Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20030717.html

Все о поэзии 144
Написать в гостевую

Мирослав Немиров

Дата публикации:  17 Июля 2003

Ельцын, Борис

С 1976 по 1986 - правитель сопредельной с Тюменью Свердловской области; в 1986-91 годах - народный кумир и Герой Перестройки (см. напр. сообщ. "Джек Дэниэлз"); с 1991 по 31.12.1999 - властитель государства, в которое Тюмень входит в качестве одной из провинций.

Вот стихотворение периода пребывания Ельцына Б.Н. Народным Заступником и Героем Перестройки:

Бюрократ сидит как сатана
Полным разложением смердит.
Мысель в голове его одна:
Хочет Перестройке он вредить!

Хочет палки он в колеса ей вставлять,
Испохабить на фиг снова нашу жизнь,
Хочет разводить везде опять
Порнографию и прочий сталинизм!

Только есть ему предел подобным целям,
Для него готов у нас отпор -
Бей же в рог ему скорей, товарищ Ельцын!
Перестройки пламенный топор!

май 1989, Москва

Стихотворение так себе.

Сочинено для полноты картины: чтобы стихотворным образом запечатлеть Героев Перестройки уж совсем всех.

(К тому времени уже были запечатлены Горбачев, Сахаров, Бердяев, Солженицын и Пастернак.)

Вот я поднатужился, и - - -

2.
Во-вторых.

Подсчитаем: Е - 1, Л - 2, Ь - 3, Ц - 4, Ы - 5, Н - 6.

Шесть букв!

Это наводит на размышления!

Продолжим: Борис.

Вроде бы, букв 5.

Ан если писать по дореволюционной орфографии, которая, конечно, более правильная, то будет - Борисъ, то есть - опять шесть!

Уже две шестерки!

О-го-го!

И вот: он, Борисъ Ельцын, - кто таков?

Президент.

Букв 9, то есть, кажется, нет, не выходит, мы ошиблись, возвели напраслину.

Но вот именно так и хотят замаскировать свою сущность те тайные силы мировой закулисы, которые - - - !

Потому что известно: в еврейском языке (а какой же язык и не есть самый тот для мировой закулисы) на самом деле значение имеют только согласные буквы, а гласные - так, для отвода глаз.

И вот считаем: ПРЗДНТ - опять шесть!

То есть - 666 выходит, вот как явно и открыто, уже даже и не скрываясь, они обозначают своего ставленника!

Будьте же бдительны, люди доброй воли!

(Да и девять букв в слове "президент"; девятка - это же перевернутая шестерка!

То есть, и тут выходит - - -)

3.

Вообще говоря, цифры все подозрительны.

Возьмем, например безобидное вроде бы число 49 целых 8 десятых.

А умножить его на, допустим, 13,373 - что получится?

То-то же.

4.

Или возьмем ну уж совсем какую-нибудь, казалось, мелочь, да хоть 0,00014.

А опять же, умножить ее на безобиднейшие, вроде бы, 4 миллиона 757 тысяч 142 и 857 тысячных - и увидим: о-го-го!

Будьте же, будьте же бдительны, русские люди!

5.

В гостевой русс.ру я это рассуждение про цифры и их подозрительность написал.

Человек из Ростова-на-Дону, подписывающийся "иванов", откликнулся:

- Цифры, конечно, да... Но вот буквы - еще подозрительнее! Возьмешь пригоршню невинных на первый взгляд букв, расставишь и - такое выходит!

6.

И еще о Б.Н. Ельцыне.

Нина Горланова пишет:

("Записки из мешка", - "Уральская новь" 2001.10)

"18.03.01, воскресенье. Господи, благослови! А вот и голуби! Приснился Путин, делающий мне предложение руки и сердца... До этого делали предложение и Ельцин, и Черномырдин (об этом есть рассказ). Маша Арбатова тут права: какие-то травмы в психике у меня! Якобы на встрече с Путиным я говорю, что жить людям все хуже и хуже, пора бы о них подумать... У него скулы ходят с амплитудой в 20 см. ...Вывел меня на улицу: "Смысла нет скрывать, я вам нравлюсь, и вы мне тоже"... Бред!"

Так вот: мне году в девяносто седьмом Ельцын тоже два раза снился.

6.1

Будто какое-то торжественное заседание, я сижу в зале, Ельцын в президиуме.

В перерыве он ко мне подходит:

- Ты, я вижу, парень с понятием, у тебя хата свободная? Ну их всех, козлов, в баню, надоели, давай водки возьмем да поедем к тебе!

Я думаю: зашибись!

Ельцын меня полюбил, теперь буду кум королю и сват министру!

Опять же - деньги у Ельцына есть, водяры накупим столько, что шуба завернется; опять же - поедем на машине, а не на электричке...

Потом думаю: но ведь я же напьюсь, начну Ельцыну за все выговаривать, он обидится, и - - -

Вот на этих мыслях - что не бывать мне кумом королю - я и проснулся.

6.2

А другой раз снилось, что у Ельцына дочка есть - не Т.Дьяченко, а другая, совсем молодая, лет восемнадцати - и она ко мне приходит: ах, я столько о Вас слышала, Вы такой необычный, такой удивительный, нам нужно познакомиться поближе!

