Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20030722_nikpopov.html

Которые которых, Или дерррская дивченка о спаме - снова! - 2
Николай Попов

Дата публикации:  22 Июля 2003

3. Портрет скандалиста. Холст 9х12, слюни, сопли, сперма

Наху, наху, на хуторе мы были.
Иба, иба, и бабочек ловили.
Поджо, поджо, под желтыми цветами
Насра, насра, нас радует весна!


песенка из пионерлагеря

Бог шельму метит.
И наказывает.

Говорю это абсолютно ответственно - ибо уже имею какую-никакую статистику. В предыдущей части я писала, что количество спама коррелирует с сетевым возрастом и родом занятий юзера в Сетке. Спешу обрадовать открытием: не только.

"Простите, но действительно ли спам такая проблема, какой все пытаются ее выставить? Лично, для каждого индивидуума? У меня один и тот же e-mail на бесплатном pisem.net уже черт-те сколько лет, чуть ли не с его открытия. Угу, приходит мне десяток или полтора спам-писем в неделю. Стираю я их. И еще сколько-то рассылок, на которые я сам когда-то подписался, режется на сервере фильтром. Вот, собственно, и все. Адрес свой я никогда не прятал особо┘" - откликается на мою статью некто v0.

"Мой отец уже два года пользуется своим провайдерским мылом, особого секрета из него не делает, и никакого спама на него не получает. Только рекламу от all-hotels.com, кажется, он там гостиницу бронировал..." - вторит ему Gray.

"Спам, спам. Где вы его находите?
За последние два года мне один раз спам пришел. Я его удалил и забыл. На единственный почтовый ящик (кстати, самый старый), который я изредка использую для работы, спам никогда не приходил. Для регистрации я использую вновь созданные "номерные" ящики. Попользовался и забыл. Иногда я их оживляю. На @rambler.ru спам пришел лишь однажды, если не считать спамом (в смысле, "непрошенной" почтой) поздравительные открытки от сервера почтовых открыток, которым я время от времени пользуюсь"
, - вступает в разговор kap.

"Несколько ящиков [у меня - Н.П.]... тут посчитал как-то, за все время более 700 писем... и никакого спама... Правда, иногда открытки на ДР получаю от хостера:))) Я говорю про ящики, которые "свеченные". Которые раздаешь направо и налево при регистрациях и прочее. Про те, которые на данный момент еще не брошенные. А в инете... ммм... [мой - Н.П.] непрерывный стаж где-то около трех лет", - рассказывает DaFi.

Таких откликов я за прошедшее с первой публикации время получаю десятки, от самых разных людей, причем часто с большим сетевым стажем и активным кругом общения. Как объяснить? Списываюсь, осторожно выясняю, куда такой человек ходил, а куда нет. И вот что выясняется... следите за губами, правильные пацаны!

НИКТО из таких счастливчиков не является фанатом ни порносайтов, ни скопищ вареза, ни MP3-сетей, ни сайтов сомнительных знакомств, ни прочих мест активной эксплуатации низменных человеческих инстинктов. Многим это даже в голову не приходило - хотя наслышаны о таких местах, естественно, все. Еще один признак: никто из них не использует аську для поиска случайных собеседников - только для общения со своим контакт-листом. При этом эти люди активно посещают и чаты, и серьезные форумы, и прочие людные места - без последствий.

Что вы на меня так смотрите, как на Мадлен Олбрайт, господа онанисты и халявщики, м? Кушайте теперь ваш спам за обе щечки. Заслужили. И это кто там вякал про непомерные финансовые расходы на оплату траффика при скачивании спама? Ты вякал? Притухни, пацан. По сравнению с порнотраффиком довесок в виде спама ничтожен. И - ты сам этого хотел.

Или ты будешь сейчас прикидываться припевочкой, которую насильно заставили просматривать кучи голых баб, не предупредив о коварстве методов владельцев подобных ресурсов по считыванию и пользованию твоими личными данными? Или ты всерьез надеялся на свои прокси и файерволлы? На каждую хитрую задницу всегда находится удобный перфоратор, дорогой. Получая очередную порцию спама, проговаривай эту мантру как молитву - больше тебе ничего не остается.

4. Пиар. Просто пиар. Дешевый пиар. Тупой пиар

- Холоп!

- Сейчас милиция разберется, кто из нас холоп...


"Иван Васильевич меняет профессию"

Кто ты, вообще, такой, дядя? Чем занята твоя бедовая голова (в редких промежутках между)? Вот как говорит об этом Gray (а я к нему присоединяюсь):
"Вполне понимаю тех, кто кричит о засилье спама, кто недоволен получением спама и т.д. Я вот только не понимаю другого. Устанавливая фильтры, настраивая и обучая их, вы потратите, скажем, две недели. Т.е. через две недели после установки SpamPal, например, вы о спаме будете вспоминать раз в сутки, на всякий случай переглядывая папку, куда отсеялся спам. Можете его убивать сразу - и вообще вспоминать не придется.

Но идеологи борьбы со спамом героически идут в нормальный обход. На борьбу с одним-единственным спаммером они убили уже три месяца непрерывных боевых действий и добились впечатляющих результатов - заставили спаммера сменить номер телефона. У моей телефонной компании данная услуга стоит 30 баксов. Вдумайтесь, - три месяца люди убили якобы для того, чтобы им не приходило одно письмо в сутки. Как говорил один медведь - не, мужик, ты сюда не охотиться ходишь".

"При изучении темы у меня сложилось впечатление, что им самим (американцам) все это на самом деле жутко нравится, поскольку разнообразит им офисную житуху",+ - замечает по поводу антиспаммерской истерии в США Никита Шерман. Хех, народишко, вестимо, почувствовал жилу. Допустим, не золотую и даже не серебряную - но жилу. И вот уже потянулись косяками борцы за народное счастье. Американцы (Microsoft, AOL, правительственные и др. струтуры), как обычно, давят проблему деньжищами (поскольку иных методов просто не ведают). Что даже вызывает странный оптимизм у некоторых аналитиков, завороженных цифрой в $18 млрд., которые под антиспаммерское хоровое пение спустят в унитаз в ближайшие два года в США. Говорят, двух лет им хватит, чтобы спам как явление исчез. Что ж, исполать добрым молодцам.

Наша голытьба тоже решила на сей счет поднатужиться-поднапружиться. Иван Засурский (Rambler), например, отмерял спаммерам в двенадцать раз меньше: два месяца. Потом их, по его словам, начнут привлекать к суду. Если поймают хоть одного. Подробности ловли не разглашаются.

Subscribe.Ru, компания "Ашманов и партнеры" и "Лаборатория Касперского" тоже решили внести посильный вклад в святое дело - и объявили о некоей партизанской коалиции. Как по этому поводу пишут, "коалиция не декларировала свое создание на бумаге... Не разглашается пока и план грядущих мероприятий: участники коалиции рассчитывают на эффект неожиданности".

Столь успешно начатые инициативы подхватывает дотоле не запятнавший себя особой известностью пресс-секретарь российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" Евгений Альтовский. Этот товарищ громко и решительно заявил о разработке некоего закона "О спаме". Правда, в ходе беседы выяснилось, что и "проекта закона как такового не существует", и "мы сознательно пока не публикуем их [главы закона - Н.П.], чтобы не отвлекать участников дискуссии от того, что на наш взгляд первично", и ЮНЕСКО о подобном проекте знать не знает.

Что за эпидемия секретности, право? Если есть основания для суда - вперед, рассказывайте, мы вас внимательно слушаем. Или вы намерены судье их на ушко нашептывать? Если есть основания полагать, что изобретен-таки способ получения философского камня, - где этот вожделенный продукт? Его ждет, судя по нытью отовсюду, блестящее маркетинговое будущее. Ну же! Где Оно-Самое?

Ах, вы, оказывается, только собираетесь начать поиски... Не пойму: а об этом-то че орать тогда? Я вот, допустим, тоже намереваюсь завтра начать борьбу со спамом: пойти и купить себе свежих сосисок в супермаркете, а то консервы надоели. Прихвачу с собой своего молчела (чтоб было кому сумки нести). Скажите, это можно считать не оформленной на бумаге коалицией? Уже вижу заметку в Рунет.ру под заголовком "Великий поход"...

Кто вы такие, правильные пацаны? Чего вы добиваетесь, кроме паскудного самопиара? Вы вообще кроме себя хоть кого-то слышите? А вы послушайте. Да хоть того же Gray`а:

"Попытки решить проблему силовым способом проистекают из двух соображений:

Людям, которые активно машут флагом и зовут народ на демонстрации, до сих пор неясна простая истина - Интернет суть слепок с человеческого общества, а не место для духовного слияния лучшей его части. Неприятно, конечно, что чистый дух единения времен Релкома и первых пулов России Онлайн и Гласнета заменился коммерцией, но что поделаешь - демонстрациями время не повернешь.

В основном, этим же людям больше нечем утвердиться. Когда-то, лет 8-9 назад, они случайно получили доступ в Сеть, делали свои странички, регистрировали домены, рулили сообществами и т.д. Теперь оказалось, что высказывания лидеров никого не волнуют... Чтобы быть первыми, надо что-то делать. А им не можется - почему и устраиваются демонстрации, составляются проекты законов, даются громогласные интервью и раздаются обещания.

Короче, им шашечки. Пускай идут своим путем. А мы поедем работать".

5. Так что же делать?

- Где вы живете?

- В палатах!


"Иван Васильевич меняет профессию"

Присесть в тенюшке и подумать головой.

Во-первых, спам абсолютно законен. Ибо его инициаторы действительно берут адреса из открытых источников, где вы сами написали: пишите мне, люди. Так следите за своими открытыми источниками! Спам теряет свой законный статус лишь в том случае, если возле вашего ящика явно обозначено: "Не для рекламы". Такой надписи на вашем сайте нет.

Но даже в случае ее наличия вы не можете (и не должны!) быть гарантированы от одноразовых писем с призывами типа "пасматри на маю дамашнюю страничку!" - ибо их "вес" не определит никакой суд в мире. Никогда. Если Михаил Ходорковский вдруг решит ссудить вас миллионом, он напишет об этом с юридической точки зрения точно так же, как и восьмиклассница из соседнего подъезда, наваявшая себе розового хомяка на народ.ру. В обоих случаях это будут письма, побуждающие вас сделать нечто в интересах отправителя, - и для обоих отправителей их послания будут представлять одинаковую ценность. Перед Законом все равны - и поп, и попадья, и попова дочка.

Во-вторых, права использовать любые фильтры у вас никто не отнимает. Максимум, чем вы рискуете в идеальном обществе, где все делается по Закону, - обвинением в том, что, публикуя свой адрес без пометки об использовании антиспаммерского софта, вы фактически вводите потенциальных отправителей в заблуждение относительно степени вашей доступности для контакта. Посему в идеале рядом с вашим ящиком должна быть еще одна обязательная надпись: "Прочтение и ответ не гарантированы".

Ну, а о врожденных недостатках подобных фильтров мы уже говорили. Ни один автомат никогда не сможет за вас определить ценность того или иного послания. Этого не сможет сделать даже ваша живая секретарша с окладом $300 в месяц: письмо от Ходорковского с предложением миллиона она благополучно уничтожит - мозг, питающийся на три сотни, альтернативы просто не увидит. Побейте вашу секретаршу, если вдруг догадаетесь, что она это сделала. Либо каждое утро будите ее вопросом: а не приходило ли мне, случаем, письма от Ходорковского? Нет? Жаль...

Все перечисленное означает, что мечтатели о волшебном ящике, в который бы сыпалось исключительно все хорошее и не сыпалось бы ничего плохого, могут смело гулять лесом. Такое невозможно.

В-третьих, спама сейчас явно недостаточно. Все это хоровое нытье о грядущей со дня на день гибели электронной почты под толстым слоем информационного шума, равно как и подсчеты-пугалки, сколько именно процентов составляет ныне спам от нужной почты (25%? 40%? 87%? Кто больше?) - засуньте себе в гудок, правильные пацаны. Спама недостаточно, в разы. И нас по идее ждет как минимум удесятерение его количества.

Было б на свете иначе, безадресная рассылка по первым попавшимся мыльным адресам была бы уже невыгодна, получил бы должное развитие таргетинг, отраслевые базы адресов. А наиболее подверженные спаму личности (старички, имеющие в Сетке коммерческий интерес, как мы ранее выяснили) вынуждены были бы как минимум раз в квартал менять свои ящики. Ан-нет! Все цепко держатся за свои красивые vasya@pupkin.ru, хоть и ропщут.

В-четвертых, спам тоже принципиально смертен - экономически. Поскольку ту же потребность (продать товар/услугу) можно удовлетворить и иными способами. Например, нормальной рекламой на целевую аудиторию - при условии, что один покупатель, пришедший по такой рекламе, будет стоить дешевле, чем отреагировавший на спам. А это значит две вещи: и в Рунете, и в Интернете в целом сейчас: а) очень мало сайтов, б) крайне примитивные системы поиска.

Говоря условно, каждый владелец маленькой частной булочной, выпекающий к празднику новый кренделек, должен иметь приемлемый по затратам механизм корректного инет-оповещения об этом своих потенциальных покупателей - окрестных домохозяек. Вы придумали такой механизм? Нет? Тогда получайте спамом по лбу - до тех пор, пока не придумаете. Чего еще ожидать от стихийного капитализма времен освоения Дикого Запада?

В-пятых, спам можно ограничить, введя в цивилизованное правовое поле. Для этого следует осознать, что письмо от восьмиклассницы с призывом взглянуть на ее домашнюю страничку - естественное следствие висящего на вашем сайте адреса и спамом не является, как бы вы ни желали обратного. Даже если эта "восьмиклассница" воспользовалась программой массовой рассылки и на ее хомяке вас ждет двадцать восемь порнографических картинок и триста двадцать восемь похабных баннеров. Желаете иного? Вам в Первый отдел. Пройдемте, гражданин. Давно не виделись.

Спам - письмо, содержащее предложение что-то купить (товар или услугу). Либо ссылку на коммерческий сайт, предлагающий что-то купить. И только. И в этом качестве он принципиально ограничиваем. Например, ныне клиенты некоторых западных почтовых служб получили возможность блокировать рекламный спам по своему желанию - путем постановки галочки в соответствующем чекбоксе. Что мешает сделать то же самое нашим провайдерам, поисковикам и хостерам?

А чтобы свести осечки к минимуму, целесообразно не изобретать десяток велосипедов по углам, а объединиться в пул и ввести единый согласованный стандарт критериев блокировки спама. Причем, особой тайны из этих критериев не делать - чтобы каждый клиент имел четкое понимание, на что именно он соглашается, ставя галочку.

Больше того, подобное картельное соглашение - хорошая база для организации коммерческой доставки "белого спама" силами самих участников пула. Если их цены по сравнению с ценами нынешнего "черного рынка" окажутся конкурентоспособны, это выбьет почву из-под ног самостийных спаммеров-криворучек. А заинтересованность провайдеров в обуздании несанкционированного спама, как убедительно показал нам Александр Милицкий, и без того несомненна. Так обратите убытки в прибыль, наконец!

Самое главное следствие такого подхода: после этого не удивляйтесь, если ваше собственное письмо приятелю со ссылкой, скажем, на rubricon.ru будет сочтено спамом, поскольку этот сайт имеет платное содержимое. Ведь мы хотим жить по Закону, не так ли? В таком случае следует запросить предварительное согласие вашего адресата...

6. Свой интерес

Спам - это либерализм. У либерализма есть две ипостаси. Либерализм есть защита мифических "прав человека", и вместе с тем либерализм есть защита (не менее мифических) прав "частной собственности", то есть прав ростовщика. На самом деле, смыслом и значением жизни либерала является размножение спама.


Михаил Вербицкий

И последнее.
Нельзя равнять марихуану и кокаин, говоря, что это все наркотики, а после этого запрещать наркотики, но разрешать водку. А ведь в области борьбы со спамом покамест происходит именно это. К примеру, многие ли из вас ходят на демонстрации по запрету рекламы в печатных журналах? Между тем, до 40% их полезной площади занимает реклама, которая вам на 99% не нужна и которую вы, естественно, не запрашивали. А вы, напомню, заплатили за экземпляр в киоске! Применяя логику иных борцов со спамом, вам следовало бы разыскать главного редактора такого журнала и набить ему морду. Отчего же вы этого не делаете?

Верно. Вы понимаете, что лишенный рекламы экземпляр журнала обошелся бы вам намного дороже. "Но ведь деньги за спам получает же не владелец почтового сервера, предоставившего мне ящик!" - возразите вы. Отвечу: а вам-то как потребителю какая разница? Это как раз к нему вопрос, отчего это у него бизнес настолько крив, что допускает наличие подзаборного творчества сторонних авторов в "своем журнале". Вы как потребитель должны быть заинтересованы только в одном: чтобы получать все, что вам отправили. За исключением несанкционированной вами рекламы - кто бы кому за нее ни платил.

Логика есть? Есть.

Тогда Enter.