Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20030611_gagin.html

Живой журнал - предварительные итоги
Александр Гагин

Дата публикации:  11 Июня 2003

С тех пор, как пару лет назад разрушилась пирамида инвестиций в интернет, в компьютерах ничего интересного больше не происходит. Множество энтузиастов, привлеченных в сеть новизной и модой на технологические штучки, обманулись в своих ожиданиях: вот уже давно все те же люди ходят на все те же сайты, которые проделывают одни и те же привычные пассы вокруг новостей, анекдотов, игр и ценовых справочников. Скука, казалось бы. Тем не менее, конец инвестиционных игр не оказался концом сети как инновационной среды. С тех пор появился как минимум один сайт, который не просто популярен: он - новое слово в сетевом общении, без преувеличения открывающ новые горизонты. Клубный сайт Livejournal.com был создан американским студентом Брэдом Фицпатриком чуть ли в качестве программистской разминки, но через два года своего существования собрал миллионную аудиторию. И неспроста.

Россия в пятерке

С поверхностной точки зрения, LiveJournal - это всего лишь один из так называемых "блогов" - публичных сетевых дневников частных лиц (этимология слова проста: это огрызок от weblog, то есть веб-протокол событий). Таких сервисов в сети достаточно много, и вероятно, LJ - даже не самый популярный из них. Привлекательность дневников объясняется очень просто: с их помощью кто угодно буквально нажатием одной кнопки может стать журналистом и издателем в одном лице. Не нужно ничего знать ни о дизайне, ни о хостинге, ни о структуре - достаточно зарегистрироваться, чтобы получить собственное миниатюрное Интернет-издание. Можно писать о чем угодно: о погоде, о работе, о кино, о своих политических или художественных воззрениях. И так оно и происходит: спектр тем, которым находится место в "блогах", чрезвычайно широк. С этой точки зрения LiveJournal достаточно традиционен: в нем можно найти самые невероятные записи. Но именно этот сервис стоит выделить по двум причинам. Во-первых, именно здесь самая большая русскоязычная группа - предположительно около 15 тысяч человек. Точное число активных участников "клуба" достоверно неизвестно. Владельцы 12 тысяч дневников указали в качестве своей страны Россию, и она позволяет нам занимать пятое место в списке стран. Правда, с большим отставанием: США 640 тысяч пользователей, Канада 43, Великобритания 32, Австралия 17. И это - если считать зарегистрированные имена, а по числу активных пользователей мы даже обгоняем австралийцев с 11,5 против 10,5 тысяч участников. При этом нужно учесть, что большое число русскоязычных пользователей живет в сопредельных странах, в Израиле, в Германии и так далее. Энтузиасты ведут в дневнике под условным именем FIF список всех активных русскоязычных дневников, но поскольку технически список не может быть больше 10 тысяч, а сейчас он полностью заполнен, можно быть лишь уверенным, что их - не меньше. На фоне ведущих русских сайтов эта цифра не впечатляет (их ежедневная аудитория - это сотни тысяч посетителей), но стоит принять во внимание, что LiveJournal пользуются не "читатели", а "писатели". Русские пользователи стали осваивать этот сервис весной 2001 года, причем начался процесс именно в "авторских" кругах. Сервис оказался столь удобным для людей, склонных к письму, что знакомые первых пользователей привлекали своих знакомых, и так далее.

Друзья или соседи

Но какое-то влияние персоналий было заметно только на первом этапе. В теперешнем состоянии уже нельзя выделить никаких центров или даже групп, круг общения каждого из пользователей уникален и определяется исключительно его предпочтениями. Такая избирательность - важнейшее достоинство LiveJournal, технические особенности этого сервиса делают ее удобной и эффективной. Помимо ведения дневника как такового, став участником клуба, вы можете читать записи других пользователей, комментировать их, читать комментарии к своим и чужим заметкам. Создатели сервера придумали мощные, но понятные средства для отбора того, что вы хотите читать, и чье мнение слышать. Зарегистрировавшись в системе, можно не только писать, но и задать список других пользователей, дневники которых вам интересны. Их принято называть "фрэнды", поскольку в терминах системы (которая сегодня уже имеет русский интерфейс, но сначала его не было) они называются friends. Хотя в списке могут быть совершенно незнакомые, а порой и не очень приятные своей позицией люди, так что уместнее называть их не друзьями, а собеседниками или соседями (в лучшем смысле этого слова). Итак, после задания списка "друзей" у вас появляется страничка, на которой в одной ленте идут записи этих пользователей, рассортированные по времени написания. Более того, можно выделять в списке группы пользователей и читать выборочно - только их (например, утром читать одних, а вечером - других). Наконец, понятие "друзей" - взаимное: этот же выбор ограничивает круг людей, которые могут прочитать ту или иную вашу запись, если вы захотите ее оградить от досужих глаз. У каждой из записей может быть свой режим доступа - от полностью открытого, когда содержимое может прочитать любой желающий (лишь бы он знал адрес страницы), до полностью закрытого, когда интимный текст будет доступен под паролем исключительно самому его автору. Есть и промежуточные варианты - когда запись "видна" только пользователям, входящим в список "друзей", или каким-то их подгруппам. В результате вы читаете только тех, кто вам интересен, и пишете только для тех, чье мнение цените.