- Эге - опять думаю я все ту же мысль про кума королю.

Но потом вспоминаю: у меня ведь жена есть!

Как быть?

Обманывать ее?

Стыдно, да и не выйдет у меня, она меня наутро же расколет...

Тут как раз и опять проснулся в тягостных сомнениях.

Мораль: нравственный облик моего подсознания двойственен: с одной стороны, ему очень хочется любым образом стать кумом королю, с другой - жене оно все-таки постеснялось изменять, задумалось.

7.

А вот что о Ельцыне Б.Н. писал в свое время модный нынче (и заслуженно) поэт Всеволод Емелин:

Маша и президент

На севере Родины нашей,
За гордым Уральским хребтом,
Хорошая девочка Маша
У мамы жила под крылом.

Цвела, как лазоревый лютик,
Томилась, как сотовый мед.
Шептали вслед добрые люди:
"Кому-то с женой повезет".

Но жизнь это трудное дело,
В ней много встречается зла.
Вдруг мама у ней заболела,
Как листик осенний слегла.

Лежит она, смеживши веки,
Вот-вот Богу душу отдаст.
А Маша горюет в аптеке,
Там нету ей нужных лекарств.

Сидит, обливаясь слезами,
Склонивши в печали главу.
Да умные люди сказали:
"Езжай-ка ты, Маша, в Москву.

Живет там глава государства
В тиши теремов и палат,
Поможет достать он лекарство,
Ведь мы его электорат".

Ее провожали всем миром,
Не прятая искренних слез.
Никто не сидел по квартирам.
Угрюмо ревел тепловоз.

Вслед долго платками махали,
Стоял несмолкаемый стон.
И вот на Казанском вокзале
Выходит она на перрон.

Мужчина идет к ней навстречу:
"Отдай кошелек", - говорит.
А был это Лева Корейчик,
Известный московский бандит.

Вот так, посредине вокзала
Наехал у всех на виду,
Но Маша ему рассказала
Про горе свое и беду.

Тут слезы у Левы как брызни,
Из глаз потекло, потекло...
Воскликнул он: "Чисто по жизни
Я сделал сейчас западло.

Чтоб спать мне всю жизнь у параши,
Чтоб воли мне век не видать
За то, что у девочки Маши
Я деньги хотел отобрать.

Достанем лекарство для мамы,
Не будь я реальный пацан,
Начальник кремлевской охраны
Мой старый и верный друган.

Чтоб мне не родиться в Одессе,
Не буду я грабить сирот".
Довез он ее в Мерседесе
До самых кремлевских ворот.

И впрямь был здесь Лева свой в доску,
Так жарко его целовал
Начальник охраны кремлевской,
Высокий седой генерал.

Усы генерала густые,
Упрямая складка у рта,
Под сердцем героя России
Горит золотая звезда.

Поправил он в косах ей ленту,
Смахнул потихоньку слезу,
И вот в кабинет к президенту
Он нашу ведет егозу.

На стенах святые иконы,
Огромное кресло, как трон,
Стоят на столе телефоны,
И красный стоит телефон.

Притихли у двери министры.
Премьер застыл, как монумент.
А в кресле на вид неказистый
Российский сидит президент.

Взвопил он болотною выпью,
Услышавши Машин рассказ.
"Я больше ни грамма не выпью,
Раз нету в аптеках лекарств".

Не веря такому поступку,
Министры рыдают навзрыд.
Снимает он красную трубку,
В Америку прямо звонит.

"Не надо кредитов нам ваших,
Не нужно нам мяса, зерна.
Пришлите лекарство для Маши,
Ее мама тяжко больна".

На том конце провода всхлипнул,
Как будто нарушилась связь,
А это всем телом Билл Клинтон
Забился, в рыданьях трясясь.

Курьеры метались все в мыле,
Умри, но лекарство добудь.
И Моника с Хиллари выли,
Припавши друг-другу на грудь.

И вот через горы и реки
Летит к нам в Москву самолет,
А в нем добрый доктор Дебейки
Лекарство для Маши везет.

Да разве могло быть иначе,
Когда такой славный народ.
Кончаю и радостно плачу,
Мне жить это силы дает.

Ехать или нет

В смысле - в Америку.

И с этим вопросом доводилось сталкиваться автору этих строк в течение почти всех 1980-х годов.

Например, все тот же Тер-Оганян А.С. неоднократно, например, заводит с автором этих строк разговор с призывами бросить все и бежать в Америку.

Это уже в конце 1980-х, в разгар Перестройки.

Потому что вся эта нынешняя фигня - фигня, Горбачевские причуды, настоящим буйным из тех, кто там, наверху, они скоро надоедят, Горбачева они скинут и, перепуганные тем, к чему приводят хоть наималейшие послабления, устроят уже не просто Софью Власьевну а-ля Брежнев, а настоящий сталинизм в полный рост, а то, скорей, идеи чучхэ.

Так говорил Оганян.

