Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Сохраняя азарт гонки
Дата публикации:  30 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

С момента первого интервью Андрея Себранта "Русскому Журналу" прошло три с половиной года. Сегодня генеральный продюсер русского "Лайкоса" огладывается назад, оценивая пройденное.

- Андрей, Интернет еще не надоел? Чем он является для вас сейчас и с чем ассоциируется?

Нет, пока, к счастью, не надоел. Как был, так и остался любимой работой и очень важной частью жизни - той частью, которая делает жизнь и интереснее, и приятнее не только на рабочем месте.

- За четыре года куда больше заметен сдвиг Рунета - в сторону бизнеса или в сторону интеллектуального развития?

Андрей СебрантНу, на таком промежутке времени - в сторону бизнеса, конечно. Четыре года назад деловой сегмент Рунета вообще толком не существовал. Это сейчас можно совершенно серьезно, например, говорить об отраслевых порталах да и о представительстве какой-то отрасли бизнеса и промышленности в Сети. Для примера можно взять хотя бы металлургию - там не только активно используются (именно используются, а не создаются из соображений моды и престижа) сайты крупнейших производителей и крупнейших торговых компаний, но даже отраслевые семинары по использованию Интернета проводятся, отраслевые конкурсы сайтов... Несколько лет назад ничего этого не было.
Правда, такие серьезные сдвиги касаются больше пресловутого B2B - корпоративного Интернета для корпоративных же потребителей. Онлайновый бизнес для массового потребителя по-прежнему не сильно развит (ну, или непропорционально слабо развит...). Рост оборотов отдельных интернет-магазинов (будь то eHouse или вышедший наконец на безубыточность OZON) не изменил общей картины - в Рунете массовый российский пользователь по-прежнему куда больше читает-смотрит-общается, чем покупает (по сравнению с остальным миром).
Про интеллектуальное развитие - формулировка странна сама по себе... Не знаю, что можно назвать "интеллектуальным развитием" в Интернете... Интернет - всего лишь средство, каждый его использует в меру собственных интеллектуальных потребностей, и вроде бы те, у кого потребности интеллектуальны, находят, как их удовлетворить.

- в 1999 году вы говорили, что наш Интернет более медиен, сравнивая его с американским сегментом Сети. Изменилось ли соотношение сейчас?

Изменилось немножко... Но именно что - немножко. Но вот что печально - тогда казалось, что на европейском фоне мы относительно неплохо смотримся, Европа ведь тоже далеко не американские масштабы Интернета демонстрировала. Сейчас же мы и по европейским меркам выглядим очень бледно и отстало, и по азиатским...

- Вы всегда слыли ярым сторонником массовой доступности Интернета. За последнее время сделано многое, чтобы Интернет стал доступнее (быстрее, дешевле). Но почему-то не заметно, чтобы за пределами МКАД было видно осознание доступности. Почему?

Во-первых, не могу сказать, что он стал так уж намного доступнее. Если взять даже крупные города (Нижний Новгород, к примеру), то окажется, что не видно там расцвета интернет-кафе или иных точек массового доступа. Бум интереса к Интернету как многообещающей новинке спал, а критической массы пользователей в городах (помимо Питера и Москвы) так и не образовалось. Теперь рост идет медленно... Телефонизация страны по-прежнему чудовищно низка, поэтому никакого взрывного развития dial-up доступа тоже не видно. Да и по-прежнему очень низка компьютеризация страны - процент пользователей компьютеров у нас, мягко скажем, нетипичный для страны, полагающей себя развитой. По разным данным, процент подключенных к Интернету компьютеров где-то около 50 - это много, т.е. вполне начинает чувствоваться ограничение не за счет проблем с подключением компьютера к Сети, а за счет отсутствия доступа к компьютеру... А все шумные проекты на тему "бескомпьютерного" доступа (телевизионные приставки, тонкие клиенты и т.д.) так и остались редчайшей экзотикой. Пока для большинства населения компьютер еще не стал регулярно доступным инструментом, об интернетизации говорить не приходится.
Что же касается осознания, то по-прежнему не существует внятного объяснения (и реальных причин, увы), зачем человеку пользоваться Интернетом в России. Так что старый мой любимый тест - что произойдет, если вдруг Интернет отключить как класс, - дает принципиально разные ответы в развитых странах и в России. И с каждым годом разница увеличивается. Увы, тут прогресса не видно.

- Заметно ли спустя четыре года расслоение сетевой общественности и появление элиты? Вы сами себя причисляете к гуру?

Наоброт, как я когда-то писал, Рунет становится менее персонализированным. Успешные крупные проекты - это уже не авторское творчество, а результат работы команд, в которых совсем уж незаменимых не бывает. На смену людям, чьи имена были "брендами" сами по себе, приходят бренды в нормальном понимании этого слова. Миллионы пользуются "Яндексом", но лишь тысячи (в лучшем случае) инсайдеров Рунета как профессионального сообщества, знают, кто что придумывает и реализует в этом одном из крупнейших российских порталов. Есть, конечно, яркие исключения типа Куваева с его Масяней - но это арт-проект, где всегда имя автора будет играть важную роль. Живы и некоторые проекты эпохи становления Рунета, которые до сих пор ассоциируются с именами создателей: студия Темы Лебедева, библиотека Мошкова, анекдоты от Вернера... Но в целом бренды уже вытесняют имена.
Так что и элита Рунета становится похожа на элиту любого другого профессионального сообщества - это менеджеры, программисты, дизайнеры в крупнейших компаниях, действующих на рынке. В онлайновых СМИ это могут быть и журналисты - в точности, как в СМИ традиционных. Но это достаточно внутренняя, непубличная элита.
А гуру - вообще понятие сложное и многогранное: это же не просто эксперт, это - Учитель. К Учителям с большой буквы я точно себя причислять не могу ;) Эксперт - да, пожалуй; про Интернет (и не только российский) я знаю довольно много, причем не только как пользователь. Но ничего сакрального в этом знании нет - просто дело наживное.

- Обострилась ли за последние четыре года проблема "отцов и детей" в Рунете?

Я и раньше считал эту проблему несколько надуманной, и сейчас не вижу признаков ее существования.

- "Наш Интернет будет провинциально уютен и мил - и не более того! - пока в нем не начнется нормальная массовая торговля", - у нас так и остался деревенский Интернет, или же заметны сдвиги к индустриализации?

Ну, есть сдвиги - выше, в ответе на второй вопрос, я немного об этом сказал. Но поскольку толком торговля там так и не началась - провинциальность никуда не делась, увы. А изолированность от мирового Интернета, пожалуй, даже усилилась. Не очень приятно, например, что сугубо российская специфика разделения трафика по ценам на местный и мировой продолжает сохраняться, и более того - считаться правильной и полезной. Такого нигде ведь нет - Интернет на то и ИНТЕРнет...

- Как на Рунете сказались последствия взрыва мыльного пузыря новой экономики?

Несильно.

- Какие выводы вы сделали из последнего РИФа: в каком направлении движется Рунет?

Я на нем не был, так что не могу комментировать подробно. Но как член программного комитета РИФа, я бы поостерегся на основе тематики РИФа делать выводы о движении куда либо всего Рунета.

- Чем сегодня является сам РИФ: тусовкой для знакомых, серьезным бизнес-мероприятием или и тем и другим одновременно?

Задача оргкомитета и программного комитета была максимально его преобразовать из полутусовки в сугубо деловое мероприятие. Не мне судить, насколько получилось.

- В одном из интервью вы заметили, что скоро "Лайкос" начнет с вас требовать какие-то результаты деятельности российского отделения. Какова будет картина, если такой отчет от вас потребуют прямо сейчас?

Так отчетность у нас регулярна и периодична. И картина вполне соответствующая поставленным задачам - у нас намного больше растет посещаемость развлекательных тематических каналов и сервисов, нацеленных на общение в разных его видах (почта, Бойцовский Клуб, Одноклассники), чем посещаемость новостных разделов или поиска. Более того, именно эти "легкомысленные" разделы (авто/мото, Знаменитости, Дамские страницы и т.д.) лучше всего продаются, и иногда у нас даже больше заказов на размещение рекламы, чем возможностей ее показать.
Летом это перепозиционирование Лайкоса по всей Европе станет еще заметнее, потому что будет запущен новый дизайн, отвечающий современной направленности Лайкоса - портал для молодых, общительных, веселых. Слоган "Ваш личный интернет-гид" скоро исчезнет с лайкосовых страниц: те, кто сейчас приходят в Интернет, не очень нуждаются в гидах, им скорее нужно просто место интересных встреч и подходящий фон для них. Мы стараемся это обеспечить.

