Самиздат XXI века

Александр Житинский
Александр Житинский
anzh@nevalink.ru

Print-on-demand (печать по требованию) стремительно входит в моду, пока еще как иностранное словосочетание, обещающее невиданный прогресс в книгоиздании. Однако никто толком не знает - выгодно ли это, что сулит этот способ авторам и издателям и при чем здесь Интернет?

POD буквально означает следующее. Каждому читателю нужна лишь одна книга. Его не интересует тираж. Ему нужно, чтобы книгу можно было купить, когда она ему потребуется. Бывает, что читатель узнает об авторе или книге через несколько лет после ее издания. Он бросается в магазин - книги нет. Он идет к букинистам - там тоже мимо. Остается ждать переиздания. Но если издателю невыгодно это переиздание сколько-нибудь коммерческим тиражом, такого праздника можно и не дождаться. Особенно это касается книг немассового спроса.

При методе POD книга в идеале есть на рынке всегда. При этом ее нет на складе у издателя или в кладовке у автора. Она существует в компьютере в виде макета и на сайте в Интернете в виде аннотации, отрывка текста и выходных данных. Она может быть изготовлена в один-два дня, как только это кому-нибудь понадобится, и отправлена покупателю.

Идея простая до неприличия. Тираж не нужен. Итоговый тираж будет такой, каково количество читателей у этой книги. Никто не будет хвастаться, что, мол, моя книга издана стотысячным тиражом, поскольку может оказаться, что девяносто пять тысяч сгнили на складе и сданы в макулатуру, ибо издатель сильно просчитался с тиражом.

Интернет при этом - дешевый и повсеместно протянутый, как известно, способ информировать потенциального читателя, что книжка его ждет.

Весьма современно, не так ли?

Но точно так же, как паровоз был изобретен в России и здесь же родились первые слоны, Россия может считаться и родиной POD. Назывался он по-русски самиздат, именно этим словом и вошел во все словари.

Как это выглядело раньше? Автор, имеющий текст и пишущую машинку, часто не мог освободиться от желания подарить этот текст друзьям. Тогда он садился за машинку, делал шесть закладок под копирку и аккуратно перепечатывал свои или чужие сочинения. Была такая специальная самиздатовская бумага в пол-листа с голубенькой каемочкой - тонкая и крепкая. Ее можно было заложить до восьми экземпляров за раз. Официально она называлась "почтовой", но на самом деле это был тонкий диссидентский происк. На этой бумаге печатался русский самиздат.

Получившиеся книжные блоки брошюровались, переплетались и раздавались друзьям. Через некоторое время приходил заказ от друзей друзей - и им тоже изготовлялось 6-8 экземпляров. Далее шел черед третьей и следующих производных. Иной раз находились смелые люди, приставленные к зарегистрированным в КГБ копирующим машинам - они назывались ЭРА, позже появились ксероксы. Тогда тираж мог увеличиться до 50 экземпляров, а срок отсидки до 10 лет. По году за каждые пять экземпляров.

Роль Интернета с успехом выполняла партийная печать, которая регулярно оповещала о существовании соответствующих текстов и их вредоносности. И тогда тиражи сильно возрастали.

Вот только книжечки были невзрачны по внешнему виду. От сегодняшних книг POD они отличались как двуколка от нынешнего "мерседеса". Но работали исправно.

Сегодня существуют средства офисной полиграфии, позволяющие изготовить книгу тиражом от одного экземпляра, при этом качество ее будет не ниже полиграфического. Речь идет о текстовой и черно-белой печати, но развитие цифрового офсета делает возможным и скорое издание полноцветных книг.

Посмотрим, что это дает издателю. Да почти ничего, кроме хлопот. Огромное количество названий, малые объемы продаж (если издатель имеет коммерческую книгу, он не будет издавать ее в 100 экз.!), индивидуальная работа с каждым заказом. Нет, это не бизнес...

Но поставим себя на место автора - молодого, неизвестного, имеющего гениальные тексты (они всегда гениальные!), не имеющего денег (одно почему-то всегда сопутствует другому). Издатели его гонят, друзья смеются, жена пилит.

Он готов отдать все, чтобы увидеть свою книгу изданной. Но всего у него нет. У него есть только малая часть всего. И вдруг он узнает, что этой малой части может хватить, чтобы издать первый, начальный тираж своей книги. Ему не нужен издатель. Издателем будет он сам, то есть сам инвестирует свою книгу, сам выберет нужный формат, если нужно - обложку, сам продаст и сам станет знаменит. А потом напечатает еще один тираж и будет печатать эту книгу, пока ее будут покупать.

Он пошлет по экземпляру в крупнейшие библиотеки, ибо книга полноценная, она имеет ISBN - международный индивидуальный номер издания, и тогда он может быть уверен, что книга переживет автора, записанная в каталоги и всегда готовая к выдаче. Он пошлет книгу на конкурсы, он подарит ее критикам, он сам будет изобретать способы промоушна, как ныне принято говорить.

И если он талантлив и упорен - книга станет известной.

А если нет - он рискует всего лишь двумя-тремя сотнями долларов, которые он истратит на первый тираж. Но книга, не ставши знаменитой, все равно останется.

Лично я уже переквалифицировался из издателя, выпускающего тысячные тиражи с риском не вернуть вложенные деньги, всего лишь в профессионального производителя книг POD, который может предложить автору, в зависимости от наличия у него средств, те или иные технологии издания.

Этим я занимаюсь всего год, выпущено около 4 десятков книг, из них 70% таких, где издателями были сами авторы, но есть книги, в которые издательство вкладывает свои средства. Это прежде всего серия WWW (World Wide Writers - Повсеместно Протянутые Писатели), в которой уже выпущено 11 книг, на очереди еще 4. Большей частью это члены ЛИТО им. Стерна, лауреаты конкурса Арт-Тенета-97.

Зачем я это делаю? Причин множество. Не хочется издавать книги, которые мне трудно считать книгами, то есть рыночные бестселлеры. Да их и нет у меня почти. Нет средств, которые можно было бы заморозить на год, пока продается изданная большим тиражом некоммерческая книга. Нет умения продавать. Есть желание делать книгу своими руками от макета до тиража. Есть желание печатать молодых перспективных авторов.

Увы, даже среди молодых авторов встречаются графоманы. Часто бывает, что у них как раз находятся деньги. Что я делаю, когда приходит такой заказчик? Гоню его прочь? Совсем нет. Я выпускаю его книгу тоже. Положение производителя, объявившего об услуге, обязывает. Если у меня ресторан, я не могу не обслужить клиента лишь на том основании, что он не моет руки перед едой или мне не нравится форма его носа. Но есть несколько способов отделаться от такого автора или уменьшить моральный вред издательству. Завысить цену, чтобы он сам ушел, или не ставить на титуле название издательства.

Меня поймут те, кому нужно каждый месяц платить зарплату примерно пятнадцати работникам. Остальные могут считать меня циником - мне как-то все равно.

Два слова о технологии. Естественно, офсетная печать для таких тиражей не проходит. Остаются принтеры, ксероксы, ризографы. Наиболее экономичен и производителен ризограф при вполне приемлемом качестве. Наличие расходной мастер-пленки не дает возможности печатать от одного экземпляра, наиболее распространен начальный тираж в 100-200 экз. Бумага на блок офисная 80 г/кв.м. Обложки мягкие, часто с ламинированием и тиснением цветной фольгой. Изготовляются и книги в твердых переплетах.

С осени я, вероятно, объявлю об услуге издания и распространения книги от одного экземпляра. При этом издательство будет готовить для автора профессиональный макет с оформлением и страницу в Интернете, где эта книга будет выставлена со своею ценой. При поступлении заказа книга изготавливается и высылается читателю. Издательство возмещает свои издержки и получает расчетную прибыль (25-30%), автор же получает все, что сверху. Цену он назначает сам, исходя из себестоимости издания и собственных представлений о необходимости этой книги для человечества.

Уже сейчас мы пробуем работать с удаленными от издательства авторами, когда вся редакционно-издательская подготовка происходит в он-лайне. Автор присылает текст, издательство делает оформление, верстает книгу, далее текст и оформление выкладываются на веб в виде PDF-файлов или просто посылаются автору почтой, происходит корректировка, и книга идет в печать или выставляется для заказа. Замечу, что нам в принципе все равно - на каком языке печатать. Интернет дает возможность работы с авторами из-за рубежа. Так, мы уже выполнили несколько заказов для шведских авторов, сверстав и выпустив маленькие тиражи одного романа, трех сборников стихов и двух служебных сборников.

Все подробности об издании таких книг, способах работы с авторами и ценах можно будет уже к сентябрю узнать на сервере www.podtext.spb.ru, который сейчас строится.

Заходите в гости, попытайтесь издать с нами свою книгу и реализовать ее через Интернет, посмотрите, какие книги мы уже издали.

Предыдущий выпуск