Это жэжэ неспроста

Русские называют LiveJournal короче - "Жэжэ". Это - сокращение от прочтения названия как "живой журнал". Правильнее, конечно, переводить как "живой дневник", но слово журнал в большей степени характеризует издательскую, медийную сущность происходящего. Но за счет вышеописанной схемы отбора "друзей" публикации здесь носят не широковещательный, а избирательный характер. И это - самое интересное. В некотором смысле, это уникальный случай использования достоинств Интернета. Ведь надежды на экспансию Сети строились во многом на предположении, что технические возможности позволят сделать информацию персонализированной, СМИ интерактивными, а рекламу в них - фокусированной на конкретного потребителя. Например, в простейшем случае - хвалить подгузники только тем пользователям, что читали много статей про уход за младенцами. Или, если пользователь электронной газеты читает преимущественно материалы рубрики "Культура", ставить ее на заглавной странице выше других. Но в реальности так не делается. С одной стороны, выработать алгоритмы полезной подстройки под действия пользователя - не так просто. С другой стороны, подавляющее большинство пользователей ничего не хочет настраивать вручную. Оказалось, что в лучшем случае 5% аудитории делают это. С третьей стороны, нагрузка на компьютеры, обслуживающие действительно интерактивные сайты, возрастает так, что подстройка под каждого отдельного пользователя становится неоправданно дорогой, а способа окупить повышенные расходы на оборудование не дает. Поэтому сейчас наиболее популярные сайты выглядят одинаково для всех - за исключением, разве что, географической фокусировки баннеров (адрес вашего компьютера зарегистрирован за каким-то провайдером, который, в свою очередь, зарегистрирован по какому-то физическому адресу: на основании анализа базы таких адресов программа может делать с некоторой долей успеха предположения о том, где находится ваш компьютер). Кстати, LiveJournal автоматически угадывает, интерфейс на каком языке вам предлагать. Правда, при этом он основывается на настройках вашей программы, в которой вы смотрите его страницы. Впрочем, можно задать это и явным образом.

Что общего у дневников и пиратов?

Персонализация сайтов СМИ сейчас - это в лучшем случае выдача погоды именно для вашего города. Исключения крайне редки. В то же время появление большого количества блогов зачастую рассматривается именно как альтернативный медийный формат: построенный по принципу информационного взаимодействия "точка-точка". Вряд ли об этом можно говорить всерьез, но очень хочется - особенно на фоне огромной популярности систем "точка-точка" для обмена файлами. Сменив убитый судебными исками Napster, его последователи застраховались от грядущих неприятностей: и надежно спрятав юридические концы, и децентрализовав свои системы. Хотя децентрализация - слабо сказано: речь идет не об отказе от одного центрального сервера, а об отказе от каких-либо серверов вообще. Вместо них используется вся сеть подключившихся частных компьютеров, каждая программа для поиска mp3 является по умолчанию "перевалочным" пунктом для поисковых запросов. Потенциальные результаты появления прикладных систем с безузловой структурой могут быть очень серьезны, и аналитики видят в "блогах" проявление подобной логики, хотя и не на техническом, а на информационном уровне.

В самом деле, хотя тот же LiveJournal - формально и дневник, но наиболее важна именно его коммуникационная сторона: это - средство общения. С другой стороны, общения гораздо более информационно насыщенного конструктивного, чем все существовашие ранее форматы. Так получается именно потому, что с точки зрения жанра исходное сообщение в виде записи дневника более внятно. Поданная так мысль - формально замечание для себя - более четко очерчена, чем реплика в интернет-конференции. С другой стороны, сильно улучшают отношение "сигнал/шум" инструменты выбора собеседников путем ограничения доступа как к своим мыслям (кто может читать ваши записи), так и к своему вниманию (чьи записи читаете вы). В результате возникает странная ситуация: информационное поле в "жэжэ", с одной стороны, охватывает преимущественно интересных вам людей и темы, с другой - не имеет заметных границ, каких-то ощутимых рамок. В комментариях к сообщеним ваших "друзей" можно встретить и незнакомых людей, и существует даже специальная страница, на которой можно при желании почитать сообщения соседей ваших соседей. Наконец, всегда можно написать сообщение без ограничения доступа (большинство - как раз такие) или пойти почитать ленту "друзей" упомянутого технического пользователя fif (www.LiveJournal.com/~fif/friends). Правда, чаще всего она производит угнетающее впечатление: как если бы вам пришлось беседовать не с приятелями, а с соседями по подъезду.

Окончание следует