Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Яблочный цвет - 2
Дата публикации:  2 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В начале 1983 года появилась новая разработка компании под названием Lisa.

Созданная на самом передовом в те годы 16-разрядном процессоре 68000 фирмы Motorola с тактовой частотой 5 МГц, "Лиза" имела: 16 К ПЗУ, 1 Мб ОЗУ, встроенный 12" монохромный монитор с разрешением 720х360, два привода флоппи-дисков (причем в версии Lisa-2 - только-только появившийся на рынке 3,5" привод от Sony), внешний жесткий диск 5 (10) Мб, последовательные порты и пр. "Лизу" обычно вспоминают, как прямого потомка Xerox Star - в ней была, в частности, реализована концепция GUI и метафора "рабочего стола", хотя сами разработчики утверждают, что они лишь позаимствовали "общую идею". Так это или нет, но в 1979 году, когда проект Lisa уже был начат, Джобс посетил Xerox и увидел Alto1, после чего проект претерпел существенные изменения. А после неудачи со Star в Apple перешли 15 работников подразделения Xerox SDD. Разумеется, никаких бумаг они, как честные люди, с собой не уносили... Интересно, что Lisa фактически повторила судьбу Star, провалившись на рынке и практически по тем же причинам: стоимость ее была 9995 долларов, что было чересчур даже по тем временам, а позиционирование неясным.

Между тем в недрах Apple происходили бурные события: в марте 1981 года Майка Скотта понизили, президентом стал Маркулла, а Джобс - председателем совета директоров. В том же году Маркулла отстранил Джобса от руководства "Лизой", оставив ему второстепенный, как тогда думали, проект под названием Macintosh - мотивировав это тем, что предыдущая разработка Джобса под названием Apple III, которую выполнял уже не один Возняк, а целый коллектив инженеров, провалилась. Через два года, в мае 1983, после того, как стало ясно, что Lisa тоже потерпела сокрушительный провал, Джобс отомстил, пригласив на должность президента Джона Скалли (John Sculley) из компании Pepsi Cola. Маркуллу единодушно переизбрали, а Джобс становится руководителем проектов Lisa и Macintosh.

24 января 1984 года начались продажи нового компьютера Macintosh. Хотя одновременно было объявлено о выходе улучшенной и сильно подешевевшей ($3495) Lisa-2, за первые три месяца Маков было продано в 3 раза больше, чем "Лиз" за год. Сыграла свою роль отлично проведенная рекламная компания ("младший братик Лизы"). "Лизу-2" даже пытались продавать под названием Macintosh XL, но это не помогло. В 1985 году по инициативе Джобса производство компьютеров Lisa было прекращено. Но и с Маком ситуация сложилась немногим лучше.

Первый Мак был действительно "младшим братиком Лизы": хотя он имел тот же процессор 68000 даже с большей тактовой частотой (8 МГц), но нерасширяемые 128 К памяти, отсутствие жесткого диска, непривычный 3,5" дисковод, невозможность подключения внешних устройств, небольшой 9" монохромный монитор - все это, в совокупности с довольно высокой ($2500) ценой, все же не позволило первому Маку повторить успех Apple II. Между Джобсом и Скалли почти с самого начала намечались разногласия, и 17 сентября 1985 Джобс покинул Apple. Еще раньше в том же году ее покинул Возняк. Яблочная компания терпела убытки, и в руководстве всерьез задумывались о клонировании IBM-совместимых машин.

Следует отметить одну особенность продукции Apple, которая в значительной степени и по сей день обеспечивает ей популярность среди поклонников - фантастическую надежность и простоту использования. Подключаемое оборудование всегда работает как часы, зависание программ - почти гарантийный случай, никаких "синих экранов" не допускается. Типичным примером подхода "яблочников" к проектированию может служить упомянутый интерфейс FireWare (IEEE1394), преимущества которого особенно выделяются на фоне конкурирующего с ним сегодня USB 2.0. В отличие от последнего, устройства FireWare можно подключать как попало - в любой последовательности, в каких угодно сочетаниях, с собственным питанием и без оного, использовать "горячее" подключение и даже, если очень хочется, выдергивать разъем во время передачи данных - гарантировано, что из строя ничего при этом не выйдет. Если же вернуться к собственно компьютерам, то часто говорят, что всеобщая совместимость явилась следствием того, что Apple сама делает для себя всю начинку. Это справедливо в той части, которая касается материнских плат и, к примеру, мышей, но все же огромную часть комплектующих, не говоря уж о принтерах, сканерах или модемах, фирма закупает у сторонних производителей. Так что заслуга тут скорее в правильном и аккуратном подходе к проектированию. Именно эти свойства продукции Apple (а не техническое превосходство над РС) и сделали продукцию этой фирмы такой популярной, в первую очередь, среди профессионалов - как конечных пользователей, так и производителей ПО.

И именно эти последние спасли положение фирмы в середине 80-х. Ведущую роль сыграла Microsoft, которая выпустила Excel for Macintosh (для PC - лишь год спустя). А программы Aldus PageMaker и LaserWriter совершили переворот в издательском деле, и именно с этого момента начинается преобладание Маков в издательском секторе, которое продолжалось до самого последнего времени - примерно до выпуска фирмой Intel процессора Pentium II, после чего графические возможности Маков и РС, наконец, приблизительно сравнялись.

Уже без Джобса, в 1987 году, был выпущен Macintosh II. Он имел отдельную клавиатуру и шесть слотов расширения, и именно он, пожалуй, стал прообразом тех Маков, которые мы знаем. В 1989 году продажи Apple превысили продажи ПК от IBM. В начале 90-х Apple имела около 10% рынка персональных компьютеров - несмотря на существенно более высокую стоимость ее систем по сравнению с многочисленными изделиями разнокалиберных производителей клонов РС.

Рассказ об истории Apple будет неполным, если не упомянуть о том, что к середине 90-х фирма опять скатилась в финансовую пропасть. В 1993 увольняется Скалли, а председателем совета директоров становится старый знакомый - Маркулла. В 1994 фирма попыталась продаться IBM, а в 1996 - Sun, но, на радость многочисленным поклонникам, обе попытки не увенчались успехом. В 1995 финансовый директор Apple, Джозеф Грациано, рекомендовал вернуть Джобса на пост CEO, но вместо этого лидером стал Джил Амелио из National Semiconductor. В 1997 году, наконец, свершилось - фирмой была приобретена компания NeXT Software, принадлежащая Стиву Джобсу, и последний вернулся в Apple. Мало кто помнит, что одновременно в компанию возвращался и Возняк - исключительно, чтобы этим демонстративным актом поддержать имидж родной компании (к тому времени его состояние, сколоченное исключительно за счет его первоначальной доли в компании, составляло примерно 100 миллионов). А вот Джобс не просто вернулся, а немедленно принялся рулить компанией, и довольно жестко - были отстранены от дел и Амелио, и Маркулла. Тогда же была широко разрекламирована символическая зарплата Джобса в 1 доллар, но за кадром остается факт, что компенсации, выплаченные ему за один только 2000 год составили 90 миллионов. Впрочем, рекламировать себя в Apple умели всегда. Уже в мае 1998 название компании появилось в первых строчках всех мировых новостей - такое впечатление произвела на журналистов презентация совершенно необычного продукта под названием iMac. Этот моноблок вошел теперь, вероятно, во все учебники дизайна - никому и в голову не приходило, что цветной полупрозрачный корпус, через который видны все внутренности машины, может вообще быть решением для таких устройств. Эта было нечто совершенно новое и сразу вызвало массу подражаний - кто-то попытался сделать даже автомобиль с полупрозрачным корпусом, остановила, вероятно, лишь недостаточная прочность пластмассы. В том же духе "яблочники" выступали и в дальнейшем. Говорят, что Джобс руководит в таком стиле: несколько месяцев дизайнеры трудятся, затем он хвалит их работу и требует за неделю все переделать с нуля. За всей этой шумихой теряется то, что финансовое положение компании отнюдь не безоблачно - и о возврате того положения, которое компания занимала в начале 90-х, пока и речи не идет. Но несомненной заслугой Джобса стало то, что положение это стабилизировалось, и это, конечно, очень неплохо.

