Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20031112_vlasov.html

Электронный Homo Ludens
Анатолий Власов

Дата публикации:  12 Ноября 2003

Явление флэшмоба народу

Начиная с июня этого года разные странные события , каждый раз осуществляемые в течение короткого времени (5-10 мин) одним и тем же персонажем - толпой, стали происходить в разных городах мира.

Толпа в Нью-Йорке внимательно разглядывала выполненную в натуральную величину фигуру динозавра в магазине игрушек, в Риме она спрашивала в книжном магазине книгу несуществующего автора, в Париже она улеглась на пол в пирамиде Лувра, в Лондоне она наводнила мебельный магазин, в Берлине ела бананы, в Рио-де-Жанейро, одетая в красное, остановила уличное движение, в Москве встречала на Ленинградском вокзале какого-то Владимира Владимировича, в Петербурге шпионила в магазине ДЛТ и т.д.

Для этого явления есть термин - флэшмоб (flashmob), что в переводе с английского означает что-то вроде "вспышки толпы".

Более развернутое определение может быть следующим: флэшмоб - это группа незнакомых людей, организованных посредством средств электронной коммуникации, которые собираются в публичном месте и действуют в установленное время в соответствии с определенным сценарием, после чего быстро расходятся.

Пророк умной толпы в своем отечестве

Согласно мнению американского представителя сетевой культуры Говарда Рейнгольда (Howard Rheingold), автора недавно опубликованной книги "Умная толпа: Следующая социальная революция" (Smart Mob: The Next Social Revolution), феномен флэшмоба, возникший в 2003 году, является не просто причудой летнего времяпрепровождения, но демонстрацией "способности группы людей организовать прямое коллективное действие, которое они не были в состоянии осуществить ранее, до появления комбинации Интернета и мобильного телефона".

Результаты анализа социальных последствий внедрения новых технологий коммуникации Говард Рейнгольд публиковал и ранее, в своих предыдущих книгах: "Инструменты для мысли" (1984), "Виртуальная реальность" (1991), "Виртуальные сообщества" (1993).

В своей последней книге "Умная толпа" он выступает в роли футуролога, предрекая следующую социальную революцию, в рамках которой умная толпа, используя симбиоз Интернета и мобильной связи, будет оказывать в ближайшие десять лет радикальное воздействие, как положительное, так и разрушительное, на все области деятельности человеческого сообщества.

При этом он приводит примеры акций этого рода, имеющих, главным образом, политическую направленность, которые происходят уже в наше время.

В 1999 году противники глобализации координировали свои действия во время проведения совещания Всемирной Торговой Организации в Сиэттле через вебсайты и мобильную связь. В 2001 году в Маниле миллионы филиппинцев добились отставки президента Эстрада путем организации массированной рассылки в Интернете посланий протеста. В том же году 11 сентября атака террористов Аль-Кайды также готовилась и координировалась через Интернет и мобильную связь. В декабре 2002 года молодежь Южной Кореи повлияла на исход выборов президента страны, противопоставив консервативной прессе массированную рассылку накануне выборов посланий через SMS.

Флэшмоб в качестве Трикстера

Однако странности флэшмоба не укладываются в рамки электронно организованной политической акции. Его типичные характеристики включают отсутствие какой-либо социально или политически значимой цели, полную анонимность авторов и участников, быструю коммуникацию и организацию через Интернет и мобильную связь.

По своей форме флэшмоб напоминает хэппининг, авангардную форму искусства 60-х, но с такими привнесенными новыми качествами, как публичность и анонимность. Это хэппининг, занимающий публичное пространство, когда прилюдно происходит что-то, организованное неизвестно кем и зачем, и в итоге, по сути дела, ничего не происходит.

Мобберы говорят, что флэшмоб - это только развлечение (fun), подчеркивая тем самым его игровой характер. Но игра, игровое действие, играют фундаментальную роль в жизни человеческого сообщества.

Известный исследователь средневековья, голландский историк Й. Хейзинга (Johan Huizinga) в своей книге "Человек играющий (Homo Ludens): Исследование игрового элемента в культуре" отмечал, что игра является фундаментальным свойством человеческой натуры, импульсом активности более древним, чем сама культура. Он пишет, что "цивилизация на своих ранних стадиях играется. Она не исходит из игры... она появляется как игра и никогда не перестает ею быть".

Флэшмоб, будучи игрой, выполняет функцию юродства, ерничества, провокационного карнавала, расшатывания сложившегося положения вещей без выхода за рамки установленной законности. Его функция заключается как в преодолении репрессивного характера установленных культурных и социальных институций, так и в создании инновативного резерва стратегий для их потенциального развития.

Важность этой функции на примере средневекового общества отмечал Михаил Бахтин в своей книге "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса", где он писал, что карнавал, меняющий местами "верх" и "низ", вышучивающий установленные каноны и стереотипы, служит источником развития и обновления как общества, так и индивида.

Юрий Лотман также считал, что для развития такой сложной системы, как культура, для создания множества форм ее возможного существования необходим "механизм для выработки неопределенности", которым может служить игровой фактор.

Можно также упомянуть мифологического Трикстера, шутника и провокатора, выступающего в мифах и сказаниях многих культур в качестве возмутителя спокойствия и нарушителя всяческих границ. Карл Юнг в своей работе "Психология образа Трикстера" описывает его как архетипический образ коллективного бессознательного, функцией которого является "внесение беспорядка в порядок, и таким образом, создание целого, включение в рамки дозволенного опыта недозволенного".

Что флэшмоб грядущий нам готовит

Можно только фантазировать о том, чем станет флэшмоб в ближайшее время, используя тот же принцип, по которому создается "русалка - как голая женщина с рыбьим хвостом".

Согласно этому принципу можно предположить, что могут возникнуть такие экзотические "русалки", как флэшмоб и артистический перформанс, флэшмоб и гражданские акции, распространенные на Западе, типа "Book Crossing", когда люди передают друг другу книги для чтения, или "Reclaim The Streets", когда велосипедисты объединяются в большие группы на улицах, тем самым отвоевывая их у автомобилистов.

Недавний сентябрьский флэшмоб в Париже назывался "11 сентября. Совершите свой поэтический теракт", согласно сценарию которого нужно было выйти из дома с книгой, важной для вас лично, и оставить ее с дарственной надписью будущему незнакомому читателю на скамейке в парке, метро, на столике кафе и т.д.

Хотя Говард Рейнгольд и говорит о следующей социальная революции, которая на подходе, но вряд ли флэшмоб является ее буревестником. Он является скорее предвосхищением грядущих радикальных изменений в социуме, обусловленных появлением новых электронных средств коммуникации. Иными словами, это не лик или фигура, а скорее предфигура, которая отсылает к тому, что еще неразличимо и неявленно, но вот-вот должно обозначиться.

Национальные особенности отечественного флэшмоба

Этим летом флэшмобы происходили также и в России: в Москве, Петербурге и других городах. Поэтому интересно рассмотреть национальные особенности российского флэшмоба.

Список флэшмобов, проведенных, например, в Петербурге (www.flashmob.spb.ru) включает следующие:

"Маскарад"-карнавал на Дворцовой площади как часть всемирного флэшмоба, 25 октября;

"Шпионаж" - шпионаж черных людей в ДЛТ, 19 октября;

"Замри" - замирание пешеходов на Малой Садовой, 5 октября;

"Танцпол" - танцы в магазине электроники, 21 сентября;

"Дед Мазай и Зайцы" - поедание морковок около магазина "Стокманн", 14 сентября;

"Татьяна Лаврухина" - встреча с плакатами некоей Танечки Лаврухиной на Московском вокзале, 17 августа.

Таким образом, содержание флэшмобов носит в основном телесно-двигательно-прикольный характер. "Шпионаж", который был признан лучшим российским флэшмобом, в какой-то мере пародировал штампы потребительской культуры. Предложенные на сайте темы флэшмобов, несущие в себе социальный подтекст, связанный или с человеческой коммуникацией: типа "Флэшмоб с человеческим лицом" (вручение пищи нуждающимся в ней уличным нищим), "Раздача почтовых открыток" (раздача прохожим почтовых открыток с предложениями дружбы и товарищества) - или затрагивающий проблемы массового сознания: типа "Бесплатная татуировка брэнда" (предложение прохожим сделать себе бесплатную татуировку брэнда по их усмотрению), "Бульварное чтиво" (публичное чтение любовных романов с соответствующими комментариями), - не пользуются успехом у мобберов.

На вопрос в FAQ "А кто тут всем заправляет и организует?" дается следующий ответ:

"Никто! никто не заправляет, ничего не заправляет, все стихийно, каждый может предложить сценарий, все они будут рассмотрены, каждый может организовать флешмоб, и при этом он не будет организатором, так как у моба их нет!"

Но на самом деле не все так просто. Сообщество мобберов, которое растет в геометрической прогрессии, имеет свою структуру. Оно координируется и контролируется 8 анонимными модераторами. Честь и слава этим первопроходцам и пионерам отечественного флэшмоба.

Однако вся поставляемая на сайт информация подвергается цензуре, согласно правилам, установленными модераторами, и в случае несоответствия этим правилам удаляется с использованием аргументации типа "мы этот вопрос вчера обсудили". Поэтому на сайте можно иногда найти сообщения мобберов, начинающиеся фразой что-то вроде: "Наверное, эта тема еще не объявлена запретной".

На сайте проводятся опросы относительно состава и мотивации мобберов.

Общее число зарегистрированных мобберов составляет около 2000. Причем, по утверждению одного модератора: "Из этих 2000 мобберов 1500 - мертвы. А из оставшихся 500 только 50 думают о том, что такое техническая реализация моба". Таким образом, число реальных мобберов по этим оценкам составляет 500, из которых 50 являются активными.

Согласно результатам проведенного здесь опроса "Кто ты, моббер?" основная часть мобберов - это молодые люди в возрасте 18-22. Однако, встречаются и отдельные мобберы в возрасте "за...", происхождение которых таинственно.

Мотивация мобберов представлена в результатах опроса на тему "Чем для вас является флэшмоб?" с ответами из меню: прикол - 60%, самолюбование - 3%, протест - 12%, заработок денег - 0%, идите в ж..у со своими вопросами - 23%.

Основной драйв мобберов заключается в приколе, хотя есть также протестующие и эксгибиционисты. Много также мобберов с выраженной идиосинкразией на рефлексию.

Относительно ненормативной лексики, встреченной выше в ответах: она, наряду с сетевыми прибамбасами типа "имхо", широко используется в посланиях мобберов в лучших традициях солдатской казармы и интернет-кафе.

Подводя итог, можно сказать, что человек играющий в Петербурге еще не стал smart, он сильно отдает попсой, его ментальные пейзажи иногда напоминают персонажей книги Виктора Пелевина "Generation П", но можно надеяться, что все это - болезни саморазвития.

Самое главное - в ожидании прихода необыкновенного не дать флэшмобу разрушиться изнутри, оберегая его от всякого экстремизма.