Русский Журнал
/ Net-культура / www.russ.ru/netcult/20030725_n.html |
Все о поэзии 145 Написать в гостевую Мирослав Немиров Дата публикации: 25 Июля 2003 Кабаков, Илья Самый главный классик московского - теперь и ультрагипермегамеждународного) контемпорари арт (ну еще, может быть, Комар с Меламидом) с 1970-х по сей день. Например: или например: итд. Непосвященный зритель склонен спрашивать: ну, и что в этом хорошего? что здесь такого, чтобы считать вот это, которое представлено, произведением искусства, да еще выдающимся? И склонен склоняться к мысли, что его просто дурят. Поэтому - объясняю; то есть, насколько я сам это понимаю, и причем я вовсе не уверен, что понимаю верно. 1. "ЛОПАТА", например. Такая картина : большая фанера - может, ДСП - крашенная зеленым; сверху на скобах приделана лопата - а под ней приклеено листов 5 (или семь) машинописи, в которых Кабаков рассказывает, где, когда при каких обстоятельствах он этой лопатой пользовался, что при этом думал и ощущал - и вообще. Что в этом хорошего? А вот что. А то, что Кабаков нагло в виде произведения изобразительного искусства выставляет - самую натуральную литературу. "Рассказы о лопате". А это весь 20-й век (и половину 19-го) было запрещено: господствовал лозунг, что изобразительные искусства должны посылать свои послания зрителю исключительно своими собственными, специфическими средствами: линия, цвет, фактура еtс. А иначе - западло. "Литературщина" - весь 20-й - самое страшное, что можно было сказать о произведении изобразительного искусства (модернистского и авангардистского изобразительного искусства, естественно.) А тут Кабаков берет - и самым наглым образом предается этой литературщине вовсю - и даже не просто "литературщине", а практически прямой литературе. Под видом "объекта". Этим вот "произведение" и является выдающимся, в этом его новаторство, соль и даже вызов господствующим мнениям и пощечина общепринятым теориям. Так я считаю. 2. СОРТИР Ну фигли - нехитрая метафора: вот так и жили, так, может быть, думает Кабаков, и сейчас живем: пьем чай, обустраиваем уют, принимаем гостей, салфеточки-занавесочки, как ни в чем не бывало, а на самом деле - вокруг ужасный вокзальный сортир - и в нем-то мы и живем. 2.2. Идея-то нехитрая и лобовая до - - -, но - впечатляет!То есть - убедительная. 2.3 Где-то читал, некто (критик? художник?) рассказывал, что был на выставке, где был сооружен этот самый сортир - и со знакомой искусствоведшей-немкой.Немка ахала и ужасалась: - Неужели вы так в России и живете? Почему? Разве нельзя сральные помещение отделить от остальных хоть занавесочками? И зачем одной семье столько сральных устройств? и почему они такие мощные, бетонные? - Дорогая, ты же тысячу раз была у нас в Москве - при СССР, и при новой власти. И в жилищах наших бывала - разговоры говорила, чай пила и даже и водку - вспомни, разве хоть кто-нибудь у нас ТАК живет? - спросил ее художник. - Точно! - спохватилась немка. - Я и забыла все, как ЭТО увидела. - Вот какова сила художественного образа, - добавила она, подумав. 3. МАСТЕРА ИСКУССТВ В сущности, это полуэтнография. Как там, допустим, Кук имел на борту художника - зарисовывать туземцев, их быт и нравы, образцы одеяний, хижин, утвари, орудий и оружия - чтобы в Англии подивились, чего на свете бывает - и просто, чтоб видели и знали - ну вот этим же занимается и Кабаков: собирает и зарисовывает - а вернее, изображает в "объектах" - типичные образчики культуры туземцев. Фиксирует, так сказать, типичные приметы советского быта. Доску почета, например - типичнейшее - и специфичнейшее - явление советской жизни. Концептуализм здесь в том, что он не рисует, как положено, эти приметы быта, а - изготавливает "произведения" (объекты, инсталляции) из готовых предметов этого быта. Брал их - соединял вместе - и показывал: вот. Реди-мейд, короче - Дюшан это дело еще в 1916 году придумал. Потом это как бы забыли, а с начала 1970-х это снова стало актуально, и в том числе и в СССР, и вот - - - 3.2 Но это все-таки не напрямую реди-мейд.Чистый реди-мейд был бы, если бы Кабаков спер бы где-нибудь настоящую доску почета - и выставил. Но он поступает не так. Он все-таки свои экспонаты советской жизни слегка преобразовывает. Усиливает. Все-таки доски почета с некрасивыми лицами мастеров искусств не украшали открытками с изображениями роз и прочих цветков. А К. - украсил. Мультиплицировал - если кто хочет заграничного слова; перемножил один ультрасоветизм - доску почета - на другой - советское представление о красоте: с целью пущего эффекта. Получилось. Тот же прием, кстати и в СОРТИРЕ, советского типичного ужасного которого его он перемножает на типичную советскую комнату из коммуналки. 4. ГОЛОВА и ШАР. А вот. Картина, демонстрирующая, что не всегда, с пеленок, Кабаков был концептуалист и соц-артист. А был период, когда он, как и положено всякому советскому антисоветскому авангардисту 1960-х был - сюрреалист. Во всяком случае в книге, из которой эта картиночка была вырезана - название, выходные данные - она находилась в разделе "шестидесятые - сюрреализм". В чем здесь этот самый сюрреализм? Ну, я думая, вся эта картина - не что иное, как иллюстрация к стихотворение (только-только тогда начавшего ходить по рукам) Хармса:
Хармс - сюрреалист? Ну, скорее дадаист, но кое-где - и переходящий в сюрреализм. Ну, значит и картина сия - верно отнесена в раздел советского сюрреализма. Но это, конечно, не попсовый магритто-далиобразный салонный "сюрр", процветавший впоследствии, в 1970-е, на Грузинке, да и сейчас еще существующий, в брадатом лице, например, Никаса Сафронаса. Нет, это суровый сюрреализм в духе оригинального начального французского сюрреализма 1920-х - Макс Эрнст там, Бретон и вся прочая компания. Правда, я один фиг не понимаю, чего в этом такого уж хорошего - но это уж мои проблемы. 4.2. Но, кстати. Уже и тут, в раннем Кабакове, который еще не настоящий Кабаков, - и тут зачатки настоящего, концептуалистского и соцартистского Кабакова - все же налицо. Краска. Можно же было краску и поприличнее выбрать! Нормальные масляные краски - и темпера там какая-нибудь, и все остальное - продавались, в общем, в советских магазинах, а тем более для членов Союза Художников, каковым Кабаков, кстати, несмотря на подпольный авангардизм - вполне успешно был, имел от него заказы, мастерскую и прочие блага. Но не взял Кабаков нормальную краску, специально изобретенную для изготовления живописных произведений, нет, он взял типично советскую эмаль - и какого особо гнусного полутелесного-полуоранжевого цвета, какой красят стены в сортирах, школах, коридорах присутственных мест, отделениях М. и прочих страшных местах советской действительности. И - не наложил ее ровненько, как вполне бы мог - худо-бедно, профессиональный художник с профессиональным образованием, а - именно чтобы вспучивалась и бугрилась, ну точно как в указанных страшных коридорах, где ее много лет клали слой на слой, не отчищая предыдущего, где штукатурка вспучивается - а по вспученному опять красят - итд. Дальше Кабаков это разовьет дальше и дальше - пока и не получится соц-арт. *** Немного. А - мало картинок у меня его было. Всего одна книжка, из которых я их извлек. Пришлите мне еще - картинок - я попытаюсь еще накомментировать. 5. ГАЛЕРЕЯ 6. КНИГА
Обратите внимание, где и кем издана. Бля! Я бы охотно бы ее прочел - да такое издание пойди найди. Почему так? У нас, что не нашлось на такую книгу издателя? Но тут дело в том, что Кабаков не хочет у нас здесь, в России, издаваться выставляться итд. Ему это неинтересно - и не нужно. Как только появилась возможность - году в 87-89-м, он укатил на Запад, и является теперь куда больше международным художником, а не русским. И, хотя основной - если не единственный его темой - по прежнему остается советская коммунальная этнография в основном времен сталинщины - в Россию он не хочет ни за какие коврижки. Спасибо, говорит, я в ней 50 лет прожил - достаточно. Говорит, что боится. Сегодня у вас, говорит, объявлена, вроде, свобода, но, говорит, я здесь 3/4 жизни прожил и знаю: в любой момент - - - Так что, говорит, нет спасибо, я уж лучше так... "Как, каким образом можно передать всю атмосферу отчаяния, тоски, безысходности и ужаса, которая составляла окружающий воздух так называемой неофициальной "художественной" жизни того времени, то есть всех 60-х годов и начала, середины и конца 70-х". (cтр. 45) Вот он, говорит, и до сих пор боится иметь хоть какие-то дела с этой страной отчаяния и ужаса. (разоблачение его этого якобы ужаса см в статьях Файбисовича и Некрасова (первой части; на в трех) ниже). 7. А в сортирах и прочих удивительных местах, кстати, при советской власти, люди за всю мазуту жили! У Зощенко, например, есть рассказ "Кризис" - о том, как один человек искал-искал себе хоть какую крышу над головой в Москве - наконец, ему разрешили (за взятку) жить в ванной комнате в коммуналке - и стал жить, и был счастлив, и жена вскоре там у него завелась, а после и дети - жилищный кризис! "А ванна действительно барская. Всюду, куда не ступишь, - мраморная ванна, колонка и крантики. А сесть, между прочим, негде. Разве что на бортик сядешь, и то вниз валишься, в аккурат в мраморную ванну. Устроил настил из досок, живу. Через месяц, между прочим, женился. Я думал, через эту ванну она от меня откажется, и не увижу я семейного счастья и уюта, но она ничего, не отказывается. Только маленько нахмурилась и отвечает: Я говорю: Меньше чем через год у нас с супругой небольшой ребеночек рождается. Назвали его Володькой и живем дальше. Тут же в ванне его купаем - и живем. И даже, знаете, довольно отлично получается. Ребенок то есть ежедневно купается и совершенно не простужается. Одно только неудобство - по вечерам коммунальные жильцы лезут в ванную мыться. На это время всей приходится в коридор подаваться. - Граждане, - говорю, - купайтесь по субботам. Нельзя же, - говорю, - ежедневно купаться. Когда же, - говорю, - жить-то? Войдите в положение. А их, подлецов, тридцать два человека. И все ругаются. И в случае чего морду набить. Ну, что же делать - ничего не поделаешь. Живем как есть". Народ в Москву хлынул из деревень, из городишек - а также из еврейских местечек, чего скрывать (см. Солженицына, Коровина, Солоневича и др. и др.), а жилищного строительства - практически - хрен до Хрущевской программы массового строительства хрущоб, которые только они вот и - - 7.2 Но не только ванные комнаты все позаселили в 1920-е - 1950-е, - Сортиры тоже почти все позаселили! - и внутридомные, и, особенно, публичные! Которых, кстати, было к началу 1920-х до фига: каждый московский домовладелец при царизме был обязан, если у него дом доходный, многоэтажный, с квартирами, сдающимися внаем, иметь при нем небольшой публичный сортир - причем не деревянную будочку, а капитальный, каменный, с унитазами, писсуарами, проточной водой и прочими гигиеническими прелестями. Вот их тоже все превратили потихоньку в жилье - и живущим в таких вот помещения многие как раз вполне завидовали: собственная вода! унитаз! удобства! - на одну семью, а не на 30 комнаток по 12 рыл в каждой! Это описано в книге А.Рубинова "Интимная жизнь Москвы" - что-то вроде очерков москвоведения типа Гиляровского, издательство "Московский рабочий", год - 1990-й (?) - точнее не помню, а книгу я давно потерял. Так что в некоторых отношениях сооружение Кабакова имеет даже и не символический, а совершенно реалистический характер. 7.3. Да что далеко ходить! В 1985-86 гг. я, работая учителем - мне негде было жить - школьный директор разрешил мне жить в инструментальной кладовке при школьной мастерской для уроков труда (с зарешеченным окном). Она большая была, по стенам висели всякие ножовки, рубанки, прочий инструмент - ну вот еще поставили для меня диванчик, стул - на нем висели мои одеяния - и я там жил месяца 4. 7.4 А на втором этаже одна учительница - и не один год - жила буквально в сортире. Ну, унитазы, правда выломали, трубы как-то позакрывали - и сделали комнату для бездомного учителя. А еще одна моя соученица после университете, работая учителем - жила в спортзале. Точнее, она ночевала в школьном спортзале, а днем - сидела в учительской, проверяя заодно тетради, или ходила в кино там, или в гости... Это была Наталья К., она же Наталья С., в сообщении Шаповалов Ю. описанная под псевдонимом "Старуха Крупская". 7.5 А Птичка (теперь также и Рыбка) моя сообщает, что некоторое время, будучи - кстати - шлифовщицей тюменского моторного завода (шлифовала лопатки к двигателям ракет СС-20) - некоторое время жила в актовом зале общежития за киноэкраном. Там у нее стояла раскладушка, кинокреслами, соединенными намертво в пятерки, она выгородила себе что-то вроде заборчика, на котором развешивала свою одежду. По вечерам в актовый зал приходили люди, платили киномеханику деньги, рассаживались на стульях и смотрели кино. А Птичка в это время, в своем убежище, невидимая никому, лежала на раскладушечке, пила чай и тоже смотрела кино, только в зеркальном изображении. Так что - хвасталась она - у нее был самый большой телевизор. И - цветной!, что в те времена - 1979-й год - еще более-менее редкость. И показывали по нему не только "Вечный зов" , "Сибирь" и "Молодые годы Карла Маркса", которые показывали по телевизору, а и фильмы с Делоном, и с Бельмондо, и даже - индийские, с песнями и танцами! Которые по советскому телевидению вот уж никак не показывали. 7.6 Ну, а про Максима Х., жившего Сокольниках в конюшне с лошадьми, зато с компьютером и интернетом - 1997 году - это отдельная история, она будет изложена обязательно, но в другой раз. 8. Также см: - Кабаков на Гельман.ру: "Родился в Советском Союзе в 1933 1951-1957 учился в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И.Сурикова Живет и работает в Нью-Йорке. Награды: 1995 - Chevalier de l'Ordre des Arts et des Lettres, Le Ministre de La Culture et de la Francophonie, Париж, Франция 1993 - Приз Йозефа Бойса, Фонд Бойса, Базель, Швейцария; Приз Макса Бекмана, Франкфурт, Германия; Почетный диплом, Biennale di Venezia, Венеция, Италия 1992 - Премия Артура Коптке, Фонд Коптке, Копенгаген, Дания 1989 - Приз Людвига, Друзья Музея Людвига, Аахен, Германия; стипендия DAAD, Берлин, Германия " - Всеволод Некрасов. "И.И.Кабаков и не только он" "Илья Иосифович Кабаков - не как какие-нибудь, знаете, рембрандты-рафаэли, Илья Иосифович Кабаков - он Кабаков Илья Иосифович. "Он - как все. Он - сам по себе..." Как все мы, кто этих самых академиев не кончали. Правда, Илья-то Иосифович как раз и кончал, и даже очень, но вон ведь как мучился, оказывается, пока кончил. Кончал, но они его не испортили, как некоторых, и он остался, как был. Простой, искренний и весь в букваре. В картинке в рамке. Ну, это положим". - Андрей Ковалев. "Существует ли Кабаков?" - разоблачение хитрожопости Кабакова: Файбисович: - "Реди-мейд": "(англ. ready made - готовый) - один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале. Смысл реди-мейда заключается в следующем: при смене окружения изменяется и восприятие объекта. Зритель видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета. Название реди-мейд впервые в 1913 - 1917 годы применил М. Дюшан по отношению к своим "готовым объектам" (расческе, велосипедному колесу, сушилке для бутылок). В 60-х годах реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме". Дюшан, Марсель: "французский художник и теоретик искусства. Творческое наследие невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве 20 века. В 1912 г. ввел в употребление термин "реди-мейд" (англ. - "готовое изделие"), то есть взятое наобум изделие массового производства, выставленное в качестве произведения искусства. Позднее Дюшан вообще отказался от традиционных выразительных средств. Один из его "реди-мейдов" "Фонтан" состоял из водруженного на табуретку велосипедного колесика, полки для бутылок и писсуара. "Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством", - писал он в 1962 г. "Реди-мейды" Дюшана зачастую ставили под вопрос существование самого понятия "вкус". Тем не менее работы Дюшана оказали огромное влияние на такие течения в искусстве, как сюрреализм и, позднее, концептуализм". - Авангардизм: "(от фр. avant - передовой, garde - отряд) - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин "авангардизм" утвердился только в начале XX в. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60-70-х годов добавляются новые разновидности абстракционизма - различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры. Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (например, кинетическое искусство, хэппенинг и др.)". - Концептуализм: "возникнув как реакция на поп-арт с его фетишизацией предмета и масс-медиа, основным содержанием, пафосом своей деятельности объявил драматургию взаимоотношения предмета и языка описания, совокупление различных языков за спиной предметов, замещение, поглощение языком предмета и всю сумму проблем и эффектов, возникающих в пределах этой драматургии". И напоследок определение концептуализма от Ильи Кабакова (самое лирическое из всех, что мне доводилось слышать): "Художник начинает мазать не по холсту, а по зрителю". Дадаизм: "(франц. dada - деревянная лошадка), в переносном смысле - бессвязный детский лепет, авангардистское литературно-художественное течение в европейском и американском искусстве, возникшее как протест против традиционных моральных и культурных ценностей. Впервые Дадаизм заявил о себе в 1915 г. в Цюрихе. Согласно наиболее распространенной версии, название течению было выбрано наугад - перочинным ножиком ткнули в страницу словаря, что вполне соответствовало иррациональному духу Дадаизма".
|