционально и структурно; и здесь мы опять выходим на проблему Интернета, поскольку сегодня большая часть информации распространяется через Интернет.
С проблемой информационной культуры связана более фундаментальная проблема - исследование информации и ее роли в развитии общества, исторических аспектов информатизации, механизмов информационного взаимодействия в социуме, характера информационных каналов и полей, в которые вовлекается человек. Большое внимание уделяется историческим аспектам формирования информационной культуры, шире - роли информации в историческом развитии социума, ее влиянию на характер и динамику социокультурного развития. Эта проблематика интересует меня как историка, ею уже увлеклись студенты. На кафедре готовится к защите кандидатская диссертация, связанная с историческими аспектами информатизации общества, - этим занимается Жанна Анатольевна Рожнева.
Еще одно интересное и важное направление связано с исследованием семиотической теории информации, изучением языка как информационной модели реальности, языковых коммуникаций и межкультурных взаимодействий. Эту работу ведут кандидат философских наук Вера Михайловна Лоскутникова и кандидаты филологических наук Наталья Александровна Мишанкина и Аркадий Владимирович Петров.
Сейчас в работу кафедры включаются психологи - Елена Михайловна Березина и Дмитрий Александрович Карнаухов, которые занимаются проблемами психологии Интернета, психологией образования в информационном обществе, прикладными аспектами применения информационных технологий в психологических исследованиях и практической деятельности психолога.
Если говорить о формальном выражении научной работы, то осенью 2002 г. мы организовали небольшую секцию на Всероссийской научно-практической конференции "Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития", которая проходила в Томске. По ее итогам были опубликованы материалы докладов сотрудников кафедры. Также нами подготовлен и вышел в свет спецвыпуск журнала "Открытое и дистанционное образование", посвященный гуманитарным проблемам информатизации.

Можно ли найти ваши публикации в Интернете?

Пока нет. Отношение к Интернету неоднозначное, но на кафедре уже создается собственная веб-страница: она будет представлять результаты научных исследований преподавателей кафедры, дискуссии по нашей проблематике и т.п. Также мы планируем создать сетевые версии кафедральных учебных курсов, которые будут выставлены, по крайней мере, в локальной сети Томского госуниверситета.

С одной стороны, вы очень заинтересованы в проблематике сетевой культуры, а с другой - очень настороженно относитесь к Интернету. Нет ли в этом противоречия?

У меня лично, как и многих преподавателей кафедры, богатый опыт общения с Интернетом: мы читаем спецкурсы по научно-образовательным ресурсам, хорошо знаем этот сегмент Интернета. Так что настороженности в плане практики нет. Есть настороженность по отношению к тому, что сейчас в Интернете происходит. Интернет ворвался в нашу культуру как инновация, которую традиционная культура вначале всегда отторгает. Она может быть воспринята только на следующем витке - через поколение или два. Но Интернет развивается очень активно, быстро сам становясь традицией, но - традицией суррогатной, которая не учитывает повседневную культуру, не учитывает ее устои. Дело в том, что Интернет слишком открыт, туда имеют доступ разные люди; и общение с ними или с результатами их информационной деятельности не всегда может быть полезно молодежи, с которой мы работаем. Это одна причина настороженности. С другой стороны, встает вопрос доверия к материалам, опубликованным в Интернете. Я не могу рекомендовать студенту непроверенные материалы, а ведь большая часть публикаций в Интернете не подвергается ни внешней критике, ни цензуре (в хорошем смысле этого слова), ни корректорской обработке. Это - не негативное отношение к Интернету, а показатель того, что его необходимо изучать с целью воздействия на него, с целью формирования цивилизованного информационного сетевого пространства. Изучая современное состояние сетевой культуры, мы помогаем студентам сформировать культурное отношение к этому пространству, ведь именно наши нынешние студенты будут задавать формат и принципы информационных взаимодействий в Интернете через несколько лет.

Как вы считаете, Интернет будет адаптироваться к традиционной культуре или все-таки - подрывать устои?

Я думаю, он будет вынужден адаптироваться, поскольку вековые культурные традиции, составляющие ядро любой культуры, достаточно устойчивы. На первый взгляд, Интернет подрывает традиционную культуру, но такое восприятие, скорее, связано с отношением к любой инновации, с механизмом взаимодействия традиций и инноваций, прекрасно обоснованным в работах Ю.М.Лотмана. Вспомните историю: когда в конце 19 века в России появился модерн, восприятие его современниками было таким же - по большей части негативным; казалось, что модерн разрушит традиционную русскую культуру или исчезнет вовсе. Но прошло немногим более тридцати лет, и стало ясно, что модерн - всего лишь одно из направлений культуры, которое интересует определенную часть общества. На мой взгляд, примерно так же будет меняться и отношение к Интернету, который займет определенную (значительную) нишу в современной культуре.

Возвращаясь к исследованиям: где вы берете материалы по проблемам этики и эстетики сетевой культуры?

