|
||
/ Net-культура / < Вы здесь |
Сохраняя азарт гонки Дата публикации: 30 Марта 2003 получить по E-mail версия для печати С момента первого интервью Андрея Себранта "Русскому Журналу" прошло три с половиной года. Сегодня генеральный продюсер русского "Лайкоса" огладывается назад, оценивая пройденное. - Андрей, Интернет еще не надоел? Чем он является для вас сейчас и с чем ассоциируется? Нет, пока, к счастью, не надоел. Как был, так и остался любимой работой и очень важной частью жизни - той частью, которая делает жизнь и интереснее, и приятнее не только на рабочем месте. - За четыре года куда больше заметен сдвиг Рунета - в сторону бизнеса или в сторону интеллектуального развития? Ну, на таком промежутке времени - в сторону бизнеса, конечно. Четыре года назад деловой сегмент Рунета вообще толком не существовал. Это сейчас можно совершенно серьезно, например, говорить об отраслевых порталах да и о представительстве какой-то отрасли бизнеса и промышленности в Сети. Для примера можно взять хотя бы металлургию - там не только активно используются (именно используются, а не создаются из соображений моды и престижа) сайты крупнейших производителей и крупнейших торговых компаний, но даже отраслевые семинары по использованию Интернета проводятся, отраслевые конкурсы сайтов... Несколько лет назад ничего этого не было. - в 1999 году вы говорили, что наш Интернет более медиен, сравнивая его с американским сегментом Сети. Изменилось ли соотношение сейчас? Изменилось немножко... Но именно что - немножко. Но вот что печально - тогда казалось, что на европейском фоне мы относительно неплохо смотримся, Европа ведь тоже далеко не американские масштабы Интернета демонстрировала. Сейчас же мы и по европейским меркам выглядим очень бледно и отстало, и по азиатским... - Вы всегда слыли ярым сторонником массовой доступности Интернета. За последнее время сделано многое, чтобы Интернет стал доступнее (быстрее, дешевле). Но почему-то не заметно, чтобы за пределами МКАД было видно осознание доступности. Почему? Во-первых, не могу сказать, что он стал так уж намного доступнее. Если взять даже крупные города (Нижний Новгород, к примеру), то окажется, что не видно там расцвета интернет-кафе или иных точек массового доступа. Бум интереса к Интернету как многообещающей новинке спал, а критической массы пользователей в городах (помимо Питера и Москвы) так и не образовалось. Теперь рост идет медленно... Телефонизация страны по-прежнему чудовищно низка, поэтому никакого взрывного развития dial-up доступа тоже не видно. Да и по-прежнему очень низка компьютеризация страны - процент пользователей компьютеров у нас, мягко скажем, нетипичный для страны, полагающей себя развитой. По разным данным, процент подключенных к Интернету компьютеров где-то около 50 - это много, т.е. вполне начинает чувствоваться ограничение не за счет проблем с подключением компьютера к Сети, а за счет отсутствия доступа к компьютеру... А все шумные проекты на тему "бескомпьютерного" доступа (телевизионные приставки, тонкие клиенты и т.д.) так и остались редчайшей экзотикой. Пока для большинства населения компьютер еще не стал регулярно доступным инструментом, об интернетизации говорить не приходится. - Заметно ли спустя четыре года расслоение сетевой общественности и появление элиты? Вы сами себя причисляете к гуру? Наоброт, как я когда-то писал, Рунет становится менее персонализированным. Успешные крупные проекты - это уже не авторское творчество, а результат работы команд, в которых совсем уж незаменимых не бывает. На смену людям, чьи имена были "брендами" сами по себе, приходят бренды в нормальном понимании этого слова. Миллионы пользуются "Яндексом", но лишь тысячи (в лучшем случае) инсайдеров Рунета как профессионального сообщества, знают, кто что придумывает и реализует в этом одном из крупнейших российских порталов. Есть, конечно, яркие исключения типа Куваева с его Масяней - но это арт-проект, где всегда имя автора будет играть важную роль. Живы и некоторые проекты эпохи становления Рунета, которые до сих пор ассоциируются с именами создателей: студия Темы Лебедева, библиотека Мошкова, анекдоты от Вернера... Но в целом бренды уже вытесняют имена. - Обострилась ли за последние четыре года проблема "отцов и детей" в Рунете? Я и раньше считал эту проблему несколько надуманной, и сейчас не вижу признаков ее существования. - "Наш Интернет будет провинциально уютен и мил - и не более того! - пока в нем не начнется нормальная массовая торговля", - у нас так и остался деревенский Интернет, или же заметны сдвиги к индустриализации? Ну, есть сдвиги - выше, в ответе на второй вопрос, я немного об этом сказал. Но поскольку толком торговля там так и не началась - провинциальность никуда не делась, увы. А изолированность от мирового Интернета, пожалуй, даже усилилась. Не очень