Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20030829_n.html

Все о поэзии 149
Написать в гостевую

Мирослав Немиров

Дата публикации:  29 Августа 2003

Кан, Оливер

Во вратаре главное ярость, чтобы ужас наводить на нападающих. Вот в Кане ярости столько, что, когда тихие моменты, он сам себя кусает.

Германский работник футбола, вратарь, трудящийся германского же футбольного предприятия "Бавария".

Последние лет пять считается лучшим вратарем текущего мира.

Я его видел один раз, в финале мундиаля 2002 Германия - Бразилия.

Могу засвидетельствовать: Кан действительно проявлял чудеса по недаванию всеми способами забить гола себе в ворота.

Дважды его все-таки пробили - Бразилия все-таки, когда Роналдо с Ривалдой вдвоем выходят на одного Кана (и первый удар - Ривалды - он все-таки отбил!) тут уж - - -, но если бы не Кан, счет уже в первом тайме был бы, наверно, 12:0 в бразильскую пользу.

Но суть не в этом.

А вот в чем.

Весной 2003 радио сообщило: указанный Кан был застукан за тем, что он изменял жене с некоей официанткой.

И - федерация футбола Германии постановила за это больше не звать его в сборную.

Лучшего вратаря мира текущих многих лет!

Вот как стали следить за облико морале в мире чистогана.

2.

В Германии, впрочем, всегда строго следили за облико морале футболистов.

И даже - за просто облико визуале.

Известный футболист Брайтнер, защитник "Баварии" 1970-х, чемпион Европы 1972 года, чемпион мира 1974 года, был, оказывается, - смотрел как-то с ним интервью по Евроспорту - леваком: Мао, Троцкий, Че Гевара.

"А как же - я ведь не только в футбол играл, но и в университете учился. А там тогда без этого было никак".

И за убеждения страдал: перед чемионатом 74 года германская федерация футбола потребовала от него сбрить усы и бороду а-ля Че Гевара, иначе в сборную не возьмут. Это же позорит светлый облик западногерманского футболиста!

Брайтнер долго колебался, переживал, торговался с федерацией. Бороду все же пришлось сбрить, но усы он-таки выторговал.

И, между прочим, забил (правда, с пенальти) решающий гол в финале Германия - Голландия.

3.

Брайтнер, кстати, в результате, хоть и был левак, но уехал играть в мадридский "Реал", во франкистскую тогда еще Испанию.

Где хоть и был, по тогдашнему левому мнению, беспощадный фашизм (да, впрочем, и действительно, хоть и не очень беспощадный, я и сейчас скажу, что - был), но бытовой свободы было куда больше, чем в либерально-демократической ФРГ.

Уж за бороду Брайтнера там точно никто не - - -

(Он, кстати, после жизни в Испании, и отказался от левачества, став довольно правым ХССником).

Картиночки

Все знают, что у меня есть много лет все никак не реализованный проект "Бумажечки".

Неизвестные силы так все и не позволяют его осуществить.

Но у меня есть и еще один проект, параллельный "Бумажечкам" - собственно, вариация их: "Картиночки".

Потому что все знают, как я люблю всякие картиночки.

Всякие - с писателями, с произведениями искусств, с деятелями того и сего, с механизмами разными, с красотками всех сортов, естественно - итд итп.

Я их вырезаю из всевозможных печатных изданий, которые мне только ни попадаются, после чего рассортировываю по алфавиту и храню в специальных папках и коробках.

Время от времени я эти папки и коробки раскрываю-открываю, вытаскиваю из них картиночки, развешиваю их по стенам и начинаю писать к ним комментарии: ручкой на бумажечках.

Жилище мое тогда принимает следующий вид:



и др. Фото - В.Брунов

А это - самая лучшая из фотографий (снимала К.Декова) - блистательная Наталья Питкевич у меня в гостях летом 2002 - на фоне моих картиночек.

Только, жалко, фотоаппарат был плохонький - питкевичская мыльница - мало захватил в ширину.

Не видно получилось, что вся стена - в картиночках.

Вернее, там были и фотки, где и всю стену видно, но в результате разных сложных пертурбаций они до меня не дошли.

Ограничиваемся тем, что есть.

2.

Потом я эти бумажечки с комментариями к этим картинкам приклеиваю - или, если комментарий длинный получился, в несколько бумажечек (бывает, что и в полтора десятка бумажечек) - присобачиваю степлером.

Часть из этого - картиночек с комментариями - потом публикуется в том же руссру; куда значительно большая часть - лежит по коробкам по алфавиту, дожидаясь своего часа.

И час придет!

Только неизвестно, когда.

3.

Вот например - фото (снимал Я.Афанасьев) - реализация идеи "Картиночек" осенью 1989 в одном из помещений студклуба Тюменского университета; он тогда располагался в тогдашнем физическом корпусе, нынче административном - красном кирпичном двухэтажном, что стоит сразу за университетом.

Человек по имени Владимир Петров, лет 25-ти, был тогда директор студклуба, я ему рассказал идею "Картиночек", ему понравилось, он сказал: давай, делай.

Тем более, все равно ремонт на носу.

И выдал мне помещение под это - довольно большое, а главное - ужасной высоты, метра четыре, наверно.

И я сделал.

Увешав картинками и всякими мелкими предметами - с комментариями к ним, а где и без комментариев - все четыре стены это помещения от пола до потолка.

Для пущей радикальности картинки и все прочее, что там было понавешано, я не приклеивал чем-нибудь, а - прибивал десятисантиметровыми гвоздями. (Это придумал Бакулин М.Ю., тогда 22-хлетний, еще отнюдь не церковный радикал, а, наоборот, человек, активно увлекавшийся всякими новейшими искусствами.)

4.

Но придумал это - развешивать картиночки ровными рядами - не я лично, а Тер-Оганян А.С.

Вот как это было.

Переселившись в Москву осенью 1988, мы, ростовские деятели художественных искусств во главе с Тер-Оганяном, объединенные в товарищество "Искусство или Смерть", не имея в столице нашей родины ни кола, ни двора, ни угла, ни места, где голову приклонить, не став еще известными мастерами контемпорари арта, были чрезвычайно озабочены вопросами зарабатывания любых денег любым способом - чтобы жить.

Летом 1989-го каким-то путем, уж не помню, каким, стало известно, что в "День молодежи" (не помню уже, когда он проводился, - где-то в начале июля) в ЦПКИО им. Горького предполагается праздничная программа, и что начальство парка, чтобы не отставать от новых веяний (Перестройка!), решило позвать молодых художников украсить парк какими-нибудь авангардными произведениями.

Никто из уже выдвинувшихся к тому времени художников этим заниматься не пожелал из-за смехотворности суммы вознаграждения, предлагаемой парком, - 600 рублей на всех - в то время как, после Сотбис-1988, на Фурманном и 600 долларов на одного не считалось суммой, из-за которой стоило суетиться, - и таким вот образом эта работа и попала товариществу "Искусство или Смерть".

Начальством парка ожидалось, вероятно, что это будет некая гигантская скульптура из всякого подручного материала - доски, железяки, арматура и т.д., обрызганное краской: таковы, в общем, довольно типичные представления типичного человека об авангардизме. (Примерно что-то такое, в общем, предложил бы и автор этих строк, дай ему такое задание).

Но, опять же, в духе новых веяний - опять же, Перестройка! - высказав эти свои пожелания, начальство на них не настаивало, а только было сказано, чтобы произведение было авангардно, безумно и ни на что не похоже.

Но сделано было не это.

Тер-Оганян А.С., вождь "Искусства или Смерти", придумал совсем не то, что ожидало начальство Парка - и даже его сотоварищи по товариществу.

Оганян придумал, в общем, действительно радикальную, а не декоративно-прикладную, идею: он придумал, что нужно ровненько через каждый метр расклеить на асфальте по всему парку всевозможные картиночки, вырезанные из газет и журналов: политики, красотки, и все прочее, и прочее, самого разного при этом размера, от журнального листа до спичечной этикетки.

Целую неделю эти газеты и журналы собирались, причем одна девушка по имени Катя пожертвовала для этого даже своим запасом заграничных журналов "Элль", "Вог" и т.д., много лет привозимых папой-профессором из загранкомандировок; по тем временам это все равно, как если бы по нынешним временам кто-нибудь ради однократной и безвозвратной художественной акции отдал бы знакомым художникам на растерзание и уничтожение свое... даже не знаю, с чем и сравнить: что нынче символы процветания, успеха и приобщенности к особым сферам?

Потом неделю из всего этого вырезались картинки - пол в квартире на Речном был покрыт разными бумажками примерно на сантиметров на пятнадцать. И вот в ночь перед праздником художники вышли на дело, имея при себе три мешка с бумажками, два ведра клейстера, мел и измерительную рулетку.

Все пространство перед главными воротами, под ними и за ними вплоть до первого фонтана, было ровно расчерчено в клеточку - и по этой сетке всю ночь нами и расклеивались картиночки.

А утром деятели товарищества "Искусство или Смерть" с ужасом обнаружили, что, во-первых, начал накрапывать дождик, с каждым мгновением силой бессмысленной силы природы превращающий художественный проект в просто грязные бумажки, а потом пришли дворничихи, которые, ужаснувшись такому количеству невесть откуда взявшегося мусора, да еще приклеенного, да перед самым праздником, стали эти бумажки отскребать скребками, очень сильно ругаясь.

На отчаянные призывы участников "Искусства или смерти" о том, что это есть авангардное произведение, которое нельзя трогать руками, а можно только смотреть, ответ был "Художники от слова худо!", и только вмешательство администрации парка (тоже, впрочем, крайне озадаченной представленным ей авангардным произведением) разрешило конфликт, и "технические работники" оставили картинки в покое.

Короче, Радикализм был достигнут, а вот Красота (но, конечно, безумная), которая тогда еще входила в цели и задачи, ставимые перед собой Тер-Оганяном А.С., - увы.

5.

Деньги, тем не менее нам за работу все равно заплатили.

Каким именно образом они были потрачены - это отдельная эпопея, достойная отдельного описания.

Которое воспоследствует.

Со временем.

А идея ровно расклеенных (развешанных) картиночек так запала мне в душу, что - - -

6.

Ну, правда, я не только позаимствовал идею у Оганяна, но и внес кое-чего и свое - комментарии.

А в комментариях - в них, собственно, на три четверти и весь смак.

7.

В Интернете я эту идею, конечно, тоже пытался осуществить.

Гузель изготовила сайт videofoto.ru/kartinochki/index.htm - и очень красивый, мне ужасно нравится.

И какое-то время он работал - Гузель обрабатывала картинки и захэтээмэливала их вручную.

Но вручную захэтээмэливать десятки картинок - а со временем ведь, предполагалось, пойдут и сотни за раз - пальчики отсохнут и глазки вытекут.

Я ей это дело, в конце концов, запретил.

Мне Птичка моя дороже.

Разные люди вызывались сделать к ним ("Картиночкам") движок (редакторский интрефейс), - не вышло.

Надеялся на нелюбимый, в общем, живжурнал - тоже не вышло.

Сотни картинок в него не вставишь, там и пять-то вставить - дело нудное и муторное.

Да и структура его...

Несимпатична мне она!

Отталкивает.

Гузель сделала веблог осумбез.ру, к нему Максим Хасанов, благодетель, бесплатно изготовил движок.

Гузель говорит - это самое то, что мне нужно, картинки туда вставлять не сложнее, чем в ворд, подписи к ним - тоже, итд.

Давно уж сделала, недели две (два месяца перед этим - делала).

Но я так пока на него и не посмотрел: боюсь.

Боюсь, что опять окажется не то, что мне нужно, я опять погружусь в уныние пополам с яростью, и - - -

Эх!

Сделал бы мне кто движок к "Картиночкам" - вот это был бы сайтяра!

Но, я надеюсь, со временем-таки и сделаем.

2003, 22 августа, вечер

8.

Вообще, неплохо бы и выставку сделать.

"Картиночки + Бумажечки".

Выставку-продажу!

Все стены галереи вот так сплошь увешать картиночками с комментариями - а посреди ее, как в секонд-хэнде, в ящиках - навалом - но чтобы очень много - копии их, сделанные на ксероксе или принтере (лучше, кончено, на цветном том и сем), в которых можно посетителям выставки рыться и, что понравится, купить.

На вес, как, говорю же, в секонде.

Выставку бы хорошо, да.

И - теоретически ее можно устроить.

Да - много всяких хлопот, вот и не доходят руки.

Так что пока что...

Когда-нибудь в неопределенном будущем.