Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Постмодернизм? Нет, нетнеизм!
Дата публикации:  16 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Мода заканчивается тогда, когда докатывается от топ-модели до "кухарки". Русский литературный постмодернизм, в широком смысле этого понятия, был ничем иным как литературной модой конца ХХ века. Прошло массовое "крещение" модных авторов в постмодернизм. Кто прыгал в его мутные воды сам, кого загоняли в русло критики. Но сегодня, когда слово "постмодернизм" звучит так же попсово, как "имидж", "менеджмент" или "визажист", хочется сменить театральную гардеробную постмодернизма на чашку, правда очень крепкого, кофе.

Постмодернизм же в узком смысле этого слова был всегда не более, чем интеллектуальным рантье и деградировал столь же явственно и уныло, как голливудские "матрешечные" фильмы: "Челюсти", "Челюсти-2"... "Челюсти-эн плюс один". Поэтому оставим вставные челюсти постмодернизма в стакане с мертвой водой.

Нонконформисты не сидят больше в котельных, сегодня они сидят в интернете. Поэтому, если по пелевинскому определению постмодернизм - "искусство советских вахтеров", то сменить его должно искусство постсоветских юзеров, названное мною, дорогим, "НЕТНЕИЗМ".

Прежде всего, новое литературное течение, как и любое течение, подразумевает русло и его наполнение. С руслом у нас все в порядке. В нужный момент оно появилось, в нужный момент исчезло. Пришли инженеры с проектом от провидения и прорыли нам, дорогим, Интернет. И хотя рыли они одно, а получилось совсем другое, третье, четвертое, и, не побоюсь повторения, эн плюс первое, никакого принципиального значения для нетнеизма это не имеет. Все равно все давно вышло из берегов. С наполнением хуже. И задача нетнеизма состоит в том, чтобы наполнить это бывшее русло не вялым течением мейнстрима, не болотистой жижей постмодернизма, не спитым чаем попсы, а ломящей зубы водой из родников подсознания, подмигивающего мигающему экрану. Поэтому, первый постулат нетнеизма:

1. NET - это Сеть. И это справедливо, ибо НЕТНЕИЗМ невозможен без Сети. Сеть - это место действия НЕТНЕИЗМА и новая виртуальная реальность, которая осваивается и заселяется творческим сознанием, дорогим.

Но зачем нам еще один "изм"? Разум устал от них, нужных лишь затусовывающимся в "свинью" конформистам. Нетнеист это: персональная позиция, персональный стиль и персональный компьютер. Нетнеизм - это не просто собрание индивидуальностей. Это - вольное собрание индивидуальностей. Где каждый волен в любой момент заходить или выходить, присутствовать или отсутствовать, присутствовать с отсутствующим видом и прочая, и прочая. Свобода и талант - вот наши документы! Поэтому, второй постулат:

2. НЕТНЕИЗМ - это "нет, не изм". То есть общепринятое ограничение в рамках "изма" не работает. Это не "изм" в общепринятом смысле, так как края НЕТНЕИЗМА размыты, и течение его не имеет строго заданных берегов и однозначного направления. НЕТНЕИЗМ возникает из виртуального пространства и теряется в нем органично.

Нетнеизм не только танцует на костях предыдущих направлений футуристическую джигу, он танцует и на собственных костях танец смерти и бессмертия. И поэтому третий постулат:

3. "Нет не" - это отрицание отрицания. Развитие свойственно всему, и в Сети, дорогой, как в новой реальности, у диалектической спирали экспоненциально растущий шаг.

Нетнеизм игрив, как котенок, не только потому, что он молод. Но прежде всего потому, что детская игра - это квинтэссенция творчества. Отсюда его сложные, все еще ждущие своего вдумчивого исследователя взаимоотношения с дадаизмом:

4. НЕТНЕИЗМ - это своего рода противовес дадаизму, но и в каком-то смысле продолжение его на более абстрактном уровне. То есть, преемственность не прослеживается напрямую, но и о полном обрыве ее не может быть и речи. В ХХ веке появилось слишком много всякой дряни, которой мы не можем сказать "да-да", только "нет-нет"!

