Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20031102.html

Лайкос.ру. Точка
Виктор Захарченко

Дата публикации:  2 Ноября 2003

- Андрей, принятое решение о закрытии окончательное?

- Да, именно так. Процитирую официальный пресс-релиз:
"Концентрируя свою деятельность на ключевых рынках, LYCOS Europe прекращает работу в России. В связи с этим интернет-портал Lycos.ru будет закрыт. Все услуги, предлагаемые Lycos.ru, перестанут оказываться 31 декабря 2003 года.
Фокусируясь на достижении прибылей, LYCOS Europe будет уделять особое внимание на предоставлении платных услуг по подписке на своих ключевых рынках в девяти странах Западной Европы. Именно в этом LYCOS Europe видит путь укрепления своего положения ведущего европейского интернет-портала, предоставляющего комбинацию высококлассных сервисов, включающих коммуникационные услуги, контент, доступ в Интернет, создание домашних страниц, построение онлайновых сообществ и поиск".

- Почему, на твой взгляд, российский рынок оценен как неперспективный?

- Я могу только догадываться, к сожалению. Решение было принято на уровне совета директоров при определении стратегии Lycos Europe, и детальных разъяснений никто нам не давал. Можно предположить, что проблема в стратегическом уходе Lycos Europe от рекламной модели как способа получения доходов. Эксперты, и в том числе аналитики Lycos Europe, считают, что рекламный рынок Рунета - самый быстро растущий в Европе. Но Совет директоров ставит в текущей стратегии задачу перейти на зарабатывание денег платными сервисами - в т.ч. платными опциями в чате, почте и т.д. Этого рынка в России практически нет, возможно, руководство посчитало, что его создавать в одиночку дорого и долго.
Кроме того, сейчас у Lycos Europe горизонт стратегического планирования - года 3. На этом масштабе даже рекламный рынок, хоть он и растет быстро, по абсолютному размеру намного меньше, чем в любой из стран Западной Европы. Все это вместе вполне способно было изменить определение того, какие страны являются нынче ключевыми для Lycos Europe.

- Означает ли факт закрытия, что Lycos Europe теряет интерес к России на какой-то определенный срок?

- На это вопрос сейчас невозможно ответить - именно потому, что стратегии время от времени корректируются. Можно уверенно говорить, что ближайшие года три Lycos Europe не будет проявлять интереса к России. Как повернется потом - непредсказуемо.

- Что вы успели-таки реализовать из задуманного?

- Заслужить доверие сотен тысяч пользователей - письма, которые мы сейчас получаем, лишнее тому доказательство. Но гораздо больше мы НЕ успели - как раз на четвертый квартал были запланированы некоторые новинки, которые мы готовили к выводу на российский рынок все лето и начало осени. Жутко обидно, что их в Рунете так и не увидят.

- Можно о них узнать хотя бы сейчас - когда известно, что им не суждено появиться на свет?

- Про один можно - это игра для эрудитов, похожая на ту, что прошлым летом мы предложили перед ЧМ по футболу нашим футбольным фанатам. Она тогда пошла на "ура", но сейчас ее вопросы были куда более разнообразными - и история, и культура, и политика, и музыка, и много чего еще - поэтому ее и переводили несколько месяцев.
Второй проект - забавная игра специально для офисных работников, аналогов пока я не видел. Про нее не могу рассказывать, ее премьера еще не прошла ни в одной стране.

- Т.е. нет возможности появления этих игр каком-то другом сайте?

- Нет - только на других национальных порталах Lycos Europe, для тех, кто знает соответствующий язык.

- Когда сайт окончательно закроется, что будет с теми компаниями, у которых с Лайкос.ру долгосрочные рекламные договора?

- Сайт закроется в Новый год. Со всеми партнерами, естественно, отношения сейчас нормально выясняются. Именно поэтому о закрытии объявлено за два месяца, а продажи рекламы и того раньше прекратились. Все текущие оплаченные кампании будут полностью откручены, для этого вполне достаточно посещаемости, и сайт будет нормально функционировать до конца года. В данном случае речь ведь не идет о ликвидации компании - просто закрывается ее российский офис. И, безусловно, никаких долгов на нас не останется - ни партнерам, ни клиентам, ни сотрудникам.

- Какие, на твой взгляд, были главные ошибки в российской стратегии Lycos Europe?

- Ошибки были всякие... Наверное, не стоило с самого начала выходить в стандартной модели "поиск+контент", а попытаться запускать в первую очередь сервисы, которые Lycos лучше бы выделили. И вообще делать точную копию европейских Лайкосов в России было, пожалуй, не лучшим решением. Но в централизованной европейской компании свобода маневра каждой страны сильно ограничена. В каких-то случаях это благо, в других - сильное препятствие. Опыт лишний раз показал, что от Европы мы во многом отличаемся сильнее, чем кажется некоторым аналитикам.

- Последуй прямо сейчас предложение, скажем, от MSN возглавить русский портал этой компании - согласился бы ты или нет?

- Вопрос интересный. В европейском масштабе Lycos Europe именно MSN рассматривает как главного конкурента и свою стратегию строит во многом так, чтобы именно в борьбе с ними выиграть.
Три года в Lycos Europe меня научили, что именно возможность гибко подстраиваться под наши отличия от других стран больше всего в дефиците. Так что прежде, чем что-то решать, я бы попробовал выяснить, а как именно MSN хочет прийти в Россию. Потому что грабли на пути прихода международного портала с единой продуктовой линейкой (это важно!) в Россию я довольно подробно изучил собственным лбом. И еще раз по ним гулять - избавьте!

- Пришлось ли вам услышать, что Лайкос.ру не показал каких-то результатов - чем конкретно недовольно руководство?

- А оно не выражало никаких недовольств. Если б было недовольно - меняло бы людей. Когда недовольны продажами - меняют директора по продажам. Когда недовольны общим качеством продукта - меняют продюсера или директора. Кстати, были прецеденты в других странах. Но тут случай иной. Мы - как рынок Рунета, а не как игрок на нем - перестали вписываться в общеевропейскую стратегию Лайкоса. По крайней мере, я только так могу объяснить полное закрытие Lycos Europe в России, а не просто кадровые перестановки в нем. Опять же, зная об аналогиях в других странах.

- Что будет с доменом? Редирект?

- Скорее всего, да, на английский Лайкос. Но в принципе возможно и полное отключение - это не мы будем решать. Я знаю только, что никакие предложения от желающих попользовать домен (а такие есть) не будут рассматриваться.

- А какова судьба команды, делавшей портал?

- Это как раз, к счастью, не самый больной вопрос. Ребята у нас настолько квалифицированные, что сейчас перед ними стоит не столько вопрос трудоустройства, сколько вопрос о том, какое предложение выбрать. Серьезной эта проблема является разве что для меня и для нашего гендиректора. Но я еще не готов над ней думать, а гендиректор - профессиональный классный управленец, причем не российский; он до "Лайкоса" не имел отношения к Интернету и после него прекрасно трудоустроится почти в любой отрасли.

- Чем ты сам кроме журнала "Интернет-маркетинг" намерен заниматься?

- Пока не думал. Это непростая тема, ей надо будет плотно заняться после завершения всех дел в Лайкосе, а пока эти дела еще остаются, - еще не декабрь.

- Реально ли твое появление у руля какого-то из крупных сетевых проектов Рунета?

- У руля - это я сильно сомневаюсь. По-моему, у крупных проектов Рунета нет недостатка в рулевых. Или в тех, кто готов подхватить в случае чего руль из ослабших конечностей коллеги. Но Интернет мне - несмотря на все шишки - бросать жутко не хочется. Наверное, я все-таки авантюрист по натуре, как и положено экспериментатору по образованию. Посмотрим - время покажет, как карта ляжет.