Следует упомянуть и том, что в последнем кризисе Microsoft опять помогла Apple - в 1997 году она выкупила 100 тысяч ее акций за 150 миллионов долларов. Этот шаг выглядит особенно пикантно в свете известных судебных процессов по поводу графического интерфейса, которые тянулись с 1988 года. Еще Windows 1.0 (1985) оказалась поразительно похожа на MacOS, и Джобс тогда выразился примерно так: "GUI - это, конечно, всеобщее будущее. Но если впереди лежит так много всего нового, то почему же Microsoft попросту скопировала нашу Лизу"? После 1997 года затянувшаяся и безнадежная тяжба была, наконец, прекращена. Еще один нюанс в этой истории заключается в том, что вопреки распространенному мнению, в свое время MS купила у Apple лицензию на элементы графического интерфейса, а не просто заимствовала их.

Apple резко выделяется на общем фоне других компаний компьютерного мира, в котором хватает ярких личностей, необычных судеб и захватывающих историй. О какой еще компании, занимавшей в 2002 году, между прочим, всего лишь 3% мирового и 5% американского рынка персоналок, столько говорят? А ведь ради этих 3% проводят всемирную выставку "MacWorld", участие в которой котируется наравне с другими известнейшими мировыми форумами. Мало того, в 2002 году Apple заняла второе место в рейтинге самых популярных компаний мира, обойдя такие бренды, как Coca-Cola, Nokia, Ikea, Volkswagen...


1Говорят, что Xerox специально пригласила Джобса на экскурсию и обменяла опытный образец компьютера и наработки своего исследовательского центра на право купить 100,000 акций Apple на сумму $1,000,000. Если что-то в этом роде действительно произошло, то это лишний раз иллюстрирует, насколько прохладно относились в Xerox к разработкам PARC. (назад к тексту)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Мария Митренина, Галина Можаева: "Интернет будет вынужден адаптироваться к традиционной культуре" /02.03/
Томские специалисты по гуманитарным проблемам информатики тревожатся об устоях традиционной культуры, не удовлетворены поисковыми машинами и не имеют собственного сайта.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 127 /28.02/
Рок-клубы.
Виктор Захарченко, Между факсом и модемом /25.02/
Еще десять лет назад факс казался идеальным средством коммуникаций. Человечество пело оды создателям умного телефона, открывшего возможность обмениваться документами. Но пришел Интернет - и забрал у вчерашнего героя все лавры. Теперь о факсе опытный пользователь вспоминает разве что в ассоциации с программой VentaFax, давшей последний шанс позабытому изобретению выжить в век компьютерного безумия.
Николас Кэрролл (Nicholas Carroll), Манипулируя вебом: суть управления сетевой репутацией /24.02/
"Управление сетевой репутацией" напоминает манипуляцию массовым сознанием в политике. Но Интернет - не обычные средства массовой информации, здесь иные возможности контролировать репутацию: теоретически они беспредельны, но на практике ограничены почти неизбежной расфокусировкой и противодействием традиционных СМИ.
Мария Митренина, Интернет и русский литературный процесс /24.02/
Ксения Букша, Дмитрий Горчев, O'Санчес, Игорь Пронин, Алексей Смирнов и Макс Фрай о роли интернета в истории новейшей словесности и в писательских судьбах.
предыдущая в начало следующая
Юрий Ревич
Юрий
РЕВИЧ
revich@homepc.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: