Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20030331_nsherman.html

Полит-спам. 1
Никита Шерман

Дата публикации:  31 Марта 2003

Прошлая неделя ознаменовалась для россиян практически официальным началом предвыборной думской кампании, которая, будем надеется, завершится-таки к декабрю месяцу текущего года. Заметить это, правда, могли не все, а исключительно посвященные, а точнее - подключенные, пользователи Интернета.

Не миллионы, но десятки тысяч отечественных юзеров попали под перекрестную электронную перестрелку политических людей. Впрочем, у тех, кого сия участь миновала, не было никакого повода для нервного расстройства, поскольку информированное меньшинство молниеносно распространило по нитям Паутины все подробности инцидента.

Поначалу все было очень даже весело. В самом деле, что плохого, кроме хорошего, могут подарить человеку столь проникновенные строки:

"Генеральный совет и Центральный исполнительный комитет Партии настоятельно рекомендует организовать на базе Вашего предприятия (организации) первичную партийную ячейку и обеспечить вступление в нее новых членов (не менее 5% от списочного состава сотрудников):Рекомендуется в недельный срок назначить ответственного за организацию первичной партийной ячейки, который обязан начать работу по отбору кандидатов в члены Партии:Учитывая высокую государственную значимость обозначенной задачи, надеемся, что вы со всей ответственностью отнесетесь к ее выполнению и дальнейшей работе на благо нашего Отечества:"

Письмо с именно таким содержанием, украшенное цветным логотипом партии "Единая Россия" средних размеров и укомплектованное двумя приложениями, свалилось на головы будущего электората 26 марта - в день очередной, третьей по счету, годовщины избрания Главного Рулевого страны на свой пост.

Реакция пользователей на столь откровенное предложение партии власти не заставила себя долго ждать. Уже в тот же день наиболее подкованные в вопросе граждане различными способами доносили до окружающих свою точку зрения на происходящее. Многие даже догадались, в чем дело.

Итак, в первый, но, как уже выяснилось, не в последний раз в этом году мы столкнулись с политическим спамом. Если на Западе такие вещи даром не проходят, то в России подобный случай уже имел место как минимум один раз и остался, надо полагать, безнаказанным. Не далее, как в августе прошлого года депутат Госдумы Оксана Дмитриева просила по электронной почте у избирателей денег на телевизионный эфир. Письмо сопровождалось целым рядом "раздражающих факторов", начиная c фотографии политика и заканчивая ошибкой в фамилии президента России. Разумеется, сама госпожа Дмитриева никакого отношения к рассылке не имела, о чем незамедлительно и сообщила пресс-служба депутата.

"Единая Россия" также оперативно от спама открестилась. "Данная электронная рассылка не имеет никакого отношения к деятельности партии и является плодом грязных избирательных технологий, используемых нашими противниками", - сообщалось в обнародованном партийном заявлении. И действительно, при ближайшем рассмотрении письмо выглядело достаточно подозрительно. Даже название партии почему-то не совпадало с общепринятым и обозначалось как "Единство и Отечество" - Единая Россия".

Но если не ЕдРо, то кто? На этот вопрос мы вряд ли получим вразумительный ответ в ближайшем будущем, поскольку техническая сторона подобных акций, в большинстве случаев, тщательно продумана. И заместитель руководителя Исполкома московской организации партия "Единая Россия" Николай Николаев либо кривит душой, сетуя на то, что "работал непрофессионал", либо действительно не представляет себе тот механизм, который был задействован.

"Установить, кто произвел данную рассылку весьма затруднительно, а без активной помощи использованного провайдера вообще невозможно. Те письма, которые попали в поле нашего зрения были отправлены через плохо настроенные почтовые сервера одной из домашних сеток крупного штатовского кабельного провайдера Adelphia. Использовались поддельные обратные адреса, в том числе и, якобы из нашей сети. Рассылка проведена по одной из спамерских баз адресов. Т.е. все признаки спама налицо, и вступает в силу рутинная отработанная процедура борьбы со спамом", - рассказали представители компании Deol.

Тем не менее, количество предположений о заказчике акции весьма ограничено. Большинство экспертов сошлись во мнении, что наиболее вероятными негодяями являются либо коммунисты, либо СПС. Обе партии являются достаточно "продвинутыми" в вопросе высоких технологий. И та, и другая имеют в арсенале профессионалов интернет-рынка. И левые, и правые держат зуб на центристов и не преминут воспользоваться первой же возможностью для того, чтобы нагадить соседу по думскому креслу.

Впрочем, если в лагере правых никаких комментариев относительно инцидента получить не удалось, то представители Компартии оказались более разговорчивыми. По словам руководителя ИТЦ ЦК КПРФ Ильи Пономарева, он нисколько не сомневается в том, что авторами рассылки являются сами единороссы:

"Да, шуму получилось много. Мне, наверное, писем 100 пришло из разных концов страны по поводу этой рассылки; я обсудил данный забавный инцидент с моими коллегами из других партий. Честно говоря, я на 100% уверен, что это действительно сделала московская организация ЕдРа, а не какие-то "диверсанты". Ситуацию же очень легко представить: наняли нового технаря на сопровождение сайта. Он выдвинул "гениальную" идею: по аналогии с листовками, которые раскидываются по почтовым ящикам, раскидать письма по Интернету. Себестоимость акции - долларов 300-400 (мне постоянно приходят предложения купить базу e-mail адресов и распространить по ним что-нибудь). Руководство, ничего не понимающее в интернет-технологиях, дало добро. А когда пошел такой резонанс, естественно, от всего открестилось. Тем более, что по закону формирование ячеек по производственному принципу запрещено.

Но хочу заметить, что, несмотря на то, что это просто очевидная глупость, она вполне отражает наглый и бесцеремонный стиль едроссов. Если в Москве они еще более-менее тихие, то в регионах они ведут себя как хозяева жизни, позволяя себе диктовать и предпринимателям, и властям, что им делать. Так что дыма без огня не бывает..."

Стоит отметить также, что КПРФ отметилась специальным текстом на своем официальном сайте, состоящим на 95% из самого предмета спора и на оставшиеся 5% - из пары лаконичных гневных абзацев в духе "красных".

* * *

Несмотря на то, что в целом рассылка возымела положительный эффект для всех, кто так или иначе был в связи с ней упомянут, многие подчеркивают, что "Единая Россия" едва ли извлечет из этого выгоду. Ведь большинство пользователей абсолютно не волнует имидж центра информационной сети, для которого раскрутка "сомнительными" методами является нормой жизни. А вот репутация людей, которым мы, по сути, доверяем свою жизнь - совсем другое дело. И 90 процентов получателей спама не будут разбираться в подлинности корреспонденции. А вялые отнекивания единороссов вкупе с их непросвещенностью в вопросах высоких технологий произвели не самое лучшее впечатление.

По подсчетам Николая Николаева, на проведение акции по очернению имиджа "Единой России" в Сети было потрачено от 500 тысяч до 1 миллиона долларов: "Вы представляете, сколько нужно денег, чтобы купить фальшивые адреса отправителя, базу адресов получателей". Однако совершенно очевидно, что цена вопроса завышена примерно в тысячу раз.

Подводя итоги инцидента, отметим, что аттракцион удался на славу. Каждая из задействованных сторон получила ожидаемый эффект, а для кого-то провокация оказалась приятной неожиданностью. Но только не для пользователей. Простым смертным, как обычно, досталась почетная роль жертвы, к которой, правда, привыкать не приходится. Политические игры - прелюдия перед розыгрышем очередной порции думских мандатов - начались и, как бы нам это ни не хотелось, продолжатся на протяжении долгих девяти месяцев, по истечению которых никто, наверное, и не вспомнит об инциденте со спамом ненастоящей как будто "Единой России". Да, в общем-то, уже и забыли.

И зря.

Продолжение следует.