Интернет для журналистов

Евгений Горный
Евгений Горный
gorny@russ.ru

0. Предуведомление
1. Зачем журналисту Интернет
2. Сеть как орудие
3. Обустройство рабочего места
4. Типы ресурсов
5. Специальные ресурсы для журналистов
6. Интернет и закон
7. Журналистская этика и Netiquette
8. Эксперты
9. Сетевая журналистика
10. Интеграция СМИ

0. Предуведомление

Этот текст был написан для нового проекта в качестве вступления к Интернет-разделу. Поскольку работы над проектом приостановились, я решил опубликовать его в Net-культуре с целью предварительного текстирования, выявления возможных ошибок и лакун в изложении материала. Несмотря на то, что целевая аудитория данного текста - работники информационной сферы, использующие (или собирающиеся использовать) Интернет в качестве профессионального инструмента, представляется, что излагаемый материал может оказаться полезным и более широкой аудитории. Буду признателен за любые поправки, замечания и вопросы по теме.

1. Зачем журналисту Интернет

В наши дни журналист, не умеющий использовать Интернет в своей работе, - такой же анахронизм, как домохозяйка, не умеющая пользоваться газовой плитой.

Журналист работает с фактами, событиями и мнениями, которые он упорядочивает, осмысляет, истолковывает и представляет в виде некоторой истории. В том, как он излагает факты или рассматривает проблему, всегда проявляется его индивидуальная (субъективная) позиция, однако он всегда опирается на документальные (объективные) свидетельства. В своей работе журналисту приходится использовать множество различных источников информации. В наши дни одним из таких источников является всемирная компьютерная сеть Интернет.

Значение Интернета для журналиста трудно переоценить. Во-первых, как уже было сказано, это источник разнообразной информации, которая может быть использована как для мониторинга новостей, так и для написания аналитических материалов и проведения журналистских расследований.

Более того, Интернет все в большей степени становится мета-источником, включающим в себя все мыслимые типы источников, - универсальной информационной средой. Благодаря галопирующей оцифровке всего, что может быть оцифровано, и возможности немедленного доступа к оцифрованной информации из любой точки планеты, частные информационные среды (такие как книги, пресса, радио, телевидение, кино, устное и письменное общение и т.п.) постепенно утрачивают свою специфику, сливаясь в едином информационном пространстве. Сеть в настоящее время - наиболее яркое и последовательное выражение этого процесса.

Во-вторых, Интернет позволяет легко осуществлять поиск необходимых сведений, начиная от справочной информации (статьи в словарях и энциклопедиях, статистические данные, библиографии, карты, адреса, сведения о компаниях и организациях и т.п.) и заканчивая мнениями людей по всевозможным поводам, высказываемыми в различных формах сетевого общения (телеконференции, форумы, гостевые книги и проч.). Интернет, таким образом, это одновременно и океан информации, и сеть, чтобы вылавливать из этого океана нужное.

В-третьих, Интернет - это эффективное средство коммуникации, во многих отношениях превосходящее телефон, факс и другие привычные способы связи.

Наконец, в-четвертых, Интернет во многих своих проявлениях сам по себе является громадным медийным пространством, в котором происходит бурное становление СМИ нового типа. Электронные СМИ теснят на рынке СМИ традиционные, нередко опережая последние как в плане оперативности, так и по качеству разработки информации. Гипертекстовые и мультимедийные возможности электронных СМИ привлекают к ним как читателей, число которых стремительно растет, так и рекламодателей. В Сети формируется новый класс журналистов; развивается сетевая (онлайновая) журналистика со своими особыми приемами и методами; возникают свои профсоюзы и "звезды"; репортеры и обозреватели из традиционных СМИ постепенно перетекают в онлайн.

Очевидно, что независимо от конкретной медийной сферы, в которой работает журналист (пресса, радио, телевидение и т.п.), Интернет является для него (или, по крайней мере, должен являться) важнейшим орудием труда. Как, впрочем, и для всякого человека, профессионально работающего с информацией.