Во все времена проклятием истинно творческой личности был садистский контрастный перепад между богоравным творческим "онлайновым состоянием" с пером, кистью или гармошкой и унылым "офлайновым" - "Когда не требует поэта к священной жертве Аполлон..." Вершить судьбы народов, неограниченно властвовать над персонажами или нотами, а через минуту прогибаться перед сильными офлайнового мира, гладить шнурки, стирать манишки и слова по требованию дорогой редакции и следить, чтобы на погонах было положенное количество звездочек. Или сопоставлять собственное высокое предназначение с камерюнкерством... Так вот, это все отменяется. Потому что:

5. Суть НЕТНЕИЗМА в полном освобождении творческого начала от физической и социальной компонент. Это свобода от самого себя, дорогого!

Истинно творческая личность, в процессе своей созидательной жизнедеятельности, невольно создает брэнд. А потом всю или значительную часть жизни (на востоке практиковалась смена мастером имени по достижении профессиональной зрелости) тяготится им. То есть художник, если и был заложником вечности, то в плену находился не у времени, а у собственного брэнда, который в какой-то момент в лучшем случае становился тесен, жал и натирал, а в худшем - туго пеленал творческое начало, на манер ножек китаянки, дорогой. И только в Интернете:

6. Творческое начало, абстрагируясь и существуя в Сети само по себе, дает начало новой, не скованной органическим телом жизни, абстрактной творческой личности, стремящейся максимально удалиться от своего физического пра-пратворца и находящейся в постоянном развитии и совершенствовании, как отдельная и дорогая духовная единица.

Если Творец вдохнул в нас, дорогих, душу, то наступил момент, когда можно ее не испустить, а выдохнуть. Нетнеизм - это, в том числе, и уникальная возможность наблюдать за развитием своего оторвавшегося творческого протуберанца со стороны:

7. Рожденная виртуальная личность - есть личность, способная к акту творения, чем по сути превращает своего физического создателя в дорогого Создателя, вдохнувшего в виртуальное творение душу.

Нетнеизм призывает уважать в себе виртуала. И помнить, что плох тот виртуал, который не превзошел своего создателя, даже если этот создатель - ты. Надо учиться у виртуала всему тому разумному, доброму, вечному, что ты в нем посеял и что так странно разрослось. Надо любить виртуала в себе, а не себя в виртуале. Ибо:

8. Творчество виртуальной личности есть творчество самоценное, самостоятельное и дорогое, которое необходимо рассматривать как проявление данной конкретной личности, обитающей в тех жизненных условиях, в которых она родилась и которые для нее органичны, то есть в Сети.

Нетнеизм гипергуманистичен, даже гиперэгалитарен. Он отвергает надоевшие "бутерброды": сцена-зал, артист-публика, художник-зритель, писатель-читатель и т.д. Как справедливо заметил первый издатель "Манефеста нетнеизма" на бумаге А.Н.Житинский ака МАССА ("Палуба" "Вечернего Гондольера", 27.02.2003): "Сформировался творец/потребитель литературы, которого можно условно назвать чесателем... У каждого чесателя два круга - один состоит из тех, кого он читает, второй из тех, кто читает его. Иногда эти круги совпадают. Но всякий чесатель стремится к тому, чтобы второй круг был обширнее первого".

Но нетнеизм, конечно же, идет еще дальше. Он еще и не отделяет виртуальность от реальности, как и гипертекст от текста. Потому что:

9. НЕТНЕИЗМ - это образ мыслей физического индивидуума и образ жизни виртуальной личности, дорогой.

Меня часто спрашивают, как присоединиться к нетнеистам. А никак. Подсоединиться для начала к Сети и ждать. Поскольку:

10. НЕТНЕИСТАМИ виртуальные личности рождаются, а люди - становятся.

Есть много способов определить, стал ли ты нетнеистом. Один из них - прямо сейчас прислушаться к себе и понять, мешает ли неповерхностному восприятию этой статьи тот факт, что ее автор - виртуальный кот. Если нет, то "процесс пошел".

Еще немного, и ты, дорогой, отречешься от своего уныло-последовательного существования и подаришь сам себе новые параллельные жизни. Ведь:

11. НЕТНЕИЗМ - это полное освобождение и торжество духа над плотью. Это возможность одновременного проживания нескольких полноценных и дорогих жизней в любой их форме и в любых проявлениях, это полный улет от паспортных данных и прочих данностей.

Отношения между создателями и виртуалами неисчерпаемы так же, как отношения родителей и детей. То есть по мере созревания виртуала - усложняются:

12. НЕТНЕИЗМ предполагает любые отношения создателя со своим созданием, дорогим, - от любви до ненависти, включая любовь без взаимности или творческое соперничество.

Вот только завидовать собственному виртуалу не надо, это разрушает вас обоих. Вернее, зависть тоже легитимна, но она должна быть "белой", а не "черной".

Попытки виртуализировать свое творчество предпринимались многими незаурядными личностями и до появления нетнеизма. Истинному нетнеисту дороги эти героические попытки тех времен, когда железный комп еще не пришел на смену гусиному перу. Мы чтим, как предтеч и широкоизвестных Козьму Пруткова, Черубину де Габриак, и менее популярных, но не менее дорогих: поэта Василия Шишкова ака Набоков, предтечу Пушкина Василия Травникова ака Ходасевич, детективщика Салливана ака Борис Виан, английского поэта Джемса Клиффорда ака Владимир Лифшиц, певца японской эротики Рубоко Шо ака Олег Борушко, персидского поэта Нирузама ака К.Мазурин, французского прозаика Эмиля Ажара ака Ромен Гари. А чего стоила нетривиальная игра поэта начала ХХ века Муни ака Самуил Киссин в виртуального Александра Александровича Беклемишева! Мистификации Борхеса и Ко - это вообще особая история.

Мы видим, что лучшие представители человечества всегда тяготели к виртуальным творческим проявлениям. Но нетнеизм возник только сейчас, с появлением Интернета, потому что:

13. В донетнеистскую эпоху преднетнеистские псевдонимные персонажи раскрывались монологично. Поэтому они, дорогие, могли быть маской, но не могли быть полноценными личностями, т.к. полноценная личность, дорогая, раскрывается не только в монологе, но и в общении и взаимодействии с другими дорогими личностями.

Дорогие, мы творим в сложное время. Поэзия, да и серьезная проза потерпели кораблекрушение. Мы, выжившие, разбросаны по маленьким компьютерным островкам в информационном океане или нас, цепляющихся за киборды, носят волны. Текст стал запиской в запечатанной бутылке, брошенной в море из последней надежды. Нетнеисты имеют мужество бросать свои бутылки и Сеть, чтобы вылавливать чужие. Нетнеизм неиерархичен, поэтому он вряд ли принесет кому-то славу, но многим даст свободу, прежде всего от самих себя.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Виктор Захарченко, Везунчики всех стран, объединяйтесь! /14.03/
Онлайновые игры, основанные на идее "Кто хочет быть миллионером?", прописались в Сети давно. Из российских локализаций самой успешной можно считать проект "Ах, везунчик", с авторами которого - Алексеем Ивановым и Леонидом Федорчуком - наше интервью.
Евгений Авек, Кружева Старшего Брата /14.03/
Зачем Microsoft делает новую операционную систему Longhorn. Система безопасности Palladium, подаваемая Microsoft под соусом борьбы за безопасность, на самом деле является воплощением мечты Большого Брата.
Тимофей Чалый, Сетелечение /13.03/
С недавних пор в Интернете стало возможным задать пару вопросов о своем здоровье не без надежды получить на них ответ от компетентных врачей.
Роман Горбенко, В измерении ZX. Часть 2 /12.03/
Золотые годы легендарного компьютера ZX-Spectrum закончились более десяти лет назад. Но среди тех сотен тысяч людей, которым в своем время довелось поработать на этом компьютере, нашлись и такие, кто остается предан ZX-платформе и по сей день.
Аморальная история /11.03/
Распространение информации в Сети остановить нельзя; означает ли это, что автор больше не властен над своим творением и что любой текст будет растпространен, даже если автор вовсе того не желает? И что на любом письме стоит незримое "Bcc:everyone"? И что содержание "секретного" блога неизбежно станет известно боссу блоггера?
предыдущая в начало следующая
Кот Аллерген
Кот
АЛЛЕРГЕН
allergen@hotmail.com

Поиск
 
 искать:

архив колонки: