Русский Журнал
/ Net-культура / www.russ.ru/netcult/20030718_zaharchenko.html |
Пользователь Рунета: портрет в интерьере Беседа с Михаилом Махаловым (MASMI Research Group) Виктор Захарченко Дата публикации: 18 Июля 2003 Исследовать российский Интернет усилиями отечественных компаний намного выгоднее, чем привлекать западных аналитиков. Сказывается выигрыш в цене и более тонкое понимание особенностей местного менталитета. MASMI Research Group проводит регулярные исследования отечественного сегмента Сети. Главное его направление - узнать портрет российского гражданина, регулярно (исследуют активную аудиторию) проводящего часы у компьютера, подключенного к Интернету. Вот каким увидели российского пользователя Рунета исследователи перед началом летнего сезона. Возраст респондентов
Авторские права на все материалы, представленные в этом отчете, принадлежат компании МАСМИ Рисерч Групп. Любое воспроизведение или распространение текстовой информации или графических изображений может производиться только с письменного разрешения и с упоминанием компании МАСМИ Рисерч Групп. На вопросы "Русского Журнала" отвечает Михаил Махалов, MASMI Research Group. - Михаил, в России существует целый ряд исследований интернет-аудитории. Министры и аналитики время от времени называют цифры, которые различаются на несколько миллионов. Какими данными в своих отчетах пользуется Минсвязи, и как можно положить конец неразберихе с цифрами? - Неразберихи с цифрами уже нет. В настоящее время практически все пришли к показателю 10 миллионов пользователей. Что касается путаницы, которая наблюдалась достаточно долгое время, то она объясняется несовершенством использовавшихся методик подсчета. - Не слишком ли грубая оценка - 10 млн? Какая точность требуется при таких исследованиях? - Требуемая точность для всех социологических исследований одна и та же - погрешность не должна превышать 5%. - Какие, на ваш взгляд, основные недостатки исследований, которые проводят ФОМ и SpyLOG? - Мне кажется некорректным обсуждать недостатки методик наших конкурентов. Интернет - открытая среда, и все прекрасно информированы о методиках работающих там компаний. В любом случае выбор остается за заказчиком. - Как вы относитесь к тому, что ФОМ акцентирует внимание на том, что их методика поддерживается Nielsen? - На мой взгляд, это прежде всего шаг, направленный на привлечение зарубежных клиентов, которые с недоверием относятся к российским компаниям. - Реальна ли ситуация, когда исследования российских компаний будут на западе цениться выше, нежели данные представительств западных исследовательских групп? Что для этого нужно? - Главное для зарубежного заказчика - история маркетинговой фирмы. Уже сейчас так и происходит. Это обусловлено общим развитием рынка, а также пониманием того, что российскую специфику корректно интерпретировать зачастую могут лишь местные компании, понимающие алгоритм работы "псевдорыночных" отношений. Представительства западных компаний, как правило, недостаточно гибко способны адаптировать существующие корпоративные стандарты и методики к особенностям местных рынков. Кроме того, исследования западных исследовательских групп обходятся заказчику, как правило, на порядок дороже аналогичных исследований, проводимых российскими фирмами. Во многом это обусловлено отсутствием развитой инфраструктуры. Поэтому зарубежные маркетинговые агентства предпочитают кооперироваться с российскими компаниями, обладающими инфраструктурой. По сути, данная кооперация представляет собой франчайзинг. - Была ли в России такая ситуация, когда заказать исследование местного Интернета у зарубежной компании оказывалось дешевле, чем провести его силами российской стороны? - Я таких прецедентов не знаю. Издержки российских фирм будут меньше, чем у зарубежных компаний, и если речь не идет об извлечении сверхприбылей, то цены российских маркетинговых компаний будут значительно ниже. - Сколько стоит качественное исследование аудитории российского Интернета? - Все зависит от того, каким образом оно будет проводиться. Возможны различные варианты: это - или онлайн-исследование, или оффлайн методом личного интервью и набором фокус-групп. Также большое значение имеет география проведения опроса. В любом случае, всеобъемлющее исследование должно включать в себя и онлайн, и оффлайн-компоненты, и этого пока не было сделано ни одной компанией. - Кто выступает основным покупателем продукта, получаемого в конце такого исследования? - Исследование "Онлайн-монитор" ориентировано не на одного конкретного покупателя, а прежде всего на сайты участников проекта. С учетом их интересов мы составляем анкету онлайн-монитора. Полную версию отчета может приобрести любой желающий. - Опишите портрет среднего покупателя исследования МАСМИ, исходя из предыдущих этапов. - У нас нет "средних" покупателей - они вполне конкретные и очень разные. - Есть ли заказчики со стороны государства. Какие ведомства проявляют интерес к исследованиям и в какой степени? - Наши исследования ориентированы прежде всего на реальных игроков рынка, для которых Интернет является инструментом продаж товаров, услуг, информации и рекламной площадкой. Мы работаем, в том числе, и с государственными компаниями, но государственные структуры и ведомства не являются нашими клиентами. - Расскажите подробнее о проекте "Омнибус", - насколько реальную цифру он выдает? - "Омнибус" проводится нашей компанией 4 раза в год и охватывает все территорию РФ. Опрашиваются респонденты в городах с населением свыше 50000 чел. Выборка составляется с учетом структуры населения и "повторяет" демографию страны. Поэтому в данном случае мы можем говорить о репрезентативности результатов. - Участвует ли Россия в каких-то глобальных исследовательских проектах по учету аудитории Сети? - Насколько я знаю, в настоящее время - нет. - На ваш взгляд, почему мы до сих пор активно исследуем демографию, в то время как у них уже анализируют специализированные секторы, вроде популярности SMS или интереса к мобильному Интернету, к В2С и т.п.? - Я бы не стал утверждать, что у нас все сводится исключительно к исследованию демографии. Да и в странах с большим, чем в России, проникновением Интернета, также активно ее изучают. Ведь та же популярность SMS-сообщений "привязывается" к половозрастным характеристикам населения. Что касается мобильного Интернета, то в нашей стране все еще отсутствует достойная инфраструктура, а тарифы значительно превышают европейские, а тем более японские. В настоящее время сектор B2C в нашей стране развивается довольно активно, но все же значительно больший интерес представляет собой сектор B2B. - Почему вы акцентируете внимание на том, что исследуете именно активную аудиторию Интернета в России? - Дело в том, что исследование востребовано прежде всего теми компаниями, которые совершают продажи через Интернет или проводят рекламные акции. Для них интересно работать именно с активной частью интернет-аудитории, которая готова платить за товары, продающиеся через Интернет, и которая так или иначе воспринимает рекламу в Сети. В настоящее время эта активная аудитория состоит, в основном, из "новаторов" - людей, интересующихся развитием технологий, которые видят пути их практического применения. - Так ли бесперспективна и неинтересна исследователям "неактивная" аудитория, ведь у нее тоже свой потенциал? - Интересна, особенно в перспективе. Если бы это было не так, то вы бы и не узнали о том, что аудитория составляет 10 млн чел. - были бы иные цифры порядка 2 млн чел., то есть активная аудитория. - Насколько долгосрочен проект МАСМИ в России? - Думаю, что проект Онлайн-монитор в России будет развиваться вширь и вглубь. Мы постараемся увеличить аудиторию проекта для получения больших объемов информации. Единственный фактор, от которого это зависит - время. Именно от него зависит формирование собственной панели интернет-пользователей. |