- Да что нам там делать? - отвечал я. - Там своих художников и деятелей искусств полно, чужие там не сильно-то нужны.

- Будем просто жить! Кока-колу пить, ходить по Бродвею, всякое прочее...

- На что?!!

- Армяне прокормят! Там армян до фига - они прокормят!

И задумчиво:

- Ну, выставляться, наверно, не буду, так, для себя буду рисовать... А так буду просто жить, фрукты кушать...

2.

Тут мне кое-кто - М.Белозор, например, - предъявляют претензию, что я неправильно пишу, что Оганян не так говорит, не с такой интонацией и не с такими выражениями.

Согласен.

Чем-чем, а талантом воспроизведения речевых характеристик персонажа я нисколько не обладаю.

Поэтому сразу объявляю, что передаю - и вот тут правдивость более менее стараюсь соблюдать - общее содержание беседы. А что до конкретных выражений...

3.

Иногда, кстати, и получается!

Но часто - увы.

Так, например, в данном отрывке Оганян получается толстым веселым восточным человеком, приплясывающим и зазывающем: "шяшлык кушять! барашька жарить!", что уж нисколько не соответствует реальному Оганяну.

Реальный Оганян есть типичный унылый (ибо систематически страдающий с похмелья) московский интеллигент, а восточная его национальность придает ему, да, некий особый отблеск, но не "шашлыка и барашка", а, скорее, тысячелетней восточной скорби.

4.

А впрочем, все-таки, и не совсем так!

Многотысячелетняя скорбь (армяне - один из древнейших народов на земле, они древней, например, евреев), художественные стоны, ирония перед лицом очевидной безнадежности любых усилий и все такое прочее в Оганяне, конечно, есть, но и все-таки, когда опохмелится и когда есть еще чего добавить, веселый восточный человек - "Барашька! Дэвушька!" - все-таки в нем тоже просыпается и есть, что бы там Белозор ни говорил.

5.

Причем - в том числе, еще и сознательно культивируемая в порядке постмодернистской тройной иронии.

То есть в порядке иронии (насмешки) над ожиданиями публики, все-таки ждущей от него именно такого, наконец, типа поведения, но и иронии над собой - что же, я все-таки хочу нравиться людям, и если вам хочется, именно такой чтоб я был - я буду такой; но и, наконец, при этом - в-третьих - на самом деле, вы не поверите, но я именно такой и есть!

Примерно как если бы кто-нибудь решил носить маску, чтобы его никто не узнавал, а самой надежной выбрал бы ту - на которой бы было нарисовано его собственное лицо.

Тогда и когда он будет без маски, с собственным лицом, его никто не опознает, думая, что это - все та же маска, - вот, в чем, собственно, суть "постмодернистской" (она же, на мой взгляд, и "романтическая") иронии.

Каковое рассуждение здесь совершенно, конечно, не к месту, а только временно: потом я его, конечно, отсюда перенесу в более подходящее место.

6.

Возвращаясь же к "Ехать или - - -", то в конце 1980-х все это стало актуально - для меня, во всяком случае, - потому, что стала в больших количествах публиковаться неизвестная ранее (мне) тамиздатская русская литература, и обнаружилось, что именно те, кто уехали, - решились взять и все-таки сделать прыжок в неизвестность (Бродский, Лимонов, Довлатов, Мамлеев, Саша Соколов - первые пришедшие в голову) - те-то и по настоящему сумели - - -, а вот те, кто остались, - Трифонов, что ли? как там еще их звали, советских писателей? - они на самом деле добровольно согласились проходить под ярмом тише воды ниже травы, и нечаянные проявления таланта (или, правильнее, драйва) - которые, конечно, у них были - немедленно зарывать в землю, чтобы власти, не дай Бог, не догадались.

Так было.

И это подводило ко все тому же вопросу: "Тварь ли я дрожащая или право имею?"

Вот, например, стихотворение сочиненное в процессе размышлений на эту тему - а также и прочтении повести С.Довлатова "Американка":

На хуй мне она всралась,
Блядская Америка!
По-английски блядь гундосить?
На хуй всралось мне оно!

Что я, на хуй, гинеколог?
Блядь какой-нибудь Рубинчик?
Я блядь русский есть писатель!
Это вам не писю чамать!

Стихотворение являет собой "человеческий документ", но художественных достоинств, в нем, конечно, - - -

Оганян так его и оценил: пожал плечами.

Тогда некоторое время я ему, раз так, тогда еще сказанул, прямо из самоей Ахматовой:

Мне голос был: он звал утешно,
Он говорил: иди сюда,
Оставь свой край пустой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился гордый дух.

Это Авдея задело.

Он пришел в состояние настоящей свирепости и ответил:

- Да! Замечательные стихи! Самое то, что называется - художественная неправда! Сочинила для красного словца - а потом 60 лет жалела! Лучше бы не замыкала слух, а уехала, и таких бы еще 200 сочинила - а не - - -

7.

Результат был общеизвестный - никуда мы так и не уехали, что касается меня, то это более-менее понятно, а что касается Тер-Оганяна А.С., то ему-то все-таки пришлось бежать из России быстрее лани, но это отдельная история.