2. Сеть как орудие

С любым орудием надо уметь обращаться. Чтобы правильно использовать лопату, надо сперва научиться, как правильно ее держать, как ставить ногу, как распределять вес тела в процессе копания и т.д. Иначе и яму не выкопаешь, и настроение себе испортишь, да еще, не дай Бог, и поранишься.

То же и с Интернетом. До сих пор можно иногда услышать невежественные и просто мракобесные утверждения о Сети, исходящие от вроде бы образованных и даже интеллигентных в других отношениях людей. Например, существует расхожее мнение, что в Интернете нет никакой полезной информации, а только порнография, хакеры и маньяки. Или что, хотя полезная информация там в определенных количествах имеется, найти ее очень трудно, поскольку Интернет переполнен "информационным мусором", а поисковые системы на конкретный запрос выдают так много ссылок, что в них невозможно разобраться. Первое утверждение свидетельствует, что человек говорит о том, чего не знает; второе - о том, что он не научился держать в руках лопату перед тем как копать.

Не вдаваясь в критику распространенных заблуждений о природе Сети, приведу лишь одну цитату: "Согласно недавнему исследованию, проведенному Reuters, Интернет помогает преодолеть глобальную перегруженность информацией, а отнюдь не способствует ее увеличению". (www.rocit.ru/rocit/tool.htm).

Как научиться эффективно пользоваться Интернетом? - Механизмы научения здесь те же самые, что в овладении такими достижениями цивилизации, как вилка, утюг или библиотека. Нужно перенимать опыт у тех, кто этому уже научился (читать учебники, задавать вопросы), и стараться применить его на практике. Постепенно у вас выработаются необходимые навыки, и вы сами станете специалистом, который может применять инструмент для решения соответствующих ему задач и помогать в этом другим.

Дополнительно по этой теме:

3. Обустройство рабочего места

Интернет - очень большой. Говорят даже, что он является специфической формой бесконечности (если только у бесконечности может быть форма). Его нельзя объять. Им невозможно оперировать как единой вещью.

Для того, чтобы осмысленно использовать в своей работе, его нужно прежде "настроить под себя". Точно так же, как вы устанавливаете на свой компьютер не вообще все программы, какие только существуют на свете, а лишь те, которые вам действительно необходимы, в Сети вы можете выбрать именно те ресурсы и службы, которые вам нужны, и постоянно "держать их под рукой". Прочие же просто "иметь в виду" и обращаться к ним по мере надобности.

Таким образом, профессиональная работа с Интернетом должны начинаться с обустройства своего виртуального рабочего места. Здесь нет никаких жестких правил. Главное - добиться того, чтобы у вас были все нужные инструменты и чтобы ими было удобно пользоваться. По счастью, Сеть предоставляет для этого почти неограниченные возможности.

Важнейшим элементом в конструировании виртуального рабочего места являются "закладки" - упорядоченные ссылки на нужные нам сетевые ресурсы и сервисы. Каждый может сконфигурировать их по своему вкусу и сохранить результаты своего труда либо в виде HTML-страницы, либо в виде "закладок" в собственном браузере (в Netscape Navigator они называются "bookmarks", а в Internet Explorer - "favorites").

Посмотрите, к примеру, как решил эту задачу Боб Драдж (не путать с Мэттом Драджем), который так свой сайт и назвал - My Virtual Refernce Desk. Человек просто организовал свои закладки. И, как это часто бывает не только в Сети, но и в жизни, то, что он делал "для себя", оказалось интересным и полезным для многих других людей. В 1998 году "Виртуальная справочная" Драджа была признана лучшим сайтом года.

4. Типы ресурсов

Рассмотрим основные типы сетевых ресурсов, которые могут пригодиться журналисту в его работе и послужить материалом для его персональных "закладок". Чтобы не навязывать своих личных предпочтений и не загромождать текст подробностями, я просто перечислю эти типы ресурсов и дам ссылки на некоторые метаресурсы, которые либо включают сразу множество ресурсов определенного типа, либо представляют собою их перечень.

Электронные издания

Сюда относятся как электронные версии существующих периодических печатных изданий, так и чисто электронная периодика, не имеющая печатных аналогов.

Интернет-радиостанции

Вещают в реальном времени и/или в записи; некоторые являются интернетовскими дублями обычных радиостанций, другие существуют только в Сети.

Онлайновые базы данных

Платные, бесплатные и бесплатные в некоторой своей части; крупные коммерческие базы данных обычно предоставляют доступ к значительному количеству более мелких баз данных.

Словари, энциклопедии, справочные материалы

Как выражаются библиотекари, "литература универсального содержания" - то, что может потребоваться в любой момент.

Электронные библиотеки

Наиболее известной из западных э-библиотек является проект Гутенберг, действующий с 1991 года и включающий около 2000 художественных произведений на английском языке, из русских - Библиотека Мошкова, действующая с 1994 года и включающая 12000 текстовых файлов. Отмечу, что э-библиотеки вовсе не обязательно посвящены художественным текстам; здесь возможна самая разнообразная специализация.

См. также статьи о проблемах электронных библиотек в Русском Журнале:

Списки рассылки (mailing lists)

Один из наиболее простых и действенных способов получения информации по интересующим темам непосредственно в свой почтовый ящик.

Каталоги и поисковые системы

Наиболее популярными зарубежными поисковыми системами являются AltaVista и Yahoo!, а российскими - Rambler и Яndex. Существует, однако, громадное количество других поисковых систем для специализированного поиска информации, знать о которых совсем не вредно.

Повторю еще раз. Точно так же, как мы не можем прочитать все книги, которые только существуют на свете, или перепробовать все блюда мировой кухни, мы даже теоретически не в состоянии воспользоваться всеми информационными ресурсами Сети. Да и нет такого человека, которому они все понадобились бы. А бесцельно блуждать по Сети, растрачивая время своей жизни - занятие недостойное, тем более для профессионала. В Интернете мы с особой остротой сталкиваемся с проблемой выбора. И каждому приходится решать эту проблему на свой страх и риск.

5. Специальные ресурсы для журналистов

Помимо ресурсов "общего пользования", в Сети существуют места, представляющие для журналистов непосредственный профессиональный интерес. К сожалению, русский Интернет пока мало чем может здесь похвастаться. На неразвитость "журналистского" сегмента русской Сети Мирза Бабаев сетовал еще в 1996 году. С тех пор мало что изменилось, но я надеюсь, что приводимый ниже список в скором времени станет можно пополнить.

Каталоги ресурсов по журналистике

Информационные агентства

Организации и службы

Статьи

6. Интернет и закон

Сняв многие из существовавших ранее ограничений на производство, распространение и воспроизводство информационных продуктов, Интернет поставил перед юристами проблему поиска адекватных законодательных решений, приложимых к новым условиям существования информации. Речь идет прежде всего о способах защиты интеллектуальной собственности и авторского права в цифровой среде.

Существуют два основных подхода к решению этой проблемы. Регулирование Сети предполагается осуществлять либо "по закону" (государственное регулирование), либо "по совести" (сетевое самоуправление в духе "Декларации независимости киберпространства"). И тот, и другой подход страдают рядом очевидных недостатков. Поскольку Интернет - явление планетарного порядка, его регулирование не может осуществляться в рамках отдельного государства или государств. Необходимы международные соглашения по поводу Интернета, а это дело туманного будущего. С другой стороны, очевидно, что далеко не во всех случаях "неписаные законы" сетевого сообщества способны разрешить возникающие в Сети проблемы. По всей видимости, оптимальное решение лежит где-то посередине: необходимо разделение юрисдикций. Какие-то вопросы вполне могут решаться сетевым сообществом и его "органами"; для решения других понадобится, видимо, прояснить существующие законы относительно авторского права и приспособить их к условиям сетевой среды. Адекватных решений пока не найдено.

Вопрос об особом "сетевом праве" остается открытым. Вот что пишут об этом эксперты.

"Пока преждевременно говорить о СЕТЕВОМ праве (англоязычные синонимы - cyberlaw, weblaw, Internet law) как об отдельной отрасли права, так как оно не обладает ни собственным предметом, ни методом правового регулирования. <...>

СЕТЕВОЕ право возникнет лишь тогда, когда законодатель предпримет определенные усилия по закреплению организационно-правовых форм всех тех отношений, которые сейчас уже реализуются через СЕТЬ, - это будет комплексная отрасль права, для которой будут характерны признаки как гражданского, так и административного права".

Александр Ивлев. Право и Интернет.

"Какого-то особого механизма защиты авторских прав в СЕТИ в настоящий момент не существует".

(Там же).

"Интернет с самого начала был задуман и реализован как средство свободного распространения информации. <...>

Вопрос о регулировании Интернет рано или поздно приобретет остроту, сравнимую с вопросом об отношении к абортам. И решится он, по-видимому, очень похожим образом.

Большинство рано или поздно смирится с фактом, что прямо не задевающие его интересы поступки отдельных людей - это личное дело тех, кто их совершает, как бы мало это не нравилось большинству. Консервативные политики будут размахивать флагами подобающих случаю цветов, пытаясь привлечь под свои знамена недовольных, но тщетно: к свободе, как к "крэку", привыкают после первого употребления..."

Николай Чувахин. Право и Интернет: а есть ли пересечение?

Как показал Джон Перри Барлоу в своей работе "Продажа вина без бутылок: экономика сознания в глобальной Сети", традиционное законодательство относительно интеллектуальной собственности не приспособлено для защиты "текучих" информационных продуктов и требует коренного пересмотра своих базовых принципов. В заключительной части своего труда он намечает основные направления этого пересмотра.

В отсутствие старых вместилищ почти все, что мы думаем и знаем об интеллектуальной собственности, является ложным. Нам придется переучиваться. Нам придется научиться смотреть на информацию так, как будто мы никогда не видели ничего подобного.

Те виды защиты, которые мы разработаем, будут в гораздо большей степени основываться на технологии и этике, чем на законе.

Криптография будет технической основой для большей части способов защиты интеллектуальной собственности. (По этой, как и по другим причинам, она должна стать намного более широко доступной.)

Экономика будущего будет основываться, скорее, на отношении, чем на владении. Она будет, скорее, непрерывной, чем последовательной.

И, наконец, в ближайшие годы обмен между людьми станет по преимуществу виртуальным, а не физическим, состоящим не из материи, а из того вещества, из которого сделаны сны. Наш бизнес будет вестись в мире, сделанном более из глаголов, нежели из существительных.

В России ситуация с "сетевым правом" и защитой цифровых продуктов остается крайне смутной. Как пишет один из авторитетов в этой области,

"В РФ судебных прецедентов, связанных с использованием Сети, нет. Как, впрочем, нет и специализированного законодательства, имеющего предметом своего регулирования Сеть. Очень трудно предсказать, как пойдет правоприменение в РФ. Тем не менее, чем активнее будет использоваться в стране Интернет, тем больше будет конфликтов относительно использования объектов авторских прав в Сети (а на настоящий момент таковых уже насчитывается немало) и тем скорее все будет доходить до судебных разбирательств, которые, создав правоприменительную практику, позволят более уверенно чувствовать себя правообладателям в сети Интернет, так как будет выяснен предел осуществления защиты авторских прав".

Виктор Наумов. Проблемы реализации авторских прав в сети Интернет.

Пока этот предел не выяснен, русское сетевое сообщество пытается решить проблему защиты своих авторских прав самостоятельно. Так, в рамках Содружества русских online периодических изданий "Еже" создан специальный орган, призванный защитить производителей сетевого содержания - так называемая "Доска Позора", на которую помещается информация о нарушителях авторских прав в русской Сети. Регламент этого органа определяет свою функцию следующим образом:

"Доска Позора или Hall of Shame (в дальнейшем ДП) защищает права автора на его интеллектуальную собственность в пределах сети Интернет. <...>

Решают, кого помещать на ДП, подписчики ЕЖЕвого мэйл- листа - неофициальная гильдия он-лайн периодических изданий, объединяющая около сотни видных деятелей РУНЕТа".

Случаи нарушения авторских прав в Сети рассматриваются в списке рассылки "ezhe"; во многих случаях конфликтные ситуации удается уладить, не доходя до обнародования имен нарушителей на "Доске Позора". Выяснилось, однако, что этот механизм хорошо работает лишь во внутрисетевых рамках. В большинстве случаев, когда в деле оказываются замешаны традиционные СМИ, ворующие материалы из сетевых изданий (что, как известно, является довольно распространенной практикой), попытки восстановить справедливость, не прибегая к "внешним" мерам воздействия (обращение в суд и т.п.) оказываются неэффективными.

Дополнительно по этой теме:

7. Журналистская этика и Netiquette

Проблема авторского права, затронутая выше, применительно к журналистской деятельности, в ходе которой используются сетевые источники, является, по сути, надуманной. Нарушение авторских прав производителей сетевого содержания, столь часто осуществляемое представителями традиционных СМИ свидетельствует лишь об их непрофессионализме. Здесь нет никакой сетевой специфики, есть элементарное невежество и несоблюдение профессиональных этических принципов.

Пункт 8 "Кодекса профессиональной этики российского журналиста", в частности, гласит:

"Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора".

Загадочным образом даже солидные издания забывают об этом элементарном правиле, горстями черпая информацию из сетевых источников.

"Я могу сегодня, читая любое бумажное московское издание, посвященное международной или компьютерной тематике, слушая радиопередачу или смотря телепрограмму, безошибочно определить, откуда в Интернете ее создатели постоянно черпают информацию. Однако за единственным (и отрадным) исключением рубрики Save As... в еженедельном журнале "Итоги", я не могу назвать ни одного издания, радиопередачи или телепрограммы, редактор которой потрудился бы честно указывать в выходных данных "информация взята из "Вечернего Интернета", "Паравозов-Ньюс", Национальной службы новостей, конференции fido7.ru.internet.provider, перепечатана с сервера http://www.anekdot.ru/, вычитана из путеводителя Аси Патрышевой" - каждый раз, когда соответствующие источники используются... Ссылаться на агентство Reuters, CNN или Associated Press все уже научились. А как доходит дело до Интернета - воцаряется гробовая тишина, наводящая на мысль о том, что информация, которую ты уже читал в Сети две-три недели назад, самозародилась в данном конкретном СМИ самым что ни на есть волшебным образом".

Антон Носик. Давайте ссылаться на Сеть.

В большинстве таких случаев источник либо вообще не указывается, либо имеет место прямой плагиат - взятая из Сети статья или иной материал подвергается минимальной правке и публикуется под чужим именем. Ссылки типа "По материалам Интернета" также нельзя признать удовлетворительным решением проблемы. По своей нелепости и цинизму такая манера ссылаться ничем не отличается от ссылок наподобие "как пишут газеты", "по телевизору сказали" или "запись по трансляции".

Вовсе не обязательно усматривать здесь какой-то заговор традиционных СМИ, которые умышленно замалчивают Интернет, поскольку видят в нем опасного конкурента. Обычно причина гораздо тривиальнее: авторы и редакторы традиционных СМИ просто не привыкли работать с Интернетом - он по-прежнему кажется им экзотическим фруктом, который непонятно как готовить и с какой стороны откусывать. Они никак не могут поверить, что Сеть - это полноценная медийная среда, ничуть не менее мощная, чем бумажная пресса, радио и ТВ.

И среда эта вовсе не анонимна. Это не Солярис и не Акаша-хроника, где все просто существует или само собой возникает неизвестно как и откуда. В этой среде есть издания, у которых есть названия, и авторы, у которых есть имена и фамилии (или, по крайней мере, псевдонимы). Если журналистам удастся, наконец, осознать этот факт, то множество проблем отпадут сами собой. Чтобы решить проблему защиты интеллектуальной собственности в Сети, не нужно выдумывать никаких новых правил, нужно просто применить существующие.

Первое правило таково: если вы используете материалы, опубликованные в Интернете (будь то тексты, фотографии, дизайн, статистические данные и т.п.) - ссылайтесь на источник. Следует указывать название сетевого издания или сайта, а также имя автора и название использованного материала. Кроме того, если вы пишете для печатного или сетевого издания, уместно указать URL - адресную ссылку на источник. (Применительно к телевидению и, особенно, к радио это не всегда просто, тем более, если адрес длинный).

Второе правило: если вы хотите опубликовать сетевой текст или его перевод полностью - свяжитесь с автором и попросите у него разрешения. Как правило, любые подписанные материалы в Интернете содержат адрес электронной почты автора - воспользуйтесь этим преимуществом сетевой среды. В своем запросе представьтесь, вежливо изложите свою просьбу, сообщите о предполагаемых сроках и условиях публикации. Помните: "Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя" (ГК РФ, ст. 138). Публикуя сетевые материалы без согласия автора, вы нарушаете как закон, так и элементарные правила этики.

Третье правило: при наличии копирайтной информации на сайте или странице, внимательно ознакомьтесь с условиями использования материала и следуйте этим условиям. Как правило, они сводятся всего лишь к требованию ссылаться на источник при воспроизведении или цитировании.

Упомяну о некоторых других важных моментах, относящихся к профессиональной этике журналиста, которые приложимы к Сети так же, как и любой другой сфере.

Помимо этого, работая в Сети, журналист неизбежно вступает в прямое или косвенное взаимодействие с большим количеством людей, становясь тем самым членом сетевого сообщества.

Как и в любой социальной среде, в Сети (которая, возможно, является сейчас самой широкой из всех социальных сред) существуют свои неписаные законы и правила, регулирующие поведение членов сообщества и позволяющие Сети поддерживать собственное существование, не прибегая в внешнему силовому вмешательству. Эти правила получили название Netiquette (сетикет или сетевой этикет).

Некоторые люди попытались зафиксировать эти неписаные правила в письменном виде для того, чтобы "чайникам" - новичкам, попадающим в Сеть, - было легче сориентироваться и не попасть впросак, совершая по неведению поступки, совершать которые здесь не принято. Например, заниматься массовой рассылкой коммерческих предложений, без разрешения копировать тексты и графику с чужих сайтов на свои страницы, встревать в дискуссию, не разобравшись, о чем идет речь, и не зная ее участников и т.п.

Исторически принципы сетикета были сформулированы применительно к переписке по электронной почте и дискуссиям в юзнетовских группах новостей (телеконференциях), но с течением времени распространились и на другие формы активности в Сети.

Дополнительно по этой теме:

8. Эксперты

Для все большего количества людей Сеть становится не просто вспомогательным инструментом для получения информации, общения и развлечения, а основной сферой деятельности. Сеть для них - основное место работы, источник заработка и жизненная среда. Естественно, что уровень их компетенции в вопросах, связанных с Интернетом, выше, чем у обычных пользователей. Профессионалов в области Интернета, заслуживших общественное признание благодаря свой деятельности, называют латинским словом digerati, а также сетевой или кибер-элитой. Этих людей полезно знать. Если у вас возникнет потребность получить профессиональную консультацию по тем или иным сетевым вопросам, лучше всего обращаться именно к ним. Мне уже приходилось писать о том, как образуется киберэлита и кто туда входит, поэтому просто отошлю к уже написанным статьям. Замечу также, что вовсе не обязательно быть причисленным к элите, чтобы разбираться в своей профессии. Иногда проще обратиться за советом или консультацией к знакомому программисту или просто пользователю со стажем.

Дополнительно по этой теме:

9. Сетевая журналистика

Не так уж важно, какие именно ресурсы в Интернете мы будем считать "настоящими" СМИ, а какие нет. Формальные критерии тиража, периодичности или регистрации в Министерстве печати и информации РФ здесь работают плохо. Сетевая среда ускользает от бюрократического регулирования и большинство законодательных решений оказываются здесь просто неприменимыми. Что действительно важно, так это то, что многие сетевые образования являются de facto медийными структурами, поставляющими информацию громадной аудитории.

Активно развивается сетевая (онлайновая) журналистика со своими особыми приемами и способами подачи материала. Большая часть так называемых сетевых деятелей является в той или иной степени сетевыми журналистами.

Основные особенности "сетевого текста" - сжатость, членение на части, нелинейные расширения за счет использование гипертекстовых ссылок и мультимедии и т.д. - определяются спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

Возможность незамедлительной публикации материалов по мере их поступления приводит к тому, что зачастую сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения.

Доступ к архивам издания и внешним электронным ресурсам делает возможным "объемное" видение темы и проведение самостоятельных журналистских расследований.

Различные формы обратной связи позволяют читателю активно участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем.

Относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствует расцвету узкоспециальных, маргинальных и личных электронных колонок, газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная конституцией свобода слова и самовыражения.

Конечно, существует здесь и своя темная сторона. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности может вести к злоупотреблениям. Дезинформация, плагиат, экстремизм, порнография, мошенничество, воровство, непрошеная реклама - все это тоже реалии Сети. На это не нужно закрывать глаза, но и впадать в панику тоже не стоит. В конечном счете, Сеть - зеркало жизни, и отрицательных моментов в ней ничуть не больше, чем в "реальном мире". Чтобы защитить себя от них, следует соблюдать правила "информационной безопасности" и просто следовать здравому смыслу. А главное - самому вести себя достойно и "помнить лицо своего отца".

Дополнительно по этой теме:

10. Интеграция СМИ

Формы взаимодействия между традиционными и сетевыми СМИ многообразны: ссылки, цитирование, рефлексия, самоперевод в параллельные медийные среды.

Сегодня невозможно представить себе ни одного крупного СМИ, будь то информационное агентство, газета, радиостанция или телевизионный канал, без своего представительства в Интернете. При зрелом подходе владельцев такое представительство очень скоро перерастает функции "информационного сайта", содержащего лишь общие сведения о СМИ и образцы производимой им инфопродукции, и становится самоценным информационным ресурсом, в некоторых отношениях превосходящим "оригинал".

Однако взаимодействие медийных сред в настоящее время неравномерно. Сетевые СМИ охотно используют прессу и вещательные средства в качестве источника и объекта анализа. Традиционные же СМИ охотно презентируют себя в Интернете, но при этом склонны рассматривать последний как анонимную среду, которая, хотя и порождает время от времени события, достойные упоминания, однако сама по себе не обладает реальным медийным статусом.

В ближайшем будущем можно ожидать более тесного взаимовлияния и взаимопроникновения сетевых и традиционных СМИ. Они выполняют одну и ту же функцию, и их значимость в общественном сознании неуклонно сближается. Не за горами то время, когда в телевизионных обзорах прессы, следующих за программой новостей, сетевые публикации будут обсуждаться на равных с публикациями бумажной прессы. Притом что сами эти телевизионные передачи можно будет запросто смотреть через Сеть.

Предыдущий выпуск