|
||
/ Net-культура / < Вы здесь |
Нетнеизм и традиционная культура Дата публикации: 24 Марта 2003 получить по E-mail версия для печати Манифест Кота Аллергена о нетнеизме вызвал во мне противоречивые чувства. Во-первых, мне, как человеку, живущему и многопишущему в Сети, хочется, чтобы происходящее со мной было каким-то глобальным культурным процессом. Во-вторых, меня периодически мучает тот факт, что абсолютное большинство русскоговорящего населения к интернету настолько серьезно не относится, или даже не относятся вообще, что ставит под сомнение глобальность и значимость отдельных сетевых литературных и культурных тенденций. То, что так важно и огромно ИЗНУТРИ, оказывается, фактически, несуществующим СНАРУЖИ. В результате, мне очень хочется посодействовать развитию идеи нетнеизма или чего-то похожего и, скажем, попробовать описать некоторые реалии этого, честно говоря, пока условного и сомнительного феномена. "Феномена" - поскольку нетнеизм, безусловно, дан нам в опыте, но на движение-течение он, imho, пока не тянет. 1. Нетнеизм - все-таки не литературное течение, а культурное явление.
2. Нетнеизм как отрицание "изма", стабильности и границ отрицает и так называемую "базовую реальность". То есть делает ее одной из виртуальностей. Делает он ее таковой (в каждом индивидуальном случае) в тот момент, когда виртуализированный человек замечает, что его сетевые коммуникации становятся субъективно значимее базово-реальных.
3. "Нетне" - Кот Аллерген обозначает как "отрицание отрицания", но как-то смутно это объясняет. Мне кажется, если постмодернизм отрицал серьезность реальности, интерпретируя ее как набор игр, то нетнеизм имеет все шансы отрицать эти игры, возвращая человека к искренним переживаниям и честному проявлению чувств по поводу того, что с ним происходит. В современном литературоведении для этого уже есть обозначение: "новая искренность".
4. Кот Аллерген утверждает, что нетнеизм отменяет противоречие между, так сказать, творческой половиной личности и бытовой, поскольку дает возможность творческой части личности "оторваться от создателя" и существовать как бы самостоятельно в виртуале. Надо думать, этот отрыв и осознание своего освобождения выражаются в смене структуры приоритетов. Если человек разрывается между бытом и творчеством и страдает от этого, это значит, что он не может выбрать из двух данных ему ипостасей. Интернет дает возможность избавиться от мучительного выбора путем СОЗДАНИЯ разнообразных ипостасей или виртуалов.
5. Нетнеистом, пожалуй, можно считать человека, который переживает в Сети бурную творческую самореализацию - настолько бурную, что можно говорить о возникновении виртуала. Виртуал - это не случайная чатовая маска, временное прикрытие для развлечения. Это новый, мощный образ личности, новый и мощный способ ее осуществления. При этом не имеет значение, использует человек для этого новое имя или пользуется паспортным. Чаще всего, по мере развития виртуала, он интегрируется с прежней, реальной ипостасью, и человек уверенно пользуется несколькими именами. И тут как раз происходит крах "социального брэнда", о чем пишет Аллерген: человек получает возможность освободиться от своего общественного имиджа. Виртуальная легкость смены ипостасей переходит в реал, и мы имеем в перспективе общество людей, которые могут с легкостью, без особых стрессов, сменить работу, семью, город, страну... Описывать возможные последствия предоставляю футурологам. Но надо отметить, что одно дело, когда этот процесс легкой смены статусов происходит с человеком спонтанно, а другое дело - когда он становится массовым под влиянием идеологии нетнеизма. 6. Все вышеперечисленное возможно, если нетнеизм выживет и превратится из идеи в более или менее оформленное явление или движение. Но поскольку нетнеизм сам по себе противоречит какой-то оформленности, то у него есть риск остаться просто яркой вспышкой на фоне сетературной деятельности отдельного сетературного сообщества (или нескольких сообществ). Но, по-моему, иногда просто стоит подлить масла в огонь и сделать так, чтобы процессы, происходящие с людьми в Сети, были заметны издалека. Иначе вся эта бурная виртуальная жизнь снаружи выглядит похожей на скромную девушку с, кажется, доброй и глубокой душой, которую, однако, никто замуж не берет. поставить закладку написать отзыв
|
mytre@mail.ru |
|
||