Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20030615_gagin.html

Живой журнал - предварительные итоги (окончание)
Александр Гагин

Дата публикации:  15 Июня 2003

Зрелость электронной почты

Вообще говоря, именно общение - а не, скажем, электронная коммерция, клубничка или интернет-СМИ - это главная вещь в Интернете. Веб-страницы были придуманы примерно в 1989-1991 годах в европейском ядерном институте CERN малоизвестным теперь Tim Berners-Lee, а взрывной рост их популярности начался и вовсе в 1993 году, когда в исследовательском центре в Иллинойсе создали программу Mosaic. Интернет же как сеть компьютеров появился гораздо, гораздо раньше. И главными его популярными применениями той поры были как раз электронная почта и "телеконференции Usenet". Электронная почта появилась в своем первом варианте (еще очень далеком от нынешнего вида) в 1971 году, когда Ray Tomlinson написал первые программы для обмена сообщениями между пользователями больших многопользовательских компьютеров, а действующие поныне правила спецификации обмена почтой между компьютерами в сети - SMTP (simple mail transfer protocol) - появились в 1982. Таким образом, электронная почта как минимум вдвое старше, чем WWW.

Телеконференции как тинейджеры

Электронная почта - это средство межличностной коммуникации. С групповым общением все оказалось заметно сложнее. Если круг общения по какой-то тематике охватывал несколько десятков человек, создавались списки рассылки на основе той же самой электронной почты. А вот когда речь заходила о многих тысячах участников, этой технологии уже не хватало: посылать одну письмо по каждому из адресов еще можно (как это происходит с нынешнеми рассылками сайтов), а вот для активной дискуссии с сотнями сообщений в сутки такое средство было уже чересчур накладным, особенно для технических возможностей тех лет. Поэтому для общения в тематических группах с очень большим числом участников была придумана другая технология - Usenet. Там тоже передавались текстовые письма, но публичные, и технология доставки была иной. В чем-то она перекликается с нынешними системами обмена mp3 - там тоже не было центрального сервера. Но зато были "узлы" - у провайдеров стояли (и у многих стоят до сих пор) специальные серверы, на которых хранились огромные массивы сообщений и которые обслуживали пользователей этого провайдера. Каждый сервер синхронизовался с несколькими другими: забирал их обновления и отдавал те сообщения, что добавили собственные пользователи. Эти сообщения далее передавались по цепочке серверами дальше. Такая технология была разработана в 1980-89 гг, причем использующийся по сей день протокол NNTP был предложен в 1984. Таким образом, и эта технология использовалась более десятилетия до появления WWW - и тоже для общения (в принципе, закодированные в виде писем файлы - порнография и программы - с ее помощью тоже распространялись, но составляли лишь малую часть сообщений).

Наконец, следующей после веба killer app (то есть "программа, от которой вы не сможете отказаться") стала ICQ, то есть "аська". Она тоже более чем популярна - и тоже предназначена для общения. Таким образом, можно без преувеличения сказать: Интернет - это общение.

Эволюция общения

Модель LiveJournal интересна именно как шаг в эволюции средств сетевого общения. Предыдущие инструменты были, в первую очередь, технологическими, зато их проблемы - логическими. Как и в случае с персонализацией сайтов, алгоритмы которой непонятны, непонятно, как защититься от "мусора" в электронной почте. А в Usenet - еще и от неприятных или неинтересных собеседников. Менее всего проблем у ICQ, но это средство - скорее альтернатива телефонному звонку, устраивать по ней групповое обсуждение возможно, но неудобно. Создателям же LiveJournal удалось выдержать баланс между технологической сложностью и эффективностью фильтрации информации. Кстати, с ICQ этот проект роднит то, что его удобство определяется в том числе и наличием специальной программки, позволяющей делать записи, не заходят на сайт, - она представлена картинкой карандашика, "сидящей" рядом в цветочком ICQ в правом нижнем углу экрана Windows. И одну из двух наиболее популярных таких программ-"клиентов", Semagic, создал петербуржец Алексей Семенов.

They killed Kenny!

Нельзя сказать, чтобы серверы LiveJournal не испытывали вышеупомянутых сложностей с нагрузкой, вызванной применением средств настройки под каждого пользователя. К сожалению, эти проблемы есть, и периодически они обостряются. Систему обслуживает не один компьютер, а множество, и их постоянно не хватает - приходится добавлять и усиливать. В первый год работы проекта для обозначения серверов использовались имена героев мультсериала South Park (в компьютерных организациях у администраторов есть традиция называть серверы упорядоченно: скажем, именами животных, или персонажей мифологии, или диктаторов). И персонажей хватало (причем первым "умирал" под нагрузкой обычно сервер по имени Kenny, традиционно погибающий и в каждой серии мультсериала). Теперь никаких мультгероев уже не хватит, теперь их именами зовут не серверы, а кластеры серверов. Для оплаты необходимого оборудования, наемных сотрудников, обслуживающих и развивающих систему, провайдерских услуг, создателям LiveJournal теперь нужны заметные деньги. И они успешно получают их от пользователей системы: за 25 долларов в год (или за 5 долларов - за два месяца) можно получить статус "платного пользователя", и таких пользователей - 5%, то есть - 53 тысячи с хвостиком. Причем такой взнос расценивается не как плата за услуги, а как поддержка сервиса и избавление страниц сервера от баннеров (да-да, здесь вы не найдете ни единого внешнего рекламного объявления): блага, которые получают плательщики по сравнению с обычными пользователями, довольно условны: позволено держать десяток изображающих пользователя картинок вместо трех, работа идет через более быстрые серверы, работают почтовый адрес "имя@LiveJournal.com" и укороченный адрес сайта "имя.LiveJournal.com" вместо "www.LiveJournal.com/users/имя". Наконец, выдается больше пригласительных кодов. Последние заслуживают отдельного рассказа. Не будучи способны развивать сервис столь же быстро, как растет его популярность, создатели LiveJournal ввели искусственные ограничения на регистрацию новых пользователей - теперь, чтобы бесплатно зарегистрироваться в системе, нужен специальный пригласительный код. Такой код бесплатный пользователь получает при регистрации, а платный пользователь при оплате сервиса получает десяток. В результате кодов производится достаточное количество, чтобы все, кому захотелось, могли бы их найти (скажем, существует технический дневник "www.LiveJournal.com/~ru_invite/", где пользователи предлагают отдать лишние коды). Такую схему ограничения предпочли другой, которая образовалась бы естественным образом: это когда рост числа пользователей приводил бы к такому замедлению работы серверов, чтобы это отпугивало бы новых пользователей.

Зоологическое разнообразие

В общем, несмотря на эти ограничения, в "жэжэ" собралась столь обширная группа пользователей, что теперь любой может найти здесь себе компанию, а скорее всего - и пользователей среди своих знакомых. В самом деле, пользователями LiveJournal оказываются даже те, кто никогда не был склонен к записыванию чего-либо. Можно ведь, в конце концов, ничего не писать, но лишь читать дневники своих знакомых и быть тем самым в курсе событий - "жэжэ" заменяет тем самым собой своеобразную курилку как место, где можно узнать последние сплетни. За два года развития русская часть сервера обзавелась собственными знаменитостями, своими скандалистами, своим "олигархом" (пользователь Skeletron пренебрежительно обсуждает владельцев простых мерседесов и то, как трудно прожить на полтора десятка тысяч долларов в месяц), набором "комьюнити" (технический дневник, куда могут писать по некоторой теме разные пользователи), легендами и дополнительными сервисами. Появились отечественные клоны LiveJournal, традиционные места встреч за пивом - все, что положено интернет-клубу, и даже больше. Появились вспомогательные сервисы - статистики, рейтинга популярности дневников и анонимного флирта, например. Проект получил ряд российских сетевых премий, и на горизонте - дополнительные сервисы: например, для хранения и публикации фотографий (сегодня в этом качестве наиболее популярен тоже русского происхождения сервер www.fotki.com, предоставляющий за 25 долларов в год неограниченное дисковое пространство для хранения фотографий). В общем, LiveJournal, если начинать им пользоваться и иметь склонность к интернету, может стать главной его частью.

Причина этого успеха - в энтузиазме создателей, построении сервиса ради сервиса, а не ради инвестиций. Это позволило создать действительно полезную и интересную систему, в которой найден тонкий баланс частного и общего, открытости и интимности, клуба и дневника. Для людей, увлеченных Интернетом, LiveJournal стал новым форматом сетевого общения, полноценной заменой тем же конференциям Usenet. Будет ли он тупиковой ветвью эволюции или послужит ступенькой в развитии технологии - покажет время.