Существует много публикаций. Далеко не все доходят до Томска, но наши преподаватели приобретают литературу во время командировок. В московских библиотеках есть много материалов, связанных с проблемами информационной культуры; кое-что можно заказать по каталогам через Интернет. В Краснодаре уже лет семь проходит ежегодная конференция по нашей тематике, и один из рассматриваемых аспектов - как раз сетевая культура. Что касается этики и эстетики сетевой культуры, то здесь у нас заявлено собственное направление. Мы пытаемся применить фундаментальные исследования в области этики и эстетики для изучения сетевого общества. Здесь не обойтись без прикладной работы, отчасти - социологического характера, и, прежде всего - со студентами. Мы планируем организовать на кафедре форум и привлечь туда студентов, которые станут исследуемой группой. Важно не просто общаться с человеком, который вчера или час назад был в Интернете, а окунуться в сетевые коммуникации и понять суть происходящего изнутри.
Сам Интернет тоже является источником информации для исследований. Но здесь возникает проблема корректного поиска информации, что поисковые машины в большинстве случаев не обеспечивают. Существуют специальные ресурсы по проблематике сетевого общества. Особенно активны в этом плане москвичи; развивается подобное направление в Барнауле и Кемерово.

Вы говорите, что в качестве респондентов для исследований будут выступать студенты. Планируется ли изучать коммуникации в среде более взрослых людей?

Безусловно, но это требует времени. Сейчас перед нами стоит задача активизировать группы студентов. Мы простраиваем пространство одновременно и для себя, и для студентов: они не только "исследуемые", но и исследователи. На первом этапе так и должно быть, ведь если мы сейчас заявим необозримую целевую группу, то ничего хорошего не получится. Думаю, что спустя полгода мы сможем говорить де-факто, что группа респондентов реально расширилась.

Как обстоят дела с научной работой у студентов?

Студенческие работы в обязательном порядке мы ставим только со второго семестра, так что сейчас ребята самоопределяются. Многих интересует применение ресурсов Интернета в своей предметной области, сетевая культура, сетевые коммуникации. Например, студентка политологического отделения философского факультета Ю. Терентьева проводит исследование по теме "Информационное поле современного студента". Несколько ребят взяли темы для курсовых работ по PR в Интернете. Причем, если сначала студенты интересовались именно интернет-культурой, то наши курсы по теории информационного общества и философии виртуальной реальности немного изменили их взгляд: мы постарались расширить кругозор и показать, что на самом деле сетевая культура - это маленький фрагмент современной культуры и современного общества в целом.
Когда мы начинали работать, ставили задачу хотя бы немного воздействовать на процесс формирования мировоззрения у студентов: ведь, по существу, никто сейчас этим не занимается целенаправленно. И, мне кажется, что эта задача будет решена. Важно помочь ребятам комфортно и безболезненно адаптироваться в информационном обществе. Ведь чего не хватает гуманитариям? Технологий. Они, будучи хорошими специалистами, часто не могут себе найти работу из-за элементарного незнания компьютера. Это один элемент адаптации. А другой - должен поставить наших студентов немножко выше остальных гуманитариев, да и "технарей": ведь мы учим их не просто работать с информационными технологиями, но и понимать процессы, происходящие в обществе в связи с развитием технологий, в связи с информатизацией.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Мирослав Немиров, Все о поэзии 127 /28.02/
Рок-клубы.
Виктор Захарченко, Между факсом и модемом /25.02/
Еще десять лет назад факс казался идеальным средством коммуникаций. Человечество пело оды создателям умного телефона, открывшего возможность обмениваться документами. Но пришел Интернет - и забрал у вчерашнего героя все лавры. Теперь о факсе опытный пользователь вспоминает разве что в ассоциации с программой VentaFax, давшей последний шанс позабытому изобретению выжить в век компьютерного безумия.
Николас Кэрролл (Nicholas Carroll), Манипулируя вебом: суть управления сетевой репутацией /24.02/
"Управление сетевой репутацией" напоминает манипуляцию массовым сознанием в политике. Но Интернет - не обычные средства массовой информации, здесь иные возможности контролировать репутацию: теоретически они беспредельны, но на практике ограничены почти неизбежной расфокусировкой и противодействием традиционных СМИ.
Мария Митренина, Интернет и русский литературный процесс /24.02/
Ксения Букша, Дмитрий Горчев, O'Санчес, Игорь Пронин, Алексей Смирнов и Макс Фрай о роли интернета в истории новейшей словесности и в писательских судьбах.
Юрий Ревич, Яблочный цвет - 1 /24.02/
История Apple больше бы подошла не респектабельной технической компании, долгие годы бывшей законодателем мод в компьютерной индустрии, а какой-нибудь рок-группе. В ней все успехи и провалы так тесно завязаны на человеческих отношениях, что могут служить классическим примером исключения из построений кабинетных теоретиков.
предыдущая в начало следующая
Мария Митренина
Мария
МИТРЕНИНА
mytre@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: