Печать по требованию
Евгений Горный
gorny@russ.ruВопреки распространенному мнению, компьютерные технологии и Интернет не вытесняют печатную книгу, а напротив, способствуют ее процветанию, открывая заманчивые перспективы для авторов, издателей, книготорговцев и читателей.
Технология печати по требованию (print on demand) позволяет решить проблему редких или недоступных книг, одновременно разгрузив склады от невостребованной книжной продукции.
Благодаря использованию этой технологии можно печатать ровно столько экземпляров книги, брошюры или журнала, сколько требуется для удовлетворения спроса. Это приведет к снижению затрат на хранение и доставку и уничтожит феномен возврата, который, согласно статистике, составляет в среднем 30-40 процентов от большинства тиражей.
Особенно выгодна печать по требованию для узкопрофессиональных и специализированных изданий, а также для произведений "альтернативного искусства". У ученых отпадает необходимость в подписке на научные издания (которая, как правило, весьма дорога), а некоммерческие авторы могут даже расширить круг своих читателей за счет "точного попадания" в целевую аудиторию.
"Распроданные книги" перестанут быть таковыми, поскольку их можно будет допечатывать по мере надобности. При этом покупатели могут так и не узнать, каким именно способом была отпечатана книга. Внешних отличий практически нет.
Благодаря новым печатным машинам становится экономически рентабельным печатать книги по одной. Одна минута - одна книга, а в следующую минуту печатается уже другая.
В общем виде процесс выглядит следующим образом. Одна машина печатает черно-белые страницы со скоростью несколько сот оттисков в минуту. Другая печатает четырехцветные обложки. А третья переплетает все это вместе. Производительность такой системы - до 1 млн. книг в год.
Возникают компании, предлагающие услуги по print on demand издательствам.
Так, например, в составе Ingram Book Group появилось новое подразделение, специализирующееся на печати книг по запросу - Lighting Print. Ожидается, что к концу года в цифровой библиотеке Lighting Print будет около 10 тыс. наименований (сейчас их - всего 2,6 тыс.). С Lighting Print уже сейчас сотрудничают три десятка крупнейших издательств (Bantam-Doubleday-Dell, Harper Collins, Oxford University Press, Simon & Schuster и др.)
Главный фактор, сдерживающий развитие рынка услуг print on demand - относительно высокая цена производства - в 3-5 раз выше обычного типографского производства. Очевидно, однако, что цены будут падать, а спрос на услуги print on demand расти.
Книготорговые компании типа Amazon.com также заинтересованы в печати книги по требованию. Разумеется, для этого им придется приобретать права у каждого издателя.
Кроме того, скоро система рrint on demand будет использоваться непосредственно книжными магазинами.
В частности, не так давно Borders Group Inc., одна из крупнейших книготорговых компаний в США, объявила, что собирается в будущем году установить в своих магазинах приспособления для цифровой печати. Книги будут заказываться через Сеть и печататься непосредственно в магазине. Если учесть, что компании принадлежит 260 книжных магазинов в США, картина получается весьма впечатляющая.
Зачем нужна система print on demand, доходчиво объяснил в одной из своих заметок Паравозов:
Как сказал бы Мальчиш-Кибальчиш, у коварных и алчных буржуев книги стоят дорого - чтобы скрыть правду и знания от народа. И поэтому в книжном бизнесе крутятся заметные деньги, и он находится в центре внимания разных хайтеков. Тексты, опять же, родное для компьютеров дело. Вот даже придумали печатать книжки прямо в магазинах, по запросу. Это в основном нужно для старых книжек, которые уже не достать. Основная проблема в этом деле - получение лицензий на печать книг от исходных издателей.
Такая система для заграниц была бы полезна: понятно, что, скажем, в Россию завозить большие тиражи разных англоязычных книг бессмысленно, а малые - муторно и дорого. Нам нужен очень большой спектр книг очень малым числом экземпляров. И тут print on demand как раз очень уместен.
Печать по запросу, помимо прочего, может осуществляться и непосредственно через Сеть - особенно в том случае, если не требуется брошюровка.
HP Instant Delivery - служба, позволяющая получать через Сеть разнообразную печатную продукцию (свежие газеты, колонки новостей, программу телепередач и проч.). По сути, это персональный газетный киоск и почтальон в одном лице.
Составные части HP Instant Delivery:
Бесплатная программа, которая загружает и распечатывает на принтере документы из Интернета. Вы выбираете публикации и указываете время и периодичность распечатки (раз в неделю, раз в день, трижды в день и т.п.). Все остальное делается автоматически.
Каталог рекомендованных публикаций (более 100), на которые можно подписаться. В большинстве случаев - бесплатно. Можно также распечатывать любые другие веб-страницы.
Для того, чтобы воспользоваться этой услугой, нужно иметь компьютер, принтер и установленную бесплатную программу HP Instant Delivery.
В России пионером использования системы print on demand является Александр Житинский, издавший таким образом уже несколько десятков книг. Свой опыт и видение он излагает в статье "Самиздат XXI века", написанной специально для Net-культуры.
Что будет происходить с книгами дальше? Электронные библиотеки станут дружить с издательствами, а книжные магазины с электронными библиотеками. Книги будут доступны как в электроном виде (публикации в Интернете, СD-ROM), так и в обычном печатном, причем первичная форма издания может быть какой угодно. Текст электронный и текст печатный уравняются в правах и будут различаться лишь сферами использования.
Еще одна развивающаяся форма представления книги - так называемые электронные книги (ebooks). Создатели этой технологии пытаются объединить достоинства электронного текста с вещественностью традиционной книги. Что из этого получается и чего от этого следует ожидать - тема отдельного разговора.
Ссылки:
- Ingram Book Group
- Lightning Print Inc.
- Borders Group Inc. (сайт временно не функционирует)
- HP Instant Delivery
- Издательство "Геликон+": Print-on-demand
- Print on Demand Business
- Print On Demand Initiative
Статьи по теме:
- Erik Sherman. Publisher tackles on-demand printing, ZDNN, 1 июня 1998
- Robert J. Sawyer. Print on Demand. Опубликовано в Bulletin of the Science Fiction and Fantasy Writers of America, зима 1998.
- Gist TV Selected As Featured Television Listing Provider for HP's 'Instant Delivery' Initiative, Internet Wire, 8 марта 1999
- Margaret Kane. Books printing happily ever after? ZDNN, 1 июня 1999
- Паравозов о print on-demand, Паравозов-News, 15 июня 1999
- Kaitlin Quistgaard. The Book-a-Minute Club, Wired News, 16 июня 1999
- Leander Kahney. Borders to Print Books On Demand, Wired News, 1 июля 1999
- Александр Житинский. Самиздат XXI века, Net-культура в РЖ.
|