Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20030510.html

К desktopART.ru деньги не имеют никакого отношения!
Виктор Захарченко

Дата публикации:  10 Мая 2003

Исповедь усталого модератора

- Дмитрий, назойливых журналистов всегда интересует вопрос: с чего все начиналось. С чего начинался проект desktopART.ru?

Дмитрий Черненко: Начинался он тривиально: с идеи порисовать что-нибудь совместно. Долго мучил Игоря Спрыжкова со своими идеями - где-то в течение полугода. Потом, когда все в голове сформировалось, было уже просто.

- Как удалось "затащить" авторов на проект?

- Сам удивляюсь. Вообще, сначала друзья помогли - админы с wallpapers[ru]. Потом, когда поняли? что что-то получается, - дал анонс в форуме wallpapers.ru, оттуда основной приток авторов и был, потом уже приглашал лично некоторых авторов.

- Как давно аудитория проекта "утряслась", достигнув насыщения по числу авторов?

- Еще не утряслась, и надеюсь, этого никогда не произойдет, - хочется чтобы проект менялся. Ведь desktopART.ru - это, прежде всего, развлечение. Художники играют, рисуя мозаику. Наигрались - ушли, пришли новые.

- В связи с "текучкой кадров" существует ли какая-либо иерархия авторов?

- Все авторы равны.

- И тем не менее, не всем позволено творить в desktopART.ru.

- Скажем так, есть авторы, чьи фрагменты я могу поставить, практически не смотря на них. Я знаю, что это мини-шедевры. desktopART.ru - закрытый проект, у нас нет открытой регистрации, и фрагменты сначала отбираются. Именно поэтому что мы хотим, чтобы качество мозаики было наилучшим.

- Но насколько объективны критерии качества - кто их определяет?

- Определяю я. Если сомневаюсь, то советуюсь со Стасом (ака sov), нашим программистом и художником. Я понимаю, что оценка субъективна. Именно поэтому в будущем мы планируем ввести рейтинг фрагментов по таким критериям, как мастерство, оригинальность и общее впечатление. Рейтинговать будут сами мастера.

- Авторы будут играть в жизни проекта еще большую роль. Получают ли они что-либо взамен: кому принадлежат картины в плане авторского права - серверу или творцам?

- Сложно сказать, скорее всего, по кусочкам - авторам, а в законченном виде - проекту, конечно.

- Будете ли вы преследовать автора, который продаст все творение целиком, претендуя на соавторство?

- Нет, но рисовать он у нас больше не будет.

- Были ли такие случаи?

- Пока не было, и надеюсь, не будут, - хотелось бы этого избежать.

- Вы беретесь утверждать, что в сообществе desktopART.ru царит дружеский дух?

- Пока да. Надолго ли - не знаю, но когда что-то поменяется в худшую сторону, я думаю, проект можно будет закрывать.

- Преследует ли desktopART.ru какую-то конечную цель в своем развитии?

- Нет никаких целей, кроме как нарисовать что-то совместно. Получилось - отлично, нет - получится в следующий раз. desktopART.ru - прежде всего хобби - развлечение, в нем нет ничего серьезного.

- Как вы относитесь к тому, что это хобби в последнем РОТОРе получило довольно лестные отзывы?

- Равнодушно. Вернее, что то шевельнулось, но быстро умерло, ни сказав ни слова. Дело в том, что для меня фамилии представителей РОТОРа ни о чем не говорят в принципе.

- Никогда не было идей обернуть desktopART.ru в коммерческое русло, - скажем, продавать полученные творения?

- Нет, и абсолютно уверен, что не будет. Для этого существует artwork.ru, где мы и будем продавать все подряд со своими рисунками и заработаем много денег. А к desktopART.ru деньги не имеют никакого отношения!

- Вернемся к самим творениям: на каком ходу вы можете уже предугадать конечный вид полотна?

- Когда у меня в почтовике лежит 64-й (последний - прим. В.З.) фрагмент.

- Насколько быстро авторы заполняют свои фрагменты?

- Практика показала, что одно полотно создается полгода. Надеюсь с ростом числа авторов это время сократится. Бывает по-разному: иногда автор присылает сразу два фрагмента, а иногда может рисовать и месяц, но время не важно, важнее результат!

- В скольких процентах случаев присланный фрагмент вас не устраивает?

- Часто. Иногда даже опытных авторов прошу перерисовать или доработать, особенно если это касается общей композиции. Я имею в виду тот случай, когда фрагмент сам по себе хорош, но вместе с другими составляющими он не становится.

- Т.е. несмотря на то, что проект является полетом мысли десятков людей, результат во многом зависит от вас, - нет ли несогласных с такой цензурой?

- Если фрагмент не проходит, я пытаюсь объяснять почему, чаще всего понимают, хотя злобу, наверно, копят (шучу).

- Сколько активных авторов работает на desktopART.ru сегодня?

- Активных - около десятка. А вообще 37 зарегистрировано, но они могут нарисовать фрагмент и пропасть.

- Рассказ о проекте будет неполным, если не узнать, чем вы занимаетесь помимо проекта, - расскажите немного о себе.

- Работаю веб-дизайнером в одной крупной фирме, чем очень доволен. В свободные минуты рисую, - в последнее время это удается все реже и реже. Вот закрою desktopART.ru, заброшу wallpapers[ru], тогда вволю и нарисуюсь.

Посторонним в...

- Игорь, какая идея положена в основу проекта?

Игорь Спрыжков: Могу сказать, что desktopART.ru появился на базе wallpapers[ru] и был задуман как закрытый арт-проект для достаточно зрелых художников. Часть авторов была приглашена Дмитрием лично, другие узнали о desktopART.ru благодаря wallpapers[ru] и его почтовой рассылке.
Основа проекта - это совместное творчество людей, которые, возможно, никогда в жизни не встретятся лично. По своей сути desktopART.ru - это виртуальная мозаика (puzzle), каждый элемент которой создается с нуля...

- Чем является проект в твоем понимании?

- desktopART.ru - это аттракцион для людей, которые любят и умеют рисовать, - развлечение, игра. При этом все завязано на совместном творчестве. Работая над одним виртуальным полотном, художники постоянно преподносят друг дружке сюрпризы. В конечном итоге получается художественное произведение, которое изначально не мог бы представить себе никто из участников.

- Есть оффлайновая составляющая общения ваших авторов?

- В оффлайне участники проекта практически не общаются. В этом вся соль: desktopART.ru - на 100% виртуальный проект, в котором участвуют люди со всех концов света. Для общения авторов создан закрытый лист почтовой рассылки. В скором времени можно ожидать открытие англоязычной версии desktopART.ru.
Хотя выход самого проекта в оффлайн идет полным ходом: все готовые мозаики будут публиковаться на компакт-дисках CHIP CD тиражом 100 тыс. экз. Кроме того, готовятся футболки, которые можно будет заказать на сайте Artwork.ru, открытие которого состоится очень скоро.

- Чьими усилиями создается все это творческое безумие?

- В общем-то, проект создается и поддерживается силами двух-трех энтузиастов, поэтому намеченные планы реализуются не столь быстро, как того бы хотелось.

- Насколько жестко модерирование и каковы критерии того, что рисунок "не вписывается"?

- Правила довольно жесткие. Я знаю, что многие претенденты на участие в проекте получили отказ, т.к. модератора не удовлетворил технический уровень предложенных рисунков. Я получил несколько приватных жалоб от участников wallpapers[ru] на то, что их не принимают на desktopART.ru.

- Каковы основные причины отказа?

- Если говорить о качестве, то для сравнения можно заглянуть на http://www.deviantart.com/view/847371 - это puzzle самого известного западного арт-комьюнити. На мой взгляд, "фирмачи" сильно уступают российскому проекту!

- Т.е. их бы точно не пустили на desktopART.ru?

- Один из принципов модерирования desktopART.ru: надо не только хотеть, но и уметь рисовать. Если претендент не дотягивает до общего уровня нынешних участников проекта, то ему ничего не остается, как наблюдать за процессом со стороны в качестве зрителя. Никто не говорит о том, что авторы должны выдавать только шедевры, но, чтобы попасть в тусовку, определенный уровень мастерства показать все же придется.

- Как определяются эти самые мерки "качественности"?

- Можно сказать, что desktopART.ru - это в какой-то мере элита. На wallpapers[ru] также есть минимальные требования к авторам, но на desktopART.ru уровень претензий значительно выше.

- С позиции элиты: desktopART.ru - это отдых мысли или же цель самореализоваться, доказать свой класс, присутствует?

- Да, на desktopART.ru очень силен дух спортивного соревнования. Достаточно взглянуть на главную страницу сайта и увидеть рейтинг авторов. Учитывается как плодовитость автора, так и оригинальность вновь создаваемых фрагментов. Это уже объективные факторы. Наиболее талантливые авторы получают звание "мастер", а также электронные медальки.

- Используют ли авторы эти титулы в их основной работе. Скажем, можно ли представить ситуацию, что труды и рейтинг в desktopART.ru указывают в резюме при поступлении на работу как явный плюс?

- У меня нет такой информации. Проект неформальный, поэтому мы не рассчитываем на такие ссылки. Это скорее вариант коллективного хобби, чем способ заработать.