Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Особенности провинциального интернета. Часть 3
Дата публикации:  19 Мая 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Все, что происходит в Томске с интернетом сейчас, возможно, через несколько лет повторится и в вашем маленьком городе (в мегаполисах - другая история, хотя и есть похожие моменты). Поэтому есть смысл рассказать и о городской интернет-общественности и о том, что она создает - то есть о проектах, реально определяющих лицо томских сетей. ЭТО имеет название Тонет ("томский интернет", естественно, по аналогии с Рунетом; но тут же сразу вспоминается: "Как вы лодку назовете..."). Недавно ведущие веб-разработчики Томска объединились в неформальную организацию под названием "Томский проект", для взаимной поддержки и обсуждения профессиональных вопросов. Первым делом они попытались занять домен tonet.ru, но оказалось, что он захвачен киберсквоттером Ириной Черновой, официальная переписка с которой пока ни к чему не привела. Зато "Томскому проекту" удалось провести вполне презентабельную перепись местного интернет-населения. На довольно длинную анкету ответили более трех тысяч респондентов. При этом 65 процентов опрошенных узнали о переписи из интернета (была запущена реклама по местным баннерообменным сетям). И вот вам портрет томских пользователей. Чуть больше половины - это люди от 19 до 25 лет. Детей и подростков - примерно четверть, в возрасте от 26 до 33 лет - находятся около шестнадцати процентов опрошенных. Интересно, где были в это время люди, составляющие муниципальные и областные утопические программы информатизации? Нет ответа... Идем дальше. Больше половины опрошенных являлись учащимися, при этом лидируют студенты ТПУ, ТУСУРа и ТГУ. Соответственно, большую часть интернет-населения в Сети интересуют общение и развлечения. На третьем месте по интересам - деловая информация, на четвертом - новости, и на пятом - спорт. Предпочтение томским ресурсам отдают шестьдесят процентов опрошенных. Интернет в целом участники переписи воспринимают оптимистично, разочаровался в нем только один процент.

Только у тридцати процентов томских интернетчиков сфера работы или учебы - это компьютеры. Почти столько же - заняты в образовании и науке. Государственные служащие составляют 2,76 процента; работники торговли - 3,13, медицинские специалисты - 3,63, финансисты - 3,87. Несмотря на наличие в Томске одиннадцати провайдеров, сфера телекоммуникаций оказалась представлена всего 3,3 процента. Военные составили 0,33%, милиционеры - 0,49%. В длинном списке сфер работы/учебы, кроме прочего, имелся пункт "рабочий", но его не указал никто.

Почти половина опрошенных пользуется доступом в основном на работе или по месту учебы. При этом выделенкой в качестве основного подключения пользуются 52,42 процента. Семьдесят процентов опрошенных выходит в Сеть ежедневно; четверть - несколько раз в неделю. Около 25 процентов пользуются интернетом 2-3 года, столько же - 3-5 лет. По подсчетам агентства "Медиа.Ком", ежегодный прирост томского интернет-населения составляет 15-20 процентов.

Большинство опрошенных слабо используют проводимое в интернете время для своей профессиональной деятельности, но при этом перспективным считают наличие собственного сайта. 36 процентов считают, что от сетевого бизнес-проекта можно получить эффект. А 33 процента уже попробовали использовать интернет для покупки, продажи или оплаты услуг, - но, скорее всего, это те люди, которые пытаются сами создать коммерческий интернет-проект.

Впрочем, что в томском интернете работает, так это реклама. Услугами баннерообменной сети МеткаBX пользуются, например, авиакомпания "Сибирь" и "Востокгазпром". Цены - от одного рубля за тысячу баннеропоказов. В Томске работает представитель WebMoney, так что, теоретически, есть надежда на решение проблем оплаты через интернет. Но на самом деле, Тонет, конечно, не коммерческая площадка, а скорее - набор халявных сервисов. Наиболее популярные ресурсы связаны с общением и развлечениями. Один из лидеров местных рейтингов - Mail2000, сервер бесплатной электронной почты - имеет девяносто тысяч пользователей, и, конечно, это не только томичи. Нетомичи также любят "Томские форумы" с двумя с половиной тысячами посетителей в сутки. Здесь, кстати, в последний месяц сорганизовался Томский Антивоенный Комитет, который каждую неделю по выходным проводит пикеты против войны в Ираке (а вы думали - где?), а в рабочие дни продолжает антивоенную пропаганду в Сети. Томский чат "Тусовка" прошлым летом предъявил местным провайдерам требование делиться абонентской платой посетителей чата, получающих доступ по дайлапу. По предварительным оценкам, посетители "Тусовки" платили за доступ порядка двухсот тысяч рублей в месяц. В качестве предупредительной меры, администрация чата временно отключила дайлапщиков. Провайдеры делиться, конечно, не стали, но это только пока... Еще одно явление Тонета - игра ГИПЕР (Экспедиционный корпус. Миссия Томск-500), основанная на реальной карте города. Сюжет игры - фантастические события, происходящие в городе через сто лет. Разработчики предлагают установить модули игры в любом городе бесплатно - были бы сервер, провайдер и карта вашего города. В результате появился виртуальный город Кемерово. Велись переговоры с москвичами, но так ни к чему и не привели. А еще год назад создатели ГИПЕРа лелеяли надежду построить виртуально-фантастическую Россию... Но, во всяком случае, в отличие от других томских онлайновых игр, ГИПЕР выжил, и на нем активно играют порядка тысячи человек.

Если заглянуть в каталог томских интернет-ресурсов, то можно увидеть, что сайты предприятий и организаций, по своему профилю далеких от информационных технологий, растут как грибы: здесь и заводы, и магазины, и строительные фирмы... К сожалению, в Томске пока не поняли, что необходимо тратить средства на постоянную поддержку и раскрутку сайта. С другой стороны, руководителям уже ясно, что свой сайт - это вопрос имиджа организации, тем более что московские, а то и зарубежные партнеры то и дело спрашивают "адрес вашей страницы в интернете". На этой почве медленно, но неуклонно в Томске расцветает веб-бизнес. Сайт-визитка стоит порядка ста долларов, если речь идет о грамотном варианте с "чистым" хтмл-кодом. А локальные соревнования веб-разработчиков второй год подряд проводит еженедельник "Компьютерра+Томск". На фестиваль ТЕГ-2002 (ТЕГ - Томское Ежегодное Голосование) было представлено порядка пятисот заявок, а главный приз - десять тысяч рублей - предоставил ЮКОС. В этом году было принято решение не зависеть от спонсоров и собрать с участников оргвзносы. Это, вкупе с отказом от номинации "Домашние страницы", обещает сделать фестиваль мероприятием для профессионалов. При том, что "Компьютерра+Томск" претендует на разработку "высокой технологии" проведения подобных конкурсов: всем известно, что любой конкурс в Сети подвергается острой критике на предмет неудобства и некорректности условий, и, кто знает, вдруг именно в Томске родится модель, приближенная к идеалу? Тем более что все условия для этого есть.

Между тем, Томская область недавно вошла в число регионов, на которых будет отрабатываться модель территории инновационного развития. Развитие информационных технологий занимает в этой модели не последнее место. Теперь власти подчеркивают, что интернет для Томска является шансом вернуть статус культурного центра Сибири (Томск потерял его в начале прошлого века, когда, из-за сопротивления местных купцов, Западно-Сибирская железная дорога была проложена не здесь, а через Ново-Николаевск, ныне Новосибирск). Но, похоже, если это и случится, то не за счет муниципальных, областных, региональных и федеральных программ информатизации, а благодаря энтузиазму сетевой общественности, которая, зарабатывая собственным умом, не ожидая подачек со стороны, будет развивать частные ресурсы для собственного удовольствия.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Наталья Евграфова, Безумный Lovingod проник в Microsoft? /15.05/
История, леденящая кровь. Под маской программера скрывался хакер!
Мирослав Немиров, Все о поэзии 136 /13.05/
Настольный теннис-1.
Виктор Захарченко, К desktopART.ru деньги не имеют никакого отношения! /10.05/
О проекте коллективного творчества десятков художников desktopART.ru рассказывают его идейные вдохновители - Дмитрий Черненко и Игорь Спрыжков.
Иннокентий Жеглов, Методы против Кости Сапрыкина: 3 1/2 /08.05/
Совсем короткий выпуск хроники борьбы со спамом. Не надо делать вид, что мы - страусы. Мы - колибри. От шумных акций пора переходить к умной работе.
Мария Митренина, Особенности провинциального интернета. Часть 2 /07.05/
На создание Федерального ресурсного центра планируется потратить пятьдесят шесть миллиардов рублей из бюджетов всех уровней. Однажды в Томске на улице ко мне подошел прилично одетый мальчик, и попросил денег. В ответ на мой удивленный взгляд сказал, что ему нужно пятнадцать рублей на оплату игрового времени в ближайшем клубе.
предыдущая в начало следующая
Мария Митренина
Мария
МИТРЕНИНА
mytre@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: