Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Все о поэзии 141
Написать в гостевую

Дата публикации:  20 Июня 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Целлофан

Люблю я все-таки, признаюсь, целлофан!
Есть этот у меня порок.
Я целлофана, прям почти, можно сказать, Аристофан.
А может даже быть, Ван-Гог - Магог.

Я, например, люблю его за то,
какой холодный он, какой он скользкий, гладкий,
как он трещит, ломается на складках,
напоминая молодой ледок;

Я, например, за то люблю его,
что он таинственный, что весь стрекозоперепонча-
то он какой-то крылый; розы, символы порока, ежели в него
люблю за то его, что коль завернуты - они еще порочней!

За то люблю, какой стерильный весь, хрустальный!
За то, что просто аж бонбон-помпон-тромбон!
Напоминает заграницу, в общем, он:
иную жизнь и берег дальный.

1989, осень.

Так вот, целлофан.

Прозрачный полимер, в который упаковывают все, что только ни придет на ум, от колбасы и хлеба до трусов и прочих предметов значительной непристойности; а также делают из него пакеты и кульки.

И еще - полиэтилен; для простоты будем считать, что он с Ц. одно и то же.

Структура целлюлозы

Вот далее чрезвычайно краткий очерк истории его наличия.

1.

1839, Российская Империя:

Литератор, любомудр и музыковед князь Владимир Одоевский сочиняет (увы, так и неоконченный) роман "4338-й год (Петербургские письма)".

Среди прочего, он там описывает и дамские моды 5000-го тысячелетия (письмо 5-е; прием в усадьбе первого министра):

"Дамы были одеты великолепно, большею частию в платьях из электрического хрусталя разных цветов; по иным струились все отливы радуги, у других в ткани были заплавлены всякие металлические кристаллизации, редкие растения, бабочки, блестящие жуки. У одной из фешенебельных дам в фестонах платья были даже светящиеся мошки, которые в темных аллеях, при движении, производили ослепительный блеск; такое платье, как говорили здесь, стоит очень дорого и может быть одето только один раз, ибо насекомые скоро умирают.

(...)

Некоторые из дам носили уборки a la comete (в виде кометы - франц.); они состояли в маленьком электрическом снаряде, из которого сыпались беспрестанные искры. Я заметил, как эти дамы из кокетства старались чаще уходить в тень, чтобы пощеголять прекрасною электрическою кистью, изображавшей хвост кометы, и которая как бы блестящим пером украшала их волосы, придавая лицу особенный оттенок.

(...)

Никогда моя прекрасная дама не казалась мне столь прелестною: электрические фиолетовые искры головного убора огненным дождем сыпались на ее белые, пышные плечи, отражались в быстробегущих струях и мгновенным блеском освещали ее прекрасное, выразительное лицо и роскошные локоны; сквозь радужные полоски ее хрустального платья мелькали блестящие струйки и по временам обрисовывали ее прекрасные формы, казавшиеся полупризрачными."

Эластичный хрусталь!

Будем считать, что это есть именно предсказание современного целлофана.

Реальная же его история такова:

2.

1844, Англия:

Дж.Мерсер описывает метод регенерации целлюлозы из раствора при добавлении кислоты в ее концентрированный медноаммиачный (то есть содержащий сульфат меди и гидроксид аммония) водный раствор. Источник

3.

1870, США

Братья Джон и Исаак Хайатт, добавив к нитроцеллюлозе камфору, получили пластмассу, которую назвали целлулоид. Источник

Этим они выиграли конкурс на изобретение материала способного заменить слоновую кость в бильярдных шарах. Источник

Целлулоид в виде прозрачной пленки использовался в кинематографии - на него снимали.

Еще были в ходу целлулоидные воротнички - не прозрачные, а белые.

Они были очень жесткие, зато их не надо было стирать - а только протирать тряпочкой.

Однако использование целлулоида было ограничено из-за его крайней легковоспламенимости. (см. о ней в сообщ. Настольный теннис)

Поэтому ни о какой упаковке из целлулоида не было и речи.

4.

1892, Англия

Кросс, Бевин и Бидл изобрели процесс получения вискозного волокна: вязкий (откуда название вискоза) водный раствор целлюлозы получался после обработки целлюлозы сначала крепким раствором едкого натра, затем - дисульфидом углерода (CS2), в результате получался растворимый ксантогенат целлюлозы.

При выдавливании струйки этого раствора через фильеру с малым круглым отверстием в кислотную ванну, целлюлоза регенерировалась в форме вискозного волокна. Источник

5.

1912, Франция:

Швейцарец Жан Эдвин Бранденбергер патентует прозрачную пленку из вискозы - целлофан.

Легенда гласит, что он изобрел целлофан, пытаясь найти защитное покрытие для скатертей, чтобы их не надо было так часто стирать и кипятить.

В принципе, целлофан получается так же как и вискоза, но растворимый ксантогенат целлюлозы выдавливается в кислотную ванну через фильеру с узкой щелью.

Затем полученную пленку тщательно промывают, освобождают от серы, образовавшейся при разложении ксантогената, и отбеливают.

Затем снова многократно промывают, пластифицируют и высушивают.

В результате получается совершенно прозрачная пленка.

Но тот целлофан, начала 20-го века, был гигроскопичен, пропускал влагу и набухал в воде. Источник

6.

1912, Франция

Фирма C.A. La Cellohpan приступает к изготовлению целлофана.

В основном из него делаются мешки размером как типа мешки для картошки.

По бокам мешки из целлофана сшиваются нитками.

Пробовали изобрести специальную пленку для склейки - не получилось.

А термосклейка была изобретена только в 30-м году, примерно одновременно со скотчем.

В Восточной лаборатории Дю Пон7.

1923, США

Химический гигант DuPont (та самая, знак которой на колготках означает, что они действительно с лайкрой) приобрела патент на производство целлофана. Собственно, только с этого времени и началась его по-настоящему промышленное изготовление в массовых масштабах.

Кроме того, DuPont начинает исследования по усовершенствованию целлофана. Источник

8.

1927, Америка

Благодаря усилиям ученых из лаборатории фирмы DuPont целлофан стал влагонепроницаемым.

Реклама 1929 года. Целлофан - символ прогресса

Для этого целлофановую пленку после ряда промывок, отбеливаний, просушиваний стали покрывать лаком.

9.

1935, США:

Ильф и Петров, пребывая в США и описывая все подряд из того, что они там видели, описывают и сигары, которые они покупали в гостиничном табачном киоске.

Они продаются поштучно, и каждая завернута в "специальную прозрачную хрустящую бумагу".

Позволю себе высказать предположение, что эта бумага была как раз целлофаном.

10.

Вообще же, начиная с 1923 года, как за его производство взялся Дю Пон, целлофан очень быстро завоевал себе место под солнцем.

И в первую очередь, как материал для упаковки.

Журнал КомпьютерПресс, например, сообщает:

"Изначально возникшее противостояние целлофана и картонной упаковки продлилось недолго, и каждый из этих материалов занял свою нишу на рынке.

В результате возникло даже их сочетание - коробочка с целлофановым окошком.

Примером еще более глубокого симбиоза можно считать упаковки, обернутые целлофановой пленкой: коробка сохраняет продукт, а пленка - саму коробку, обеспечивая ей в течение длительно времени привлекательный товарный вид.

Первые упаковки из целлофана представляли собой прозрачные мешочки и пакетики, не содержавшие кроме самого товара абсолютно ничего.

Обычно на таких пакетиках не было никаких надписей и этикеток - это считалось ненужным, так как содержимое говорило само за себя.

Целлофан дал возможность рассмотреть продукт без вскрытия упаковки, что значительно стимулировало продажи и увеличило количество так называемых случайных покупок, то есть покупок совершаемых под воздействием мимолетных желаний.

Товары в целлофановой упаковке пробуждал подобные желания чаще, чем продукты в картоне.

***

Кроме того, упаковка из целлофана несла в себе еще три качества: блеск, чистота и свежесть.

Блеск окружает товар своего рода волшебным ореолом, создает ощущение новизны продукта, притягивает взгляд.

Пленка придает блеск вещам, которые его от природы не имеют.

Покупатель, конечно, догадывается, что блестит далеко не сам продукт, но это не мешает ему выбирать товар в блестящей упаковке.

Известны случаи, когда для оживления вялой торговли в магазине продукты заворачивали в целлофан, и торговля шла на несколько порядков быстрее.

Использование целлофановой упаковки придает покупателю уверенность в чистоте продукта.

Особенно четко этот эффект проявлялся при упаковывании в целлофан детских игрушек.

Родителям казалось, что ничьи руки еще не касались игрушек, доставаемых из заваренной целлофановой упаковки.

Свежесть содержащегося в целлофане товара уже не была столь иллюзорной, как первых два качества.

Целлофановая пленка, за счет своей герметичности действительно способствовала сохранению свежести продукта, что особенно ощущалось при упаковывании в пленку разделанного мяса.

Еще одним неоспоримым достоинством целлофана является то, что упаковка из него дает возможность покупателю подержать товар в руках и осмотреть его со всех сторон без ущерба для товарного вида продукта.

Если раньше покупатель не мог взять в руки с прилавка, например сдобную булочку, а потом положить ее обратно и уйти, то с появлением булок, упакованных в целлофан, это стало возможным".

11.

1949, СССР:

Когда будет починен сканер, здесь будет картинка, отсканированная из журнала "Техника - молодежи" за август указанного года.

Она является заголовком рассказа о новом замечательном материале, открытом советскими учеными, - целлофане.

Из чего выводим: он в Стране Советов - есть, но - пока еще в качестве диковины.

Пример:

1949 же, СССР же

Лев Кассиль, совместно с М.Поляновским пишет повесть "Улица младшего сына" про юного партизана Володю Дубинина:

"Под клетками, покуривая, сидел на стуле, должно быть, сам хозяин, вынесший в воскресное утро своих птиц погреться на солнышке.

На нем была выгоревшая от солнца, но опрятная военная гимнастерка с расстегнутым воротом и медалью Отечественной войны на ленте, аккуратно обернутой в прозрачный целлофан.

Под гимнастеркой виднелась чистенькая, хотя и полинявшая тельняшка".

12.

1959

Целлофан потеснила виниловая пленка. А затем и полипропилен.

Но, по привычке, все эти материалы в народе в обиходе называются по-прежнему целлофаном.

13.

1963, СССР:

Он есть.

Во всяком случае в романе писателя И.Штемлера "Гроссмейстерский балл" тетки в Ленинграде на Литейном торгуют букетами, завернутыми именно в него.

При этом торгуют они, между прочим, не чем-либо - орхидеями!

14.

1970-е, начало:

Могу лично удостоверить: целлофан и полиэтилен имеются в каких угодно количествах; во всех магазинах сахар, мука, пряники, рубашки, свитера и вообще, все, что только ни есть, продается упакованным в целлофановые и полиэтиленовые кульки.

Что остается имеющим силу и в наши дни.

За исключением разве того, что если в 1970-е и 1980-е сахар или горох продавался расфасованным в пакеты как в полиэтиленовые, так и в бумажные; при этом бумажный пакет был вообще бесплатным, в отличие от полиэтиленового, за который взимали то ли 5, то ли 15 копеек сверх стоимости продукта.

Сейчас дела обстоят прямо противоположным образом: бумажный пакет уже оказывается дороже - и в несколько раз! - целлофанового.

Ибо мир настроен сильно против химии.

Но автор не принадлежит к числу настроенных против, и даже специально сочинил по этому поводу стихотворение антиэкологического содержания, которые и приведено в начале.

15.

Кстати, могу добавить, что еще в начале 80-х пакетики стирали с мылом и бережно расклеивали на просушку на кафеле над кухонными раковинами.

Потому что они стоили денег!

И в магазин за сахаром или горохом - ходили со своим кульком - чтобы не платить за казенный.

16.

А на Кубани - и сейчас моют.

Приезжала племянница и была поражена, что мы кульки из-под сахара (и хлеба, и проч. и проч.) - просто выбрасываем.

И первые дни жизни у нас - пыталась их мыть.

Но, правда, быстро отвыкла.

17.

Или вот:

Алексей Левинсон, "Заметки по социологии антропологии рекламы... и литература" - "Новое Литературное Обозрение", # 22, 1997 :

"Постараемся отстраненно взглянуть на эстетику витрины появившихся уже во всех городах России ларьков с импортными лакомствами и напитками.

Сами товары упакованы в яркие и блестящие материалы, они, как правило, ярко освещены.

Если поискать подобие этому парадизу по колористике, обилию источников света, их серебряных и золотых отражателей, то ближайшее найдется, пожалуй, в храме, а следующее - в горке, стоящей в "зале" трехкомнатной квартиры. И это не случайно.

Как зеркала, мишура и стеклярус прежних городских празднеств, фольга и прозрачный пластик в упаковке этих лакомств пользуются древнейшими символами обожествленного солнца и света.

В свое время они были инкорпорированы христианской традицией и стали важнейшей частью символики, а затем и эстетики церковного ритуала-празднества. Золотое и голубое, красное и белое - цвета праздника и торжества.

В рамках светской традиции те же символы претворились в знаки богатства и власти. Эти знаки знать демонстрировала в своем кругу повседневно, а в дни празднества - всем. В праздник они же ритуальным образом передавались низам.

Отсюда и эстетика блесток городского праздника. Из обихода знати сияющие атрибуты за века спустились в интерьеры мещанских жилищ, сохраняя признаки роскошного, неповседневного.

Примерно те же рассуждения можно привести в отношении самих яств и питий, указав на неповседневную, праздничную природу сладостей и шипучих напитков для недавних (не старше третьего поколения) выходцев из традиционной сельской культуры.

............

Реклама шоколадных батончиков и газированных напитков тем или иным способом эксплуатировала праздничную дистанцию от повседневности.

В одних случаях это было "райское наслаждение" экзотических островов Океании, в других - рай счастливой и благополучной большой семьи, что не менее экзотично для России, в третьих - повседневность остранялась свободой сорванца Сидорова от скучных правил школы, и т.п., в четвертых - приданием сексуального подтекста служебным отношениям".

18.

Только что обнаружил: оказывается, прославленный Олдос Хаксли, вот кто был еще был поклонником целлофана!

И уважал его именно за то, что он - ключ к дверям в иные миры; в нормальных условиях доступным только великим визионерам, вроде В.Блейка, Сведенборга, мадам Блаватской и т.д.

Лучше, конечно, писал Хаксли, мескалин или лизергиновая кислота, но если их под рукой по каким-либо причинам нет - можно достичь почти того же эффекта - перехода на иной уровень сознания и созерцания удивительных иных миров и даже "Чистого Света Пустоты, описанного в тибетской "Книге Мертвых" - путем простого пристального вглядывания в целлофан - или в фольгу, или в какую-нибудь блестящую, сверкающую и складчатую (при этом желательно ярко освещенную) ткань - шелк, атлас, нейлоны всякие...

Не зря же 80 процентов всей мировой живописи, согласно Хаксли - изображение водопадов шелков и складок всяких бархатов:

Цивилизованные человеческие существа носят одежду, поэтому не может быть ни портретной живописи, ни мифологического или исторического сюжетоизложения без изображения складчатых тканей.

Но хотя простое портняжное искусство может служить объяснением происхождения, оно никогда не объяснит самого роскошного развития драпировки как основной темы всех пластических искусств.

Художники - это очевидно - всегда любили драпировку ради нее самой - или, скорее, ради самих себя.

Когда вы пишете или режете драпировку, вы пишете или режете формы, нерепрезентативные во всех практических целях, - тот вид необусловленных форм, на которых художникам даже в самой натуралистической традиции нравится отвязываться.

В средней Мадонне или Апостоле строго человеческий, полностью репрезентативный элемент отвечает примерно всего лишь за десять процентов целого.

Все остальное состоит из множества раскрашенных вариаций неистощимой темы мятой шерсти или полотна.

И эти нерепрезентативные девять десятых Мадонны или Апостола могут быть точно так же важны качественно, как и количественно.

Очень часто они задают тон всему произведению искусства, они устанавливают ключ, в котором излагается тема, они выражают настроение, темперамент, отношение художника к жизни.

Стоическое спокойствие являет себя в гладких поверхностях, в широких неизмученных складках драпировок Пьеро.

Раздираемый между фактом и желанием, между цинизмом и идеализмом, Бернини умеряет все, кроме карикатурного правдоподобия своих лиц с огромными портняжными абстракциями, которые суть воплощение - в камне или бронзе - непреходящих общих мест риторики: героизма, святости, возвышенности, к которой человечество вечно стремится, по большей части, - тщетно.

А вот вам юбки и накидки Эль Греко, тревожно напоминающие внутренности; вот острые, перекрученные, пламеобразные складки, в которые свои фигуры облачает Козимо Тура: у первого традиционная духовность проваливается в безымянное физиологическое влечение; у второго - корчится в агонии ощущение, в сущности, чужого и враждебного мира.

Или давайте рассмотрим Ватто: его мужчины и женщины играют на лютнях, готовятся к балам и арлекинадам, на бархатных лужайках и под благородными деревьями пристают к Цитере, о которой мечтает каждый влюбленный; их огромная меланхолия и освежеванная мучительная чувственность их создателя находят выражение не в зарегистрированных действиях, не в изображаемых жестах и лицах, но в рельефе и текстуре их тафтяных юбок, атласных колпаков и дублетов.

Здесь - ни дюйма гладкой поверхности, ни мгновения мира или уверенности, - только шелковая глушь бессчетных крохотных складок и морщинок с непрекращающейся модуляцией - внутренней неуверенностью, переданной с абсолютной убежденностью руки мастера, из тона в тон, из одного неопределенного цвета в другой.

В жизни человек предполагает, Бог располагает.

В пластических искусствах предположение совершается субъективной материей; а то, что располагает, - это, в конечной степени, темперамент художника, непосредственно же - по крайней мере, в портретной, исторической или жанровой живописи - вырезанная или написанная драпировка.

Между собой эти двое могут постановить, что fete galante должно трогать до слез, что распятие должно быть умиротворенным вплоть до веселья, что стигматизация должна быть невыносимо соблазнительной, что подобие чуда женской безмозглости (я думаю сейчас о несравненной Мадемуазель Муатессье Энгра) должно выражать суровейшую, бескомпромисснейшую интеллектуальность.

Но это еще не все.

Драпировки, как я теперь открыл, - гораздо больше, чем средства для введения нерепрезентативных форм в натуралистические картины и скульптуры.

То, что остальные из нас видят только под воздействием мескалина, художник обладает врожденной способностью видеть все время.

Его восприятие не ограничено тем, что полезно биологически или социально.

Немногое из знания, принадлежащего Всему Разуму, просачивается мимо редуцирующего клапана мозга и эго в его сознание.

Это знание подлинного значения всего существующего.

Для художника, как и для принимающего мескалин, драпировки - живые иероглифы, которые каким-то странным образом выразительно замещают невообразимую тайну чистого бытия.

Даже более, чем стул, хотя, возможно, менее, чем те совершенно сверхъестественные цветы, складки моих серых фланелевых брюк были заряжены "есть-ностью". Чему они были обязаны этим привилегированным статусом, я сказать не могу.

Возможно, потому, что складчатые формы драпировки так странны и драматичны, они захватывают взгляд и таким способом заставляют внимание обратиться к чудесному факту просто существования?

Кто знает?

Причина опыта менее важна, чем сам опыт.

Раздумывая над юбками Юдифи там, в "Самой Большой В Мире Аптеке", я знал, что Боттичелли - и не один Боттичелли, но и многие другие - смотрел на драпировки теми же самыми преображенными и преображающими глазами, какими были в то утро и мои.

Они видели Istigkeit, Всеобщность и Бесконечность сложенной материи, и сделали все, что могли, чтобы передать ее в краске или в камне. И, конечно же, непременно - без успеха.

Ибо слава и чудо чистого существования принадлежат другому порядку, они выше силы выражения даже высочайшим из искусств. Но в юбке Юдифи я мог ясно видеть, что, будь я гениальным художником, я мог бы сделать из своих старых фланелевых штанов.

Нет, немного - видит Бог! - по сравнению с реальностью; но достаточно для того, чтобы восхищать созерцателей, одно поколение за другим, достаточно для того, чтобы заставить их понять, по крайней мере, хоть немногое из подлинного значения того, что мы в своей прискорбной имбецильности называем "просто вещами" и чем мы пренебрегаем в пользу телевидения.

19.

И - эх! - еще:

2000-е, США

Придуман съедобный целлофан.

"Новая упаковка имеет внешний вид обычной тонкой целлофановой пленки, но будет вырабатываться из превращенных в кашицу фруктов и овощей.

По своему составу она сама будет на 100 процентов "натуральным" продуктом.

В настоящее время уже созданы образцы такой упаковки на основе клубники, манго, яблок, персиков, груш и винограда, а также томатов, брокколи, моркови, кукурузы и сладкого красного перца.

Министерство сельского хозяйства пока не остановило свой окончательный выбор на каком-либо из этих видов упаковки.

По словам официального представителя министерства Тары Макхью, новая "съедобная" упаковка не будет столь же прочной или столь же водонепроницаемой как сегодняшний пластик, но она позволит совершить революцию в реализации продуктов, которые могут быть стерильно упакованы и при этом будут готовы к употреблению прямо в магазине.

Причем сама упаковка, которую можно будет купить в магазинах в рулонах, тоже будет "готовой к употреблению", так как ее можно будет есть.

Стоимость "съедобной" упаковки пока не определена, но ожидается, что по цене она будет лишь ненамного дороже обычной пластиковой, которая используется во всем мире в пищевой промышленности и магазинах-универсамах." (Источник)

И еще!

2001, Россия

По-новому, с добавлением глины, научились изготавливать более прочный целлофан столичные ученые.

Как сообщили "МК" в институте нефтехимического синтеза, традиционное производство целлофана - очень трудоемкий процесс.

Чтобы растворить целлюлозу, специалисты используют экологически опасные растворители типа сероуглерода или уксусной кислоты.

Теперь ситуация изменится: ученые нашли более чистый способ получения пленки в органическом растворителе.

А кроме того, специалисты научились делать целлофан более гигроскопичным, добавив в него на этапе растворения целлюлозы частички глины.

Новая пленка не станет набухать от влаги, как ее предшественница, а значит, в ней будет удобнее хранить продукты.

Когда же придет время утилизации "глиняных" пакетов, они будут полностью разлагаться при помощи специальных поедающих целлофан микроорганизмов. (Источник)

***

Вот некоторые образцы драпировок. Мог бы привести и больше, да боюсь русс.ру рассердится.




поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Вернер, "Анекдоты из России" и фольклор интернетовской эпохи /17.06/
Первые годы своей жизни сайт собирал фольклор, существовавший вне Cети и независимо от Cети. Позднее анекдот.ру из места коллекционирования существующего фольклора эволюционировал в место рождения, "центр кристаллизации" нового фольклора.
Александр Гагин, Живой журнал - предварительные итоги (окончание) /15.06/
Общение - а не, скажем, электронная коммерция, клубничка или интернет-СМИ - это главная вещь в Интернете. LiveJournal стал новым форматом сетевого общения, полноценной заменой тем же конференциям Usenet. Будет ли он тупиковой ветвью эволюции или послужит ступенькой в развитии технологии - покажет время.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 140 /11.06/
Помидоры (и томатный сок).
Александр Гагин, Живой журнал - предварительные итоги /11.06/
Информационное поле в "жэжэ", с одной стороны, охватывает преимущественно интересных вам людей и темы, с другой - не имеет заметных границ, каких-то ощутимых рамок. В комментариях к сообщеним ваших "друзей" можно встретить и незнакомых людей, и существует даже специальная страница, на которой можно при желании почитать сообщения соседей ваших соседей.
Иннокентий Жеглов, Методы против Кости Сапрыкина. 4 /10.06/
Булыжник - оружие злого пользователя. Или еще чего похуже. Новая акция против американского языка состоится 21 июня.
предыдущая в начало следующая
Мирослав Немиров
Мирослав
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: