Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Особенности провинциального интернета. Часть 1
Дата публикации:  29 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Досадное упущение: "Русский журнал" рассказывает об интернете то в Северной Корее, то в Грузии, то вообще в Таиланде, но не замечает, как обстоят дела с проникновением Глобальной Сети в русскую провинцию. Между тем, интернет-культура в сибирском городе ничуть не менее своеобразна, чем она же в далекой африканской стране. Хотя бы потому, что интернет, в силу территориальной удаленности этого города, медленно, но неуклонно становится главным средством связи с Большой Землей.

Томск считается одним из самых заинтернеченных городов России (по данным местных провайдеров, доступ в сеть имеют от 12 до 18 процентов городского населения). Во всяком случае, здесь уже норма - иметь компьютер дома (для детей) и интернет на работе (для психологической разгрузки сотрудников, что ли). Первому в последние три месяца способствует запуск в нескольких компьютерных фирмах кредитных программ, где первоначальный взнос за умную машину составляет порядка ста долларов, плюс рассрочка на год. Второе тоже само идет в руки: каждый провайдер считает своим долгом опутывать город оптоволокном, - а как не подключиться, когда линия проходит в двух шагах от твоего офиса? Кстати, показательно: часов в восемь вечера жизнь на местных форумах вымирает, а возобновляется часов в девять утра...

В Томске есть городской интранет, объединяющий все местные ресурсы, причем доступ туда через модем процентов на сорок дешевле, чем за пределы города, а по выделенке и оптоволокну - и вовсе бесплатный. Кстати, один час внешнего интернета в разгар рабочего дня по дайлапу здесь стоит максимум 21,5 рублей. Главный провайдер - "Томсктелеком" (точнее, его филиал - "Цифровые информационные сети") предоставляет и возможность беспарольного выхода в Сеть (сумма оплаты указывается в телефонном счете), и услуги интернет-телефонии, а с 1 апреля 2003 г. здесь введен доступ по ADSL.

Другой провайдер - фирма "Стек" (которая, между прочим, восстанавливает в Томске военные заводы под конвейерную сборку компьютеров и спецзаказы) - недавно запустила проект по подключению ВСЕХ школ города (больше 70ти учебных заведений, включая интернаты) к оптоволоконной сети "Магистраль". Проект преполагается осуществить в течение двух лет, при этом расходы - порядка трехсот тысяч рублей - фирма берет на себя. И тут мы имеем хороший пиар-ход: "Стек" явно имеет в виду подключение всех близкорасположенных к школам организаций, а забота о детях должна, по идее, оказать благоприятное влияние на руководителей этих организаций - чтобы те сделали выбор в пользу "Стека", а не, скажем, "Томской транковой компании", которая развивает городские сети только два года, но зато является партнером "Транстелекома". Благодаря чему к "Томской транковой компании" благоволят местные власти - вплоть до того, что недавно совместно организовали семинар под названием "Состояние и перспективы развития цифровых телекоммуникационных сетей для информационного обеспечения Томска и области", он же - TomNet 2003 (19-20 марта 2003 г.).

Семинар обещал стать шумным событием, но не стал - по причине оргвзноса в пятьдесят долларов (средняя зарплата в Томске - долларов сто пятьдесят) и нежелания некоторых потенциальных участников выступать в одном зале с конкурентами. Тем не менее, определились основные группы игроков, от которых зависит развитие томского интернета: городская и областная администрации, провайдеры и университеты (включая небольшие привузовские наукоемкие предприятия). Местные СМИ были скромно представлены телерадиокомпанией ТВ-2, которая, вместе с еще десятью российскими телекомпаниями была отобрана для пилотного запуска системы видеообмена на основе высокоскоростных IP-сетей. А интернет-общественность, которая реально создает почти весь работоспособный контент томских сетей, на семинаре не появилась вообще - в основном, потому, что у нее другие представления о развитии интернета, чем у официальных лиц.

В толстой брошюре - сборнике семинарских материалов имеется текст программы формирования единого информационного пространства Томской области (говорят, на основе этой программы составлялась аналогичная общероссийская), и другие документы по информатизации - вплоть до технической концепции муниципальной информационной системы. Планируется объединить информацию из органов государственной власти, местного самоуправления и организаций бюджетной сферы. Теоретически это значит, что по исполнении всех проектов в Томске будет самое интернет-продвинутое местное управление. На практике - это точно крупные технические заказы для избранных и приближенных к власти исполнителей (например, для "Томсктелекома"). Надо сказать, это вообще черта провинциальной экономики: выживают на местном рынке, развиваясь, либо те компании, которые получают муниципальные заказы и специальные условия для ведения бизнеса, либо те, кто от местного рынка изначально не зависел (в Томской области это, например, ЮКОС и Востокгазпром). Многое обуславливается чуть ли не личными отношениями: не пошел руководитель наиболее крупной ИТ-компании во власть - и обломали его на очередном тендере, придравшись к мелочам. Пошел другой - и поставляет по конкурсу в школы дорогие "Макинтоши" (являясь директором фирмы-дилера Apple), при том, что вместо девяти Маков даже по специальной школьной цене можно поставить двадцать Пентиумов, возможностей которых вполне достаточна для очень качественных уроков по информатике... Но вернемся к интернету. Единая административная сеть - это, конечно, здорово, если, например, в конечном счете, власти станут работать быстрее и качественнее. С другой стороны, со многими административными данными было бы неплохо познакомить общественность. Так думала в 2001 г. одна благотворительная американская организация, стремящаяся поддержать развитие демократии в России. И она предлагала на создание этой самой Томской муниципальной информационной системы - которая сегодня, в 2003 г. существует в проекте - 56 тысяч долларов (через АСДГ). Но с тем, чтобы информация - например, об исполнении бюджета - была доступна рядовым пользователям. На создание системы давалось полгода, но к указанному сроку так ничего сделано не было. Деньги пролетели мимо.

Неясна также судьба почти четырех миллионов рублей, предполагающихся в томском бюджете на реализацию программы создания единого информационного пространства в 2002 году. Цитата из программы: ""Для разработки автоматизированных технологий и формирования 13 государственных информационных ресурсов, предусмотренных программой, потребуется привлечь не менее 50 квалифицированных специалистов для разработки программного обеспечения, технической и нормативной правовой документации, а также не менее 100 человек для внедрения и последующего сопровождения информационных ресурсов". На чертовой дюжине информационных ресурсов предполагалось разместить широкомасштабные сведения о местных законодательстве, недвижимости, населении, предприятиях, экологии, ценах, музеях, памятниках... Если это в томских сетях где-то и есть, то в весьма неполном и обрывочном виде, причем, скорее, на сайтах сетевых энтузиастов. Впрочем, нет: информацию о томских товарах и ценах можно получить на портале B2I, созданном коммерческим интернет-агентством "Медиа.Ком", которое берет деньги за размещение информации.

Есть подозрение, что это - проблема всей России, где информатизация признана одним из приоритетных направлений государственного развития, и, соответственно, туда вливается куча сил, денег и времени. Но при этом работоспособные ресурсы по-прежнему создаются или энтузиастами-одиночками за свой счет, или независимыми организациями как бизнес-проекты. Выигрывают провайдеры. Проигрывают - в плане доверия со стороны общественности - власти, способные создать утопические проекты и программы, но не способные их качественно реализовать. Проигрывает и интернет-общественность, которая умеет хорошо работать, но денег ей за хорошую работу не платят, и в результате отличные проекты умирают, если не поставить их на рельсы бизнеса. Но в российской провинции коммерческие интернет-проекты не работают. В смысле, не окупаются: их можно завести разве что как игрушку-приложение к бизнесу в реале, или в качестве незатратной рекламы. Таким образом, в Томске, где 15 (если не больше) процентов населения имеют выход в интернет, совершенно неработоспособными оказываются полноценные интернет-магазины. При этом "интернет-магазином" может называться страничка с прайсом на сотовые телефоны и контактными данными продавца, у которого нет средств на открытие салона сотовой связи.

(продолжение следует)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Юрий Ревич, Горький юбилей (окончание) /28.04/
БЭСМ даже в 1956 году оставалась лучшей ЭВМ в Европе. Впрочем, почти все, что выходило из стен руководимого С. А. Лебедевым Института точной механики и вычислительной техники было на момент создания лучшим в мире.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 135 /25.04/
Ром, карибская водка из сахарного тростника.
Юрий Ревич, Черный и синий /25.04/
Почему дизайнеры не вышли за рамки прямоугольного системного блока, окрашенного в унылый серый цвет? Почему не выпускать компьютеры хотя бы разноцветные, как автомобили? Фирма Acer - единственная из крупных производителей РС, кто экспериментирует с дизайном компьютеров по-настоящему. Кроме разве что Apple.
Иннокентий Жеглов, Методы против Кости Сапрыкина. 3 /23.04/
17 апреля продолжается. Спамеры заикаются, но не сдаются. Пошлем Косте Сапрыкину тысячу кошельков по адресу: 111049, Москва,1-й Бабьегородский переулок, дом 5/7, 3 этаж, офис 1, American Language Center!
Борис Бурда, "Через пять лет Интернет не изменится, его просто увешают рюшечками и фестончиками" /23.04/
Когда Ворошилов назвал Интернет всемирным разумом, я сразу же возразил: "Нет, это мировое подсознание". Вот и бродят в нем мысли, которые не стоит выдавать наружу в свет, как и в нашем настоящем подсознании.
предыдущая в начало следующая
Мария Митренина
Мария
МИТРЕНИНА
mytre@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: