Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Особенности провинциального интернета. Часть 2
Дата публикации:  7 Мая 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

По идее, созданием контент-проектов могли бы заниматься университеты, благо ценной информации научно-образовательного характера у них более чем достаточно. Половина томских вузов - ТГУ, ТУСУР и ТПУ имеют развитые сайты, удобные для... абитуриентов. Плюс - сайты привузовских центров дистанционного образования. Томский государственный университет, фактически, является центром Ассоциации "Открытый университет", реализующей в России масштабные программы развития и продвижения дистанционных технологий в образовании. И вот результат: ТГУ стал победителем открытого конкурса по организации сети ресурсных центров в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)". Ему было поручено создание Федерального ресурсного центра научного, научно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения развития единой образовательной информационной среды в Сибирском федеральном округе. Соисполнители проекта: Омский, Алтайский и Новосибирский технический университеты, а также Томский университет систем управления и радиоэлектроники, Томский государственный педагогический университет и Томский государственный архитектурно-строительный университет. Как видно, Томск лидирует и здесь. Формально. Реально - по грантам Федеральной целевой программы Министерства образования РФ "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" уже созданы порталы "Социально-гуманитарное и политологическое образование" (соисполнитель - Российский университет дружбы народов) и "Педагогика общеобразовательной школы" (основной разработчик портала - издательство "Просвещение") . Претензии по второму проекту, вероятно, к "Просвещению" предъявлять и следует; но что касается первого, то проколы очевидны: новостная лента обновляется с трудом, а несмотря на три-четыре месяца существования портала, многие предметные разделы все еще пустуют. Что заставляет предположить: у портала нет администратора на постоянной ставке, ведь за это время можно было связаться со многими вузами России и договориться как о размещении недостающих материалов, так и о новостях. А ведь если не решен вопрос о поддержке крупного контент-проекта, то он рискует умереть через некоторое время... вероятно, как только кончатся деньги по гранту?

Не исключено, что они уже кончились. Создатели порталов (во всяком случае, представители ТГУ) планируют развивать свои проекты за счет средств на создание того самого Федерального ресурсного центра. А на создание Федерального ресурсного центра планируется потратить пятьдесят шесть миллиардов рублей из бюджетов всех уровней. При этом источники финансирования пока не определены. В начале апреля в Омском госуниверситете состоялось совещание координационного совета проекта. Решение было таково: в ближайшее время рабочая группа координационного совета проекта намерена провести мониторинг вложения средств субъектов Федерации СФО в информатизацию сферы образования регионов за период 2001-2002 гг. Также планируется составить обращение к Межрегиональной Ассоциации "Сибирское соглашение" с просьбой поддержать инициативу координационного совета проекта по разработке комплексных межрегиональных проектов в сфере информатизации образования и определить источники финансирования этих проектов. Интересно, что на территории Томской области программа включает в перспективе строительство Сибирского регионального телепорта и установку восьмидесяти шести наземных телекоммуникационных устройств (спутниковых антенн) - для организации доступа сельских школ в интернет. Программа также предполагает подготовку кадров для обслуживания технического оборудования, в том числе и в удаленных районах области. Томские власти понимают, что новые телекоммуникации могут быть использованы не только для целей образования, и поэтому деньги на "тарелки" найдут (как нашли на поставку компьютеров в сельские школы в рамках программы "Дети России", где половину стоимости заказа оплачивал федеральный бюджет, а половину - местные). Телекоммуникационный бизнес снова в выигрыше. Но на совещании в Омске ничего конкретного не было сказано о развитии сетевых ресурсов. То есть в качестве основных направлений развития ресурсных центров (РЦ) в регионе Сибирского федерального округа на 2003 год были определены:
- развитие инфраструктуры РЦ СФО;
- разработка комплексных региональных программ информатизации и определение актуальных совместных проектов субъектов Федерации СФО;
- развитие инфраструктуры телекоммуникаций региона СФО с учетом спутникового сегмента для доступа сельских школ в интернет;
- создание электронных ресурсов учебного назначения;
- разработка совместных образовательных программ и их ресурсного обеспечения;
- подготовка кадров.
Возможно, "ресурсное обеспечение образовательных программ" в предпоследнем пункте как раз и подразумевает сетевые образовательные проекты, но, кто знает, вдруг речь идет о новых компьютерных классах? А тем временем томские интернет-пользователи отмечают недостаток в их университетском городе (шесть вузов на полмиллиона населения) образовательных ресурсов. Да что уж тут говорить о Томске! Всем известно, что лучший российский образовательный ресурс - это Реферат.ру, как оно ни печально.

Кстати, о школьных компьютерных классах. В Томске они есть в каждой школе, в некоторых - по два. Появляются они то по местным, то по федеральным тендерам, а то и ЮКОС или другая крупная компания подарит в целях пиара. Некоторые школы имеют возможность доступа в интернет по оптоволокну (а к 2004 году будут иметь все, если верить вышеупомянутому проекту ИТ-фирмы "Стек"), другие могут ходить через модем... но не ходят, потому что нечем платить. Одно время 15 часов доступа еженедельно школам предоставляли по российско-американской программе "Обучение и доступ в интернет", но, как это бывает, деньги по гранту кончились, а нового не предвидится. По идее, грант, как и любая поддержка со стороны, дает возможность чему бы то ни было встать на ноги, чтобы потом зарабатывать на свои потребности самостоятельно. Но - это, похоже, опять характерная черта российской действительности - наши привыкли, чтобы их потребносии финансировал добрый дядя ВСЕГДА. А если нет финансирования, то нет и работы. В то время как - возвращаясь к школьным компьютерам - достаточно начать в вечернее время пускать туда подростков за определенную плату, пусть меньше, чем в компьютерном клубе, но выручки должно хватить и на полноценный школьный интернет, и на оплату персонала, и на выделенку, и, возможно, даже на апгрейд. В Томске такоей проект прошел бы на ура: местные компьютерные клубы целиком живут за счет многочисленных геймеров, устраивая едва ли не ежемесячно разнообразные соревнования, в которых за игровое время, естественно, платят сами команды. А тем временем в школах в запертых кабинетах компьютеры простаивают все время, за исключением немногочисленных уроков информатики. И так мы приходим к выводу об еще одной особенности развития интернета на официальном уровне: есть все ресурсы - материально-техническая база; есть грамотные люди для того, чтобы следить за ними (админы для сайтов или для того, чтоб следить за компьютерами - кого-кого, а студентов-технарей, желающих подработать, в Томске выше крыши), - но при этом никто не думает об их эффективном использовании. Зачем, собственно, тратилось столько денег на железо, которое не используется на полную мощность?

Однажды в Томске на улице ко мне подошел прилично одетый мальчик, и попросил денег. В ответ на мой удивленный взгляд, сказал, что ему нужно пятнадцать рублей на оплату игрового времени в ближайшем клубе. Еще одно следствие запертых кабинетов информатики - когда подростки, притащив домой модем, пользуются Интернет-8 (местная услуга - беспарольный доступ в интернет), а потом их бабушке приходит ужасающий телефонный счет. Видимо, проблема в тех, о запирает компьютеры от детей - в учителях. Несмотря на то, что Томский региональный центр Федерации Интернет Образования ежемесячно принимает у себя на курсах сотню учителей, энтузиастами интернета они не становятся, и продолжают думать, что в наше время все-таки можно стать хорошо образованным человеком без доступа к глобальной Сети. Для детей проблема более или менее решится, когда они подрастут и поступят в университет, где за компьютером можно остаться и на ночь; но для общества проблема недоверия интернетчиков к официальным лицам, организациям, программам и конкурсам, возможно, остается главной причиной странного, непредсказуемого, и - главное - экономически неэффективного развития Рунета. Тот, кто свободно ориентируется в Сетях, очень не хочет работать на имидж родного города или страны. А тот, кто по долгу службы обязан работать на имидж, не умеет толком использовать возможности интернета. И вместе им не сойтись.

(окончание следует)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Роман Лейбов, Электрические сны. # 8 и совсем последний /06.05/
Keywords: валентины, Ташкент, молоко, стоп.
Юрий Ревич, Неполный CHARSET /05.05/
Хвосты к статье о кодировках: а лично я на свете лучшей книгой считаю ГОСТ общесоюзный наш.
Роман Лейбов, Электрические сны. # 7, предпоследний /29.04/
Keywords: ласковость ментов, порог войны, рекорд, полиметрическая композиция.
Мария Митренина, Особенности провинциального интернета. Часть 1 /29.04/
В российской провинции коммерческие интернет-проекты не работают. Их можно завести разве что как игрушку-приложение к бизнесу в реале или в качестве незатратной рекламы.
Юрий Ревич, Горький юбилей (окончание) /28.04/
БЭСМ даже в 1956 году оставалась лучшей ЭВМ в Европе. Впрочем, почти все, что выходило из стен руководимого С. А. Лебедевым Института точной механики и вычислительной техники было на момент создания лучшим в мире.
предыдущая в начало следующая
Мария Митренина
Мария
МИТРЕНИНА
mytre@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: