Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Портрет кибервумен, или Миф о женщине в сети. 1
Дата публикации:  20 Августа 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В течение всей истории человечества мужчины столь же страстно любили женщин, сколь и стремились от них избавиться. Мечта иметь свое, свободное от женщин пространство, воплощалась в самых различных формах: от запретных вигвамов до античных Олимпийских игр, от мужской комнаты в мусульманском доме до Запорожской Сечи.Что в вигвам, что на Олимпийские игры доступ женщинам воспрещался под страхом немедленной смерти - другого препятствия, способного удержать любопытную дочь Евы, найти, видимо, так и не удалось. Но никакое счастье не длится бесконечно - с развитием цивилизации последние бастионы пали, оставив в качестве жалкого рудимента два-три английских клуба "только для джентльменов" (и в те давно проникли переодетые журналистки). Когда мир увидел женщину-кикбоксера, женщину-космонавта и женщину-директора спецслужбы,показалось, что устои бытия пошатнулись окончательно и спасения нет. Но тут судьба подарила мужчинам последний шанс: мир высоких технологий, мир компьютера и Интернета.

Еще живы могикане, помнящие незабвенные времена компьютерного детства: за громоздкими машинами сидели сплошь высоколобые умники, говорившие на суровом мужском языке о серьезных мужских проблемах, не выбирая выражений, потому что женщины в таких местах и близко не водились. Таким же волшебным заповедником, где измученный феминизмом мужчина наконец-то мог побыть собой, поначалу был и Интернет. Когда все только начиналось - как настоящее мужское дело - женщина в Сети была такой же редкостью, как павлин в тундре, и казалась столь же неестественным явлением. Некоторые даже подозревали, что это вовсе и не женщина, а свой брат-ренегат, прикинувшийся бабой, чтоб поиздеваться над коллегами. Так прошел год, другой, третий, а потом обнаружилось, что женщин в Сети прибавляется непропорционально к количеству потенциальных шутников, могущих прикидываться бабами: стало быть, это и впрямь реальные дамочки, дерзнувшие посягнуть на сугубо мужское пространство.

Такая неслыханная наглость не могла остаться ни незамеченной, ни безнаказанной. Оскорбленное в лучших чувствах мужское население Сети, учуявшее, что у них отнимают последний бастион, принялось отбиваться как короткими автоматными очередями анекдотов, так и мощным артиллерийским огнем страшилок.

Спустя несколько лет способность живых существ к адаптации взяла свое: подавляющее большинство мужчин примирилось с мыслью, что отныне женщины проникли и в Сеть, а разнородные эмоции - от иронии до восхищения - выкристаллизовались в ряд художественно завершенных образов, долженствующих явить миру истинный лик кибервумен. Эти образы уже стали неотьемлемой частью не только сетевой субкультуры, но и культуры массовой, в связи с чем нам представляется небесполезным рассказать о них поподробнее.

Прежде всего, ареал бытования этих образов очень широк - от "высокоинтеллектуальных" статей до сборников анекдотов, от голливудских фильмов до провинциальных Интернет-форумов. Пользовательница Сети всюду предстает, конечно, по-разному, но неизменно одно: устойчивое убеждение (разной степени интенсивности), что женщина в киберпространстве - явление редкое, нетипичное, возможно, даже аномальное. Степень аномальности явления зависит не только от фантазии очередного автора, но и от зацикленности его на патриархальных стереотипах.

Согласно наиболее дремучим представлениям, нормальная женщина в Интернет не ходит как минимум по двум причинам. Во-первых, это не стирка белья "Тайдом" и не чистка унитазов "Кометом" - это ужасно не женственно. А во-вторых, даже если вдруг нормальная женщина и решится на такой нетипичный поступок, она все равно не сможет близко подойти к компьютеру, потому что боится мыши. Если же она не боится мышей, значит, это не нормальная женщина. Она мутант.

Конечно, находятся мужчины, помогающие женщинам войти в Сеть и привыкнуть к мыши, но исходного положения это не меняет. Нормальной женщине в Интернете все равно делать нечего, потому что она ничего не понимает в компьютерах и заблудится в киберпространстве, как годовалый ребенок на огороде.

Приверженцы данного тезиса одарили мир двумя нетленными персонажами: Блондинкой и Виртуальной Ведьмой.При всей внешней антагонистичности образы эти едины в главном: в глубоко пренебрежительном отношении к женщине и признании ее пребывания в Сети нарушением естественного порядка вещей.

Гораздо снисходительнее к сетянкам относятся "умеренные" приверженцы гендерных стереотипов, которые, конечно, свято верят, что женщине никогда не дотянуться по части техники до мужчины, но признают за ней право по крайней мере пытаться хоть что-то понять.Согласно их убеждениям, нормальные женщины в Сети водятся и даже составляют большинство. Другое дело, что, во-первых, по своему уровню даже наиболее продвинутые из них сильно уступают самому заурядному мужчине, а во-вторых, приходят женщины в Интернет все же ненадолго и с конкретной целью - этого самого мужчину найти. Соответственно, если образ Блондинки начерчен углем, как карикатура, а Ведьмы нарисован сочным маслом, то образ Женщины-чайника создан при помощи нежной акварели, и вместо саркастической усмешки вызывает легкую покровительственную улыбку.

До сих пор речь шла о проявлениях традиционного взгляда на роль и функции полов; но время идет вперед, и наряду со сторонниками Домостроя есть и мужчины, сумевшие взглянуть на феномен женщины в Сети с прямо противоположной стороны. Для них женщина, сумевшая закрепиться в виртуальном пространстве - это новая Валентина Терешкова, героиня и необыкновенная личность. Отношение к столь необыкновенной личности колеблется от ласково-умилительного до влюбленно-восхищенного, что, в свою очередь, породило два несхожих образа - Масяни и Хакерши.

Уф-ф, вступительное слово искусствоведа закончено, и можно перейти к описанию самих портретов.

Блондинка

Блондинка - персонаж не оригинальный (как и некоторые другие); это всего лишь героиня всем известных анекдотов, попавшая в Сеть. Анекдотической гиперболой он и исчерпывается: здесь нет ни глубины, ни сложности.

- Что делает блондинка, подойдя к компьютеру?

- Визжит, потому что она увидела мышь.

- Как блондинка входит в Интернет?

- С головой, так что только ноги торчат.

Можно привести еще дюжину анекдотов, и все они будут разными вариациями одного и того же сюжета. Блондинка невообразимо сексапильна и невообразимо глупа (для некоторых это синонимы) - словом, настоящая женщина по Вейнингеру и прочим женоненавистникам.Единственное, на что способна Блондинка в Интернете - это вызывать здоровый смех (см. "Польский юмор о блондинках", "Анекдоты про блондинок" и т.д.), потому что она не только не понимает, куда попала, но даже не в состоянии самостоятельно оттуда выйти.

В образе Блондинки представление о женской неполноценности по сравнению с мужчиной доведено до абсурда, что и позволяет предположить: главная функция этих анекдотов не развлекательная, а компенсационная.Неиссякаемая прелесть Блондинки заключена, вопреки поверхностному мнению, не в сексапильных формах, а в уровне интеллекта, позволяющем любому недоумку ощутить себя Эйнштейном, точно так же, как рост Эллочки-Людоедки позволял любому плюгавому субъекту ощутить себясильным и могучим мужем. Следует, правда, заметить, что даже среди любителей подобных анекдотов образ Блондинки как адекватное отражение реальности воспринимается лишь теми мужчинами, которых когда-то очень сильно обидела женщина.

Виртуальная Ведьма

Если Блондинка - персонаж комический, то Виртуальная Ведьма, как и положено существу демоническому, вызывает дрожь. С визгом проносится она темными ночами (льготный тариф) над киберпространством, хохоча и беснуясь. В отличие от случайно забравшейся в Сеть Блондинки, Ведьма обитает в ней постоянно, и, разумеется, привело ее туда отнюдь не желание приобщиться к чему-то большому и светлому (напоминаю, что нормальная женщина в Интернете не задерживается). По своей сути Ведьма - глубоко несчастное существо, у которого нет ничего - ни мужа, ни детей, ни женской привлекательности. Подобно Эдмону Дантесу из общеизвестного романа Дюма, люди или судьба обрекли ее на всеобщее отвержение, и, как и Эдмон Дантес, она превращает свою жизнь в непрерывное мщение. Мщение всей мужской части человечества, не оценившей ее по достоинству.

Не то феминистка, не то лесбиянка, не то старая дева - а может, и то, и другое, и третье одновременно, Виртуальная Ведьма страшна, агрессивна и немыслимо активна. Ее виртуальное бытие проходит в непрерывных попытках воинствующего самоутверждения. Если Дантес мстил под именем графа Монте-Кристо, то это существо за один вечер ухитряется сменить десяток ников, под которыми, шипя по-змеиному, кусает мужчин въедливыми репликами или ошарашивает публику на каком-нибудь приличном форуме диким заявлением, вроде того, что "интеллект женщины не уступает мужскому". Ведьма гадит в гестбуках, хамит мужчинам на конференциях, создает феминистские сайты, и вообще нет такой пакости, на которую она не была б способна. Особая примета: когда в какой-нибудь горячей дискуссии такому существу объясняют его подлинное предназначение "шла бы ты лучше на кухню!", то оно, вместо того чтоб бежать по указанному адресу, отвечает с неслыханной наглостью "сам дурак". (И только истинные знатоки человеческих душ знают причину такого ответа: ей просто некуда идти.)

Разумеется, женщина, живущая в Сети, не может быть чем-то иным, кроме демократической комбинации из конотопской ведьмы, засушенного в библиотеке синего чулка и фрекен Бок. Наиболее светлые умы мужского человечества давно поняли, что "женщина-интернет - это нечто вдвойне аномальное: треугольная груша, глокая куздра, механический апельсин". Следовательно, образ Виртуальной Ведьмы - не только диагноз, но и предупреждение тем неосторожным дамам, которые захотят войти в запретную зону: "не пей, Иванушка, воды, козленочком станешь"... пардон, мутируешь.

Если судить по данным некоторых исследований, Виртуальная Ведьма, пусть и в смягченном виде, представляется гораздо более реальным персонажем, чем Блондинка. Иначе разве считали бы 24% опрошенных, что женщина-пользовательница не привлекательна внешне, а 35% - что нормальную пищу ей заменяют пиво, кофе и сигареты?

Окончание следует


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Мирослав Немиров, Все о поэзии 147 /15.08/
Калинина, Маша.
Юрий Ревич, Свобода без халявы /13.08/
После коммунизма самое плохое, что нас подстерегает, - монополия интернациональных монстров.
Мария Митренина, Писатели ЖЖ как герои и провокаторы /13.08/
Это все-таки хорошо, когда качество творчества зависит не от редакторов и не от отношений в литературной среде, а от самого автора - без оглядки на "авторитетные мнения" и требования к публикации в виде количества листов.
Наталья Макеева, Живой Журнал словами писателей - кошмар и тихий ужас /09.08/
... а также пара тихих августовских слов от редактора рубрики.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 146 /08.08/
амю", коньяк. Клодетта.
предыдущая в начало следующая
Елена Шерман
Елена
ШЕРМАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки: