Русский Журнал
/ Net-культура / www.russ.ru/netcult/20031120_fedorenko.html |
Небольшая революция, о которой так долго говорили Маша Федоренко Дата публикации: 20 Ноября 2003 Давид Янг - хозяин сайта fmob.ru, идеолог движения флэш-моба в России. Имеет грандиозные планы по превращению флэшмоба в моб-арт с помощью лучших российских художников-перфомансистов. Новое движение обещает стать небольшой революцией. В чем, черт побери, разница между флэш-мобом и моб-артом? Все началось с начала прошлого века, с футуристов, которые занимались искусством действия. Потом, после войны, это все получило второе дыхание, действовала группа "Флюксус", происходили хэппенинги и перформансы в послевоенные годы в США. Это движение, включающее хэппенинги, акции и ряд других художественных направлений, с тех пор не затухало. Но оно оставалось направленным на узкого зрителя, это был "междусобойчик". Все мобы отличаются абсолютной бессмысленностью. Разумеется, люди, которые знакомы с перфомантивным искусством, однозначно ассоциируют данные акции с хэппенингом, то есть тем, что человечество уже изобрело раньше. Но здесь есть свои нюансы. В одном из штатов США предметом искусства считается любой объект, который хотя бы два человека считают таковым: автор и хотя бы один зритель. Такое определение возникло, когда кто-то вез турбину авиационную и задекларировал ее как произведение искусства. Был суд, и признали, что это действительно так.
Но не совсем понятно, искусство флэшмоб или нет. Авторы флэшмобов далеко не все считают свое занятие творчеством. Некоторые полагают, что это просто прикол. Это что-то из области народных массовых игр, участвуя во флэшмобах, можно прикольно проводить время. А следовательно, сценарии, которые они хотели бы разыгрывать, как правило, связаны с эпатажем и бытовыми вещами. Как пример можно привести недавно прошедший московский флэшмоб "Бутерброды". Задача была собраться в нужное время у памятника на станции метро "Библиотека им. Ленина", секунда в секунду достать бутерброд и съесть его. Что это? Художественная акция или нет? В том виде, в каком это было реализовано, я не считаю, что это было художественное произведение, потому что это было достаточно некрасиво. Бутерброды были разношерстные, у кого в фольге, у кого в салфетке. И смотрелось это странно. А если есть бутерброды в музеях? Это был бы уже определенный контекст. Под это можно было бы подвести концептуальную базу. Качество этого произведения было бы выше, если бы оно переливалось ассоциациями, имело бы много аспектов. Иначе это становится просто приколом. Что такое прикол? Прикол, анекдот - это игра черного и белого, перевертыш, нету глубины и чего-то всеобъемлющего. Прикол в стиле КВН - это пошло, это не искусство. Вы думаете, флэш-моб себя уже изжил, пора заниматься чем-то новым? Я думаю, он изживет себя. Моб-арт - это новая форма на стыке флэшмоба, хэппенинга, перформанса и других видов искусства. Это то, что до сих пор считалось авангардным искусством. Теперь у нас появился материал - люди, которых десятки и сотни. Они готовы участвовать, это глина, которая к тому же одушевлена. Это интерактивный вид искусства. Ты никогда не знаешь, чем кончится моб. Глина сама творит. Ты задал начало сценария, а что получилось - зависит от актеров, которые сами сыграют свои роли и закончат их так, как ты себе и не представляешь. А моб-арт мог бы дать такую цель? Конечно. Вот сравните рассказы Чехова и анекдоты. И те, и другие смешные и короткие. Но анекдот - это плоско, нет сверхзадачи, он нужен, чтобы просто посмеяться. А рассказ Чехова - это многоплановое произведение, там можно и посмеяться, и поплакать, и подумать, и вспомнить через год и перечитать. Так же и флэшмоб. Хочется, чтобы в этом был смысл, чтобы это можно было вспомнить, чтобы были фотографии и фильм, чтобы смотреть и думать: "Как это было круто".
И снова - если бы это были не разные бутерброды, одинаковые французские булки, причем не 30-сантиметровые, а 50-сантиметровые, то фотографии акции поразили бы пластичностью, абсурдом полным. И, естественно, длинная булка - это фаллический символ, и когда ее ест девушка - это совершенно необычно, эротично, многопланово. Такая фотография была бы самостоятельны произведением искусства. И сколько можно было бы сказать. Вот оно, отличие флэшмоба от моб-арта. А чего вы конкретно добиваетесь в этой сфере? Мы хотим людей, которые хотят большего, свести с лучшими авторами перфомантивного искусства. Чтобы они выполняли осмысленные сценарии. Это известные художники, такие как группы "Слепые", Escape. Они известны пока больше на Западе. Мы надеемся, что получатся очень интересные новые сценарии, и количество перейдет в качество. Новые технологи позволили говорить о новом уровне сообществ в современном мире. Мы создаем театр, площадку, которая соединит нетривиальных ребят-мобберов с нетривиальными ребятами-перформансистами. А вы сами делаете собственные акции? Да, я начал этим заниматься. Но пока не считаю себя художником. Когда я сделаю 20-й перфоманс, получу специальное образование, тогда смогу считать себя художником. Мой брат - художник, мама родилась в театре, дед - основатель известного в Армении театра, дядя - профессиональный актер. Я окружен искусством и всю жизнь его впитывал. Я вообще-то закончил физфак и считаю себя скорее физиком. Но все настоящие художники - физики, потому что изучают устройство нашего мира. И еще каждый художник - авангардист, который делает что-то новое. Это борьба за открытие новых форм и законов красоты. А как выглядит средний моббер? Человек от 18-25 лет до 70 лет. Не надо недооценивать старшее поколение, продвинутых 60-летних становится все больше и больше. Что дальше? Сценарий ближайшей акции еще не определен. Прошлая акция под названием "Желтые очки" прошла 16 сентября. Люди собрались в определенном месте, надели желтые очки, 115 раз хлопнули в ладоши и сняли очки. Как можно было предположить, синхронности хлопков не получилось. Сейчас пока лидирует сценарий "Очередь в никуда" - организация очереди перед закрытой дверью. |