приятно, например, что сугубо российская специфика разделения трафика по ценам на местный и мировой продолжает сохраняться, и более того - считаться правильной и полезной. Такого нигде ведь нет - Интернет на то и ИНТЕРнет... - Как на Рунете сказались последствия взрыва мыльного пузыря новой экономики? Несильно. - Какие выводы вы сделали из последнего РИФа: в каком направлении движется Рунет? Я на нем не был, так что не могу комментировать подробно. Но как член программного комитета РИФа, я бы поостерегся на основе тематики РИФа делать выводы о движении куда либо всего Рунета. - Чем сегодня является сам РИФ: тусовкой для знакомых, серьезным бизнес-мероприятием или и тем и другим одновременно? Задача оргкомитета и программного комитета была максимально его преобразовать из полутусовки в сугубо деловое мероприятие. Не мне судить, насколько получилось. - В одном из интервью вы заметили, что скоро "Лайкос" начнет с вас требовать какие-то результаты деятельности российского отделения. Какова будет картина, если такой отчет от вас потребуют прямо сейчас? Так отчетность у нас регулярна и периодична. И картина вполне соответствующая поставленным задачам - у нас намного больше растет посещаемость развлекательных тематических каналов и сервисов, нацеленных на общение в разных его видах (почта, Бойцовский Клуб, Одноклассники), чем посещаемость новостных разделов или поиска. Более того, именно эти "легкомысленные" разделы (авто/мото, Знаменитости, Дамские страницы и т.д.) лучше всего продаются, и иногда у нас даже больше заказов на размещение рекламы, чем возможностей ее показать. - Стоит ли ожидать, что другие крупные сетевые бренды придут в Россию? Придут, конечно, но не сию минуту. Рынок Рунета (если не учитывать услуги доступа) остается микроскопическим не только по мировым, но и по внутриевропейским меркам. Появятся деньги - появится и интерес. Во всем мире MSN - мощнейший конкурент и местным порталам, и глобальным брендам типа Yahoo или Google, это майкрософтовское детище всегда в первых строчках любых рейтингов. А пока Майкрософт - немало сил отдавший локализации своих продуктов для России, неплохо знающий местный рынок, имеющий здесь весьма мощное представительство - не стремится открыть российский филиал супер-популярного по всему миру своего портала... Хотя уж им-то работа в России будет не в новинку. Так что придется пока подождать, хотя приход нескольких международных брендов - как в любой другой отрасли - сильно изменит ситуацию и потому встряхнет Рунет довольно сильно. - Почему Рунет является обособленным сегментом, позиционирующим себя отдельно от остального Интернета. Ведь никто не слышал об американском сегменте Сети или шведском - откуда такое самолюбование появилось здесь? Вопрос, который меня занимает много лет, - но я не знаю на него ответа. Это, наверное, вопрос к спецам по социальной психологии, потому что концепция неизмеримости России общим аршином и тяга к изоляции от неправильно устроенного мира совершенно не связаны с Интернетом. Он их просто отражает - как и, например, православная церковь в сравнении с заметно более глобальными религиями... И показывает, насколько сильны и универсальны изоляционистские настроения среди "передовых и продвинутых" - как любят характеризовать пользователей Рунета. - Если представить, что вы сами являетесь инвестором: стали бы вы вкладывать в Рунет деньги, и если да, то в какие проекты? У меня нет психологии и чутья инвестора - не мое это дело, потому разумных с точки зрения настоящего инвестора ответов дать не смогу. - Насколько функционален Рунет именно с позиции наличия полезных сервисов? Ведь у нас до сих пор он ассоциируется только с контентом и электронной почтой. Он, к сожалению, нынче достаточно убог с точки зрения сервисов. Видимо потому, что нет ясных представлений, как окупать разработку и поддержание сервисов, если они достаточно сложны. Да и существующие сервисы (например, вполне мощный, на отличном уровне сделанный сервис бронирования авиабилетов от Avantix или доставка букетов от SendFlowers) отнюдь не массово используются онлайновой публикой. - Есть ли секрет создания успешного онлайнового сервиса в России и каковы критерии определения этой самой успешности? Есть, наверное, - грамотный бизнес-план. - В 1999 году вы говорили: "Я верю, что успех коммерции в Интернете как раз будет стимулировать появление спонсоров некоммерческих культурных проектов из числа успешных интернет-бизнесменов". Сохранилась ли уверенность сейчас? Да. - Просветлился ли путь развития Рунета, или участвовать в процессе все так же означает "гнать по незнакомой трассе в густом тумане при полном отсутствии карты"? Туман, может, немного и поредел - но карт будущего, к счастью, по-прежнему не издают. Так что азарт гонки остался прежним. поставить закладку написать отзыв
|
zahar@ukr.net |
|
||