- Стоит ли ожидать, что другие крупные сетевые бренды придут в Россию?

Придут, конечно, но не сию минуту. Рынок Рунета (если не учитывать услуги доступа) остается микроскопическим не только по мировым, но и по внутриевропейским меркам. Появятся деньги - появится и интерес. Во всем мире MSN - мощнейший конкурент и местным порталам, и глобальным брендам типа Yahoo или Google, это майкрософтовское детище всегда в первых строчках любых рейтингов. А пока Майкрософт - немало сил отдавший локализации своих продуктов для России, неплохо знающий местный рынок, имеющий здесь весьма мощное представительство - не стремится открыть российский филиал супер-популярного по всему миру своего портала... Хотя уж им-то работа в России будет не в новинку. Так что придется пока подождать, хотя приход нескольких международных брендов - как в любой другой отрасли - сильно изменит ситуацию и потому встряхнет Рунет довольно сильно.

- Почему Рунет является обособленным сегментом, позиционирующим себя отдельно от остального Интернета. Ведь никто не слышал об американском сегменте Сети или шведском - откуда такое самолюбование появилось здесь?

Вопрос, который меня занимает много лет, - но я не знаю на него ответа. Это, наверное, вопрос к спецам по социальной психологии, потому что концепция неизмеримости России общим аршином и тяга к изоляции от неправильно устроенного мира совершенно не связаны с Интернетом. Он их просто отражает - как и, например, православная церковь в сравнении с заметно более глобальными религиями... И показывает, насколько сильны и универсальны изоляционистские настроения среди "передовых и продвинутых" - как любят характеризовать пользователей Рунета.

- Если представить, что вы сами являетесь инвестором: стали бы вы вкладывать в Рунет деньги, и если да, то в какие проекты?

У меня нет психологии и чутья инвестора - не мое это дело, потому разумных с точки зрения настоящего инвестора ответов дать не смогу.

- Насколько функционален Рунет именно с позиции наличия полезных сервисов? Ведь у нас до сих пор он ассоциируется только с контентом и электронной почтой.

Он, к сожалению, нынче достаточно убог с точки зрения сервисов. Видимо потому, что нет ясных представлений, как окупать разработку и поддержание сервисов, если они достаточно сложны. Да и существующие сервисы (например, вполне мощный, на отличном уровне сделанный сервис бронирования авиабилетов от Avantix или доставка букетов от SendFlowers) отнюдь не массово используются онлайновой публикой.

- Есть ли секрет создания успешного онлайнового сервиса в России и каковы критерии определения этой самой успешности?

Есть, наверное, - грамотный бизнес-план.

- В 1999 году вы говорили: "Я верю, что успех коммерции в Интернете как раз будет стимулировать появление спонсоров некоммерческих культурных проектов из числа успешных интернет-бизнесменов". Сохранилась ли уверенность сейчас?

Да.

- Просветлился ли путь развития Рунета, или участвовать в процессе все так же означает "гнать по незнакомой трассе в густом тумане при полном отсутствии карты"?

Туман, может, немного и поредел - но карт будущего, к счастью, по-прежнему не издают. Так что азарт гонки остался прежним.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дженис Иэн (Janis Ian), Неожиданные последствия /30.03/
Бизнес может потратить бессчетные суммы на политические кампании, но правительство избирается только народом. Я уверена, никакие траты на лоббирование не возместят политику проигрыша на выборах.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 131 /28.03/
Летов Егор.
Роман Лейбов, Электрические сны. # 2 /25.03/
Keywords: флэш-анимация, педофилия, еда, ангелы Семенов и Флитман.
Дженис Иэн (Janis Ian), Интернет-беспредел: другой взгляд /25.03/
Бесплатная известность - почти забытая исполнителями штука. За трансляцию записи по радио нужно платить больше, чем большинство из нас рассчитывают заработать за всю жизнь. Обмен файлами дает шанс музыкальному самиздату.
Мария Митренина, Нетнеизм и традиционная культура /24.03/
Приоритет искренности над грамотностью, благодаря Сети, может стать установкой для переворота в литературе вообще. И кто знает, не даст ли это русской литературе свежее дыхание, не появятся ли наконец тексты, которые будут захватывать всех, а не только собратьев-литераторов?
предыдущая в начало следующая
Виктор Захарченко
Виктор
ЗАХАРЧЕНКО
zahar@ukr.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки: