Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20031012.html

Фантаст жесткого действия
Интервью с Сергеем Лукьяненко

Наталья Макеева

Дата публикации:  12 Октября 2003

Сергей Лукьяненко - русский писатель-фантаст (родился в Казахстане, профессия - врач-психиатр), первые книги которого вышли на рубеже 80-90 годов. Начав с вещей, в которых сильно чувствовалось подражание Крапивину (из наших) и Хайнлайну (из зарубежных), достаточно быстро перешел к творчеству в оригинальном стиле. Известность писателю принесли повести "Рыцари сорока островов", и "Атомный сон". Первая НФ публикация - "За лесом, где подлый враг" ("Уральский Следопыт", 1988).

Среди основных произведений: "философско-космическая опера"-трилогия "Линия Грез" - "Императоры Иллюзий" - "Тени снов", трилогии "Сегодня, мама!" и "Лорд с планеты Земля". Говоря о произведениях Лукьяненко, нельзя не вспомнить "Лабиринт отражений" (а также логически связанный с ним роман "Фальшивые зеркала"), ставший культовой книгой в русскоязычных областях сетей ФИДО и Интернет. (Только с официальной страницы автора ее скачало более 100 000 человек).

Свой жанр писатель определяет как "Фантастику жесткого действия" или "Фантастику Пути".

Помимо большого числа других литературных премий, в 1999 году Сергей Лукьяненко стал самым молодым на нынешний день лауреатом "Аэлиты" - старейшей отечественной премии, присуждаемой за общий вклад в развитие фантастики.

Сергей женат, постоянно проживает в Москве. Пишет, участвует в жизни сетевого сообщества (регулярно принимает участие в любительском "фантастическом" конкурсе "Рваная грелка" - и как автор, и как член жюри). По мотивам его романа "Ночной дозор" снимается сериал...

А совсем недавно на "Евроконе-2003", прошедшем с 1 по 3 августа в городе Турку (Финляндия), Сергей Лукьяненко был признан лучшим писателем Европы. Так что теперь его можно смело называть гордостью и лицом российской фантастической литературы.

Оторвавшись от напряженной работы, Сергей любезно согласился ответить на некоторые наши вопросы.

- Вы известны как автор, пользующийся огромной популярностью у молодежи - завсегдатаев компьютерных сетей, любителей ролевых игр на местности. Как Вам кажется, откуда в современном, самом по себе фантастическом мире возникает интерес к фантастике?

- Мне кажется, человеку всегда будет не хватать мечты и фантастики. Появись сейчас в нашем мире Жюль Верн (к примеру) - первые дни он был бы уверен, что живет в совершенно фантастическом мире. А вот через месяц уже жаловался бы на отсутствие путешествий к другим планетам.

По большому счету, интерес к фантастике (то есть - способность и стремление мечтать) - неизбывное свойство человека. Исчезнет мечта - исчезнет и человек.

- Вы определяете свой стиль как "Фантастику жесткого действия" или "Фантастику Пути". Что Вы вкладываете в эти понятие?

- "Фантастикой жесткого действия" я называл романы, написанные в более суровых, трагических, жестких до жестокости традициях, чем то, что было принято писать десять лет назад. Наверное, сказывался юношеский максимализм. Сейчас количество "жесткого действия" в моих текстах снизилось... может быть, потому, что оно неуклонно повышается в жизни.

"Фантастика пути" - это выражение того принципа, что в романах важность финала несколько уходит на задний план, грубо говоря - описанные события самодостаточны без какой-либо окончательной развязки. Тезис наверняка спорный, но периодически я пишу в стиле "фантастики пути". Так, к примеру, написан мой последний роман "Спектр".

- Вы немало поездили, жили во многие местах. Сейчас Вы живет в России. Как вам кажется, сейчас у нас хорошее время для писателя?

- К сожалению - да. К сожалению, потому что тревожное, бурное время, время перемен и революций (пусть даже тихих) всегда вызывает появление интересной литературы - и наоборот. Я бы предпочел жить в куда более скучном времени - но это, увы, от меня не зависит...

- Каковы ваши политические убеждения?

- Привычно хотел написать - "демократ" - и задумался, так ли это. К сожалению, нынешняя демократия все ярче и ярче подтверждает известную формулу о невозможности демократического правления. Как ни смешно, а наверное самым честным общественным строем и по сей день является конституционная монархия.

Но в целом я стараюсь быть вне политики. Тот строй, который будет работать во благо России - это и есть мой строй.

- Есть мнение, что литература как общественное явление себя изжила. Разделяете ли Вы это мнение?

- Это общественные явления себя изжили, а не литература! На самом же деле, подобный тезис очень хорошо был показан в фильме "Москва слезам не верит". Помните, о телевидении, которое вот-вот вытеснит театр, книги и все остальное?

Литература - вовсе не массовый продукт, точно так же, как музыка или театр. Для основной массы населения вполне достаточно женских романов, иронических детективов и биографий голливудских кинозвезд. Литература - для Читателей, точно так же, как и классическая музыка - для Слушателей, а театр - для Театралов. Не надо требовать от людей невозможного. Кому-то сгодится и эрзац музыки, литературы, драматургии. Кому-то и эрзаца не надо. Читать ли нормальные книги - каждый выбирает сам.

- В Вашем творчестве много мистики. В связи с этим уже несколько лет ходят упорные слухи о вашей осведомленности в вопросах магии, оккультизма, эзотерики. Осведомленности не только теоретического рода... Не могли бы вы прокомментировать как-то эти измышления?

- Только улыбкой. Я совершенно не интересуюсь магией, оккультизмом и эзотерикой. Более того, считаю все это шарлатанством (можно добавить в список еще уфологию) и (или) проявлением больной психики. Мистика в моем творчестве - только прием и, как правило, выдумана от начала и до конца.

- Кто Вы по вероисповеданию?

- Христианин. Православный. Крестился осознанно, во взрослом возрасте.

- Вы психиатр. Оказывает ли профессия влияние на ваше творчество или это две непересекающиеся линии?

- В очень незначительной мере. Литература, все-таки, повествует более о людях нормальных, а предмет изучения психиатрии - патология. Бывали случаи, когда мне требовались те или иные знания по психиатрии или медицине вообще в работе над текстами - но не слишком часто.

- Каковы Ваши творческие планы?

- Писать новые книги. Заканчиваю "Вечерний дозор" - третий роман из цикла "Дозоров". Следующая книга, вероятно, не будет иметь никаких аналогий с предыдущими.

- Чем для Вас являются сети - Интернет, Фидо?

- Удобный рабочий инструмент. К сожалению, поглощающий очень много времени, поэтому последнее время я редко появляюсь в ФИДО и совсем уж нечасто - в интернете.

- Кто Ваш любимый писатель (писатели)?

- Из не-фантастов (деление условное) - Гюго, Диккенс, Экзюпери.

Из фантастов - братья Стругацкие, Евгений Лукин, Марина и Сергей Дяченки, Вернор Виндж, Джордж Мартин.

- Что бы Вы могли пожелать начинающим авторам?

- Веры в себя, упорства и искренности. Капельки души, которая должна быть в каждом тексте.