Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Нетнеизм и традиционная культура
Дата публикации:  24 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Манифест Кота Аллергена о нетнеизме вызвал во мне противоречивые чувства. Во-первых, мне, как человеку, живущему и многопишущему в Сети, хочется, чтобы происходящее со мной было каким-то глобальным культурным процессом. Во-вторых, меня периодически мучает тот факт, что абсолютное большинство русскоговорящего населения к интернету настолько серьезно не относится, или даже не относятся вообще, что ставит под сомнение глобальность и значимость отдельных сетевых литературных и культурных тенденций. То, что так важно и огромно ИЗНУТРИ, оказывается, фактически, несуществующим СНАРУЖИ. В результате, мне очень хочется посодействовать развитию идеи нетнеизма или чего-то похожего и, скажем, попробовать описать некоторые реалии этого, честно говоря, пока условного и сомнительного феномена. "Феномена" - поскольку нетнеизм, безусловно, дан нам в опыте, но на движение-течение он, imho, пока не тянет.

1. Нетнеизм - все-таки не литературное течение, а культурное явление.
Литература - то, что дано нам в текстах, которые в какой-то мере оторваны от личности автора. Или даже совсем оторваны, если иметь в виду мертвых авторов или, скажем, тексты без указания авторства. Информация в интернете, конечно, большей частью дана нам в текстах (я даже не имею в виду тексты программ, хтмл-коды и проч.). Но через тексты к нам приходят: а) живой автор; б) живые человеческие отношения, которые разворачиваются перед нами (или - с нами) здесь и сейчас. Таким образом, нетнеизм, помимо литературы, тяготеет еще к экшн типа любительского театра или театра спонтанности и психологического тренинга, лишенного профессионального ведущего. Это как минимум. Спрогнозировать массовые последствия такого глобального психологического тренинга моему уму пока неподвластно, но, похоже, это первое влияние, которое нетнеизм окажет на традиционную культуру - через людей с богатым виртуально-нетнеистским опытом, естественно.

2. Нетнеизм как отрицание "изма", стабильности и границ отрицает и так называемую "базовую реальность". То есть делает ее одной из виртуальностей. Делает он ее таковой (в каждом индивидуальном случае) в тот момент, когда виртуализированный человек замечает, что его сетевые коммуникации становятся субъективно значимее базово-реальных.
Похоже, недалек тот день, когда развитые виртуализированные личности будут осознанно запускать своих функциональных виртуалов на работу, в семью или в отпуск. Тот факт, что для "реальных виртуалов" придется пользоваться одним и тем же телом, не настолько значим, тем более что внешность вполне поддается изменениям (достаточно вспомнить фильм "Цвет ночи"). Будут пользоваться большим спросом стилисты, визажисты, а также психологи, способные, так сказать, "сдвигать точку сборки" - т.е. грамотно переводить человека из одного виртуально-психологического состояния в другое, третье, десятое. Не изменится ли под влиянием победоносного шествия нетнеизма структура сферы услуг в традиционном обществе?..

3. "Нетне" - Кот Аллерген обозначает как "отрицание отрицания", но как-то смутно это объясняет. Мне кажется, если постмодернизм отрицал серьезность реальности, интерпретируя ее как набор игр, то нетнеизм имеет все шансы отрицать эти игры, возвращая человека к искренним переживаниям и честному проявлению чувств по поводу того, что с ним происходит. В современном литературоведении для этого уже есть обозначение: "новая искренность".
При этом Сеть, в отличие от бумажных носителей, для новой искренности в литературе является идеальным пространством, поскольку: а) текст может быть опубликован практически одновременно с переживанием автора, которое он в тексте выражает; б) это обеспечивает остроту и искренность последующей коммуникации по поводу только что опубликованного текста; в) перед публикацией нет промежуточных инстанций в виде редактора, корректора и проч., так что текст предстает перед нами в первозданном - заданном автором виде. Это может не соответствовать каким-то извращенным закостеневшим литературным канонам ("измам"), но с точки зрения передачи опыта (а в этом-то и может заключаться "высокий смысл" литературы) такой непосредственный текст более ценен, чем отредактированный. Не говоря о смысле каждой ошибки, которая многое сообщает нам о самом авторе, особенно, если использовать психоаналитические методы интерпретации :)
Приоритет искренности над грамотностью, благодаря Сети, может стать установкой для переворота в литературе вообще. И, кто знает, не даст ли это русской литературе свежее дыхание, не появятся ли наконец тексты, которые будут захватывать всех, а не только собратьев-литераторов? Здесь может случится и культурная война (первая ласточка - страсти вокруг очень искренней, но, может, не совсем литературно грамотной Денежкиной), и это очень интересная перспектива - с тем учетом, что такое явление, как война, является мощным фактором привлечения внимания и даже денег.

4. Кот Аллерген утверждает, что нетнеизм отменяет противоречие между, так сказать, творческой половиной личности и бытовой, поскольку дает возможность творческой части личности "оторваться от создателя" и существовать как бы самостоятельно в виртуале. Надо думать, этот отрыв и осознание своего освобождения выражаются в смене структуры приоритетов. Если человек разрывается между бытом и творчеством и страдает от этого, это значит, что он не может выбрать из двух данных ему ипостасей. Интернет дает возможность избавиться от мучительного выбора путем СОЗДАНИЯ разнообразных ипостасей или виртуалов.
Ситуация, когда выбираешь из двух тортов в магазине, где один торт дешевый, но невкусный, а другой - вкусный, но слишком дорогой, разрешается ситуацией, когда ты сам из недорогих ингредиентов готовишь тот торт, который тебе надо. "Недороговизна" виртуального решения заключается в том, что для самореализации в интернете надо сравнительно немного времени и денег (не надо никуда ехать, чтобы заработать себе статус творческой личности) и не надо отрываться от работы: понятно, что в России большинство творчески самореализуется в интернете параллельно рутинной работе в офисе. И волки сыты, и овцы целы. То есть не надо обозначать какую-то часть своей жизни как приоритетную, потому что времени, средств и сил хватает на все сразу.

5. Нетнеистом, пожалуй, можно считать человека, который переживает в Сети бурную творческую самореализацию - настолько бурную, что можно говорить о возникновении виртуала. Виртуал - это не случайная чатовая маска, временное прикрытие для развлечения. Это новый, мощный образ личности, новый и мощный способ ее осуществления. При этом не имеет значение, использует человек для этого новое имя или пользуется паспортным. Чаще всего, по мере развития виртуала, он интегрируется с прежней, реальной ипостасью, и человек уверенно пользуется несколькими именами. И тут как раз происходит крах "социального брэнда", о чем пишет Аллерген: человек получает возможность освободиться от своего общественного имиджа. Виртуальная легкость смены ипостасей переходит в реал, и мы имеем в перспективе общество людей, которые могут с легкостью, без особых стрессов, сменить работу, семью, город, страну... Описывать возможные последствия предоставляю футурологам. Но надо отметить, что одно дело, когда этот процесс легкой смены статусов происходит с человеком спонтанно, а другое дело - когда он становится массовым под влиянием идеологии нетнеизма.

6. Все вышеперечисленное возможно, если нетнеизм выживет и превратится из идеи в более или менее оформленное явление или движение. Но поскольку нетнеизм сам по себе противоречит какой-то оформленности, то у него есть риск остаться просто яркой вспышкой на фоне сетературной деятельности отдельного сетературного сообщества (или нескольких сообществ). Но, по-моему, иногда просто стоит подлить масла в огонь и сделать так, чтобы процессы, происходящие с людьми в Сети, были заметны издалека. Иначе вся эта бурная виртуальная жизнь снаружи выглядит похожей на скромную девушку с, кажется, доброй и глубокой душой, которую, однако, никто замуж не берет.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Юрий Ревич, Лохи и пентюхи (окончание) /24.03/
В стране золотоискателей и ковбоев тоже возникали свои Гейтсы с револьверами в рука, но хищнический выпас скота на захваченных силой пастбищах довольно быстро превратился в цивилизованный бизнес.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 130 /21.03/
барьеру!". Кабачки. Кайф. Каламбур. Камышлов.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 129 /18.03/
Ротару, София. Русофобия.
Роман Лейбов, Электрические сны. # 1 /18.03/
Keywords: академики, водка, пескарь, амфибрахий, колобок.
Док Сирлз и Дэвид Уайнбергер (Doc Searls and David Weinberger), Свет с окраин, или Что такое Интернет и как его ни с чем не путать /16.03/
"Интернет трактует цензуру как дефект - и обходит ее стороной", - таково известное высказывание Джона Гилмора. И это правда. В конечном итоге интернет-радио победит. Интернет-пейджеры научатся взаимодействовать. Тупые компании поумнеют или помрут. Идиотские законы будут уничтожены или изменены. Однако же, как гласит не менее известное высказывание Джона Мэйнарда Кейнса: "В конечном итоге все мы умрем".
предыдущая в начало следующая
Мария Митренина
Мария
МИТРЕНИНА
mytre@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: